Роль станции юных натуралистов в расширении экологического образовательного пространства школьников
p align="left">Процессы экологического воспитания и образования взаимосвязаны. Заметим, что специального внимания заслуживают вопросы экологического воспитания в процессе образования и, напротив, экологического образования в воспитательном процессе. В первом случае важно проследить логическую взаимосвязь воспитательной работы с образовательными программами, обеспечить взаимосвязь содержания учебного процесса и деятельность школьников во внеурочное время. Во втором - обеспечить решение воспитательных задач в процессе изучения детьми основ экологии.

Автор программы выделяет следующие задачи, которые должны реализовывать учреждения дополнительного образования в организации экологического воспитания школьников:

создание нестандартной развивающей экологизированной игровой среды;

реализация комплексного подхода к экологическому воспитанию с участием специалистов разного профиля;

организация практической деятельности детей;

предоставление ребенку возможности выбора содержания и форм деятельности, организация индивидуальной работы со школьниками;

разнообразие организационных форм и методов экологического воспитания.

Основными показателями эффективности образовательного процесса выступают знания, умения, навыки учащихся, а в качестве содержания образовательных программ выступает стандартизированная система понятий, представлений, информации, приобретаемых учащимися как на уроке, так и в ходе «практикумов», и реализуемых в практической деятельности [48, 96].

Содержание экологического воспитания школьников И.В. Цветкова определяет как педагогически организованное взаимодействие ребенка с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой) или педагогическое сопровождение ребенка в процессе освоения им окружающего социоприродного пространства.

Содержание изучаемого процесса в программе «Маленький принц Земли» представлено в следующих плоскостях:

А) «горизонтальной», определяющей «объем» осваиваемой ребенком окружающей среды;

Б) «вертикальной» плоскости, пересекающей все горизонтали и сферы и определяющей качественный уровень взаимодействия со средой;

В) трех сферах: взаимодействие с природой, социумом, самим собой.

При разработке содержания экологического воспитания автор акцентировала внимание на предоставление ребенку возможности быть на природе, наблюдать ее явления, приобретать позитивный опыт общения с окружающим миром, навыки экологически значимой деятельности. Необходимостью решения этой задачи было продиктовано определение содержания экологического воспитания школьников в «горизонтальной» плоскости.

В программу включены три «горизонтали»:

объем освоенной среды на первой из них И.В.Цветкова связывает с ближайшим окружением школьника, включая представителей животного и растительного мира дома, в школе, во дворе, микрорайоне;

вторая «горизонталь» предполагает установление эмоциональных контактов с экосистемами, ближайшего окружения (полянка и ее обитатели, клумба и растущие на ней цветы, березовая аллея или роща, пруд (речка, озеро и т.д.), освоение ребенком элементов социальной среды во взаимосвязи их с природой (городская улица, школьный сад, сквер, парк, др.);

на третьей «горизонтали» учащиеся осваивают окружающий мир на уровне пониманий «город»; «поселок», «лес», «поле», «водоемы», «болото» и т.д., каждое из которых насыщено конкретными образами, объектами взаимодействия.

Качественный уровень взаимодействия с окружающим представлен в «вертикальных» блоках программы экологического воспитания, которые пронизывают каждую из «горизонталей» освоения ребенком окружающей среды.

Исследование И.В. Цветковой позволило выявить в содержании экологического воспитания школьников следующие основные направления деятельности, взаимодействия с окружающей средой (в программу они включены как «вертикали» или «вертикальные тематические блоки»):

практическая экологизированная деятельность;

познавательная деятельность;

общение с представителями животного и растительного мира;

эколого-эстетическая, творческая деятельность;

участие в детских экологических объединениях, движениях.

Включение детей в практическую деятельность способствует формированию опыта, умений, навыков экологически обоснованного взаимодействия с окружающей средой, позитивного взаимодействия с природой, социумом.

«Познавательная» вертикаль по своему содержанию отличается от учебных курсов экологии и носит эмпирический характер, расширяет представления детей об окружающем за счет непосредственного контакта с природными и социальными объектами, дополнительной литературой и другими источниками. Исходной точкой познавательной деятельности являются конкретные объекты окружающей среды соответственно «горизонтали», осваиваемой ребенком.

«Вертикаль» общения с представителями животного и растительного мира, взаимодействия с объектами социальной среды способствует расширению личного опыта школьников, развивает его эмоциональность, эмпатические впечатления, упражняет в позитивном поведении и деятельности [48, 100].

Важную роль играет содержание эколого-эстетической «вертикали» в связи со спецификой школьного возраста. Данная «вертикаль» особо насыщена, так как предполагает включение детей в различные виды творческой деятельности, экологическое воспитание средствами детской литературы, изобразительного искусства, музыки, фольклора, хореографии и театра.

В программе «эстетическая вертикаль» существует не сама по себе, а лишь в пересечении с конкретным содержанием осваиваемого ребенком окружающего пространства.

Участие детей в деятельности экологических объединений - условие формирования у них активной нравственно-экологической позиции. Как показывает практика, чувство пессимизма зарождается у школьников в том случае, если он начинает ощущать себя в одиноком противостоянии экологической безграмотности и бескультурью окружающих. Такая ситуация складывается в практике достаточно часто и имеет объективные причины.

Содержание данной «вертикали» предполагает объединение школьников на основе общих интересов для совместной экологической деятельности и позволяет одновременно решать ряд важнейших педагогических задач.

Особое значение в содержании экологического воспитания школьников имеют нормы и правила взаимодействия с окружающим, пронизывающие все виды деятельности детей. Выполнения детьми определенного набора «законов» рассматриваются в качестве показателя их экологической воспитанности.

В программе «Маленький принц Земли» использована сюжетно-ролевая основа - сказка Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц», и в качестве правил выбраны высказанные в сказке «мудрости» и законы жизни главного героя:

«Встал утром, умылся, привел себя в порядок - приведи в порядок свою планету»;

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»;

«Надо судить не по словам, а по делам»;

«Искать надо сердцем, самого главного глазами не увидишь»;

«Это по настоящему полезно, потому что красиво» и др.

Отталкиваясь от выбранных из текста сказки «законов», детские коллективы продолжают самостоятельно составлять их перечень, дополняют его, исходя из особенностей окружающей среды.

Обозначенные «горизонтали» и «вертикали» расположены в трех сферах взаимодействия с окружающим миром: с самим собой, другими людьми, природной и социальной средой. Каждая сфера пересекает каждую из горизонталей и каждая «вертикаль» проходит через все три сферы. Это означает, что осваивая определенную горизонталь, ребенок будет открывать не только окружающий мир, но и самого себя через окружающих людей, представителей животного и растительного мира. Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной И.В. Цветковой, свидетельствуют, что освоение «вертикальных» блоков программы, предполагающее участие школьника в различных видах экологически ориентированной деятельности, помогает ребенку осознать себя как гармоничное существо - свои интеллектуальные возможности, особенности физического развития, многогранность духовного мира. Сфера взаимоотношений с другими людьми способствует формированию у детей представления о неповторимости каждой человеческой личности, уважения к культурным традициям своего народа.

Системность воздействий на нравственное, эмоциональное и деятельностное развитие личности ребенка во внеурочное время в ходе опытно-экспериментальной работы достигалась в результате программирования и моделирования процесса экологического воспитания. Реализация программы «Маленький принц Земли» предусматривала включение ребенка в длительную сюжетно-ролевую меру - попланное освоение роли Маленького принца своей планеты (с опорой на сюжет и образы сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»).

На современном этапе, когда воспитательный процесс ориентирован на общечеловеческие ценности, особое значение имеет выбор сюжета и, соответственно, роли, которую примет на себя ребенок, в процессе воплощения которой будет накапливать жизненный опыт, усваивать определенные нормы и правила. Обозначенным в программе позициям относительно процесса экологического воспитания созвучен, в частности, образ главного героя сказки А.Экзюпери. Маленький принц может выступать своего рода идеалом хозяина своей планеты, олицетворять высокий уровень развития экологической культуры, нравственно-экологическую позицию в доступной для детей наглядной форме, быть тем примером для подражания, который так необходим детям младшего школьного возраста. Так же, как у сказочного принца, имевшего планету «величиной с дом», у каждого участника программы есть своя «планета» - небольшая часть земного шара, хозяином которой и пытается стать ребенок. Ему предстоит выполнить на своей «планете» ряд экопроектов, научиться жить по правилам и законам Маленького принца. В ходе игры предусмотрены торжественные ритуалы, например, посвящения в Маленьких принцев планеты Земля, День рождения новой звезды и т.п. Содержание экологического воспитания изложено в форме «вертикалей» («Я - планета», «Планета людей», «Живая душа природы», «Красота спасет мир», «Знания во спасение», «Взаимодействие плюс», «Возьмемся за руки, друзья!») и «горизонталей» («Планета величиной с дом», «Заповедная планета», «Городская звезда», «Межпланетные экспедиции», «Дачный сезон») [48, 117].

«Вертикальные» тематические блоки программы отражают основные направления экологически ориентированной деятельности детей. Так, «вертикаль» «Живая душа природы» предполагает организацию непосредственного общения ребят с представителями животного и растительного мира. Главные действующие лица игры призывают ребят: «Прислушаемся к своей планете, голосам зверей и птиц, цветов и деревьев… Неправда, что человек не может понимать их языка. Глухонемыми, одинокими, беспомощными люди остаются в своем равнодушии, черствости, эгоизме. Слышать и понимать природу можно сердцем». Автор программы выделяет следующие проекты блока:

- «Вырасти себе друга» ( цветок на окне);

- «Азбука природы» - своеобразный словарь языка, на котором природа разговаривает с нами - соответственно имеющемуся у детей опыту общения;

- «Встреча друзей» - выставка комнатных растений, выращенных участниками программы;

- «Заветная тропинка» - тропинка к самому другу - дереву, цветку;

- «Альбом моих друзей» - рисунки, фотографии растений с которыми общаются участники программы;

- «Быть другом - значит творить добро» - проекты добрых дел, выполнение которых становится повседневным правилом участника программы.

Блок «Красота спасет мир» предполагает включение детей в деятельность эколого-эстетического характера. Проекты блока:

- цикл проектов, направленных на отражение в художественной форме способов решения экологических проблем:

«Моя планета» - выставка художественных работ, передающих красоту и неповторимость каждой из выбранных детьми планет.

«Экологический театр» - проект, включающий не только спектакли, а например игры: «Вживание в образы природы», «Монолог от имени».

цикл проектов, направленных на преобразование окружающей среды: «Радуга над домом» - украшение подъезда своего дома (квартиры, стены балкона).

«Вальс цветов» - разбивка цветников во дворах, на пустырях и в неухоженных участках города.

Проекты, посвященные развитию красоты речи самих детей:

«Красивая речь» - от каких «ростков баобабов», сорняков надо избавиться в своей речи.

«Красивые люди» - галерея портретов выдающихся исторических личностей или современников, в том числе близких друзей, одноклассников.

«Взаимодействие плюс» - блок практических дел. Организаторы игры предлагают детям, посмотрев на рисунок весов, «положить» на одну чашу то доброе и полезное, что Земля делает для каждого из них, а на вторую то, что сделал каждый из школьников для своей планеты. Дети отмечают, что «перетянет» чаша доброго отношения Земли к человеку. Тогда принимается решение: предпринимать такие действия, чтобы каждое из них добавляло «плюсы» на наши чаши весов, чтобы каждый из наших многочисленных контактов с окружающим миром приносил пользу и нам самим, и другим людям, и представителям животного, растительного мира. Проекты блока:

- «Чистое утро» - регулярная уборка дома, двора, класса; уход за газонами; подкормка птиц.

- «Экологическая скорая помощь» - выявление сигналов бедствия и немедленная реакция на них - посильная помощь - после обращения к взрослым.

Блок «Возьмемся за руки друзья» - предполагает объединение усилий детей в решении экологических проблем.

На данной вертикали программы ее участникам предстоит организационная работа: по проведению акций; созданию экологических организаций; реализации информационных проектов; осуществлению ритуалов приема в свою организацию, посвящение в друзья Маленького принца. Проекты блока:

- «Экологическая листовка» - информационно-агитационные листки, связанные с тревожной экологической ситуацией в области.

- «Экологическая акция» - очистка парка от мусора.

- «Контакт» - установление контактов с другими экологическими объединениями, организация совместной работы.

«Знание во спасение» - блок обогащение школьников экологическими знаниями, формирование у них природоохранных умений и навыков. Проект блока - «Копилка почемучки» - конкурс на качество и глубину вопросов, найденных детьми.

«Горизонтали» программы обозначают объем среды (или размеры «планеты»), на которой ребенок (детский коллектив) будет выполнять свои экологические проекты, по отношению к которой он будет Маленьким принцем.

В программе предусмотрены ступени роста и, соответственно, звания, присваиваемые ребенку на каждой новой ступени: «Принц алой розы, Принц белой, а затем солнечной розы; Принц изумрудной, а затем лазурной звезды; Маленький принц Земли и Четвертый кит»; разработаны элементы символики - трехцветный галстук (зеленый, желтый, голубой цвета), эмблемы для каждой ступени.

В программе, разработанной И.В.Цветковой особое внимание было уделено методическому аспекту проблемы экологического воспитания школьников. Автор выделяет следующие методические принципы экологического воспитания школьников во внеурочное время:

предоставление ребенку наглядных образцов экологически обоснованного взаимодействия человека с окружающим миром;

упражнение его в соблюдении экокультурных норм поведения в социоприродной среде;

конкретность, образность диалога ребенка с природой; включение его в разнообразную эмоционально насыщенную экологически значимую деятельность;

обеспечение постепенного перехода ребенка от действия по образцу к самостоятельному выбору в пользу экологического благополучия;

игровой инструментовки взаимодействия школьника с окружающим миром.

В соответствии с указанными принципами разработан и опробирован комплекс методов экологического воспитания школьников во внеурочное время, включающий в себя:

длительные и кратковременные экологические проекты школьников;

сюжетно-ролевые экологические игры;

игры - маршруты с элементами туристско-краеведческой деятельности;

диалоги с природой, развивающие эмоционально-чувственную сферу ребенка;

массовые экологически ориентированные мероприятия-праздники.

Таким образом, с помощью вышеописанной программы происходит приобщение детей всех возрастов к трудовой общественно - полезной деятельности, воспитание у них трудолюбия, всесторонних интересов, развитие логического мышления, познавательных и творческих способностей, инициативы и самостоятельности, совершенствование знаний, умений, трудовых навыков.

Результатом работы по этой программе являются ежегодные конкурсы, проводимые на СЮН под девизом «Знать, уметь, беречь и множить!». В них принимают участие все школьники города, среди которых есть кружковцы. Анализ работ показывает, что у школьников, занимающихся на СЮН, уровень знаний выше (см. приложение 10).

Кроме того, проводится научно - практическая конференция, на которой подводятся итоги практической деятельности юннатов. Конкурс показывает умения и навыки учащихся в этой области.

Юннаты принимают активное участие в городских и областных олимпиадах, в разных конкурсах по линии дополнительного образования.

То есть, работа СЮН расширяет экологическое образовательное пространство школьников.

Выводы по главе 2

1. Образовательное пространство представляет собой вид пространства, место, охватывающее школьника и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующего.

2. Экологическое образовательное пространство предполагает педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают основы комплексной экологии, овладевают прикладными знаниями и практическими умениями и навыками оптимизации воздействий на природную преобразованную среду в различных видах действительности.

3. Станция юных натуралистов, работая по программе экологического воспитания «Маленький принц Земли», играет большую роль в расширении экологического образовательного пространства школьников.

4. Программа экологического воспитания «Маленький принц Земли» была разработана в 1992 году И.В.Цветковой.

5. В программе использована сюжетно-ролевая основа - сказка Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц», и в качестве правил выбраны высказанные в сказке «мудрости» и законы жизни главного героя.

6. Содержание изучаемого процесса в программе «Маленький принц Земли» представлено в следующих плоскостях: «горизонтальной», «вертикальной», в трех сферах: взаимодействие с природой, социумом, самим собой. Вертикальные тематические блоки программы отражают основные направления экологически ориентированной деятельности детей. «Горизонтали» программы обозначают объем среды (или размеры «планеты»), на которой ребенок (детский коллектив) будет выполнять свои экологические проекты, по отношению к которой он будет Маленьким Принцем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать