8. Организовать на станции к осени 1949 г. учебные лаборатории и живой уголок с животными и растениями, оборудовать его клетками, вольерами, светокамерами, аквариумами, террариумами и т. д.
9. Оказывать методическую помощь учителю естествознания.
а) Провести занятия на следующие темы:
1) Методика построения учебно-опытной работы на пришкольном участке.
2) Торжество мичуринской агробиологической науки. Творческий советский дарвинизм.
3) Великий Сталинский план преобразования природы и участие учащихся в его выполнении.
4) Методика проведения уроков на тему «Травопольная система земледелия акад. В. Р. Вильямса».
5) Акад. Т. Д.Лысенко -- глава мичуринского направления в науке, руководитель огромной армии мичуринцев.
6) Методика проведения урока на темы: «Молочный скот, его разведение и уход за ним» и работы лауреата Сталинской премии С.И. Штеймана, создавшего породу костромского скота в совхозе «Караваево».
7) Организация занятий с учащимися на тему: «Вредители сельского хозяйства и борьба с ними».
8) Как озеленить школу.
9) Работа в школьном кружке юных натуралистов в зимний период.
б) Провести следующие экскурсии:
1) Инструктивные экскурсии на станцию: «Методика проведения экскурсий с V и VI классами по темам: «Культурные растения, произрастающие на полях нашей Родины», «Мичуринские пути управления ростом и развитием растений».
2) Открытый урок -- экскурсия для учителей с учащимися IX класса (две экскурсии) на темы: «Творческий советский дарвинизм»; «Многообразие и единство органического мира. Приспособленность организмов к условиям их существования».
3) Деревья и кустарники нашего парка и использование их в школьном курсе естествознания.
в) С учителями начальных классов провести занятия на следующие темы:
1) Торжество мичуринской агробиологической науки и методика использования ее достижений в объяснительном чтении по естествознанию.
2) Великий Сталинский план преобразования природы и участие в нем школьников.
3) Экскурсии: а) по учебно-опытным и коллекционным делянкам станции на тему: «Как использовать участки станции для проведения экскурсий -- уроков с учащимися» (инструктивная экскурсия); б) в учебный парк станции на тему: «Деревья и кустарники нашего парка и -использование их в учебно-воспитательной работе школы».
г) Провести следующие практические занятия:
Ознакомление с семенами культурных растений. Анализ семян.
Определение минеральных удобрений (простейший анализ, распознавание).
Работы по вегетативной гибридизации (прививка тыквенных и пасленовых).
Практикум по прививке плодовых.
Техника посадки деревьев, кустарников и цветов. Черенкование.
Как организовать работу по изучению природы местного края (экскурсия в природу с дальнейшей обработкой собранного материала).
д) С директорами школ и завучами провести экскурсию по станции для ознакомления их с возможностью использования станции в школьном курсе естествознания и в воспитательной работе школы.
10. По заказам школ приступить в столярной мастерской станции к изготовлению светокамер, клеток, приборов для наблюдения за ростом корня и т. д.
11. Провести следующие общерайонные юннатские мероприятия:
1) «День птиц» (в конце марта). Организовать проведение «Дня птиц» по школам. Общерайонный вечер провести совместно с ДПШ в помещении последнего. Принесенные школами птичьи домики развесить в учебном парке станции.
2) Юннатский слет (в феврале), посвященный Великому Сталинскому плану преобразования природы и участию в нем школьников. Вечер провести совместно с ДПШ, в его помещении. Перед началом вечера на слете организовать прием от школ семян древесных пород, собранных учащимися в «мичуринскую копилку».
3) Юннатский слет (в апреле), на тему: «Подготовимся к работам на пришкольном участке и по озеленению школы».
4) «Неделю сада» в общерайонном масштабе провести на станции, привлечь к участию в посадках 5000 школьников. Посадить в «Неделю сада» не менее 1000 ягодных кустов, очистить парк, выкорчевать часть пней, зачеренковать 10 000 черенков, высадить в питомнике в «школу саженцев» 5000 яблонь.
12. Устроить следующие выставки:
1) Осенью, в августе, на районной учительской конференции.
2) В ДПШ, совместно с ним, на тему: «Великий Сталинский план преобразования природы» (на слете юннатов).
3) В ДПШ, совместно с ним, на тему «Охрана полезных птиц» (на слете, посвященном «Дню птиц»),
4) Принять участие в выставках, устраиваемых Дворцом пионеров им.Жданова, на городских слетах юннатов.
5) Осенью, в помещении станции, устроить выставку по итогам работы юннатов. На выставку организовать экскурсии учащихся школ района.
13. Провести работу с детьми детских площадок.
1) Принять экскурсии на станцию детей всех абсолютно площадок и летних пионерлагерей.
2) Привлечь для работы в кружке детей площадок и лагерей:
3) Провести методический инструктаж с педагогическим персоналом площадок и лагерей по вопросу организации с детьми работы по изучению природы и по опытничеству.
4) Совершить с детьми две показательных экскурсии в природу, на каковые пригласить педагогический персонал площадок, для ознакомления с методикой проведения их.
14. Организовать, начиная с весны 1949 г., при станции кабинет-музей природы местного края.
15. Написать следующие методические разработки для учителя:
1) Экскурсия на тему «Деревья и кустарники нашего парка и использование их в учебно-воспитательной работе школы».
2) Экскурсия на тему «Растения, выращиваемые на полях надшей могучей Родины».
3) Экскурсия на тему «Мичуринские пути управления ростом и развитием растений».
4) Экскурсия на парники.
5) Роль школы в изучении природы местного края.
6) Экскурсия на тему «Вредители наших овощных растений и способы борьбы с ними».
7) Экскурсия на тему: «Сорные растения наших полей и борьба с ними».
8) Разработка «Практические работы по посеву растений в ящики и горшки».
9) Разработка «Практические занятия по пикировке».
10) Разработка «Ранние весенние работы в открытом грунте».
11) Разработка темы «Опыты по удобрениям».
12) Разработка темы «Опыты по стадийному развитию растений».
13) Роль зеленых насаждений в благоустройстве города и участие школьников в работах по озеленению.
16. Организовать с юннатами работу по заданиям ученых. Эту работу провести по следующим темам:
1) Испытание в условиях ленинградского климата и тяжелых почв культуры ветвистой пшеницы, полученной с экспериментальной базы Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина в Горках Ленинских.
2) Испытание ряда овощных культур по заданию Грибовской селекционной станции, руководимой акад. Ушаковой (томаты, капуста, фасоль, огурцы и др.).
3) Сортоиспытание картофеля по заданию Всесоюзного института растениеводства, руководимого акад. И.Г.Эйхфельдом.
4) По заданию Института теории и истории педагогики Академии педагогических наук сортоиспытание по ряду культур (зерновые, технические, овощные).
17. Участие юннатов в конкурсах. Принять участие в следующих конкурсах;
1) Во всесоюзном конкурсе на лучшего юного растениевода-опытника.
2) Во всесоюзном конкурсе на лучшего юного садовода.
3) Наметить участников на ВСХВ в 1951 г.
4) Провести смотр пришкольных участков.
18. По линии научно-исследовательской работы провести следующие исследования:
1) Испытать возможность культивирования томатов путем непосредственного посева семян в грунт.
2) Продолжать работу по выведению скороспелых, высокоурожайных и холодоустойчивых сортов томатов.
3) Продолжать работу с капустой сорта «Кубышка».
4) Испытывать далее возможность однолетней культуры лука.
5) Углубить работу по продвижению бахчевых на север.
6) Широко использовать результаты опытов юннатов для научно-практических выводов (агротехнические приемы, сортоизучение, скрещивание, вегетативная гибридизация и т. д.).
19. Для пропаганды достижений мичуринской агробиологической науки пропустить по нарядам Отдела культурно-просветительной работы Исполкома не менее 10 экскурсий по станции рабочих и служащих учреждений и предприятий района. Лекций (массовых) прочитать 10.
Приложение 3
Схема работы кружка юннатовПриложение 4
План работы Шадринской городской станции юных натуралистов
№ п/п | Мероприятие | Сроки | |
I. Методическая работа | |||
1. | Продолжить работу по пропаганде экологических знаний и экологическому воспитанию школьников и жителей города. С этой целью: А) оказывать инструктивно-методическую помощь школам и д/садам в организации экологических мероприятий Б) провести радиопередачи В) помещать заметки в газетах «Шадринский курьер», «Исеть» о работе СЮН и проблемах экологического воспитания Г) освещать работу СЮН по местному телевидению. Пропагандистскую работу проводить совместно с комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов. | В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года | |
2. | В помощь педагогам школ и учреждений дополнительного образования, подготовить методразработки на биологические и экологические темы | В течение года | |
3. | Подготовить выставки книг для педагогов по темам: «Игры и викторины о природе» «Как организовать юннатскую работу летом» «Работа с природным материалом» «Организация опытнической работы» | Март Май Сентябрь Февраль | |
4. | Принимать участие в семинарах, проводимых по линии гороно по теме «Экологическое воспитание школь-ников. Организация натуралистической работы» | В течение года | |
5. | Принять активное участие в проведении МО учителей биологии и работников учреждений дополнительного образования. Выступать с сообщениями по профилю работы СЮН. | В течение года | |
6. | Проводить консультации для учителей города и района работников учреждений дополнительного образования, д/садов по организации работы экологического содержания | В течение года | |
II. Организационно-массовая работа. | |||
1. | Провести выставку кошек | Февраль | |
2. | Неделя экологии, посвященная Дню Земли | Апрель | |
3. | Праздник «Здравствуй, лето» | 1 июня | |
4. | Принять участие в выставке цветов | Август | |
5. | Выставка поделок из природного и бросового материала | Октябрь | |
6. | Выставка композиций из сухоцветов и искусственных цветов «Рождественский букет» | Декабрь | |
III. Работа педсоветов. | |||
Провести заседание педсоветов по темам: | |||
1. | Выполнение учебно-воспитательных задач на занятиях кружков СЮН | Февраль | |
2. | Итоги учебного года. Пропагандистская работа на СЮН. | Май | |
3. | О состоянии методической работы. «Детским увлечениям - биологическую направленность». Творческий отчет. | Сентябрь | |
4. | Итоги ушедшего года. Планирование работы на следующий учебный год. | Декабрь | |
IV. Работа с детьми. | |||
1. | Организовать работу кружков на СЮН: Юный натуралист Юный ботаник Фитодизайн Юный зоолог Аквариумист Охрана природы Цветоводство Часть кружков организовать на базе школ, школ-интернатов, клубов по месту жительства | В течение года | |
2. | Организовать клуб выходного дня | Еженедельно | |
3. | Провести беседы в кружках. Примерные темы: «Растения в легендах и преданиях» «Гости из Африки» «Убежища животных» «Подводные танки» «Влияние космоса на жизнь растений» «Пушистая семейка» «Хвойные деревья» | ||
4. | Проводить опытническую работу по темам: «Размножение циперуса корневищами и розеткой в условиях аквариума» «Влияние прищипок и пасынкования на продолжи-тельность цветения и сроки созревания семян» «Грунтовый посев однолетних астр в разные сроки» «Условия, необходимые для прорастания семян» «Размножение гиппеаструма семенами» | В течение года | |
5. | Организовать работу кружковцев в летний период на участке СЮН. | Июнь - август | |
6. | Поддерживать тесную связь с родителями и классными руководителями кружковцев. | В течение года | |
7. | Принимать участие в проведении родительских собраний в школах, где учатся кружковцы | В течение года | |
8. | Провести праздник по итогам работы кружковцев на СЮН за прошедший учебный год. | Май | |
V. Работа с кадрами. | |||
1. | Педагогическому коллективу продолжить работу над темой «Совершенствование форм и методов экологического образования и воспитания школьников» | В течение года | |
2. | Руководителям кружков работать по темам самообразования: Цветочно-декоративные многолетники. Экскурсия как форма экологического питания. Детским увлечениям - биологическую направленность. Совершенствование приемов аранжировки. Использование игровых приемов в натуралистической работе. Изучение фауны местных водоемов на занятиях натуралистического кружка. Изучение дикорастущих растений Шадринского района. Изучение лекарственных растений нашего края. | ||
3. | Провести производственные совещания по темам: Об итогах работы в зимние каникулы. Состояние опытнической работы в кружках СЮН. О проведении недели экологии. О планировании участка СЮН. Об итогах работы в ГПЛ и РВО в летний период. О подготовке к новому учебному году. | Январь Март Апрель Апрель Июнь Сентябрь | |
VI. Административно-хозяйственная работа | |||
1. | Провести текущий ремонт СЮН | Июнь | |
2. | Приобрести учебно-наглядные пособия для занятий кружков. | В течение года | |
3. | Закупить семена цветочно-декоративных и овощных культур | Январь-февраль | |
4. | Закупить литературу для библиотечки СЮН | В течение года | |
5. | Приобрести вазы, вазоны для цветов | В течение года | |
VII. Контроль и руководство. | |||
1. | Своевременно утверждать планы работ педагогов и расписание кружков | Сентябрь | |
2. | Контролировать работу натуралистических кружков в школах города, клубах по месту жительства, детских садах, на СЮН | По графику | |
3. | Систематически проводить проверку ведения кружковой документации | 1 раз в месяц | |
4. | Заслушать педагогов на производственных сове-щаниях, педсоветах по вопросам опытнической работы с кружковцами, формах и методах проведения занятий кружков. | В течение года | |
5. | С целью оказания методической помощи проводить консультации по темам: «Организация опытнической работы в кружках СЮН» «Изготовление поделок из природного материала» «Планирование работы натуралистического кружка» «Организация работы на учебно-опытном участке» «Содержание живого уголка» «Организация юннатских праздников» | В течение года | |
6. | Итоги проверок кружковой работы доводить до сведения коллектива на производственных совещаниях | В течение года | |
7. | Пропагандировать опыт работы лучших руководителей кружков | В течение года |
Приложение 5
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИЙ
По стендам (книгам) в кабинете (лаборатории) биологии ознакомиться с местными ядовитыми растениями и опасными животными.
Отправляясь на экскурсию, надевай одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевай прочную обувь, чулки или носки. Во время экскурсии не ходи босиком.
Возьми с собой питьевую воду в фляжке или бутылке, чтобы не пить воду из открытых источников, где обычно бывают микробы - возбудители болезней.
Не пробуй ни одного из собранных растений на вкус, помни, что это может повлечь за собой отравление, а также заражение желудочно-кишечными болезнями.
Запрещается выкапывать растения незащищенными руками. Для этой цели надо использовать лопатки, рыхлители и защитить руки перчатками.
В случае какой-либо травмы обращайся к учителю. Он окажет тебе помощь.
Приложение 6
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Работы в уголке живой природы выполняй в халате или переднике.
При пересадке или перевалке растений, пикировке рассады защищай руки перчатками.
Осуществляя подкормку растений, не прикасайся к удобрениям, набирай их пластмассовыми ложечками или шпателями.
Опрыскивание и опыление растений ядохимикатами строго запрещается.
При чистке клеток птиц и вольера животных производи работу в перчатках или рукавицах. Вынимая животных из вольера, бери их за загривок во избежание укуса. Не вынимай из вольера самок недавно принесших потомство - это грозит укусом.
При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывать воздух из его трубки ртом. Пользуйся для этой цели резиновой грушей, вставленной в трубку сифона.
По окончании работы в уголке живой природы сними халат и вымой руки с мылом.
Если во время работы в уголке живой природы ты получил какую либо травму, немедленно обратись к учителю.
Приложение 7
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТ НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ
Приходи на работу на школьном участке в рабочей одежде и обуви.
Переноси заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли и т.д.) в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз: это предохранит твоих товарищей от травмы.
Вскапывая почву лопатой, работай попеременно то с правой, то с левой стороны (по 5 минут). Это предупредит искривление позвоночника.
При переносе земли соблюдай нормы указанные учителем.
При переносе тяжестей равномерно нагружай обе руки.
Соблюдай указанный учителем ритм работы.
Во избежание переутомления делай в работе десятиминутные перерывы через каждые 20 или 30 минут по указанию учителя.
Работай лопатой, следи за тем, чтобы она не ранила твои ноги. Не перегружай лопату землей: нагружай ее не более чем на одну треть штыка. Во время работы граблями, вилами не направляй их рабочую часть на окружающих.
При прополке работай обязательно в перчатках.
Не опрыскивай и не опыляй растения ядохимикатами. Если это будет необходимо, такую работу выполняют взрослые. После обработки участка ядохимикатами, не заходи туда 5 суток.
Не ешь немытые корнеплоды, овощи, плоды и ягоды.
По окончанию работы на участке очисти инвентарь, сдай его, сними рабочую одежду и тщательно вымой руки с мылом.
В случае какой-либо травмы обращайся к учителю.
Приложение 8
Рис.1. Изменение количества кружков на СЮН г. Шадринска
Приложение 9
Рис. 2. Процентное соотношение посещения юннатами кружков по интересам
Приложение 10
Рис. 3. Процентное соотношение уровня знаний по биологии у школьников и юннатов (по итогам городской олимпиады 1999 года)