Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ
чебный план отражает приоритеты развития образовательного пространства Свердловской области, одновременно обеспечивая учащимся возможности самостоятельного выбора образовательных дисциплин (элективных курсов). Федеральный и национально-религиозный компонент учебного плана обеспечены учебно-методическим, информационным сопровождением в полном объёме. Реализация и содержательное направление школьного компонента определяется нормами учебной нагрузки, основано на образовательных потребностях и интересов учащихся, обусловлено реальными возможностями данного учебного заведения, приоритетными направлениями деятельности ОУ. Расписание учебных занятий соответствует учебному плану школы и нормативным требованиям, сбалансированного по степени нагрузки на каждой ступени образования. Отражает структуру учебного плана в части обязательности и выборности занятий, утверждено директором школы и согласовано с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области г. Красноуфимск

Классные журналы, в том числе журналы по ГПД, кружковой работы оформлены и ведутся в соответствии с требованиями, предъявленными к ведению данного вида документов. Во всех журналах федеральный, национально-региональный и школьный компонент реализуются в соответствии с заявленной часовой нагрузкой учебного плана, что соответствует минимуму содержания образования по каждой образовательной области.

Образовательный процесс опирается на сформировавшуюся воспитательную систему школы, в которую включены органы педагогического и ученического самоуправления и соуправления, методические объединения, блок дополнительного образования. Дополнительное образование нацелено на формирование художественно-эстетических, культурологических, краеведческих, физкультурно-спортивных навыков.

В основу внеурочной воспитательной работы положены следующие направления деятельности: «Здоровье», «Досуг», «Семья», «Школьное соуправление». Воспитательная работа направлена на создание условий для формирования и развития социально адаптированной личности, способной использовать полученные предметные знания в дальнейшей учебе и работе.

В школе составляется план учебно-воспитательной работы, планируется работа школьного объединения «Старшеклассник», составляется план работы на месяц, год, руководящим составом, классными руководителями.

Основные направления деятельности определяются циклограммой работы ОУ. Информация о деятельности ОУ отражается на информационном стенде, а также в специальных выпусках школьной газеты «Даешь власть». В образовательном процессе и внеурочное время активно используются новые информационные технологии, для чего имеется достаточно оснащённая информационная база, которая переоснащает условия ведения образовательного процесса.

Все участники образовательного процесса информированы о целях и задачах ОУ, видах предоставляемых услуг, правах и обязанностях участников образовательного процесса, о прогнозируемых результатах образования.

Ежегодно ОУ отчитывается о качестве образовательных услуг перед общественностью на родительских собраниях и сельских сходах. Отсюда, управление качеством требует специальной подготовительной работы всех субъектов образовательного процесса. Только это поможет повысить достижения учащихся, а, следовательно, и качества образования.

Анализируя статистические данные по уровню образовательных достижений можно сделать вывод, что результат обучения соответственно составили: на первой ступени - 93% (42%), второй ступени - 92% (49%), третьей ступени - 88%(40%). Качество обучения по предметам за предшествующие три года повысилось и в среднем составляет: по математике - 53%, музыке - 96%, русскому языку - 55%, черчению - 56%, физике и химии - 59%, по истории - 55%, трудовому обучению - 96%, физкультуре - 97%, ОБЖ - 94%, МХК - 92%. По результатам выбора экзаменов видим, что самый высокий рейтинг предметов ОБЖ - 69%, физике - 63%, обществознанию - 60%. Средний балл, полученный выпускниками на ИА стабильный - 3.6-3.8. По результатам итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов за три года качество образования составило в среднем 60%. Отсюда, наблюдается увеличение количества выпускников, поступающих в ВУЗы и СУЗы.

Таблица 2.

Основная школа

Средняя школа

Всего выпускников

10 кл

ПУ

ССУЗ

всего

%

трудоустройство

всего

ССУЗ

ВУЗ

Всего

%

трудоустройство

2004

19

11

7

-

18

95%

1

9

8

-

8

89%

1

2005

18

13

2

1

16

89%

2

14

12

2

14

100%

-

2006

15

10

4

1

15

100%

-

11

7

3

10

91%

1

Результаты их обучения соответствуют достаточному уровню качества подготовки учащихся в школе, что достигается за счёт внедрения личностно-ориентированных технологий, обучения учащихся самоанализу, самооценке, развития у них познавательных, коммуникативных, организационных и рефлексивных умений через различные формы учебной и внеклассной деятельности. Увеличилось количество детей, участвующих в районных мероприятиях (викторинах, конкурсах, проектах, олимпиадах), занимая призовые места. Учащиеся школы стабильно являются активными участниками фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», занимают призовые места по предметам в районных олимпиадах и научно-практических конференциях в т.ч.: в 2003-2004 учебном году заняли 4 призовых места по математике, географии, литературе, русскому языку; 2004-2005г. - два призовых места: по истории, литературе; 2005-2006г. - три призовых места: по немецкому языку, по МХК, 2006-2007г. - четыре призовых места по географии и ОБЖ, в межтерриториальной олимпиаде по русскому языку. Немало у школы, благодаря её учащимся, спортивных побед: 2003-2004гг. - 13 призовых мест; 2004-2005гг. - 15 призовых мест; 2005-2006гг. - 15 призовых мест; 2006-2007гг. - 17 призовых мест.

По результатам ежегодного анкетирования детей видно, что снизился с 36% до 29% уровень школьной тревожности учащихся 4, 8, 10 классов.

Соблюдая принципы гуманизации образования, снизился процент детей с высоким показателем страха самовыражения с 50% до 32%, и страха не соответствовать ожиданиям окружающих с 45% до 43%. По уровню социальной зрелости выпускников большинство детей находятся на допустимом уровне.

Это говорит о значимой роли введённого в школе предмета - «профессиональное самоопределение» и внеклассной работе классных руководителей по профориентации. Меняется и ценностные ориентиры выпускников, влияние информационных технологий, в частности изменились взгляды детей на ценности и смысл жизни. Приоритетным для учащихся являются следующие ценности: «друзья», «здоровье», и «семья с хорошими отношениями». Социальная зрелость выпускников основного общего образования проявляется в осмысленном решении общественных и личностно значимых проблем с опорой на полученные знания и сформированные умения.

Выпускники 11-х классов показывают личностное осмысление отношений с окружающим миром, адаптивность в информационной среде, достаточно высокий уровень познавательных и интеллектуальных качеств личности.

Повышение качества подготовки выпускников, достижение их социальной зрелости осуществляется в ОУ за счет совместной деятельности всех представителей образовательного сообщества (учащихся, педагогов, родителей, общественности). В частности, ежегодное проведение ОКР с участием родителей (вовлечение в образовательный процесс, осмысление ими целей, обсуждение проблем, возникших в ходе процесса обучения и воспитания и выход на пути решения, выражая свое мнение об актуальности и практической значимости).

Говоря о достижениях детей, нельзя не сказать о кадровом обеспечении ОУ. Все педагоги определились с тематикой самообразования, и ведут накопление материала за межаттестационный период, организуют выступления по обмену опытом друг с другом.

В школе спланировано проведение методической работы: педсовет, заседания школьных МО, семинары, круглые столы, деловые игры между участниками образовательного процесса, в процессе которых решаются проблемы профессиональных трудностей педагогов.

О хорошем уровне компетенции педагогов можно судить по результатам открытых уроков на кустовых и районных МО, участие в педагогических чтениях (тексты выступлений внесены в районный сборник «Материалы педагогических чтений 2006г»), а также совещаниях и семинарах.

Педагоги проходят курсы повышения квалификации, так за последние 3 года курсы при ИРРО прошли 8 человек (42%).

В школе работают увлечённые своим делом педагоги, о чём говорят их награды: Ташкинова И.Б. - Почётная грамота Министерства образования и науки РФ. Ушакова Н.В. и Ташкинова И. Б. - Почётная грамота Министерства образования и профессионального образования Свердловской области. Почётная грамота Управления образования - Токарев Ю. В., Дружинина Е.В., Токарева Н.И., Малафеева С.И., Куимова Е.Н. Почётная грамота Администрации, Управления образования - Ташкинова Т.Ю. Грамота Дома пионеров и школьников - Филиппова Н.А., Пеганова Е.М., Малафеева С.И.

Таким образом, кадровые условия, на наш взгляд соответствуют типу и виду ОУ. Педагогический коллектив имеет достаточный образовательный уровень квалификацию для реализации образовательного процесса.

Медико-социальные условия

В школе имеется оборудованный медицинский кабинет. Осуществляется постоянная работа по отслеживанию здоровья учащихся, динамике заболеваемости, проводится анализ и предпринимаются меры, ведущие к укреплению здоровья детей, профилактике заболеваний. Во время уроков проводятся физкультурные паузы, перед уроками утренняя зарядка. Прививочная работа в школе ведётся в соответствии с планом-календарём профилактических прививок. Один раз в год для профилактического осмотра детей в школу выезжают специалисты районной больницы. Медсестрой по каждому классу ведутся листы здоровья, в которых отслеживаются следующие параметры: рост, вес, острота зрения и слуха. В соответствии с этим классные руководители рассаживают детей по рядам и партам. Расписание уроков дважды в год утверждается специалистами ЦГСН. В режиме работы школы предусматриваются перемены между уроками по 10 минут и одна 35 минут для обеда и отдыха. Начальные классы имеют время для ежедневных прогулок на свежем воздухе. В школе организовано горячее питание. Медсестра следит за санитарным состоянием пищеблока, за своевременностью прохождения медицинского осмотра. Уровень заболеваемости не превышает средний показатель по территории. Просматривается тенденция к снижению количества детей с соматическими заболеваниями, это объясняется тем, что в школе проводится витаминизация 3-х блюд, 100% вакцинопрофилактика. Таким образом, медико-социальные условия соответствуют действующим нормам и требованиям техники безопасности, обеспечивают сохранность жизни и здоровья детей.

Во внеклассной работе наиболее эффективными и любимыми детьми являются такие формы, как Дни здоровья (2 раза в год), туристические походы и экскурсии, осенний и весенний легкоатлетический кросс, привлечение детей в спортивные секции (баскетбол, волейбол). Охват учащихся составил 33% от общего количества детей. Для профилактики вредных привычек ряд мероприятий: месячник по профилактике вредных привычек, выпуск санбюллетеней, тематические классные часы, беседы, индивидуальная работа. Поддерживается постоянная связь семьями, где имеются дети девиантного поведения.

В летний период в школе проводится оздоровительная компания, где оздоравливается 100% детей.

Отслеживание физической подготовленности учащихся проводится в ОУ в соответствии с планами структурных подразделений школы, в систематическом режиме. Особое внимание уделяется детям 1, 4, 9, 11 классов. В школе хорошо поставлена как урочная, так и внеурочная спортивно- оздоровительная работа, которую осуществляет учитель физкультуры и руководители секций. Особое внимание уделяется привлечению к занятиям спортом детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, т.к. условия жизни таких детей не способствуют нормальному физическому развитию. Положительным является тот фактор, что дети начинают посещать спортивные секции и активно занимаются спортом уже в начальных классах, показывая на соревнованиях хорошие результаты. Анализ показывает, что в основных видах спорта, культивирующихся в нашем районе, наши дети занимают 1,2 и 3 места. Исходя из анализа за последние три года, можно сделать вывод, что не наблюдается ухудшения здоровья детей.

Кроме того, на уроках педагоги используют элементы здоровьесберегающих технологий (создание ситуации успеха, соблюдение принципов гуманности и индивидуализации обучения, личностно- ориентированный подход в общении). В течении ряда лет в школе проводится изучение удовлетворённости детей и родителей, педагогов образовательным процессом, школьной тревожности, ученической мотивацией, нравственной воспитанности. Также дети обеспечены дополнительным образованием. В школе работают кружки: туристический, краеведения, музыкальный, танцевальный, также спортивные секции.

Проводится сравнительный анализ, принимаются меры по улучшению, по решению выявленных проблем. Проводится работа с педагогами по созданию ситуаций комфорта и успешности для особо «тревожных» детей. В школе пакет нормативно-правовых документов, который включает материалы, регламентирующие деятельность всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделяется социально - правовой защите обучающихся, оставшихся без попечения родителей. В школе работает общественный инспектор по охране прав детей. По результатам анкетирования учащихся, проведенного администрацией ОУ, выявлено, что права учащихся не нарушаются, в результате чего в адрес администрации и педагогов школы жалоб не поступало. Всеобуч в ОУ- 100%, правонарушения со стороны учащихся отсутствуют. Таким образом, можно сделать вывод, что в ОУ в достаточной мере обеспечены права участников образовательного процесса на получение качественного образования. Без сомнения большую роль в этом играет система управления качеством образовательного процесса, которая включает в себя комплекс средств и способов организации целенаправленного, психосберегающего, ресурсообеспеченного процесса взаимодействия управленцев, педагогов и учащихся, обеспечивающий достижение результата, соответствующего образовательному стандарту и ожиданиям всех участников образовательного процесса.

3.2. Менеджмент качеством школьного историко-краведческого образования в МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»

Всем понятно, что образование высокого качества может быть достигнуто только в стабильных условиях функционирования или развития школы. Если управление организовано полноценно, грамотно, то оно должно своевременно реагировать на возникшие изменения (вносить коррективы в планы, в уже осуществляемую работу). На наш взгляд в управлении качеством обязательно необходима преемственность. Будь это управление на государственном уровне, управление на школьном уровне или на уровне конкретного учебного предмета. В данном случае в управлении историческим образованием. Целью школьного исторического образования является:

1) формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

2) дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

3) обеспечение обучающимися равных возможностей для последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Управление качеством школьного образования в данной школе осуществляется через планирование, организацию, руководство и контроль. Из множества функций это наиболее важные для достижения образования высокого качества.

Организация. Для того чтобы осуществить то, что спланировано, необходимо определить, назвать людей, кто будет выполнять намеченное, то есть субъектов управления качеством образования, сформулировать, что должен выполнять каждый субъект, иначе говоря: определить его функциональные обязанности. Организация предполагает построение организационной структуры индивидуальных и коллективных субъектов, участвующих в управлении качеством образования, с указанием вертикальных и горизонтальных связей. Здесь же обязательно с максимально возможной подробностью прописываются функции, полномочия и ответственность каждого субъекта именно по управлению качеством образования.

В соответствии с законом «Об образовании» в 90-е гг. началось введение обязательного (основного) девятилетнего образования. Школа стала переходить с линейной на концентрическую структуру образования. По концентру работает и наша школа. Первый концентр составляет основная школа (5-9 классы), второй - полная средняя школа (10-11 классы). В нашей школе учитель истории руководит кружком «Краеведение». Результатом деятельности кружка стало открытие школьного музея в апреле 2007 года (Приложение№2). На протяжении нескольких лет учащиеся школы под руководством учителя истории принимают участие в районных и областных конкурсах («Юные знатоки Урала», «Моя семья в военной истории Отечества» и других). (Приложение№3). Методическую помощь в работе учителя истории осуществляет РМО (районное методическое объединение), которое планирует свою работу на учебный год.

Руководство (как одна из общих функций управления) призвано обеспечить заинтересованность всех участников образовательного процесса, их удовлетворенность своим трудом, поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Это управленческое действие, предполагающее, прежде всего мотивационную работу со всеми участниками образовательного процесса на основе изучения их потребностей, влияние на эти потребности с целью их изменения, имеет особое значение. Чтобы оценить особенности этой функции, призванной повысить качество образования за счет, прежде всего мотивационных факторов. В управлении, нужно вспомнить доминирующие мотивы образовательной деятельности в каждой возрастной группе школьников: у малышей - это интерес к игре, у подростков - это познавательный интерес, у старшеклассников - смыслы, ценности, интересы, связанные с работой, будущей профессией, образом жизни. Если управление учитывает эти психологические факторы (а не находится в противоречии с ними), то качество образования будет повышаться. Это и касается качества школьного исторического образования.

3.3. Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»

Территория села Большой Ут и близко расположенных деревень находится в пределах западных предгорий Уральской равнинно-горной страны, на переходе от низких к высоким предгорьям Среднего Урала. Абсолютные отметки высот местности колеблются от 180 до 330 м., относительные от 13 до 89 м. Общий подъём местности идет к востоку. Рельеф территории определяется обширными всхолмленными водоразделами реки Ут и ее притоков. Для западной части района похода характерно преобладание слабопологих и пологих склонов. Восточная часть сильно изрезана долинами ручьев, временных водотоков и балок. Здесь преобладают слабопокатые и покатые склоны. Долины рек, ручьев, временных водотоков, а также балки глубоко врезаны. Долины более крупных рек хорошо выражены. Русла рек сильно меандрируют. Наиболее крупная река на территории села и близко расположенных деревень - р.Ут, которая протекает с востока на запад. Образуется река от слияния двух безымянных ручьёв на востоке территории.

По природным условиям территория отнесена к подтаежной зоне и представлена лесными, луговыми и болотными формациями. Луговая растительность объединена в 4 класса: равнинные суходольные луга, низинные луга, краткопойменные и болотные. Леса в границах селения сосново-березово-осиновые, елово-осиновые. В подлеске встречаются: ива, черемуха, шиповник. Поймы рек заросли кустарником.

В своей повседневности мы многим пользуемся привычно, далеко не всегда задумываясь о разносторонних свойствах окружающих предметов. А присмотревшись к тому, что привлекло внимание, вдруг обнаруживаем, что мало знаем о нём.

Так и с названиями, в быту каждый человек пользуется обычно немногими, привыкнув, считает чем-то само собой разумеющимся, т.е. столь естественным, простым и обычным, что вроде бы здесь и говорить и задумываться не о чем. Знакомые с детства названия, не вызывают ни каких недоумений.

Но вот прочитана книга или газета, просмотрена карта, совершен туристический поход или экскурсия. И среди многих новых географических имен определенно оказались такие, которые привлекли внимание необычностью своего звучания, непохожестью не встречавшиеся ранее, какой-то загадочностью и таинственностью.

И непроизвольно появляются вопросы: почему слово-название так необычно? Что оно обозначает? Кто придумал его? Каким народом, и на каком языке назван город (село, река, гора…)? Если такие названия в других местах?..

В обжитых местах люди имеют дело с названиями готовыми, как правило, давно существующими, прочно утвердившимися, привычными. В таких условиях не всегда сразу можно определить, почему именно это конкретное слово стало названием этого объекта. Почему родное село или деревня, хорошо знакомая река или гора, улица, озеро, лес, поле названы так, а не иначе.

Что же такое название? - ставил вопрос Л.Фейербах, выдающийся философ прошлого века. И сам же отвечал на него: - «Отличительный знак, какой-нибудь бросающейся в глаза признак, который я делаю представлением предмета, характеризующим предмет…»

Ярко показал основу возникновения названий известный писатель К.Паустовский. В «Книге скитаний» он писал: «У нас в России так много чудесных названий рек, озер, сёл, и деревень, что можно прийти в восхищение. Одно из самых точных и поэтичных названий принадлежит крошечной реке Вертушинке, вьющейся по дну лесистых оврагов в Московской области невдалеке от города Рузы. Вертушинка всё время вертится, как егоза, шныряет, журчит, бормочет и пенится около каждого камня или упавшего ствола берёзы, тихонько напевает, разговаривает сама с собой, пришептывает и несёт по хрящеватому дну очень прозрачную воду».

Таким образом, при названии обычно выделяется какой-либо признак и по названию этого отдельного признака называется объект в целом. При этом важно, чтобы название выделяло именуемый объект из числа однотипных, по крайней мере, в пределах ближайших территорий.

Имя места и имя человека… Они взаимосвязаны. Немало людей носит имена с топонимической основой. Бесчисленное количество географических мест названо по именам и фамилиям людей. По именам и фамилиям тех, которые своей жизнью, своей деятельностью оказались «памятными» для называемых мест, содействовали их открытию, освоению, прославлению, преобразованию…

У названий свои исторические судьбы. Некоторые из них возникнув очень давно, дошли до нас без особых изменений, Другие, просуществовав какое-то время, бесследно исчезли. Неодинаковы названия и по их общественной значимости, по их общественно-историческому звучанию. Одни широко известны и как бы представляют миру народ и страну в целом. Другие хоть и возникли давно, скромно выполняют свою топонимическую роль лишь в пределах той территории и местности, где известны называемые ими географические объекты.

Часто вокруг нас находятся места с интересными названиями, о происхождении которых мы не знаем. И, наверное, многие задаются вопросом, почему данное место так называется. В нашем селе и вокруг него много интересных мест с интересными названиями, о которых можно узнать, пройдя по маршруту:

Большой Ут - д. Волки - «Харины ворота» - «Наташина Яма» - «р. Гладкая (пруд) - д.Куяновка - д.Сосновая гора - д. Еремеевка - Большой Ут.

Краеведческое образование учащихся может осуществляться через составление отдельного краеведческого курса. Внеклассная и факультативная работа по краеведению подразделяется на несколько основных форм:

- школьный кружок- позволяет организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом учащихся. Кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках.

- историко-краеведческий вечер помогает учащимся разнообразными средствами искусства (художественным чтением, музыкой, инсценировкой) эмоционально воспринять значение и содержание исторического события, факта, явления.

- историко-краеведческие олимпиады и викторины - это соревнование учащихся в знаниях по истории села, края. Цель - заинтересовать учащихся знаниями о своем крае, стимулировать чтение краеведческой литературы, местной печати.

- историческое общество (клуб) - это высшая форма организации внеклассной работы. Его члены разрабатывают программы деятельности, участвуют в организации других форм учебной, внеклассной и внешкольной краеведческой работы в школе

- экскурсия - изучение местных объектов в их естественной обстановки. Таким образом экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Нередко иной характер имеют экскурсии в краеведческие музея - там предметы как бы вырваны из их естественной среды и систематизированы по историческим эпохам.

Школьный краеведческий музей имеет специфические особенности и задачи. Во-первых, музей носит учебно-педагогичесое назначение - в нем все предназначено для учащихся и в основном создано их руками под руководством учителя. Экспонаты в школьном музее - это наглядные пособия для уроков, поэтому экспозиция выстаивается так, чтобы быть использованной в учебном процессе. Во-вторых, сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся - приобщения их к исследовательской работе, к выполнению творческих поисковых заданий.( Приложение 4.)

Туристско-краеведческую деятельность можно отнести к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления школьников. Школьный туризм и краеведение имеют комплексный, интегрированный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала, уровня знаний и умений, удовлетворение потребностей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать