Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ
p align="left">Поиск инновационных методик (в ретроспективе) исторического образования напрямую связан с развитием теорий обучения и воспитания:

· ассоциативно-рефлекторная концепция (С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, Ю. К. Бабанский), предлагающая решения познавательных задач через восприятие, осмысление, запоминание, применение знаний;

· концепция поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина) на уровне формирования отношения к познавательной деятельности;

· концепция проблемного обучения, направленное на формирование творческого мышления и познавательных интересов.

Применение методик в процессе обучения и воспитания обязательно принимает определенную форму, т.е. конструкцию процесса, внешнее выражение коммуникативной деятельности. Формы образовательного процесса могут отличаться по массовости аудитории, по месту проведения и по продолжительности. Существенные различия форм позволили разделить их на самостоятельные системы: классно-урочная, лекционно-практическая, экскурсионная, конфедеральная, игровая, тренинговая и пр. Но всякая система стремится к расширению и усложнению своей структурной конструкции. Не стоит удивляться, поэтому, что предложенная Я. А. Коменским урочно-классная конструкция ставшая универсумом для работы с детской аудиторией, стремиться к постоянному дополнению и обновлению собственной структуры. Урок в школе - это открытая система, которая может быть типологизирована на уроки контроля, коррекционные уроки, уроки-закрепления и др. Но на практике носит комбинированный характер, включая как структурные элементы все вышеперечисленные формы урока, так и формопреобразуясь в другие конструкции: урок-лекция, урок-экскурсия, урок-игра, урок-конференция, урок-практика и др. Урок как структурная единица классно-урочной системы сохраняется: традиционная продолжительность, объединение одновозрастной аудитории, предметная типологизация, конструкция педагог-ученик, процесс передачи знания и его усвоения, планирование хода процесса и контроля над процессом и т.п. Внесистемные формы образовательного процесса «входят» в самостоятельную классно-урочную систему как вариативный структурный элемент, преобразую конструкцию в инвариантную форму, внося видовое разнообразие в форму классно-урочной системы. Создается новая конструкция, состоящая минимум из двух элементов: форма-урок - форма-игра, или полиструктурная конструкция: форма-урок - форма-игра - форма-экскурсия - форма-лекция - форма-праздник - форма-театр. При выделении в этих конструкциях базовой формы, мы можем рассматривать остальные как способы упорядоченного взаимодействия, т.е. вариативные методы познавательной деятельности, которые не просто расширяют количественный состав традиционных методов, а изменяют их качественных потенциал, т.е. входят с ними во взаимодействие, становятся структурными элементами или дружественных систем, или формируют новую системную конструкцию:

· экскурсия без наглядности, иллюстративности не может быть экскурсией

· лекция без вербально-проблемной подачи материала абсурд

· игра без упражнения, накопления и закрепления опыта бездейственна и.т.п.

Инвариантные формы образовательной деятельности с точки зрения включения их в школьную систему рассматриваются в теории достаточно линейно:

· урочно-классная подсистема школьной жизни традиционна как форма и мало-вариативна по методике взаимодействия ученик-педагог

· внеклассная подсистема школы может включать элементы дополнительного образования и воспитания через вариативные формы, методы и приемы взаимодействия ученик-педагог: факультативы, кружки, студии, олимпиады, викторины, походы, театрализованные вечера и т.п.

Внеклассная подсистема расширяет границы образовательно-воспитательной конструкции, позволяя активно использовать нетрадиционные формы работы с аудиторией как форму и как метод. Урочно-классная подсистема инвариантную методику применяет на уровне эксперимента, что снижает ее эффективность в стремлении перевести менторский тон привычной урочной схемы к индивидуально-осознанному поддержанию постоянно растущей любознательности на уровне интереса к познавательному процессу. Это тем более удивительно, что рассмотрение образовательно-познавательного потенциала различных путей повышения эффективности решения познавательных задач это одна из постоянно-рассматриваемых тем. Рассмотрим потенциал нескольких форм, которые с нашей точки зрения, могут являться не только методами урочно-классной системы, но и вариатизировать саму форму урока.

Экскурсия - это одно из средств коммуникации, в процессе которой возникает диалог субъекта и объекта посредством зрительного (наглядного), моторного и вербального восприятия. Экскурсия - это выход, выезд, выступление, путешествие с определенной и к определенной цели, когда учащийся «встречается» с объектом изучения в естественной обстановке, среде его обитания. Положительный потенциал экскурсии заложен в:

· соборности экскурсионной формы: в процесс познания включается не один объект при всей его многомерности, а среда обитания объекта (т.е. в системе), его ретроспективный анализ, комплексное использования уже имеющихся знаний различных направлений

· подтверждение истинности фактологической информации на основе встречи с подлинными объектами в естественной для них обстановке

· эвристичность - радость самостоятельного открытия объекта в его системности

· индивидуальность восприятия, основанная на яркости впечатлений, рождения новых навыков, раскрытие нереализованных в обыденной жизни качеств личности (психология путешественности)

коллективность восприятия информации, что способствует естественной социализации личности.

Главная черта экскурсии - ее комплексность: при всей тематической разнородности (географические, исторические, ландшафтные, этнографические, природные, бытовые и т.п.) все экскурсии носят культурологический характер: невозможно видеть один объект и не заметить, оценить со-объект, входящий в системы жизнедеятельности объекта.

В экскурсии заложено «школярство», что позволяет считать ее неотъемлемым элементом образовательного процесса (обучения и воспитания). Это прочитывается в самом термине:

«ex» - экстренное, выходящее за рамки повседневности (привычной школьной действительности); «curcus» - постоянное течение, основная линия (сама школьная система, форма урока). Это позволяет использовать экскурсию как обязательную форму обучения или как основной метод формы «урок-экскурсия». Но экскурсия, исходя из своей «экстренности» не может стать единственной формой обучения, которая повторяется из дня в день. Экскурсия должна быть введением, проверкой, закреплением, т.е. выполнять:

· функции развития познавательной любознательности (проблемно-исследовательский метод)

· проверкой информации на уровне поиска доказательности истинности информации через подлинный предметный ряд

· закреплением через решение практических заданий в среде существования объекта изучения

· творчески-преобразующая функция экскурсии позволяет увидеть то, что следует преобразовать, способствовать эстетическому развитию или введению новых объектов в экскурсионный процесс.

Проблема экскурсии как необходимого элемента завершения теоретического образования предлагалась Екатериной II в качестве программы для воспитания цесаревичей, как будущих руководителей империи (государства). Предложение русской императрицы связано было с грамотным прочтением идей французского Просвещения. Ж. Ж. Руссо рекомендовал широкое использование экскурсии как метода воспитания творческой наблюдательности, пытливости, активности ребенка путем самостоятельного исследования окружающего мира (экскурсии в природу). Практическое применение этот тезис нашел в образовательной программе цесаревича Александра Романова (император Александр II - путешествие по России), цесаревича Николая Романова (император Николай - кругосветное путешествие). Экскурсия как необходимый элемент хорошего, полного образования рассматривалась выдающимся русским педагогом П. Ф. Каптеревым,[31] продолжившим концепцию «музейной соборности», предложенной в конце XIX в. русским мыслителем Н. Ф. Федоровым, в отношении путешествия по отечеству, кругосветного путешествия как завершающей точкой получения образования, которое может быть заменено посещением музея. В XIX - XX вв. экскурсии широко применяются западными школами как метод преподавания, равноценный занятиям в классе или лаборатории. Во второй половине XIX в. и в России (гимназии, ремесленные училища) активно используют этот метод. Экскурсия достаточно прочно стала входить в школьные курсы: экскурсии ознакомительные профессионально-производственные (для ремесленных школ), тематические экскурсии (соответствующие школьным учебным курсам), комплексные экскурсии в природу, в культуру и т.п. На базе материалов, собранных школьниками-экскурсантами под руководством педагогов-экскурсоводов, составляли коллекции школьных учебных музеев. Экскурсии как практическое закрепление вербального материала школьной программа вводились как обязательный элемент, завершающий учебный год. Школьники отпускались на каникулы только после экскурсии-экспедиции, похода краеведческой тематики. Для решения экономических проблем (финансирования обязательных учебных экскурсий) вводился льготный проезд для учеников в летний период времени.[12] Проблема экскурсии как обязательной формы школьной системы становилась центральным объектом педагогического изучения в начале XX в. Проблемы школьных экскурсий обсуждались на методических совещаниях учителей 1906, 1907, 1908 гг. Этой проблемой занимались Б. Е. Райков, А. Я. Закс[14], Н. П. Анциферов, Д. Н. Ангерт, Н. А. Кузнецов, М. М. Рубинштейн, А. Г. Ярошевский, К. В. Ползикова-Рубец, и. М. Гревс [61], Н. А. Гейнике[17]. Речь действительно шла о цельном изучении экскурсионной формы образования, с точки зрения школьного образования и просвещения общества. Экскурсия, в целом понималась как часть культурологической, просветительной работы общества, имеющая непосредственное отношение к школьной системе обучения как одна из форм обучения за пределами школьной аудитории. С этой точки зрения экскурсия воспринималась двумерно:

· обязательная форма учебной деятельности, включаемая в образовательные программы

· эксклюзивное (незаурядное) явление, которое редко (при всей его обязательности) используется в школьной системе, чтобы не ввести элемент привыкания, догматизма в процесс экскурсионности.

К сожалению, теоретическое осмысление экскурсии как метода и экскурсии как формы образовательной деятельности в школьной системе фактически закончилось с созданием в конце 1920-н. 1930-х гг. туристско-экскурсионных обществ. Экскурсия стала ассоциироваться с туристической деятельностью и надолго исчезла из сферы интересов педагогов. В середине 1950-60-х гг. экскурсии, применительно к школьной системе стали подразделяться на: учебно-программные и внешкольные (способствующие расширению кругозора, но необязательные). Экскурсии придавалось не самостоятельное, а вспомогательное, второстепенное значение. Экскурсия стала восприниматься только как форма, экскурсионный метод обучения выводится из общеобразовательной деятельности и прочно определяется в музейном пространстве как вид музейной коммуникации, предметом которого являются ценности, понимание которых приходит только при непосредственной помощи экскурсовода,. т.е., между объектом и субъектом появляется посредник в лице экскурсовода, вместо схемы «объект (музейный предмет) - субъект (ученик)» появляется схема «объект - субъект (экскурсовод + учитель) - субъект (ученик)». Из экскурсии исчезает любопытство перед открытием, радость открытия, интерес исследователя, коллективность поиска, те составляющие, которые необходимы при грамотной социализации личности. Экскурсионный метод к концу XX в., по определению музееведения, как базовой науки изучающей проблемы экскурсионной работы, в музейной деятельности включает в себя:

· непосредственное (вербальное) общение экскурсовода с экскурсионной группой

· зрительное восприятие, живое созерцание музейного объекта

· моторность (передвижение по определенному маршруту) восприятия

· логическая последовательность показа

· коллективность осмотра.

Попробуем сравнить методику традиционного урока в классе:

· вербальное общение учителя и ученика

· зрительное восприятии (наглядность через иллюстрацию)

· моторность (выход в доске, передвижение учителя по классу)

· логика урока

· коллективность урока.

При таком раскладе вполне объяснима позиция учителей, не стремящихся к сменить классное помещение на музейное - собственно, главный источник информации (музейный предмет) «закрывается» от коммуникации введением дополнительных субъектов. Проблема «невостребованности» ценности музейных подлинников в процессе социализации личности ребенка стала осознаваться музееведами, заметившими спад активности посещения музеев. Снижение интереса к использованию экскурсии как метода учебной деятельности стала осознаваться и учителями, которые все реже стали обращаться за поиском «истинности» знания в музейные залы. Вечные вопросы: «кто виноват» и «что делать» стал решаться в первую очередь музееведами, которые первоначально попытались найти причину. Этот процесс привел к разделению оценки сути музейной экспозиции, музейного пространства с точки зрения коммуникации:

· музейная экспозиция должна выполнять педагогические (образовательные) функции, непосредственным образом стоящие перед школой (музейная педагогика)

· музейная экспозиция должна выполнять культурологический заказ общества, музейный предмет становится центром коммуникации, личность (ребенок) должен не только учиться в музее, личность должна становиться личностью через включение в единый культурологический процесс. Основа этой коммуникации - учение о музейном феномене.

Разница в подходах приводит и к разделению понимания содержательной составляющей: в первом случае - экскурсия в музее дополнение или повторение (закрепление) блока учебных программ; во втором случае - экскурсия в музее становится удивительным открытием, позволяющим в экскурсию включать различные знаковые языки, помогающие грамотно решать познавательные задачи образовательно-воспитального процесса:

· семантика собственно музейного предмета

· эстетика языка музейного дизайна

· язык театрализации музейного пространства (музыкально-драматические представления, реконструкции различных ритуалов, ретро-игры и игры-задачи)

· язык манипуляций (интерактивность через зоны контакта с реконструкциями, репликами, видео-аудио-компьютерные воспроизводящие средства; мастерские умельцев, ролевые игры).

Включение вариативных приемов в экскурсионную форму расширяет экскурсионный метод как в музейном пространстве, так и позволяет использовать отдельные структурные элементы экскурсионного метода в систему школы. Если ранее (исторически сложившее восприятие экскурсии как метода) экскурсия воспринималась как применение иных (не традиционных для урочно-классной системы) вне рамок классов, то сегодня отдельные приемы экскурсионного метода могут использоваться непосредственно в классе: экскурсия-урок превращается в урок-экскурсию. В данном случае перемена мест слагаемых меняет сущность деятельности:

· экскурсия-урок: проведение привычного урока в непривычной обстановке

· урок-экскурсия: проведение непривычного урока в привычной обстановке.

Последний вариант расширяет возможности экскурсионного метода по частоте его применения. Не нарушая ритма школьной жизни, что достаточно сложно по разным причинам, учитель расширяет возможности урока:

· истинность факта устанавливается через подлинность музейного предмета (реплика - как точная копия, но которую можно исследовать при помощи тактильных средств)

· вербальные средства становятся только направляющими комментариями

· наглядность перестает быть копией, а становится художественным образом, повышающим и раскрывающим творческие потенции личности ученика

· формы внеклассной работы (кружковая деятельность) входит в канву урока, что ведет к формированию установки общественной пользы как учебного, так и исторического знания.

образовательно-воспитательных целях.

Изучение истории музейного дела и обобщение передового опыта советских музеев позволяют сформулировать основные, исторически сложившиеся социальные функции музея:

-- функция документирования (доказательства, подтверждения). Ее осуществлению служат памятники природы, истории и культуры, объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни;

-- функция образования и воспитания. Она обусловлена познавательно-культурным значением музейных памятников и включает в себя познавательный, пропагандистский, нравственно-воспитательный, эстетико-воспитательный аспекты.

Социальные функции музея находятся в постоянном развитии.

История музейного дела показывает, что содержание социальных задач, решаемых музеями, меняется в зависимости от общественных запросов и конкретной исторической ситуации.

Социальные функции музея взаимосвязаны и обуславливают его своеобразие.

Выполняя функцию документирования, музей создает фонд музейных предметов -- источников, необходимых для исследования в разных областях знаний, и поэтому является научно-исследовательским учреждением.

Чтобы удовлетворять познавательно-культурные запросы общества, музей использует свои собрания для распространения и популяризации знаний. На этой основе он выполняет воспитательно-пропагандистские задачи и тем самым выступает в качестве научно-просветительного учреждения.

Специфику музейной деятельности определяют, таким образом, собрания памятников природы, истории и культуры.

Памятники, включенные в музейное собрание, принято называть музейными предметами. Музейный предмет является документальным свидетельством (первоисточником) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Значение музейного предмета определяется социальной значимостью информации, носителем которой он является, -- его научной, историко-культурной, художественной и эстетической ценностью.

Предметы, которые обладают указанными признаками, но не принадлежат музею, т. е. находятся в среде бытования (памятники материальной и духовной культуры) или в природной естественной среде (объекты природы), принято называть предметами музейного значения.

К музейным предметам, так же как и к предметам музейного значения, относятся вещевые, изобразительные, письменные источники. С развитием аудиовизуальных технических средств все большее место в собраниях музеев занимают кино - и фотоисточники.

Музейные предметы в силу своей подлинности, достоверности и внешней выразительности обладают особой убедительностью, доказательностью, оказывают эмоциональное воздействие.

Присущие музейным предметам свойства определяют специфику музейной информации. Это совокупность знаний о конкретных процессах, явлениях, событиях, фактах, происходящих в природе или общественной жизни, документированных посредством музейных предметов и передающихся через музейные предметы, организованные в определенную научную систему в фондах и экспозициях музея.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать