Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ
p align="left">Музейная информация передается также через музейные издания: каталоги, путеводители, буклеты, научно-популярную литературу, научные труды, основанные на изучении музейных предметов

Предметность, убедительность и эмоциональность музейной информации создают важнейшую предпосылку для выполнения музеем образовательно-воспитательной функции, его научно-просветительной деятельности. Важная роль принадлежит музеям в эстетическом воспитании, в освоении культурного наследия молодым поколением.

Эти возможности музеев широко используются школой. Охарактеризуем основные направления музейной деятельности, которые соответствуют социальным функциям музея.

Комплектование музейных фондов -- выявление, отбор и приобретение предметов музейного значения. Оно осуществляется по определенной программе (или плану), большей частью путем экспедиций -- естественнонаучных, историко-бытовых, этнографических, археологических и др., командировок, закупок у населения. Предметы музейного значения часто передаются в дар музею учреждениями и организациями, частными лицами.

Фондовая работа -- учет, изучение, хранение идейных собраний. Она направлена на научную подготовку музейных предметов для современного научного и образовательно-воспитательного использования и сохранение их для будущих поколений.

Экспозиционная работа -- построение музейных экспозиций и выставок для передачи специфической музейной информации. Ее задача -- вводить в образовательно-воспитательный оборот фонд музейных предметов.

Научно-просветительная работа осуществляется на основе музейных экспозиций в формах экскурсий, лекций, консультаций, тематических мероприятий и т. д.

Итак, музей -- это научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, выполняющее на основе музейных предметов функции документирования, образования и воспитания. Социальные функции музея осуществляются в процессе комплектования, учета, хранения, изучения, экспонирования и пропаганды музейных собраний.

Содержание социальных функций и деятельности музея обусловлено конкретными общественно-историческими условиями.

Музей часто сравнивают со школой, поскольку общеизвестна его ориентация на педагогические функции. Правда, школа эта необычная, так как пришедший сюда не только получает знания, но и учится быть личностью. И закончить её невозможно, ведь и ребёнок, и взрослый, посещая музейные залы, открывают для себя нечто новое, неизвестное из того, что создано творческим гением человечества. Постигать эти сокровища можно всю жизнь.

На отечественных исследователей и практиков образования музейными средствами имели влияние воззрения известного философа Н. Ф. Фёдорова, считавшего музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей -- его смысл и назначение» Фёдоров называл музеи «высшим учреждением единства». Учёный видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает душу. Не случайно, по мнению Фёдорова, музей, воплощая в себе собор, хранилище, школу, должен быть всем своим содержанием открыт для всех граждан, независимо от уровня образования и социального положения. В образовательном значении музея -- «высшей инстанции общества» -- философ выделял три основные функции: исследование, учительство и деятельность, совокупная реализация которых будет способствовать формированию духовности и творческих начал.

Дополняя Фёдорова, хранитель Румянцевского музея в Москве Н. И. Романов рекомендовал включать в осмотр небольшое количество произведений, что способствует решению следующих методических задач:

- Посредством беседы «сократического» характера побудить переживание воспринимаемого произведения.

- На основе переживаний зрителя выяснить особенности художественной формы произведения и его стиль.

- Закрепить в сознании зрителей результаты экскурсии путём самостоятельной работы (рефераты и т.п.).

Реформа музеев в 1918 году была напрямую связана с реформой образования, с концепцией новой трудовой школы. Ориентация новой школы на формирование гармонической, созидательной личности требовала разработки теории художественного воспитания с опорой на соответствующую методику экскурсионной работы в музеях. Крупнейшим специалистом в этой области был теоретик и историк искусства, критик и выдающийся педагог того времени А. В. Бакушинский. Рассматривая образовательную деятельность музея как педагогический процесс, А. В. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а, прежде, всего партнёра. Он уделял большое внимание роли преподавателя, ставя перед ним три обязательных условия:

- Уметь самому пережить произведение искусства.

- Знать историко-искусствоведческий контекст произведения.

- Иметь психологический подход к группе.

Он считал необходимым создать систему в области отечественного художественного воспитания, цель которого -- формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательской деятельности. Им были определены и условия достижения этой цели:

- опора на потребности ребёнка, исходя из специфики его возрастного развития;

- сотрудничество с учителем;

- главное в постижении произведения искусства проживание художественного образа.

Когда в 1998 году зарегистрировали объединение музейных педагогов России, специалисты регистрационной палаты недоумевали «что такое музеи, мы знаем » - кто такие педагоги тоже знаем. А вот кто такие музейные педагоги, непонятно.

Жизнь показывает, что о музейной педагогике мало знают не только в регистрационных палатах, но и в школах, училищах, вузах.

Само по себе посещение музея мало, что дает. Нужно, чтобы увиденное стало личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры будет иметь воспитательный эффект.

Музейная педагогика тесно соприкасаются с искусствознанием, естествознанием, лингвистикой и другими дисциплинами. С другой стороны музейная педагогика стоит и на поле культуры.

Итак, музейная педагогика и отрасль науки, и в то же время часть культуры.

Работа со школьниками, получившая в настоящее время значительное развитие, показала насколько важно включать детей в процесс «музейного» воспитания. Самого раннего возраста можно заложить интерес к музеям, в которых человек находит в каждом возрасте для себя новое и интересное.

При этом велика роль музеев в усвоении школьниками богатого исторического опыта, изучаемого ими на уроках истории, обществоведения, литературы и др. Понять общественные процессы в развитии страны помогает местный, школьный музей на своем конкретном краеведческом материале. Работа со школьниками ориентирована на углубление знаний полученных в процессе изучения того или иного курса обучения с проекцией на особенности социального, исторического, культурного развития края. Это дает возможность сделать абстрактное значение предмета личностно значимым для каждого учащегося, подчеркнуть его связь с землей, на которой он живет и учится, со страной, в которой он родился.

Экскурсии в музеях преследуют цель объяснить отдельные сокровища, представленные в экспозиционных залах. Под экскурсионной работой понимается «раскрытие» выставленного материала в соответствии той или иной темой экскурсии.

Разработанные методы проведения экскурсий, ориентированные на ребенка определенного возраста, послужили основой широкого развития экскурсионной работы со школьниками во все последующие годы.

Сейчас опытные экскурсоводы, так интересно раскрывают наши культурные сокровища, что поход в музей становится радостным событием. Виртуозно работают со школьниками, видят в каждом из них личность, к которой обращены их рассказ, беседа. Знание особенности возрастной психологии детей, они умело используют традиционные приемы, творчески применяют их на своей практике. Эти экскурсоводы знают, что языку истории необходимо учить на экскурсии, что дети плохо с ним знакомы и, если скажем не заострять внимание, например, на слове «крестьяне», то в дальнейшем ребятам будет не понятно значение этого слова.

Если взглянуть на сегодняшнюю музейную документацию, мы видим громадные цифры, свидетельствующие о масштабной экскурсионной работе.

Раньше музеи, как правило, проводили экскурсионную работу со школьниками, начиная с 4 класса. Теперь же ряд музеев, и, прежде всего художественных, а также исторических, этнографических, литературных, включает в планы научно-просветительной деятельности занятия с дошкольниками и школьниками младших классов. Большими возможностями для работы с детьми обладают краеведческие музеи, составляющие основу музейной сети. Детей знакомят здесь главным образом с сегодняшним днем края, в котором они живут. Для них проводят, например, экскурсии «Папа, мама и я» (Николаевский-на-Амуре городской краеведческий музей), «Что дает Ростовская область Родине» (Ростовский областной краеведческий музей).

В Иванове в Музее первого Совета рабочих депутатов занятие с первоклассниками «Ты стал школьником родины первого Совета» ведется в течение одного часа. Научный сотрудник начинает его с приветствия маленьким экскурсантам, впервые пришедшим в музей, и спрашивает: «Всегда ли дети ходили в школу?» В этом вопросе и обозначена тема экскурсии. На встречу приглашается ветеран партии, который рассказывает о своем детстве. После рассказа живого свидетеля прошлого восприятие у детей особенно обострено. Им показывают предметы из фондового собрания -- игрушки, которыми играли дети иваново-вознесенских рабочих. Ребята сравнивают их с современными. Затем научный сотрудник показывает фотографии детей фабрикантов и детей ткачей. Несколько детей из группы, по указанию научного сотрудника, кладут игрушки к нужной фотографии.

На другом занятии с учениками 2 класса -- «Рассказ об экспонате» -- школьникам показывают фотографию города Иванова, сделанную сто лет назад, интерьер ткацкого корпуса и предлагают представить себе детей, которые шли на работу вместе с родителями под гудок фабричной трубы.

В экскурсиях для школьников широко используется природоведческая, тематика, которая во многом соответствует интересам и возможностям восприятия ребенка, решает задачи экологического воспитания, входит в программу начальной школы. Так, например, Пермский областной краеведческий музей проводит для школьников 1 -- 3 классов экскурсии «Птицы нашего края», «Животный мир нашего края» и т. д. Липецкий краеведческий музей использует для учеников передвижную выставку «Красная книга природы», а в Вологодском областном краеведческом музее для младших школьников экскурсовод С. И. Александрова разработала цикл экскурсий-уроков по экспозиции отдела природы: «Зимняя жизнь зверей и птиц», «Времена года», «Формы земной поверхности» и «Полезные ископаемые».

В эти занятия активно вовлекаются учителя начальной школы. В Вологде музеем составлено специальное методическое пособие, которое помогает учителю в закреплении музейного материала. Учителя не только проводят в классе беседы по теме экскурсии, но и разнообразно используют почерпнутые в музее сведения. На уроках русского языка дети составляют предложения со словами, запомнившимися на уроке-экскурсии, а на уроках арифметики решают задачи, применяя услышанную в музее терминологию или используя «музейные ситуации». В этом же музее для учащихся 2 -- 3 классов организована Школа знаний о природе «Наш лес». С детьми раз в четверть проводятся и однодневные походы в лес, на природу.

Думается, что наиболее правильно поступают те музеи, которые начинают систематическую работу с детьми со знакомства с музейной спецификой. Поэтому первая экскурсия должна дать им ответ на вопрос «Что такое музей?». Это поможет вооружить ребенка теми знаниями, которые необходимы ему, чтобы воспринимать музейный язык, будет способствовать формированию музейной культуры маленького посетителя.

Планомерно решают проблему «Музей и дети» в Государственном объединенном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Первое посещение музея детьми начинается здесь с экскурсии «Здравствуй, музей!». Они знакомятся с понятием «музей», узнают о том, как предметы становятся музейными, кто и как их хранит, слышат увлекательные рассказы об экспонатах, овладевают правилами поведения в музее, осваивают новую для себя роль экскурсантов.

В экскурсии для учащихся 1 и 2 классов включены также темы «Добрым людям на загляденье», «Как мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом», «Рассказы о русском воине». На этих экскурсиях ребятам в доступной форме рассказывается о профиле музея, о науках, которые занимаются изучением прошлого, типах исторических источников. В воспитание музейной культуры входит и существенная задача помогать детям на этих экскурсиях систематически усваивать минимум терминов и понятий, связанных с восприятием экспозиций.

Для учащихся 3 классов, которые уже знают, что такое музей, предлагается экскурсия на тему «Что такое памятник». Школьники знакомятся с понятиями «памятник», «виды памятников», «мемориальная доска» и т. д. Главная воспитательная цель такой экскурсии -- сформировать у детей сознание, что памятник является общенародным достоянием, в охране которого должны участвовать и они.

В работе с детьми, кроме экскурсий, используются и многие другие формы.

В Пермском областном краеведческом музее, помимо экскурсионного обслуживания детей (для них в музее разработан экскурсионный абонемент «Природа родного края»), проводятся День птиц, дни специализированного обслуживания младших школьников -- День первоклассника, День открытых дверей для первоклассника, была организована выставка «Дети -- наше будущее, наша надежда», на основе которой проводились разнообразные мероприятия. В области несколько лет работает лагерь «Юный художник», где в течение всего лета с детьми занимаются сотрудники Пермской картинной галереи. Работники этого музея систематически устраивают различные конкурсы на тему «Рисунок на асфальте». О них сообщается по радио, последний тур показывают по телевидению.

Рассказы детям об экспонатах важно сочетать с беседами о предметном мире, о вещах, которые также могут иметь музейное значение. В результате понятие реликвии переносится в область повседневной жизни ребенка, что очень важно для формирования его музейной культуры.

Такую работу можно проводить как в самом музее, так и вне его. Последнее особенно важно тогда, когда в городе, поселке или селе нет музея. Например, в школе организуется утренник «У нас в гостях музей», на котором происходит заочное знакомство с ним. Стержнем такого мероприятия может стать разговор о музейном предмете -- как и почему он становится экспонатом, чем определяется его ценность, как его хранят и изучают и т. д. В этом случае у детей формируется верный взгляд на музей как место не только экспонирования уникальных, мемориальных предметов, но и их хранилище.

Перспективной формой работы с дошкольниками и младшими школьниками могут быть циклы мероприятий для детских садов и начальной школы, включающие и экскурсии, и выездные мероприятия, и тематические занятия в музее.

Особое значение имеет вопрос о базе работы с детьми. Как правило, это экспозиция, которая вследствие своей универсальности служит основой для работы с самыми различными категориями музейных посетителей. Это выдвигает в методическом плане весьма сложную задачу отбора тех экспонатов, комплексов, разделов, которые могут быть использованы при работе с дошкольниками, учащимися младших классов. Данная задача тем более сложна потому, что в настоящее время ни экспозиционеры, ни художники в процессе создания экспозиции, как правило, не учитывают детскую аудиторию, размещают материал таким образом, что дети не всегда могут рассмотреть экспонаты, прочитать тексты.

Основой для работы с детьми могут служить и специальные экспозиции, и выставки, содержание и оформление которых соответствуют особенностям детского восприятия, -- это своеобразные «музеи в музее»,

С детьми возможны также особые занятия, уроки игры с музейными источниками. Они могут организовываться и проводиться совместными усилиями музейных работников и педагогов, воспитателей детских садов, при этом не только в музее, как уже отмечалось, но и вне его -- например, в детском саду.

Предметы музейного значения можно найти в каждом городе и в любом селе. Это не только старинные вещи, но и предметы времен гражданской и Великой Отечественной войн, коллективизации и индустриализации, О каждом предмете музейного значения, можно провести с детьми занятие, подготовив для этого сценарий.

Как мы видим, уже сегодня сотрудники музеев используют самые разнообразные формы работы с дошкольниками и младшими школьниками. Однако важно, чтобы знакомство с музеем или с музейными предметами стало лишь началом большой, систематической работы с учащимися

Общественное признание образовательно-просветительной роли музеев выразилось в создании получивших особое распространение в начале 20 в. педагогических музеев и музеев наглядных пособий, открытых при учебных округах, дирекциях народных училищ земствами и городскими самоуправлениями. Наряду с наглядными пособиями, образцами школьного оборудования и т. д. в них сосредоточивались коллекции, характеризующие местную природу, археологию, этнографию, историю, экономику. Эти коллекции применялись и в учебном процессе.

Таким образом, наряду с общественными потребностями научного и экономического характера важным фактором образования и развития музеев явилось их образовательно-просветительное значение.

Последние десятилетия усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образований. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится: создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.

В школах и учреждениях дополнительного образования детей в РФ насчитывается около пяти тысяч музеев в том числе:

исторических 2060;

военно-исторических 1390;

комплексных краеведческих 1060;

Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа - выставки, уголки, экспозиции.

В школьных музеях проходят встречи с местными жителями - ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др.

На базе школьных музеев успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции.

Как правило, вокруг музеев формируются школьный взрослый актив, создаются органы самоуправления, совет музеев, совет содействия, секции, рабочие группы.

При этом развиваются сотрудничества музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать