Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ
p align="left">С помощью специалистов актуализируются тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими мало изученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.

Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности в организационно - методическом и материальном обеспечении. Вопрос эффективного использования потенциалов музеев в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях еще не стали предметом внимания педагогических коллективов.

Разнообразны и эффективны возможности музея в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании учащихся, в развитии художественных вкусов, привитии навыков эстетической деятельности.

Дальнейшее развитие поучительного опыта взаимодействия, взаимодополнения школы и музея в деле формирования нового человека, его обучения и воспитания представляется нам особенно плодотворным на базе научно обоснованной системы «музей -- школа». Эффективность работы такой системы будет тем выше, чем более заинтересованными, более взаимно требовательными окажутся оба этих воспитательных института.

Формирование системы «музей -- школа», для которой, на наш взгляд, созданы уже немалые предпосылки, -- это качественно новый этап в работе каждого из этих учреждений. Он потребует не только упрочения контактов между ними и органами управления народным образованием и культурой, обслуживающими их научными коллективами. Потребуется освоение других, в значительной степени новых направлений деятельности.

Остановимся коротко на некоторых организационных моментах создания и совершенствования такой системы.

Для нее нужны, прежде всего, кадры учителей и музейных работников, одинаково заинтересованных в сотрудничестве. В специальных учебных заведениях они должны получить - соответствующие профессиональные знания и навыки. Для их совершенствования могут быть использованы и получившие теперь широкое распространение факультеты общественных профессий вузов. Особое внимание при этом должно быть обращено на подготовку в педагогических институтах методистов-организаторов музейного дела, специально обученных собирательной, хранительной, просветительной и другим формам работы в среде школьников, учащихся ПТУ, взрослого населения.

Видимо, целесообразно всячески содействовать повышению уровня педагогических знаний музейных специалистов и музееведческой подготовки учителей. Этому могли бы способствовать педагогические советы или учительские активы при музеях, члены которых участвуют в обсуждении экспозиций, методик экскурсий и других научно-просветительных мероприятий для школьников.

Это лучший способ найти оптимальное соотношение между той информацией, которую школьник получает в процессе изучения учебной программы в школе, и той, что становится доступной ему при знакомстве с музейными коллекциями.

Для активизации контактов музеев со школами, а также развития навыков самостоятельной работы учащихся в музейных фондах и экспозициях крайне важно готовить методические рекомендации для учителя, желающего использовать музей в учебном процессе. Они должны содержать, по-видимому, краткое описание экспозиций, варианты вопросов и заданий, которые школьники сумеют выполнить в процессе самостоятельного изучения музея. Это позволит повысить эффективность деятельности учителя при подготовке школьников к посещению музея, а также послужит закреплению учебного материала в памяти ученика в итоге этого посещения. Представляется, что такие методические рекомендации могут быть подготовлены сотрудниками каждого музея и опубликованы головными музеями или методическими центрами системы народного образования.

Крайне важно, на мой взгляд, систематическое проведение в каждом музее занятий для учителя как по профильной дисциплине (это в современной музейной практике, можно сказать, является делом в основном решенным), так и по методике музейной работы. Но некоторый положительный опыт в этом направлении все-таки накоплен: им могут поделиться музей А. С. Пушкина в Торжке и др. Следует организовать изучение и популяризацию этого опыта. В этом одна из задач предлагаемой книги. Одновременно совершенно необходимо ввести в систему занятия по педагогике и возрастной психологии для сотрудников музеев.

Большую пользу могла бы принести организация базовых школ, где музейные специалисты совместно с коллективами преподавателей имели бы возможность апробировать многообразные формы совместной работы, экспериментальные программы и т. п., и затем рекомендовать их для широкого использования в совместной практической деятельности школам и музеям разного профиля.

Как уже подчеркивалось, нельзя оставить в стороне от всей этой работы студентов педагогических вузов и училищ. Им в недалеком будущем предстоит реализовать на практике реформу общеобразовательной и профессиональной школы, а значит, существенно улучшить обучение и воспитание детей и подростков, что невозможно без постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Существенную помощь в этом окажет учителю, несомненно, серьезная музееведческая подготовка. В институтах и училищах целесообразно ввести преподавание основ музееведения, учредить учебную практику в музеях, более широко использовать возможности совместной работы музея и школы при написании дипломных и курсовых работ студентов, многие другие формы учебной и внеучебной деятельности. Все это, по глубокому убеждению, -- верный путь формирования поколений учителей, которые не мыслят свою профессиональную деятельность без музея. Воспитание музейной культуры будущего учителя поможет решить также многие вопросы в области создания, сохранения и успешной работы многочисленных школьных музеев.

Для совершенствования системы «музей -- школа» не менее важно скоординировать усилия научных учреждений, министерств культуры и просвещения: в изучении актуальных проблем взаимодействия входящих в систему воспитательных институтов. В ряду этих проблем -- обеспечение последовательного проведения принципа дифференцированного подхода внешкольных учреждений, в частности музеев, к работе со школьниками.

В сферу деятельности музея должны быть непременно включены все возрастные группы ребят, начиная от дошкольников и младших школьников. Как утверждают специалисты, именно в раннем детском возрасте наиболее активно формируются потребности, общая культура человека, в том числе и музейная культура. Значит, чем раньше в сферу воспитания ребенка включится музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем.

До сих пор работой с младшими школьниками и дошкольниками более или менее постоянно занимались в основном картинные галереи. В последние годы к детям этой возрастной категории проявили интерес коллективы музеев других профилей. Определенный опыт такой работы накоплен, например, Государственным Историческим музеем в Москве, Хабаровским краевым краеведческим музеем, Музеем героической обороны и освобождения Севастополя, Государственным театральным музеем имени Бахрушина и другими.

В работе с детьми младших возрастов оказываются эффективными, как показывает практика, специальные экспозиции и выставки, специальные детские музейные комнаты. Кстати, детские галереи -- своеобразные музеи в музеях -- уже существуют в разных странах мира. Важно, чтобы к этому делу наряду с музейными работниками были причастны педагоги, воспитатели.

Дифференцированный подход предполагает учет ситуации посещения музея: приходит ли школьник в музей один, с родителями, с товарищами, со школьной экскурсией. Для всякого такого случая важно иметь конкретные средства оптимизации процесса осмотра экспозиции, скажем, путеводители -- с включением в них вопросов, заданий и т. п.

В особом внимании нуждается, несомненно, соблюдение принципа преемственности форм научно-просветительной работы, основное требование которого состоит в том, чтобы все каналы воздействия на школьников были тесно связаны между собой. Это даст возможность учащимся различных возрастных групп постепенно и каждый раз на качественно новом уровне осваивать музейную информацию. Принцип преемственности делает систему «музей -- школа» действенной на всех этапах обучения ребенка. Это обстоятельство обуславливает необходимость разработки цельной программы работы для всех учебных групп школьников, начиная с младших классов и кончая выпускниками.

Наибольший эффект дает музейная работа со школьниками, организованная на основе цикловых форм: экскурсионных абонементов, лекториев, клубов или кружков при музеях. Например, факультатив мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке предполагает сотрудничество музея с одной из школ города в течение всего учебного года. В программу его входят экскурсии и лекции, занятия в фондах музея, а также, что особенно важно, самостоятельная работа учащихся в экспозициях, итогом которой являются рефераты, доклады.

2.3.Развитие понятия: «Школьный музей в 20 веке»

В 1919 г. на Первой всероссийской конференции по делам музеев народный комиссар просвещения А. В Луначарский подчеркнул, что музеи «должны быть опорой науки» и вместе с тем -- «опорными пунктами в великом деле народного образования». С этого времени осуществление образовательно-воспитательных задач музеев тесно связано с учебно-воспитательной работой школы Особую остроту эта проблема приобрела в 1-й половине 30-х гг. в связи с задачами в области учебной, идеологической, пропагандистской работы на новом этапе социалистического строительства -- индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.

В партийных и правительственных постановлениях о перестройке учебного процесса в начальной, средней и высшей школе (1931 --1936 гг.) указывалось на необходимость усиления в обучении принципа историзма, повышения наглядности, введения краеведческого материала, широкого использования экскурсионного метода.

В статьях и выступлениях этих лет особенно подчеркивалась роль музеев в осуществлении принципа наглядности и конкретности преподавания. На совещании музейных работников (1936 г.) говорилось о колоссальном значении «живого показа» в обучении, который может дать именно музей.

Проблема связи музея и школы остается актуальной и сегодня.

В постановлении ЦК КПСС (1982 г.) «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» особенно подчеркивалось необходимость максимального использования всех музейных средств в целях идеологического, патриотического, эстетического воспитания трудящихся, особенно молодежи. Во главу угла при этом ставится пропаганда памятников материальной и духовной культуры.

Развитие музейного дела в период развитого социализма имеет свои особенности.

В связи с ростом материального благосостояния, образованности и информированности, увеличением бюджета свободного времени людей усилилось значение науки и культуры во всех сферах общественной жизни. Существенную роль в их распространении стали играть технические средства -- кино, радио, телевидение, доступные многомиллионной аудитории.

В этих условиях эффективность деятельности научно-просветительных учреждений во многом зависела от наиболее полного использования специфических средств их образовательно-воспитательного воздействия.

Поэтому особенно важно изучение социальных функций учреждений культуры, в частности музеев, располагающих таким арсеналом средств образования и воспитания, как памятники и собрания огромного научного, познавательного, историко-культурного значения.

В деятельности музеев всего мира в последние десятилетия наметилась весьма ощутимая тенденция -- активная работа с детьми школьного возраста. Весьма значительный опыт накоплен в этом плане музеями стран: Венгрия, Германия, Чехословакия, Румыния и многими музеями нашей страны. Особенно активны в работе со школьниками художественные музеи.

Уже в раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. У них наиболее ярко выражена потребность в наглядности. Знакомство с миром, его познание осуществляются главным образом путем накопления чувственных впечатлений от окружающих предметов. У ребенка радость познания и удовольствие от рассматривания -- это, по существу, явления сходные и одновременные.

Музей обогащает детей впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог бы встретить в окружающей его действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, углубляет его представления о мире.

Нередко дети выступают инициаторами посещения музея, «приводят» в музей своих родителей; «Пришли, потому что сын попросил», «Обещала давно его сюда привести. Сын знал о музее».

Приобщение детей к музею происходит как раз в том возрасте, когда наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Это подтверждается интервью с родителями, посещающими вместе с детьми музеи г. Владимира. Что же ждут родители от музейного посещения? В чем видят специфику музея?

По мнению родителей, приход в музей расширяет кругозор детей, их знания по истории края, родного города: «Посещение музея нужно для расширения кругозора, пробуждения интереса к истории»; «Музей много дает для знания истории города». Знание истории, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств: «Хотим знакомить с историей края, Родины с детства». Родители осознают, что специфика музейной информации обеспечивает особую роль музея в понимании детьми связи времен: «Дети должны знать, что было до них».

Как показывают приведенные высказывания, в целом для родителей, которые приводят в музей ребенка, характерна высокая степень осознания значения музея для воспитания детей. Даже в том случае, когда родители говорили, что зашли в музей случайно, они достаточно легко и точно формулировали ответ на вопрос о роли музея в воспитании ребенка.

Тот факт, что приобщение к музею происходит главным образом в сфере семейного воспитания, имеет, однако, не только положительные, но и некоторые отрицательные стороны. Ведь закономерно встает вопрос, всегда ли члены семьи, с которыми ребенок приходит в музей, квалифицированно прививают ему навыки восприятия экспозиции, сами обладают достаточными знаниями и музейной культурой. Неподготовленные взрослые могут, разумеется, неосознанно, прививать детям неверный, искаженный взгляд на музей. Подтверждение этому можно найти в залах любого музея. Здесь можно увидеть родителей, которые, стремясь показать ребенку всю экспозицию и - как можно скорее, раздраженно противодействуют желанию ребенка рассмотреть экспонаты внимательно, лучше их разлядеть, полюбоваться необычней красотой, вникнуть в детали того, что привлекло внимание. И, разумеется, не каждый взрослый может ответить на все возникающие у ребенка вопросы, дать нужные пояснения, правильные оценки экспоната.

Поэтому важно, чтобы приобщение детей к музею проходило под руководством музейного работника или специально подготовленного воспитателя, педагога. Оно не должно стихийно осуществляться только в сфере семейного воспитания. Музею следует активно вмешиваться в этот процесс, руководить им.

Работа со школьниками - одна из актуальных и наиболее сложных задач. Дифференцированный подход к детской аудитории требует знания психологии ребенка. Именно поэтому значительные результаты в работе с детьми достигнуты в тех музеях, где обеспечено содружество музейного работника, педагога, психолога.

Исследование зафиксировало значительно более высокие показатели как познавательного, так и эмоционального воздействия на школьников, осматривавших музей под руководством экскурсовода, по сравнению с учащимися, не организованными в экскурсионные группы.

Важная роль в этом принадлежит экскурсоводу -- организатору процесса восприятия. От его профессиональной подготовленности, эрудиции, умения вступить в контакт с экскурсантами и, наконец, от личного обаяния зависит эффективность воспитательного воздействия музея. Особенно высокие требования предъявляются к экскурсоводам, работающим с детьми и подростками.

Музейная экскурсия как форма научно-просветительной работы обладает рядом признаков, особо благоприятных для воздействия на подростковую и молодежную аудиторию. Ее наглядность и предметность удовлетворяют потребность школьника в получении знаний (и, что особенно важно, конкретных знаний, которые легко усваиваются в данном возрасте). Свойственная экскурсии динамичность, перемещения во времени и пространстве способствуют активному усвоению информации. Наконец, экскурсия, как своеобразный род общения -- интенсивного и насыщенного, стимулирует развитие мышления, реализуя одновременно с этим стремление подростка или юноши к массовым формам восприятия в кругу сверстников.

Содержание музейных собраний позволяет проводить для школьников различные типы экскурсий. В зависимости от целевых установок выделяются два основных их типа: 1) учебная, 2) общеобразовательная.

Учебная экскурсия играет вспомогательную роль по отношению к основному учебно-воспитательному процессу (урок в школе), являясь методом обучения школьника, музейными средствами. Ее главный отличительный признак -- тесная связь с учебной школьной программой, которая, определяет тему экскурсии, ее содержание, отбор объектов показа, приемы показа, методику проведения экскурсии. Общеобразовательная экскурсия решает самостоятельную просветительную я воспитательную задачу.

Экскурсии для школьников -- как учебные, так и общеобразовательные -- проводятся на основе стационарных экспозиций, а также выставок, постоянных или временных. Кроме того, музеи проводят со школьниками и комплексные экскурсии, когда осмотр музейной экспозиции сочетается с осмотром памятников истории и культуры города или района.

Учебная экскурсия как метод обучения особенно широко используется музеями в работе с учащимися средних и старших классов.

Эффективность обучения учащихся в процессе учебных экскурсий, а также глубина и прочность контактов музея и школы по этой линии во многом предопределяются на стадии разработки экскурсионной тематики. Это важнейший этап совместной работы музея и школы. Так как тематика учебных экскурсий диктуется школьной программой, в ее разработке должны участвовать не только музейные сотрудники, но и учителя, представители органов народного образования, институтов усовершенствования учителей. Для музейного сотрудника, работающего со школой, совершенно необходимы знания учебной программы и конкретных запросов школ города или района, а также общая подготовленность в области педагогической и психологической науки.

Тематика учебных экскурсий должна отличаться широтой и разнообразием и распространяться на все те отрасли знания, которые обеспечены материалами в данном конкретном музее: историю, обществоведение, литературу, природоведение, географию, зоологию, ботанику, иногда физику и т. д. -- в зависимости от профиля музея и состава его коллекций. Тематика разрабатывается по каждому предмету с учетом программы средней школы.

Исходя из принципа преемственности, каждый музей должен стремиться к тому, чтобы тематика экскурсий выстраивалась в целостную систему, охватывающую учебную программу всех классов школы и рассчитанную на постепенное -- в соответствии с возрастом и подготовленностью школьника -- освоение всех аспектов музейной информации за одиннадцать школьных лет.

Необходимо отметить, что тематика учебных экскурсий должна соответствовать школьным программам, корректироваться с учетом их изменений.

Каждую тему нужно раскрывать при помощи музейных материалов, так как именно предметный показ в ходе экскурсии исторических процессов, событий, деятельности отдельных людей способствует, как известно, лучшему усвоению школьниками знаний, а через них -- формированию научных представлений об объективных закономерностях исторического развития, в том числе и на современном этапе. Так, например, учебная экскурсия в Курском краеведческом музее по теме «Наш край в период феодализма» раскрывает основные черты феодального способа производства, на примере примитивной техники, социальное положение людей -- сопоставлением интерьера дворянской гостиной и обстановки курной избы крепостного крестьянина и т. п. Тема «Развитие капитализма в крае» строится на показе документов, орудий труда, образцов промышленности и кустарных крестьянских промыслов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать