Сетевые обучающие технологии и проблема глобализации образования

Сетевые обучающие технологии и проблема глобализации образования

3

Министерство образования Российской Федерации

Ставропольский Государственный Университет

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

И УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

«Допущена к защите»

зав. кафедрой информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии Информатизации Образования

Брановский Ю.С.

«___»_____________2003 г.

________________Брановский Ю.С.

«Допущена к защите»

зав. кафедрой педагогики и психологии высшей школы, доктор педагогических наук, профессор Беляев А.В.

«___»_____________2003 г.

_________________ Беляев А.В.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Сетевые обучающие технологии

и проблема глобализации образования

Студентки 5 курса ФРГЯ

Отделения "Информатика/лингвистика

и межкультурная коммуникация"

Быковой Евгении Александровны

Научные руководители:

кандидат тех. наук, доцент

ИТОиУ Микула Н.П.

кандидат пед. наук,

доцент Диканская Н.Н.

Дата защиты ____________ 2003 год

Оценка _________________

Ставрополь

2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение _________________________________________________________4

Глава 1

Глобализация образования как педагогическая проблема

1.1. Тенденции информационной и культурной глобализации ____________________6

1.2. Основные модели глобального образования ___________________________________8

1.3. Глобальное образование в российской школе.

Основные задачи и ориентиры ______________________________________________ 11

1.4. Глобальный урок как педагогическая проблема ____________________________14

1.5. Российская модель: опыт использования __________________________________17

1.6. Проблема формирование глобального (планетарного) мышления

учащихся и подходы к ее решению ___________________________________________ 21

1.7. Перспективы глобализации образования __________________________________ 23

Глава 2

Формы использования сетевых технологий в условиях

глобализации образования

2.1. Электронная почта ______________________________________________________33

2.2. Технология World-Wide Web (WWW) _____________________________________ 33

2.3. Поисковые системы и каталоги Интернет _________________________________ 36

2.4. Компьютерные телеконференции _________________________________________38

2.5. Электронные библиотеки _______________________________________________40

2.6. Собственно образовательные сетевые технологии и ресурсы _______________ 44

2.7. Сетевые технологии в российском образовании ___________________________48

2.8. Необходимость стандартизации образования и международные стандарты

2.8.1. Необходимость стандартизации образования как следствие

неотъемлемых прав и свобод личности ___________________________________ 55

2.8.2. Международные стандарты и организации,

занимающиеся стандартизацией __________________________________________ 56

2.8.3. Необходимость глобальной стандартизации образования

и использование сети ____________________________________________________ 58

Глава 3

Система управления обучением Lotus Learning Space, как фактор стандартизации

3.1. Общие сведения _________________________________________________________60

3.2. Основные технические параметры Lotus Learning Space ____________________ 63

3.3. Lotus Learning Space: обзор среды _________________________________________65

3.4. Иллюстрации ___________________________________________________________80

3.5. Примеры использования Learning Space ___________________________________82

Заключение _____________________________________________________________86

Библиография ______________________________________________________________93

Введение

Образование должно опережать жизнь. Это аксиома, давно ставшая общим местом, но по-прежнему остающаяся (по крайней мере, в России) чистой декларацией. Когда образование реально работает на опережение, появляются такие феномены, как, например, Университет Беркли, который, оставаясь образовательным учреждением, является одновременно научно-исследовательским центром, рождающим технологии, покоряющие весь мир (например, ОС Unix семейства BSD). Каким образом образование может опережать жизнь? Понятно, что преподавать то, чего ещё нет, невозможно. Но давать учащемуся самые современные знания, одновременно ориентируя его на решение основополагающих, концептуальных вопросов, - можно. Именно концептуальность образования в системе с осведомлённостью в области последних конкретных реализаций стимулирует поиск новых, более совершенных, более смелых решений.

Информатизация, как ведущая тенденция  социально-экономического прогресса развитых стран, является объективным процессом во всех сферах человеческой деятельности,  в том числе  образовании. Информатизация образования, как составная часть этого процесса,  представляет  собой  систему  методов,  процессов  и  программно-технических средств,  интегрированных  с  целью сбора,  обработки,  хранения, распространения и использования информации в интересах ее  потребителей. Цель информатизации образования состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет  использования новых  информационных технологий (НИТ).

Современное опережающее образование немыслимо без широкомасштабного изучения и глобального использования в обучении компьютерной техники и компьютерных информационных сетей. Информационная насыщенность современного общества, его функциональность на достойном уровне сегодня предполагают такие скорости движения информации, которые могут обеспечить только компьютерные сети, интегрированные в глобальное информационное пространство.

Таким образом, цель данной работы - рассмотреть проблемы внедрения в образование и образовательный процесс современных форм и методов обучения на основе достижений компьютерной техники и коммуникационных технологий в связи с растущей глобализацией всех областей жизни общества, в том числе и педагогической науки и практики.

Объектом исследования являются сетевые обучающие технологии в условиях глобализации образования. В качестве предмета исследования избрана система управления обучением Lotus Learning Space фирмы IBM, рассматриваемая как возможный фактор стандартизации и унификации образования. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

- выявление тенденций и моделей развития информационной и культурной глобализации;

- выявление основных проблем и перспектив внедрения глобального образования с помощью глобальной информатизации;

- рассмотрение форм использования сетевых технологий в условиях глобализации образования;

- обзор сетевых технологий, в российском образовании;

- рассмотрение возможностей среды разработки электронных курсов и управления обучением Lotus Learning Space как фактора структуризации программ курсов и приведения содержания, методик обучения и контроля качества образования к международным образовательным стандартам.

Вышеприведенные задачи рассмотрены в соответствующих главах данного исследования.

Глава 1

Глобализация образования как педагогическая проблема

1.1. Тенденции информационной и культурной глобализации

Конец второго и начало третьего тысячелетия удивительным образом совпали с глобальной трансформацией общества, преоб-разованием всего существующего миропорядка. Новое мироуст-ройство - предмет пристального внимания политиков и ученых, причем ряд высказанных ранее оценок (например, «новое индус-триальное общество; «постиндустриальное общество», «комму-низм», «глобальная деревня», «информационное общество» и др.) оказались весьма уязвимыми с позиций реального хода событий. В самые последние десятилетия XX в. получили распространение такие оценки, как «социальный пост модерн», «новый мировой порядок», «глобализм». Но и они не лишены уязвимых мест и под-вергаются глубокой и содержательной критике. Реальный новый мировой порядок на планете Земля суще-ственно отличается от умозрительных схем типа «One World», на-против, все более актуальными становятся процессы «новой регионализации» и социально-экономической диссоциации мира.

Академик РАЕН Л. В. Лесков http://newhumanity.narod.ru/plenary28.htm - Научно-социальная Конференция. Лесков Л.В. «Критерии эволюционного развития цивилизации».

трактует глобализацию лишь как глобальность социального и экологического кризиса, охватившего во второй половине XX столетия всю планету. Кризиса, который, по мнению Л. В. Лескова, принимает в настоящее время все более острые формы, поскольку механизмы сдерживания, позволявшие сохранять определенный баланс между цивилизацией и окружа-ющей средой, ныне стремительно деградируют, утрачивая эффек-тивность.

Поэтому вполне естественной представляется тематика теоре-тического семинара в Институте Африки Российской академии наук, состоявшегося 4 марта 1999 г. - «Глобальное сообщество; изменение социальной и культурной парадигм». Среди многочис-ленных докладчиков, выступивших по экологическим, социальным, педагогическим, психологическим аспектам бытия, не было выска-зано единого воззрения на будущее землян. Несомненным призна-ли одно: социальная динамика не может не отразиться на граж-данских позициях современного человека, его возможностях, его активности, его мировоззрении, а проблема спасения и благоуст-ройства жизни приобрела в наши дни системный характер.

В «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамб-леей ООН 8 сентября 2000 г., в частности, говорится: «... главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех наро-дов мира. Глобализация может обрести полностью всеохватываю-щий и справедливый характер лишь через посредство широко-масштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии».

Идея глобализации жизнеустройства (и, следовательно, образова-ния) не нова. Еще два века назад начала формироваться философия так называемого «русского космизма», яркими представителями которого стали известные литераторы и ученые: В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин, Н. Ф. Федоров Федоров Н. Ф. Собр. соч.: В 4-х тт. - М.: Изд. группа "Прогресс", 1995., В. С. Соловьев, Н. А. Умов, С. Н. Булгаков... В последнем веке минувшего тысячелетия к космистам можно смело отнести К. Э. Циолковского, В. И. Вернад-ского, А. Л. Чижевского, В. Ф. Купревича, А. К. Манеева.

Н. Ф. Федоров впервые в истории эстетических учений увидел сущность художественного творчества в борьбе с тяготением. А. Л. Чижевский создал теорию невероятной предсказательности: жизнь биосферы и социальные ритмы зависят от ритмов Солнца. Для В. И. Вернадского Вернадский В.И. Живое вещество и ноосфера. М:, 1994. появление разума по значимости явление такого же порядка, как и возникновение жизни на Земле.

Теории глобального взаимодействия сил Космоса, разума, со-циального развития не могли не отразиться на содержании обра-зования в цивилизованных странах. В США такой мировоззрен-ческий подход получил название глобального образования. В России мы чаще встречаем словосочетания «планетарное мышле-ние», «планетарное образование».

1.2. Основные модели глобального образования

Теория глобализма не является чем-то чуждым и искусственно привнесенным на российскую почву. Ее истоки лежат в трудах выдающихся отечественных и зарубежных философов и педагогов XVII- XIX вв. Первые шаги по разработке и организационному оформлению теории глобализма относятся к началу 60-х гг. про-шлого столетия. Теория глобального образования оформилась в США и некоторых странах Западной Европы только в 70-е годы. Она стала своеобразным ответом на запросы общества, столк-нувшегося с угрозой общепланетарной трагедии.

К настоящему вре-мени наибольшую известность приобрели две модели глобального образования, авторами которых являются американские филосо-фы Р. Хенви и Боткин http://m-m.sotcom.ru/2-3/glob-obr.htm - Публикации материалов о Глобальном образовании..

Согласно взглядам Хенви, суть глобального образования состо-ит в совокупности следующих основных измерений:

* формирование непредвзятого взгляда на мир, т. е. осознание неоднородности восприятия мира;

* осознание состояния планеты;

* кросс-культурная грамотность (понимание культуры других народов);

* знание глобальной динамики;

* осознанный выбор.

По мнению этого автора, образование является одной из важней-ших основ, призванных помочь каждому человеку войти в мир, гармонично вписаться в систему взаимосвязей на культурном, соци-альном, экономическом и других уровнях современной жизни.

С моделью Хенви перекликается модель Боткина, главный те-зис которой - необходимость перехода каждого индивидуума от бессознательного приспособления к миру на позиции активной и ос-мысленной социализации, сознательного предвосхищения и личной сопричастности. При этом понятие «предвосхищение» выступает у Боткина в качестве своеобразного широкого требования успеш-ного разрешения новых, ранее не встречавшихся в жизни инди-видуума ситуаций, предвидения и прогнозирования событий и их последствий, соотнесения прошлого с настоящим и будущим, личной инициативы в определении альтернатив и принятии от-ветственности за те или иные решения. Сопричастность означает способность к активному сотрудничеству, диалогу, взаимопони-манию и сопереживанию.

Таким образом, названные выше модели глобального образо-вания не только не противоречат, но и значительно дополняют друг друга. Органически сочетая общечеловеческий и локальный аспекты, философский подход и способность к конкретным дей-ствиям, они выдвигают приоритетной задачей формирование взгляда на мир как на единое целое, как на огромную общину, в которой благополучие каждого находится в прямой зависимости от благополучия остальных.

Тенденции экономической, информационной и культурной глобализации неизмеримо усилились к концу XX в. В 90-е гг., пос-ле распада СССР и «социалистического лагеря», у многих людей стало возникать ощущение, что на место культурно-политического дуализма, поддерживавшегося разделением мира на две системы, идет политический униформизм. Многие стали задавать себе во-прос: не стоим ли мы у порога эпохи, когда будет лишь одна - ми-ровая - культура, одна - мировая - философия и одно - мировое - образование?

С одной стороны, нельзя не видеть прокладывающих себе до-рогу тенденций к унификации бытовых, этических, эстетических, образовательных стандартов, которые нацелены на решение раз-нообразных задач человеческого существования. Например, такая важная сфера деятельности, как естествознание, практически полностью универсализировалась, превратив ученых-естествоиспыта-телей в сословие действительных или потенциальных космополи-тов. Нечто подобное наблюдается в искусстве, прежде всего в му-зыке, эстраде, кинематографе.

С другой стороны, процессам глобализации и интеграции со-путствуют процессы регионализации - дезинтеграции. Например, в образовании вводится на всех уровнях обучения региональный компонент, подавляющее большинство стран имеет национальные театры и филармонии, в науке каждая страна стремится подчерк-нуть достижения отечественных ученых. Мало того, во многих европейских странах в последние годы набирает силу движение «антиглобалистов», представляющее собой конгломерат различ-ных по возрасту и занятиям людей и политических партий - анар-хистов, коммунистов, «левых» и др. Особенно ярко это проявилось летом 2001 г., когда в Генуе проходила встреча руководителей ве-дущих в экономическом развитии стран (так называемой «восьмерки»). Массовые выступления съехавшихся из разных стран «антиглобалистов» привели не только к их столкновениям с итальянской полицией, но и даже к человеческим жертвам.

В сущности, сейчас вырисовываются два понимания глобали-зации: глобализация как объективный процесс, идущий рука об руку с регионализацией и диалогом культур (две стороны едино-го внешне противоречивого явления), и глобализация как унифи-кация - процесс, навязываемый миру как якобы объективный субъективным групповым интересом транснациональных корпо-раций http://m-m.sotcom.ru/2-3/glob-obr.htm - Публикации материалов о Глобальном образовании..

Во всех высокоразвитых странах сейчас школьные эксперты заняты тем, что составляют учебные программы для «индустриа-лизации» школы. Эти планы ориентированы на школы с числом учеников не менее 2000, иначе они будут нерентабельными. Но что же тогда будет с человеком, с человеческими отношениями, с глу-бочайшим знанием - познанием человека и человеческих отно-шений?

Современная цивилизация оказывает весьма глубокое влияние именно на маленьких детей - если только родители сознательно не творят иных форм жизнедеятельности - она дает слишком много односторонних внешних впечатлений и информации, но совершенно мало импульсов для «моторики», воли и жизненных чувств. Индустриализованная школа с ее потоком информации и недостатком общения весьма способствует распространению этой опасной тенденции. Чувство отчужденности и изолированности в таких школах ощущается все острее. Учителю все чаще отводится роль «наблюдателя», «контролера», а не «творца человеческих душ».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать