Сетевые обучающие технологии и проблема глобализации образования
p align="left">, то образо-вательные задачи могут быть несколько сужены. Обычно ставится цель дать научный комплексный анализ человека как существа социоприродного, космопланетарного, в котором в одно целое со-единены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида. При этом личность выступает в качестве интегрирующего фактора человеческой природы, корни которой уходят в глубины Космоса.

Избрав концепцию глобального образования, школа должна ориентироваться в своем развитии на целостное познание окру-жающего мира, осмысление состояния планеты Земля, осознание процессов, протекающих в мире, изучение различных культур мира, проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество в начале XXI в.

Одним из явлений, способствующих рождению в педагогичес-кой теории направления глобального образования, можно считать современные глобальные проблемы человечества. С ними связа-но зарождение в общественном сознании тревоги за судьбу зем-ной цивилизации, осознание того, что необходимо формировать взгляд на мир как на многообразное, но единое целое, где от дей-ствий каждого зависит благополучие всех.

Концепция глобального образования хорошо согласуется с иде-ей его гуманизации и экологизации. Современная экология - это образ мысли. Человек должен мыслить глобально, а действовать локально, понимая, что от дей-ствий его зависит судьба многих. Формирование экологически грамотного гражданина - одна из главных задач глобального об-разования.

В контексте реализации общих целей и задач глобального об-разования становится актуальным определение содержания и
включения системы эстетического цикла в учебный план школы. Этот процесс предполагает интеграцию трех основных направле-ний: эстетического, исторического и собственно культурологиче-ского, взаимодействие которых, с учетом возможности выхода на другие блоки дисциплин (общественных, гуманитарных, есте-ственных), позволяет обеспечить становление целостной концептуальной картины мира.

Осмысление действительности во всем многообразии ее про-явлений, рассмотрение как собственно эстетических, так и гума-нитарных, нравственных, этических, экологических и других про-блем, выявление взаимосвязи и взаимовлияния различных культурных подсистем обеспечивает глобально-ориентированный характер этих курсов.

В целом изучение предметов культурологического блока дает учащимся возможность приобщения к достижениям мировой и отечественной художественной культуры, развития их эстетиче-ского и художественного вкуса, способности ориентироваться в культурной среде современного общества, формирования пред-ставлений о многообразии и самоценности различных культур. Оно помогает детям свободно определить собственные мировоз-зренческие позиции, осуществить целенаправленную самостоя-тельную личностную ориентацию в современном мире.

1.7. Перспективы глобализации образования

На сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современ-ном мире с его многочисленными политическими, экономичес-кими, экологическими, социальными и другими проблемами.

Эффективность самоидентификации личности, ее становления как полноправного члена мирового сообщества во многом определяется уровнем образованности, причем под образованием понимается не просто приобретение знаний, а формирование мировоззрения, ду-ховности, повышение кросс-культурной грамотности. Перманент-ный характер социокультурных перемен, снижающий возможнос-ти традиционных форм трансляции культуры, невостребованность нравственного потенциала общества в эпоху научно-технической революции, доминирование технократических и сциентистских представлений в науке, приводящее к фрагментарному восприя-тию действительности, актуализируют поиск новой стратегии и содержания воспитания человека третьего тысячелетия Алексашина А.В. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. С.-П., 1995.

.

Достиже-ние поставленной цели может быть осуществлено только в усло-виях формирования принципиально иной системы освоения дей-ствительности, способствующей становлению концептуальной целостной картины мира в сознании учащихся. При этом выявление и восприятие культурных универсалий, обеспечивающих глобальную перспективу процесса преподавания, органично свя-зано с идеями гуманизации и гуманитаризации образования, со-ставляющими фундамент нового педагогического мышления.

Очевидно, что концепция глобального образования, ставяще-го своей целью воспитание свободной творческой личности, спо-собной принимать конструктивные решения и осознавать ответ-ственность за судьбу Отечества и мира в целом, предоставляет широкие возможности для развития интеллектуального и нрав-ственного потенциала учащихся, творческого поиска, совершен-ствования научно-методического мастерства и профессиональной культуры педагогов. Ее реализация позволяет:

- поставить личность учащегося с его правами, свободами и идеалами в центр учебно-воспитательного процесса;

- сформировать у школьников способность к объективной оценке явлений действительности, самостоятельному анализу событий и фактов на основе синхронического и диахро-нического сопоставления, классификации и интеграции;

- осуществить целенаправленную ориентацию личности в мире;

- сформировать интеллектуальные свойства личности на ос-нове идей развивающего обучения. Эффективность достиже-ния поставленной цели зависит от решения ряда задач, к числу которых относятся:

- развитие культурного сознания учащихся;

- повышение межкультурной компетентности;

- интернационализация воспитательного процесса;

- развитие представлений о мире как взаимозависимой эко-системе;

- создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации личности.

Идеи глобального образования, развивающиеся в США на про-тяжении двух десятилетий, адаптированы Российским центром проблем глобального образования и проходят сейчас апробацию в школах Москвы, Ростова-на-Дону, Ярославля, Санкт-Петербур-га, Чебоксар, Волжского, Сочи. Однако концепция воспитания (социализации) личности еще не разработана, хотя проект отли-чается оригинальностью подхода к человеку как к космобиопсихо-социокультурной индивидуальности.

Модель глобального образования по своей сути не только не противоречит основным тенденциям и принципам современной российской педагогики, но и способствует ее обновлению за счет усиления гуманистического потенциала, расширения возможно-стей освоения культурного опыта человека. Процесс глобализации связан со значительными преобразова-ниями в области политики, экономики, финансов, с перестрой-кой практически всех сфер жизни мирового сообщества. Согласно результатам исследований Научно-исследовательского института социального развития при ООН (ЮНРИДС), намечается по мень-шей мере шесть тенденций, определяющих общее ее направление:

1. Распространение либеральной демократии, благодаря чему значительно выросло число людей, получивших право открыто и свободно выражать свое мнение и участвовать в политике.

2. Преобладание рыночных сил в экономике. Экономический либе-рализм стал доминирующей идеологией с середины 1970-х гг., усилив при этом власть некоторых международных элит, стран-кредиторов и двух крупнейших международных фи-нансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка.

3. Трансформация систем производства и рынка рабочей силы. Сегодня промышленность основывается на небольших и гибких системах производства, а работники предпочитают перемещаться в обслуживающий сектор.

4. Быстрота технологического обновления. Компьютеризация производства и систем коммуникации оказывает определя-ющее влияние на трудовые отношения и порождает новые отношения власти внутри государств и между ними.

5. Революция в сфере средств массовой информации.

6. Распространение так называемой «идеологии потребитель-ства».

Индустриализация общества порождает цепную реак-цию, которая оказывает значительное влияние на культуру: повседневное окружение человека становится все более од-нообразным и искусственным, труд превращается всего лишь в средство, позволяющее приобретать все новые и но-вые материальные блага. Зачастую единственная отдушина для человека - телевизор или экран компьютера. Поэтому сегодня говорят о «виртуальной реальности», о «виртуали-зации» общества. Сила убеждения СМИ во всем мире на-столько велика, что программы новостей не просто дают отчет о событиях, но и оказывают определенное влияние на их ход. При этом важно отметить, что в эфире доминирую-щую позицию занимают США, чьи англоязычные програм-мы транслируются на весь мир. Только в Европе Соединен-ные Штаты имеют по 120000 часов телевизионного вещания в год.

Все глобализационные тенденции современности наиболее ярко проявляются в урбанизированной среде - т. е. в городском социокультурном пространстве, поскольку урбанизация играет огромную роль в общемировой культурной интеграции и имеет первостепенное значение в цивилизационном процессе в совре-менный период.

Важнейшее место в современной культуре глобализации, в том числе языковой, играет недавно появившийся Интернет, провоз-вестником которого многие считают Пьера Тейяра де Шардена Пьер Тейяр де Шарден Феномен человека М.: Прогресс. 1965. с его идеей «ноосферы». Язык этой новой культуры - англо-аме-риканский, поскольку большинство специалистов и пользовате-лей Интернета живет в англоязычных странах. Собственно гово-ря, 99 % ее - американский вклад, все остальные доли ничтожно малы.

Глобализация образования ощутимо проникает и в жизнь выс-шей школы. Создаются универсальные (согласованные) учебные планы, позволяющие осуществлять взаимный обмен студентами, магистрантами, аспирантами; организуются взаимообратные базы производственной практики студентов и стажировки преподава-телей. Например, в Уральском экономическом университете в 6-м семестре (из 8) предполагается включенное обучение в партнерс-ком университете. Студенты заранее подают заявки в отдел меж-дународных связей и оформляют всю необходимую для учебы документацию. Балльная система оценок делает возможным пе-резачет полученных в другом университете баллов, а уровень владения иностранным языком позволяет активно участвовать в учебном процессе партнерского университета и выполнять конт-рольные задания. Студенты должны выбрать, прослушать 3 дис-циплины и сдать по ним отчетность. Полученные сертификаты на-правляются в международный отдел университета Висбадена.

В течение 7-го семестра студенты этой специальности прохо-дят 4-месячную практику в фирме за рубежом. По результатам практики в 8-м семестре выполняется дипломный проект, осуще-ствляется его защита и сдача государственных экзаменов. Конечно же, на выбор студентами страны для зарубежной уче-бы и практики непосредственное влияние оказывают как эконо-мическая и политическая ситуация в стране, так и политика гер-манского правительства по отношению к ней.

Не существует идеальных систем образования: каждая нацио-нальная система зависит от социально-экономических и поли-тических реалий страны и должна не только опираться на положи-тельный опыт и тенденции, заложенные в обществе и образовании, но и учитывать передовой международный опыт.

Аналогами специалистов-товароведов в международной прак-тике являются менеджеры по обеспечению рынка высококаче-ственными товарами, маркетологи, эксперты. С учетом интегра-ции современной российской экономики в мировое хозяйство назрела необходимость координации подготовки квалифициро-ванных специалистов в области ассортимента и качества товаров отечественными вузами и учебными заведениями других госу-дарств. Возможными путями укрепления и развития международ-ного взаимодействия, на наш взгляд, являются следующие:

- расширение контактов при подготовке специалистов (учас-тие в конференциях, симпозиумах, семинарах, ярмарках, об-мен студентами; стажировки преподавателей, чтение лек-ций; организация практики, и др.);

- создание интернациональных типовых образовательных программ, имеющих целью дальнейшее развитие и совер-шенствование подготовки товароведов (менеджеров, экспер-тов);

- обмен учебно-методической литературой и нормативной до-кументацией, используемыми в учебном процессе;

- разработка мероприятий по формированию единого межго-сударственного информационно-аналитического центра;

- разработка и реализация программ совместных научных ис-следований национальных рынков потребительских товаров, в том числе маркетинговых исследований; единых методик оценки конкурентоспособности;

- обмен нормативными документами, регламентирующими требования к качеству и безопасности товаров;

- консультационная поддержка предприятий с целью произ-водства потребительских товаров, наиболее полно отвечаю-щих спросу населения, обновления и расширения их ассор-тимента, улучшения качества.

Объединение усилий отечественных вузов и международного опыта подготовки товароведов будет способствовать достижению стратегической цели - повышению интеллектуального и профес-сионального потенциала специалистов данного профиля. Это дол-жно стать главным богатством России в наступающем информа-ционно-технологическом обществе.

В последние годы в связи с кризисом традиционной концеп-ции общественно-экономических формаций историки и филосо-фы все больше внимания уделяют цивилизационной модели об-щественного развития человечества. Как известно, у истоков цивилизационного подхода стояли такие западноевропейские мыслители, как О. Шпенглер Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы/Пер. с нем. и примеч. И.И.Маханькова. - М.: Мысль, 1998. и А. Тойнби. Существенную роль в его развитии сыграла теория культурно-исторических типов, раз-работанная русским ученым Н. Я. Данилевским. В последние годы в России предпринимались многочисленные попытки модерни-зации цивилизационной парадигмы (М. А. Барг, Е. Б. Черняк, И. Н. Ионов, А. М. Кантор, Ю. В. Яковец и др.). Исследователи пытались модернизировать и формационный подход, ввести в него элементы других теорий (Л. И. Райснер, И. М. Дьяконов и др.). Понятие «цивилизация» может определяться на основе системного подхода к анализу изучаемых явлений. Представляя социум как сложную самоорганизующуюся систему, состоящую из определенных элементов, подсистем и отношений между этими элементами, можно согласиться с пониманием цивилизации как целостной, саморазвивающейся системы сущностных отношений между людьми, взятой со средой обитания и со-здаваемыми материальными и духовными благами и системой , ценностей (Е. Б. Черняк). При таком подходе цивилизация может пониматься как структурированная самоорганизующаяся и само-развивающаяся система, основными составляющими которой яв-ляются людские вещные и знаковые компоненты.

Межцивилизационные связи также имеют сложную, многоэле-ментную структуру. Исходя из трех видов элементов, составляющих цивилизацию как систему, межцивилизационные связи представ-ляют собой обмен вещными структурами, людскими совокуп-ностями и знаковыми системами. В зависимости от того, какие эле-менты преобладают в межцивилизационных и межгосударственных связях, можно выделять следующие типы этих связей: внешнетор-говый (во внешнецивилизационных, межгосударственных связях преобладает товарный вещный обмен), миграционный (преобла-дание обмена людьми в форме миграций, туризма) и идеологическо-культурный (преобладание в той или иной форме культурной и идеологической экспансии).

Думается, что в предстоящем веке - веке гуманитарной культу-ры - усилится миграционный и культурный обмен, в котором не-малую роль должна сыграть педагогика высшей и средней школы.

Глава 2

Формы использования сетевых технологий

в условиях глобализации образования

Бурное развитие телекоммуникационных технологий, в частности сети Интернет, и мультимедиа в последние годы не только способствовало появлению повышенного интереса к использованию компьютеров в учебном процессе, но и обусловило появление системы образования нового поколения - компьютерного дистанционного образования. О чем свидетельствует приведенная ниже Схема 3:

Сетевое образование, как один из видов дистанционного, представляет собой быстро меняющуюся и пока во многом гипотетическую область социально-экономического развития, плохо поддающуюся прогнозированию и апологетике, что предполагает важность оценки альтернативных технологий и всевозможный "подогрев" интереса общественности и специалистов к этой области.

Основная проблематика сетевого образования, включает вопросы развития новых технологических схем, модернизацию методических ресурсов и развитие инфраструктуры. Рассмотрение актуальных проблем сетевого образования происходит на фоне продолжающегося в последние годы процесса сокращения рабочих мест практически во всех развитых странах, ускорения модернизации под воздействием экологических ограничений содержания многих профессий, с одной стороны, и, с другой, - вследствие непрекращающегося технологического развития человечества.

Всё это ведёт к сокращению жизненного цикла знаний и навыков, превращает образовательную функцию из разовой (как в начале века) и повторяющейся (в середине века) в регулярную. Наиболее яркий пример - информационные технологии, меняющие программно-технические платформы через полтора-два года. В этих условиях классическая форма очного обучения становится лишь частью общего образовательного инструментария, причём всё меньшей частью. Внешне незаметно, но непрерывно возрастает косвенное участие в образовательном процессе электронных средств массовой информации - в первую очередь, телевидения, а в последние годы - и общедоступных компьютерных сетей Гуриев М.А. Общедоступные компьютерные сети в России: проблемы и перспективы. ИРР, 1996, №3.

К сожалению, образование не располагает сопоставимыми средствами для погружения многомиллионной аудитории в мир конструктивного и профессионального знания, поэтому важнейшей проблемой является тщательный выбор такой совокупности информационных технологий, которая могла бы наращивать образовательную функцию в условиях бюджетного дефицита.

Использование спутникового или радиорелейного телевизионного канала в образовательных целях на многие годы вперед будет оставаться дорогостоящим и не каждому доступным. Хотя перспективы развития кабельного телевидения, в том числе базирующегося на многофункциональном оптоволокне, лет через 5-10 могут привести к снижению удельной цены образовательной функции на основе этой технологии. Пока можно констатировать, что непосредственные ТВ-проекты в дистанционном образовании сократились из-за недостатка средств даже в благополучной Западной Европе.

2.1 Электронная почта

В качестве самой популярной "несущей" технологии в дистанционном образовании сейчас с большим отрывом от конкурентов во многих странах используется обычная электронная почта, базирующаяся на протоколе TCP/IP [Transmission Control Protocol/Internet Protocol - протокол управления передачей/протокол Internet, стек протоколов Internet (для использования в семействе сетей Internet и для объединения неоднородных сетей)]. В отличие от многих бизнес-приложений телекоммуницирования, требующих синхронного режима, образовательные проекты в большинстве своём более удобны в асинхронной реализации. Обучающимся очень часто бывает удобно разделять момент времени получения и осмысления учебной информации и момент времени направления ответного сигнала, который может представлять собой дополнительные вопросы к "учителю", или ответы на контрольные вопросы и задачи, содержащиеся в полученном учебном материале.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать