Сетевые обучающие технологии и проблема глобализации образования
p align="left">1.3. Глобальное образование в российской школе.

Основные задачи и ориентиры

Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией об-щества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пре-небрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценнос-тей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к цело-стному восприятию мира в широком культурном контексте. Од-ним из возможных путей реализации этой задачи может стать гло-бальное образование, главной задачей которого и является формирование творческой личности, способной принимать взве-шенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувство-вать ответственность за настоящее и будущее мира.

Глобальное образование ориентируется на:

· актуализацию человека, его прав, свободы и идеалов, на ус-ловия существования и нормы взаимодействия в сообществе;

· преодоление сохраняющегося у молодежи нигилизма и не-верия, снижения интереса к образованию;

· поиски наиболее эффективных методик и технологий отбо-ра и трансляции знаний в условиях информационной рево-люции, стремительного накопления, старения и обновления знаний, резкого сокращения сроков внедрения в образова-тельную практику новейших достижений науки и техники;

· освоение качественно нового этапа ликвидации неграмотнос-ти, поскольку изменение критериев грамотности - требова-ние, кроме умения читать и писать, еще и понимать - при-вело к резкому возрастанию во всех странах мира числа функционально неграмотных;

· создание эффективно действующей системы непрерывного образования как одного из условий полноценного исполь-зования рабочей силы.

Мир, сохраняя всю гамму красок национального, становится все более единым и взаимозависимым. Можно и нужно спорить по поводу удачности самого определения «глобальное образова-ние», но продолжать спорить о необходимости максимально пол-ного учета в современной педагогической теории и практике взрывного динамизма мировых общественно-экономических про-цессов, непрерывно растущей взаимозависимости отдельных стран и народов, все более тесного взаимопроникновения их куль-тур, а также потребности готовить человека к жизни в условиях глобальных кризисов - не просто бессмысленно, но и вредно.

Целью глобального образования является преодоление:

· разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов, приводящих к вооруженным конфликтам в различных реги-онах;

· разлада между человеком и природой, грозящего экологи-ческой катастрофой;

· расщепленности человеческого сознания и души.

Подобные цели предполагают интегративное обучение, осно-ванное на центральных проблемах выживания человека и сотруд-ничества различных сообществ и членов одного сообщества, а так-же развития цивилизации как совокупности частных культур. Глобальное образование ничего не подменяет и ничего не вытес-няет из достигнутого в отечественной и мировой педагогике. Оно вовсе не идеал, а лишь один из возможных вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях. Можно утверждать, что оно выступает как объективно необходимое дополнение к любо-му хорошему образованию.

Таким образом, глобальное образование можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки чело-века к жизни в условиях быстро меняющегося, все более интегри-руемого мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов.

Технологическая направленность глобального образования заключается в следующих положениях:

· формирование стратегии образования для XXI в. на разных уровнях;

· создание новых моделей педагога и учащегося: разработка и внедрение новых педагогических взаимоотно-шений между субъектами образовательного процесса.

Основные принципы глобального образования отражены в Схеме 1:

Необходимо отметить, что данные принципы представляют собой важную составляющую глобального образования и следование им в педагогической практике является необходимым условием достижения высокого качества обучения, соответствующего современным требованиям.

1.4. Глобальный урок как педагогическая проблема

Аспекты анализа урока глобальной ориентации можно рассматривать как совокупность следующих факторов:

1. Наличие целей глобального образования, т. е. создание усло-вий для понимания целостности мира и взаимозависимости в нем, единства человека и природы, преодоления расщепленности че-ловеческого сознания и души.

2. Реализация задач глобального образования:

· формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;

· развитие кросс-культурной грамотности;

· формирование эксцентрического экологического сознания;

· формирование непредвзятого взгляда на мир (эмпатия, то-лерантность).

3. Соответствие принципам глобального образования.

4. Введение глобальной перспективы в урок через:

· фактический материал глобального содержания;

· надпредметность;

· межпредметность;

· отработку универсальных умений и навыков;

· создание единой картины мира;

· обучение правилам жизнедеятельности;

· многообразную увлеченность;

· атмосферу сотрудничества и свободы на уроке;

· активизацию процесса обучения.

5. Соответствие выбранных образовательных технологий иде-ям глобального образования:

· технология эпистем;

· технология развивающего обучения;

· проблемно-модульная технология;

· технология сотрудничества, и др.

Все упомянутые составляющие проблемы представлены в Схеме 2:

Из числа приоритетных технологий глобального урока можно выделить следующие:

1. Технологии, способствующие развитию критического мышле-ния

Критическое мышление можно определить как такое мышле-ние, которое помогает нам принять обдуманное, осмысленное решение о том, чему верить, что делать. К компонентам критичес-кого мышления можно отнести любознательность, скептицизм, рефлексию, рационализм.

2. Сотрудничество в учении

В процессе совместной работы учащиеся смогут понять, что их многое связывает, узнать о других взглядах и точках зрения. Со-трудничество в учении поможет детям научиться общаться с дру-гими людьми, включая и тех, кто не похож на них. Оно является эффективным и достоверным способом решения проблем, как в процессе обучения, так и в жизни. Сотрудничество в учении име-ет место лишь тогда, когда учащиеся понимают, что смогут дос-тичь поставленных целей только в том случае, если другие учащи-еся, с которыми они совместно работают, тоже их достигнут.

3. Целостно-коммуникативный подход к обучению

Сущность данного подхода заключается в том, что, осуществ-ляя его, мы одновременно развиваем у учащихся как рецептивные, так и репродуктивные умения. Основная предпосылка данного подхода: учащихся необходимо обучать функциональной грамот-ности; язык должен использоваться как средство коммуникации; использование должно касаться насущных проблем; каждое сло-во должно иметь значимость и значение.

4. Модульная технология

Существует несколько подходов к пониманию сущности модуля:

· формирование самостоятельно планируемой единицы учеб-ной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей;

· построение автономных порций учебного материала;

· единица, задающая переход от профессиональной деятель-ности к учебной, от реальных задач - к проблемам аудитор-ным;

· фрагмент содержания курса вместе с методическими мате-риалами к нему;

· определенный объем учебной информации, необходимый для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Он может включать несколько модульных единиц и компонентов. Компоненты могут варьировать в зависимости от дисциплины.

5. Технология эпистем

Эпистемы, или проблемно-познавательные темы, в том или ином виде, с той или иной степенью полноты сами собой возни-кают в процессе знакомства ребенка с окружающим миром и со-провождают человека на протяжении всей его жизни, помогая понять себя и мир. Действительно, в культуре существуют явле-ния, которые как бы концентрируют в себе колоссальные - в ко-личественном и качественном отношениях - усилия человечества, содержащие неохватную и непосильную единичному человечес-кому разуму программу историко-культурного развития. Напри-мер, Город, Война, Дерево и др. Такие эпистемы можно вводить в учебный процесс в любом количестве и в любом порядке - все за-висит от конкретных обстоятельств, от того, как смогут догово-риться между собой учителя-предметники о выборе содержатель-ного поля А. П. Лиферов, Я. М. Колкер, Е. С. Устинова «Организация учебного процесса в глобально-ориентированной школе». Рязань, Изд-во Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина, 1995..

1.5. Российская модель: опыт использования.

Отработка программы функционирования российской модели школьного глобального образования осуществляется в одной из школ Волгограда. Здесь объединились творческие усилия ученых педагогического университета и учителей школы.

Лаборатория глобального образования создана с целью вхож-дения школы, района, города, области в международный проект «Глобальное образование» и осуществления научного, учебно-ме-тодического обеспечения развития глобального образования. Ла-боратория глобального образования, следуя принципам всемерной гуманизации и гуманитаризации отечественного образования че-рез их осмысление, ведет просветительско-организаторскую и исследовательскую работу по нескольким методическим направ-лениям.

Просветительско-организаторская деятельность лаборатории связана с распространением идей глобального образования в раз-личных формах повышения научно-методической подготовки пе-дагогов школ и совершенствования их профессионального мастер-ства в целом. Среди них: подготовка и проведение методической учебы «Проблемы глобального образования» и «Глобальная ориентация урока» http://www.ug.ru/ug_pril/az/96/45/a4_1.htm -Учительская газета; участие в работе методических объединений учи-телей-предметников школы; проведение семинаров различного уровня (района, города, области) по тематике глобального обра-зования; участие в научно-практических конференциях и семина-рах.

Исследовательская деятельность лаборатории реализуется че-рез опытно-экспериментальную работу школы.

В процессе обобщения философской теории глобального обра-зования и внедрения ее в практику российской школы конкрети-зированы цели и задачи этого образования.

В концепции школы цель глобального образования сформули-рована как создание условий для понимания целостности и взаи-мозависимости мира, единства человека и природы; преодоление расщепленности человеческого сознания и души. Данная цель об-разования реализуется, на наш взгляд, благодаря решению конк-ретных задач:

· формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;

· развитие кросс-культурной грамотности (знание культуры других народов);

· формирование эксцентрического экологического сознания;

· формирование непредвзятого взгляда на мир (эмпатия, то-лерантность и др.).

Исходя из анализа образовательной ситуации школы создана программа развития в условиях эксперимента, которая определя-ет деятельность школы по пяти направлениям: 1) создание и апробация учебного плана школы глобальной ориентации; 2) освоение содержания глобального образования; 3) поиск и освоение новых эффективных технологий образо-вания, в том числе и технологий глобального образования; 4) создание модели воспитательной системы школы глобаль-ной ориентации; 5) развитие нормативной базы опытно-экспериментальной площадки.

Несомненный интерес представляет отражение глобалистской тематики в Петербургской концепции воспитания, разработанной в 1993 году коллективом педагогов под научным руководством доктора педагогических наук, профессора университета педагоги-ческого мастерства И. А. Колесниковой. В этой концепции есть специальный раздел «Воспитание человека Мира». Подчеркива-ется, что человечество, вступив в последнее десятилетие XX сто-летия, начинает осознавать себя как общность, ответственную за продолжение жизни на Земле. Единство с Природой и поддержание ее ресурсов в планетарном масштабе, причастность к процессам развития ноосферы, встроенность в машинную цивилизацию - объединяет людей.

Жизнь в XXI веке потребует нового качества подходов к решению глобальных проблем, поэтому в воспитании ребенка как человека Мира могут быть намечены основные на-правления:

- формирование планетарного, глобального мышления, цело-стного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности, чувства личной от-ветственности за решение глобальных вопросов, касающих-ся каждого жителя Земли;

- формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, их взаимодей-ствия;

- воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми. Ведущими идеями при этом будут: идея общности, гармонии индивида со Вселенной и челове-чеством, основанная на экологии природы и человека; идея целесообразности поведения человека в условиях раз-вития ноосферы как существа природного, социального, ак-тивного; идея ценностно-смыслового равенства людей.

В совместной деятельности детей и взрослых в работе по этим направлениям актуален принцип «мыслить глобально - действо-вать локально», утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечелове-ческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого.

Одним из отправных пунктов работы может стать созидание (совместно с учащимися и их родителями) интегративных курсов и программ, сводящих в проблематику эпохи ноосферы Вернадский В.И. Живое вещество и ноосфера. М:, 1994.. Современному школьнику необходимы зна-ния о себе как природном существе, на каждом этапе образования он должен представлять целостную картину мира и своего места в нем. Центральными здесь становятся такие категории, как Вселен-ная, Космос, Планета, Ноосфера, Пространство, Время и др. Рекомендуется включение курсов экологической направленно-сти, связанных с охраной окружающей среди, собственного орга-низма, дисциплин валеологического цикла в учебный план рабо-ты школ всех типов на уровне нормативных курсов, спецкурсов, факультативов, кружков. В содержательном отношении решении этих задач может служить и курс обеспечения основ жизнедеятель-ности.

Учащиеся школ, педагоги, родители могут привлекаться к уча-стию в международных, региональных, городских экологических акциях. Например, под эгидой ЮНЕСКО в Петербурге осуществ-ляются:

- школьный проект «Балтийское море», в котором учащиеся Петербурга участвуют вместе с детьми из Швеции, Дании, Финляндии;

- российско-французский проект «Нева-Сена», предполага-ющий организацию совместных лагерей и обмен опытом экологической работы двух стран.

В Санкт-Петербурге силами детей и взрослых осуществляется акция «Чистые воды Невы». Изучается микрофлора и состав заг-рязненной воды, собираются данные по другим рекам Невского бассейна. Операция «Чистый город» предполагает работу по очистке и озеленению дворов, изготовлению кормушек и домиков для птиц, заботу о домашних животных.

Прогностическая и креативная деятельность успешно может быть организована также на основе имитационного моделирова-ния. Разработаны и используются дидактические игры «Экология и мы», «Ноосфера», «Разумный глобализм», «Экологический со-вет» и др.

Воспитание в духе ненасилия предполагает формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как чле-нов единого человеческого сообщества. При этом необходима информация о том, что такое экономические, политические, со-циальные права и свободы человека. Это также подразумевает обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия от-дельных людей, носителей различных взглядов и концепций, раз-личных национальных групп, различных культур, стран. Кроме того, ставится задача помочь детям разобраться в истинных при-чинах разъединения людей в современном мире. Существенными компонентами психологии ненасилия является уважение к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны.

1.6. Проблема формирование глобального (планетарного) мышления учащихся и подходы к ее решению

Глобальное образование основано на концепции, согласно ко-торой информация о мире должна быть представлена как суще-ственная для выживания человека в сообществе людей и в природе, а формирование непредвзятого взгляда на мир зависит и от отбора фактов из разных областей знаний, и от стратегии позна-ния, от вовлеченности разнообразных ментальных процессов, обусловливающих переработку и обмен информацией.

Глобально-ориентированное мышление внедряется в школах, с одной стороны, как идеология непредубежденного восприятия мира во всей его сложности и многообразии, а с другой стороны, как когнитивно-коммуникативная технология ведения урока, от-ражающаяся в учебных планах и программах.

Наиболее известные подходы к построению учебного плана шко-лы глобальной ориентации основаны на следующих принципах:

· наличие на каждой ступени «стержневого» интегрированно-го курса, объединяющего учебные дисциплины, наполнен-ные глобальным содержанием;

· сочетание концентричности и линейности в учебных про-граммах по каждой дисциплине;

· доминанта практической эстетики в «стержневом» курсе на начальной ступени, естественных наук - на средней ступе-ни и философско-социального аспекта на старшей ступени; (упор на развитие интеллектуальных операций на всех ступенях); личностная ориентация обучения (ученик - в центре обра-зования);

· создание постепенно расширяющегося тезауруса понятий;

· обучение самовыражению через каждую из дисциплин;

· организация познания как формирование картин мира в их многообразии и единстве.

Если же планетарное мышление формируется в рамках отдель-ных курсов (например, курс «Человек и космология», разработан-ный учителем ростовской СШ № 15 Р. Т. Морозовой) http://m-m.sotcom.ru/2-3/glob-obr.htm - Публикации материалов о Глобальном образовании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать