Сетевые обучающие технологии и проблема глобализации образования
p align="left">Все необходимое для такого построения, включая защиту ин-формации, можно «занять» у «боль-шого брата», то есть горизонталь-ного портала.

Назовем его условно - «Россий-ское образование». Здесь пользо-вателю предоставят, во-первых, средства навигации по всем вер-тикальным серверам. Во-вторых, поиск информации в ресурсах Интернета, связанных с образо-ванием. По типу того, кок это уст-роено в Яндексе или Рамблере (с обязательным запросом на рус-ском языке - это довольно слож-ная, но для отдельных коллективов профессионалов вполне решае-мая проблема).

Хочу вернуться к одной из важ-нейших, на мой взгляд, интерфей-сных сервисных функций - кастомизации. Сообщив о себе, кто он - обучаемый, учитель или препо-даватель, администратор, разра-ботчик, пользователь может полу-чить «личный» экран, но котором будут регулярно появляться ново-сти его сферы интересов. А при желании можно принять участие в конструировании такого «лич-ного» экрана. Скажем, я учитель, мои родители живут в Сочи, я - в Воркуте, хочу, чтобы каждый день на экране высвечивалась погода в Сочи, маме позвонить, узнать, как у нее с давлением...

Или меня интересуют научные публикации в какой-то сфере - тогда у меня все так выстроено, что они регулярно ко мне поступают из разных ис-точников.

Вся официальная ин-формация по системе об-разования - на горизонтальном портале. Прика-зы, документы с грифом ми-нистерство, паспорта ВАКовских специальностей, стандарты высшего обра-зования, базы данных по вузам и т.д. Здесь же - ежедневный обзор прес-сы по вопросам образо-вания и самое главное: ленто новостей. Это спе-циальный обзор по серве-ром, электронным СМИ - отечественным и зарубеж-ным. А также горизонталь-ный портал «в ответе» за организацию форумов, дискуссий, видеоконферен-ций, проведение олимпиад или симпозиумов...

Естественно, что со всей этой работой в одиночку никому не справиться. Нужен консорциум.

Если говорить о платформах, на которых будут базироваться пор-талы, пока не существует одной-единственной, которая удовлетво-ряла бы всем требованиям рос-сийского образования. Как бы ни были хороши продукты Майкро-софта, IBM и других популярных фирм, все они требуют доработ-ки под наши нужды. Дело это до-рогостоящее. Например, нигде нет русского языка. Заплатить много и купить все - было бы здорово, но... придется решать вопрос по-другому.

Подвожу итог - если с нашими предложениями руководство соглашается, пора передавать ма-териалы в экспертные группы по разработке ТЗ. В течение полу-тора месяцев - максимум - они могут быть разработаны. Ведь есть серьезный задел для верти-кальных порталов по экономике, праву, социологии...

Продолжением обсуждения темы «Создание российского об-разовательного портала» стало представление главой издатель-ство «Просвещение» А. Кондако-вым образовательного ресурса www.edu.ru. К сожалению, по-пытка в полном объеме проде-монстрировать его возможности не удалась: телекоммуникацион-ные линии самого Министерства образования РФ пока оставляют желать лучшего".

Единого российского образовательного портала пока нет. Однако уже существуют и более-менее удачно действуют региональные образовательные порталы, пытающиеся объединить образовательные ресурсы одного отдельно взятого региона. Для примера можно рассмотреть портал http://www.stavedu.ru Портал хостится на базе Ставропольского узла Федеральной образовательной сети РанНет., объединяющий образовательные ресурсы Ставрополья. Портал имеет следующие разделы: 1) история, 2) вузы, 3) ссузы, 4) школы, 5) библиотеки, 6) научные объединения, 7) Северо-Кавказское отделение Академии технологических наук России, 8) новости.

В принципе, по образцу этого портала мог бы быть создан и общероссийский образовательный портал.

2.8. Необходимость стандартизации образования

и международные стандарты

2.8.1. Необходимость стандартизации образования как следствие

неотъемлемых прав и свобод личности

Говоря о российских образовательных ресурсах, мы упоминали о необходимости совместимости, т.е. - соответствия сложившимся и складывающимся стандартам представления информации. Это необходимо для "конвертируемости" российских образовательных ресурсов, для их интегрированности в мировую информационную среду. То же можно сказать и об образовании вообще. Международная "совместимость" образования, по идее, должна вытекать из неотъемлемых прав человека на труд и свободу передвижения. Т.е., образование, полученное в любой стране или образовательной системе должно признаваться (и фактически являться) действительным, действенным в любой точке земного шара. По меньшей мере, перемещение человека из страны в страну должно требовать, максимум, "привязки к местности", незначительной переквалификации в соответствие с местными условиями, но не начала образования по уже полученной специальности с нуля.

Из этого неизбежно следует необходимость глобальной стандартизации образования. Прежде всего это, конечно, касается той части образования, где оно захватывает технологии, реально применимые на практике (информационные технологии, техника, промышленная и бытовая химия, языки общения, медицина и т.п.): расхождения в периодизации исторических периодов или наименовании литературных течений не фатальны и не служат для непризнания знаний функциональными, а - напротив - часто составляют суть научной дискуссии.

2.8.2. Международные стандарты и организации,

занимающиеся стандартизацией

На какие же стандарты должно ориентироваться образование? Государственно утверждённых международных стандартов сегодня не так много. Российские ГОСТ, ТУ, СНиП и т.д. далеко не всегда ещё соответствуют международным стандартам. Многие из существующих сегодня международных стандартов являются стандартами de facto, а не de jure и суть чаще результат гласной или молчаливой договорённости между производителями, разработчиками и крупными пользователями.

Часто фактически международным становится национальный стандарт. Так, например, POSIX, американский стандарт для Unix-систем, фактически является сегодня международным.

Иногда международным стандартом de facto становится формат какого-нибудь отдельного производителя. Ярчайшие примеры: стандарт электронного представления полнотекстовых иллюстрированных документов PDF от Adobe и стандарт векторной графики для web - Macromedia Flash, соответственно от Macromedia.

Для стандартизации сетевых технологий, как в области аппаратного обеспечения, так и в областях программного обеспечения и представления информации создаются комитеты и консорциумы из представителей крупных производителей и зарекомендовавших себя разработчиков. Результаты работы таких комитетов никогда не считаются окончательными (вероятно, среди прочего, и потому, что технология не может стоять на месте) и никакими инстанциями в обязательном порядке не утверждаются. Даже типовое название этих результатов всем своим смыслом показывает, что они не претендуют на то, чтобы быть обязательным стандартом: RFC - request for comments - "запрос на комментарии". Однако в международной практике так сложилось, что придерживаться RFC считается хорошим тоном и даже необходимостью. Несмотря на то, что правительственные и государственные ведомства, частично или полностью, при разработке национальных стандартов, игнорируют RFC, производители и разработчики следуют в этом случае поговорке "Наш разум - наше правительство" и следуют RFC ради совместимости, конвертируемости, а следовательно и более широкого проникновения на рынки.

Что касается стандартов представления информации в web, здесь особое место занимают рекомендации w3c - Web-консорциума (http://www.w3c.org). Нельзя сказать, чтобы w3c являлся разработчиком стандартов. Производители программ-интерпретаторов информации движутся вперёд, постоянно добавляют в свои программы новые возможности. Для того, чтобы это движение было организованным и чтобы создатели контента могли знать, информацию какого рода будут корректно интерпретировать большинство распространённых сегодня интерпретаторов, и существует w3c. Рекомендации w3c считаются обязательными как для создателей и оформителей контента, так и для разработчиков. Никто, правда, не следует им в полной мере, но все стараются придерживаться. Именно ради совместимости. Рекомендации w3c также не имеют статуса закона или подзаконного акта ни в одной стране мира.

Кроме прочего, w3c отслеживает тенденции, старается определить среди них наиболее перспективные и принимает непосредственное участие в разработке форматов представления информации в web. Именно w3c несколько лет назад обратил внимание производителей и разработчиков ПО и контента на XML как на наиболее перспективный формат представления текстовой информации. Сегодня на XML перешли уже многие крупные порталы, и даже такой софтверный гигант как Microsoft сделал XML основным форматом представления информации в своём новом офисном пакете MS Office 11. Если же не концентрировать внимание на стандартах в области сетевых технологий, то необходимо знать, что вообще мировой стандартизацией занимается ISO - Международная организация по стандартизации (http://www.iso.org). В настоящее время, в свете всё усиливающейся мировой интеграции, многие национальные правительства стараются привести свои национальные стандарты в соответствие со стандартами ISO.

2.8.3. Необходимость глобальной стандартизации образования

и использование Сети

Глобализация и развитие технологий - процессы объективные, взаимосвязанные и неизбежные, и образование просто обязано иметь их в виду. Обучение студентов устаревшим технологиям на устаревшей технике, или же ориентация обучения на локально распространённые технологии приводит к тому, что молодой специалист, особенно - сменивший место жительства, либо вообще не может работать по декларированной в его дипломе специальности, либо вынужден изучать всё с нуля. Таким образом, выходит, что деньги государства (читай - налогоплательщиков) и его личные время и деньги, потраченные на его образование, были потрачены зря, - недопустимое расточительство.

Однако сегодняшняя интегрированность большинства российских вузов в мировую Сеть, позволяет преподавателям и студентам постоянно получать оперативную информацию о самых современных открытиях, прорывах и достижениях, о самых последних стандартах и рекомендациях и ориентироваться в образовательном процессе именно на "фронтир", "передний край" науки и технологии.

Возможно, определённым тормозом этого процесса сегодня являются очень конкретные и негибкие государственные программы обучения по тем или иным специальностям. Это реальная проблема: государство по определению весьма косный и догматичный институт и не в состоянии оперативно реагировать на требования настоящего момента, а тем паче - работать на опережение. Государственные институты сегодня могут задавать только приоритеты в области образования. Учебные программы же должен определять сам университет, исходя из этих приоритетов, текущего уровня развития человеческой мысли и наиболее актуальных из стоящих в данный момент перед наукой и человечеством концептуальных вопросов и проблем. Причём программа того или иного курса - это не что-то, раз и навсегда утвержденное, - она должна быть тоже своего рода RFC, запросом для комментариев. И именно Сеть может сегодня сделать эти комментарии возможными на самом различном уровне, т.к. с её помощью любую информацию можно сделать публичной и наладить интерактивное её обсуждение. Причём то, что обсуждение становится дистанционным и может быть анонимным, снижает негативное влияние субординации.

В идеале сеть университета, сеть кампуса должна стать минимальной организованной структурной единицей мировой образовательной Сети. Анонсы материалов, выходящих за круг узкоуниверситетских интересов, могут размещаться на региональном и/или ведомственном образовательном портале или на международных специализированных порталах. Всемирную Сеть не зря называют хорошо структурированной анархией, т.е. некая единая и единственная структура образовательных сетей вряд ли возможна. Создание единственного главного всемирного образовательного портала - тоже, что, конечно, не может помешать уже в недалёком будущем претендовать на эту роль, возможно, сразу нескольким соревнующимся структурам.

Глава 3

Система управления обучением LOTUS LEARNING SPACE, как фактор стандартизации

3.1. Общие сведения

Lotus Learning Space - одна из нескольких наиболее динамично развивающихся и широко используемых во всем мире систем, относящаяся к системам управления распределенным учебным процессом, а не только среда создания курсов. Тем не менее, Learning Space включает все необходимые средства разработки и элементы современного компьютерного курса.

Среда дистанционного обучения Learning Space, является самым современным и мощным программным продуктом для дистанционного обучения, намного превосходящим по своим возможностям и потенциалу все существующие аналоги. И WebCT, и Blackboard декларируют использование в следующих версиях своих продуктов многоуровневой программной архитектуры, по которой Learning Space создавалась изначально.

Данная программная система использует открытые стандарты и соответствует современным требованиям с точки зрения интегрируемости и масштабируемости. Learning Space может интегрироваться, практически, с любым типом корпоративной информационной системы. Полнота заложенных в программу возможностей, её интерфейс, возможности интеграции новых дополнительных программных модулей, использование стандартных ODBC-совместимых реляционных баз данных ставят обучающую среду Learning Space вне конкуренции, предлагая преподавателю и студенту практически неограниченный выбор в средствах и методах обучения. Базовая архитектура этого пакета основывается на пяти главных базах данных, которые используются для управления различными аспектами, как создания курсов, так и их сопровождения:

· Schedule - менеджер списков

· Media Center - менеджер библиотеки курсовых мультимедийных материалов

· The Course Room - инструмент электронного взаимодействия, позволяющий создавать как общие студенческие форумы, так и специализированные.

· The Profile Manager - содержит базовую информацию об участниках, наподобие домашней страницы или онлайн CV.

· The Assessment Manager - инструмент тьютора для проведения конфиденциальных тестирований, оценки их результатов и отсылки результатов испытуемым. Он также позволяет создавать журнал успеваемости всех обучаемых данного курса.

Система Learning Space функционирует по принципу клиент-сервер и рассчитана для работы через всемирную сеть Internet или локальную сеть. Среда обучения Learning Space имеет многоуровневую систему защищённости от несанкционированного вторжения. Программа-сервер должна устанавливаться на компьютере, удовлетворяющем определенным техническим требованиям, который будет хранить базы данных со специальной информацией, используемой при обучении.

Основную часть хранимой информации программа-сервер предоставляет в виде гипертекста. Таким образом, данные с сервера могут быть получены при помощи стандартного Web-браузера (Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator и т.д.). Это значительно облегчает задачу распространения и внедрения пакета, так как не требует установки специальной программы-клиента на компьютер обучаемого. Web-браузеры имеют интуитивный интерфейс, элементы управления HTML-страниц легко осваиваются и многим знакомы, поэтому использование таких программ в качестве клиентов практически не требует дополнительных затрат времени на обучение использованию программы.

Пакет Learning Space поддерживает три способа обучения.

Схема 5:

Помимо форумов, существует также встроенная возможность использования электронной почты для асинхронной связи между обучаемыми и преподавателями. Пользователи могут посылать индивидуальные сообщения, либо использовать списки классов, для того чтобы посылать сообщения большим группам. Преподаватель может настроить программу-сервер таким образом, чтобы она посылала сообщения определенным группам студентов или отдельным студентам при возникновении каких-либо событий. Событием в данном случае считается определенного рода изменения в статусе студента или его обучении.

Еще раз отметим, что в обучающей среде Learning Space обучение может происходить как асинхронно, т.е. обращаясь к материалам курса в удобное время (блок Core), так и в режиме реального времени (блок Collaboration), когда происходит непосредственное общение студентов и преподавателей через систему. Возможно использование Whiteboard («школьной доски»), функций совместного просмотра Web-сайтов, совместных дискуссий и chats, аудио- и видеофайлов.

Система позволяет легко создавать и корректировать структуру курса, наполнять её материалами, подготовленными с помощью самых разных приложений. Структура курса и его материалы могут храниться на разных серверах в корпоративной сети или Интернет. Для работы в системе пользователю достаточно иметь на своём компьютере только браузер.

Lotus Learning Space имеет семь встроенных типов тестовых вопросов с возможностью расширения и, к тому же, имеется возможность создания общей базы вопросов и формирования конкретного пула вопросов на лету.

Существует возможность получить 17 видов Crystal Reports - совместимых статистических отчетов о ходе обучения и т.д.

Программа полностью совместима со стандартами IMS и AICC.

Learning Space включает все необходимые средства разработки и элементы современного компьютерного курса, при разработке которого авторы преследовали следующие цели унификации:

· унификация процедур тестирования студентов;

· унификация требований к содержанию и форме рабочих учебных программ;

· унификация формы представления и структуры учебно-методических материалов;

· использование единого инструмента доступа к материалам курса: методическим указаниям, программе, результатам тестов.

3.2. Основные технические параметры Lotus Learning Space

Системные требования к серверу

Для установки системы дистанционного обучения Learning Space 5.0 требуется следующее аппаратное и программное обеспечение:

o Intel Pentium III 500 MHz
o 512MB RAM
o MS NT 4.0, SP 6.0a или выше (SP 5 for International) или MS Windows
2000 Server, SP 2 или выше
o MDAC 2.5
o MS Internet Information Server

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать