Закон о крестьянском хозяйстве - (курсовая)
p>Конечно, мера эта вынужденная, а обязательная часть государственной закупки составляет лишь около одной трети производимой сельхозпродукции. Однако такие действия идут в разрез с развитием рыночных отношений.

Не выполняет государство и своих обещаний переориентировать обеспечение страны зерном с экспорта на собственное производство.

При этом нашим производителям выплачивалось, как и в 1989 году 40дол. за тонну, что втрое дешевле, чем предлагает государство зарубежным поставщикам.

Теперь о внешнеэкономической деятельности фермерских хозяйств по сбыту свой продукции. В этом они должны руководствоваться общими положениями об экспортных операциях. Что же касается п. 5 ст. 17 о поставках произведенной крестьянским хозяйством продукции на экспорт "на основе установленного порядка", то эта норма пока не может быть реализована, поскольку для крестьянских хозяйств такой порядок не разработан.

Распоряжением правительства Российской Федерации N 65-р от 14января 1992 года предусмотрено стимулирование обязательных поставок сельхозпродуктов встречной продажей материально-технических ресурсов и товаров народного потребления. Признано целесообразным предприятиям, взявшим на себя дополнительные обязательства, кроме встречной продажи, предоставлять преимущественное право на получение лицензий на поставку на экспорт готовой продукции, полуфабрикатов и сырья.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации и Постановлением Правительства России N 138 от 6 марта 1992 года в 1992 году предполагался перевод заготовок на новый тип отношений с использованием залогового механизма, в связи с чем Правительству было дано поручение разработать Положение о залоговом механизме закупок сельскохозяйственной продукции. В соответствии с новой системой и в целях стабилизации продовольственного рынка государство гарантирует всем производителям сельхозпродукции беспрепятственный ее прием в залог. Цены на нее устанавливаются за два месяца до очередного года на уровне 80-90 % от сложившихся в предыдущий год рыночных цен. При этом хозяйствам гарантируются нормальные условия деятельности.

С предприятиями, принимающими продукцию под залог, заключается договор об условиях ее хранения, доработки и переработки.

Предполагается, что сдавая продукцию под залог и получая кредит, залогодатель будет иметь право в дальнейшем распорядиться своей продукцией, а если цены упадут ниже уровня залоговых ставок, -вернуть кредит и получить продукцию для реализации на рынке, оплатив затраты на ее хранение и доработку с учетом естественной убыли.

В последний год все чаще сельскохозяйственная продукция, и прежде всего зерно, становится предметом купли-продажи на бирже. В сентябре 1991 года в Москве была создана Всероссийская крестьянская биржа "Фермер", цель которой - налаживание каналов сбыта фермерской продукции. Действует "Росагробиржа", создаются аналогичные биржи на переферии.

Появился новый вид купли-продажи сельхозпродукции - через биржи по договорным (коммерческим) ценам. Пока он распространяется в основном на зерно, но, по-видимому, в дальнейшем, с развитием биржевых операций, охватит и другие продукты. Такого рода сделки, как правило, осуществляются через брокеров бирж, которые аккумулируют партии сельхозпродукции, однако возможна и продажа предложенной фермером партии в индивидуальном порядке.

Сделки на биржах, прежде всего с зерном, производятся в основном по двум типам контрактов. Это форвардные и фьючерные сделки.

Форвардная сделка представляет собой контракт между продавцом и покупателем о поставке товара через определенное время с частичной предоплатой. Такой контракт может быть предложен фермеру задолго до уборки урожая и по ценам, сложившимся на момент его заключения.

Положительная сторона такой сделки заключается в том, что она позволяет получить хозяину средства как бы в кредит, а это немаловажно при существующих высоких процентных ставках за кредит.

Отрицательная же состоит в том, что фермер может потерять некоторую сумму в связи с инфляцией и изменением цен в будущем. Форвардный контракт перепродаже не подлежит.

В отличие от форвардной фьючерная сделка не всегда предполагает получение покупателем товара и таким образом реальное исполнение контракта. В этом случае договор становится в определенном смысле ценной бумагой, которая многократно перепродается, участвуя в биржевом обороте. Фьючерная сделка защищает продавца от колебания цен, гарантирует ему сбыт своей продукции. Такой контракт основывается на стандартизации продукции, четком определении ее качества. Для возмещения возможных убытков стороны по договору вносят денежный задаток "маржу".

Особенностями рассмотренных биржевых сделок является то, что они заключаются без предварительного осмотра товара, по установленным базисным нормам (стандартам, техническим условиям и др. ) по ценам за чистый вес товара, зафиксированным на бирже в момент подписания договора. Условия поставки установлены в виде франко-вагона, ФОБ (сделки купли-продажи, при которой продавец оплачивает транспортные и иные расходы по доставке груза до судна) и должны включать следующие положения:

- перевозка зерна от места погрузки для отправки продавцу или при сдаче на хранение - на элеватор производится за счет продавца;

- очистка, сушка, доведение товара до необходимой кондиции осуществляется также за счет продавца;

    - расходы по хранению устанавливаются по соглашению сторон.

Комиссионный брокерский сбор составляет около 2 %. Контракты вступают в силу после подписания их сторонами. При заключении контракта крестьянское хозяйство должно предоставить гарантии качества и соответствия товара установленным стандартам и образцам (сертификат качества, заверенная складская расписка или транспортный документ), что оговаривается в контракте. После подписания контракта крестьянское хозяйство не имеет права распоряжаться проданным товаром без согласия на то покупателя или брокера. После получения фермером сообщения о продаже товара он должен в 3-дневный срок отгрузить его и оплатить брокеру вознаграждение. Если товар на бирже не реализован, брокер в 3-дневный срок сообщает об этом фермеру и тот вправе изменить цену либо аннулировать контракт.

    Снабжение фермеров

Как уже говорилось, процесс становления и развития фермерских хозяйств, кроме всего прочего, тормозит отсутствие их материально-технического снабжения. Причины этого очевидны: плановая система развалилась, а новая, рыночная, пока не создана. Высокий уровень инфляции поднял цены на сельхозтехнику и крестьянскому хозяйству она стала практически недоступна.

Государственное фондовое распределение сельхозтехники и других необходимых сельскому хозяйству материально-технических ресурсов осуществляется через созданное на основе Постановления Совета Министров РСФСР N 33 от 10 августа 1990 года. Управление снабжения фермерских и крестьянских хозяйств с периферийной сетью в системе Росагроснаб. На местах имеются комиссионные и розничные магазины Росагроснаба по продаже сельскохозяйственной техники и других материально-технических ресурсов. В районах создаются пункты проката сельхозтехники и оборудования, разработан Примерный договор на предоставление в прокат технических средств.

Пытаясь хотя бы в какой-то мере организовать материально-техническое снабжение в переходный период и ввести его в русло рыночных отношений, Правительство Российской Федерации приняло 29 декабря 1991 года Постановление "О мерах по выполнению закона РСФСР "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами". В нем устанавливается, что обеспечение крестьянских хозяйств осуществляется на основе горизонтальных хозяйственных связей с предприятиями-поставщиками и взаимодействия с организациями оптово-посреднической сети снабжения Министерства сельского хозяйства и Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации. Реформирование снабженческих органов привело к созданию многочисленных товарных бирж, торговых домов, коммерческо-информационных центров, лизинговых фирм, брокерских контор, акционерных предприятий по снабжению и пр. ,в которых реализация техники и ресурсов происходит на чисто коммерческой основе через сеть магазинов комиссионной и розничной торговли, пунктов проката, технических обменных пунктов.

В целях поддержки крестьянских хозяйств в январе 1991 года были изданы Указания по материально-техническому обеспечению и производственному обслуживанию крестьянских (фермерских) хозяйств, подписанные Министерством сельского хозяйства и продовольствия и АККОР. В настоящее время в связи с реорганизацией экономических отношений в стране они частично утратили свое значение, хотя в первый год развития фермерского движения и сыграли определенную роль. Эти Указания исходят из предоставления равных прав всем сельскохозяйственным предприятиям, включая крестьянские хозяйства. В ст. 1 Указаний установлено, что крестьянские хозяйства приобретают материально-технические ресурсы в системе государственных снабженческих организаций, в том числе и за счет фондов, выделяемых специально для крестьянских хозяйств, по ценам, действующим для колхозов и совхозов. Впоследствии снабжение фермеров в системе лимитированного снабжения сельского хозяйства было выделено в отдельную строку. В соответствии с этими Указаниями крестьянские хозяйства должны представлять свои заявки на сельхозтехнику, распределяемую по лимитам и фондам в общем порядке, как это делают колхозы и совхозы. При этом хозяйства, связанные договорами сдачи сельхозпродукции через колхозы и совхозы, могут оформлять свои заказы через эти сельскохозяйственные предприятия. В распределении выделенной району для крестьянских хозяйств техники принимает участие АККОР. Закупка малогабаритной техники через потребкооперацию осуществляется крестьянскими хозяйствами по розничным ценам, так же как и горюче-смазочных материалов у органов Роснефтепродукта.

Автотранспортные средства в соответствии с письмом Госкомцен РСФСР N 01-17/855-06 от 10 апреля 1990 года приобретаются хозяйствами на условиях оптовой продажи по ценам, установленным для колхозов и совхозов. Минеральные удобрения и ядохимикаты крестьянские хозяйства получают на основе заключаемых ими договоров с объединениями Росагрохим. Обеспечение хозяйств комбикормами, белково-витаминными добавками, премиксами осуществляется по договорам с хлебоприемными предприятиями из выделенных фондов или в порядке встречной продажи за сданное зерно, а также на давальческих началах в межхозяйственных и других предприятиях на условиях, установленных для колхозов и совхозов.

В колхозах и совхозах крестьянские хозяйства могут приобретать сельхозтехнику на общих основаниях. Они могут получать ее (и иные материально-технические ресурсы) и в качестве имущественного пая при выходе из колхозов (совхозов) для создания фермерского хозяйства, а также при реорганизации этих предприятий. Наконец, в соответствии с Постановлением Правительства России N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса"от 4 сентября 1992 года они могут приобрести технику и другое имущество путем выкупа пая других работников реорганизованных хозяйств.

Естественно, всегда к услугам фермеров товарные ярмарки, аукционы и пр.

Что касается государственного сервисного обслуживания, то оно также осуществляется на условиях, установленных для колхозов и совхозов.

В ряде случаев при повышении цен государство берет на себя часть оплаты за электричество, газ, перевозку кормов и пр. В последнее время в связи с тяжелым положением с сельхозтехникой принят ряд нормативных актов о переориентации отрасли сельскохозяйственного машиностроения на нужды крестьянских хозяйств, об импорте сельскохозяйственной техники и беспошлинном ввозе экспортных машин для сельского хозяйства и др.

    Кредитование

Надо сказать, что, несмотря на огромные трудности, государство все же оказывает определенную помощь крестьянским хозяйствам. Прежде всего, согласно ст. 5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, оно обеспечивает первичное обустройство хозяйства, строительство дорог, линий электропередач, водообеспечение, телефонизацию, мелиоративные работы. Промышленным предприятиям предоставлено право направлять хозяйствам продукцию и средства, которые не подлежат обложению налогами. Значительное финансовое воздействие на развитие фермерства оказывается поддержанием паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию путем установления системы налоговых и иных льгот, что в целом составляет государственную инвестиционную политику развития фермерского движения.

Основой этой инвестиционной политики стала принятая 3 декабря 1990 года Съездом народных депутатов России Программа возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса. Съезд провозгласил приоритет развития АПК и предложил Правительству изменить инвестиционную и налоговую системы в пользу села.

Программой предусматривалось ежегодное выделение, начиная с 1991года, не менее 15 % национального дохода страны на нужды развития сельского хозяйства.

Приоритетность развития села затем была закреплена в Законе о социальном развитии села от 21 декабря 1991 года, которым гарантировалось первоочередное выделение ассигнований на эти цели.

Так, за счет республиканского бюджета государство обязуется финансировать программы поддержки развития фермерских хозяйств, в частности, беря на себя расходы на противоэпидемические и зоотехнические мероприятия, мероприятия по защите растений, на содержание ветеринарной службы. В Законе предусмотрены конкретные пути и средства решения поставленной задачи, установлены пропорции инвестиций на федеральном и местном уровне, провозглашена необходимость ведения гибкой финансово-кредитной и ресурсной политики, осуществления системной финансовой поддержки развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

В Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст. 2)отмечается, что государство должно способствовать развитию крестьянских хозяйств путем использования процентных ставок по ссудам и вкладам, целевых государственных субсидий (ст. 2). В постановлении Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992году" от 24 января 1992 года говорится об оказании помощи хозяйствам на период их создания и становления. Для этого предусматривается безвозмездное финансирование семей, переселяющихся в сельскую местность для организации крестьянского хозяйства, обеспечение им льготного кредитования, предоставление налоговых льгот.

В Постановлении Правительства России N 232 от 9 апреля 1992года сказано, что семьям, переселяющимся в сельскую местность для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, должно выделяться единовременное денежное пособие за счет фонда "Российский фермер" в размере 75 тыс. руб. на главу семьи и по 15 тыс. руб. на каждого члена семьи с последующей индексацией.

Ряд финансовых и других льгот установлен в соответствии с Указом Президента N 154 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы" от 9 марта 1992года, а также с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по оказанию помощи лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, уволенным в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил, при создании крестьянских (фермерских) хозяйств" от 9 марта 1992 года.

Эти и ряд других постановлений в отношении военнослужащих предусматривают выделение им земельных участков, субсидий на образование и обустройство хозяйств, льготных кредитов, сельхозтехники. В дальнейшем эти меры выразились в компенсациях государством "Россельхозбанку" и другим коммерческим банкам разницы в процентных ставках по льготным кредитам, предоставленным сельскохозяйственным предприятиям, затем в компенсации затрат сельскохозяйственных производителей на электроэнергию (Постановление Правительства N 401 от 4 июня 1992 года).

Постановлением Правительства России N 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" от 6 марта 1992 года также предусмотрен ряд мер по финансовому стимулированию сельскохозяйственных производителей, и прежде всего производителей зерна, молока, растительного масла и других основных продуктов питания. Министерству финансов поручено разработать порядок предоставления сельскохозяйственным производителям льготных кредитов из расчета 8-10 % годовых процентных ставок.

Для решения финансовых и ряда других проблем развития фермерского хозяйства Указом Президента N 718 от 27 июня 1992 года создан Федеральный центр земельной и агропромышленной реформы. Все расчетные операции в банках ведутся в соответствии с Правилами ведения кассовых операций в народном хозяйстве, утвержденным Госбанком 30 ноября 1987 года, и с целым рядом других банковских нормативных актов. Согласно этим документам глава крестьянского хозяйства вправе открыть расчетный, а также валютный счет в любом банке по месту расположения хозяйства_2.

    ---------------------------

2 Подробнее об этом см. Инструкцию Агропромбанка СССР N 155 "О кредитовании и финансировании крестьянских хозяйств" от 11 декабря 1989 года; Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации "Об отчетности и налогообложении крестьянских (фермерских)хозяйств". - Законодательство и экономика. - 1993. - N 7-8.

В данных нормативных актах закреплено также право крестьянских хозяйств осуществлять расчеты с гражданами наличными деньгами, переводами через предприятия связи, с предприятиями розничной торговли - в наличном или безналичном порядке, с другими предприятиями, организациями и кооперативами - в формах, предусмотренных правилами безналичных расчетов в народном хозяйстве.

Распоряжаться средствами, находящимися на счету крестьянского хозяйства, может глава хозяйства или по его поручению любой член хозяйства. При этом списание со счета средств возможно только с согласия владельца счета при наличии его письменного указания или по решению суда, если иное не предусмотрено в договоре. По общему правилу, все платежи со счетов хозяйства производятся в порядке поступления средств, расчетных документов и наступления сроков платежей.

Кредитование фермеров осуществляется на основе кредитного договора, который заключается хозяйством с банком. В нем предусматриваются: цель кредитования, основные показатели использования кредитных средств, их размер, обязательства банка по своевременной выдаче кредита, срок его выдачи и погашения, размер процентных ставок, условия их понижения и повышения, гарантии возврата, ответственность сторон за нарушение условий договора, виды, формы и сроки предоставления необходимой документации и отчетности по использованию кредита, льготы, предоставляемые банком.

Крестьянское хозяйство может получить как краткосрочные, так и долгосрочные кредиты. При этом в кредитных договорах в числе других условий могут быть названы: обязательства хозяйства по залогу кредитуемых ценностей, выдача кредитов под поручительство, другие виды обеспечения возврата ссуды в соответствии с законодательством Федерации. Залогом под взятый кредит могут быть товарно-материальные ценности, производимая продукция, имущество заемщика, а также, согласно Закону о залоге, земля, находящаяся в собственности хозяйства. Банковским законодательством допускается обеспечение кредитов под гарантию платежеспособного предприятия.

Краткосрочные кредиты предоставляются крестьянским хозяйствам для осуществления текущих производственных затрат на срок до одного года. Они выдаются в безналичном порядке при расчетах с предприятиями и организациями и наличными деньгами при расчетах с гражданами в пределах сумм, зафиксированных в кредитных договорах, и кредитных ресурсов, выделяемых банку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать