Закон о крестьянском хозяйстве - (курсовая)
p>Долгосрочные кредиты выдаются на срок до 10 лет, но не более срока пользования землей, с погашением, начиная со второго года после получения ссуды. Он предоставляется на формирование основного стада, на затраты по строительству жилого дома с надворными постройками, объектов производственного назначения, их реконструкции и т. д. Отдельным хозяйствам, испытывающим финансовые трудности, банк вправе дать отсрочку платежа на один год под повышенный процент.

При просроченной задолженности новые кредиты не выдаются. Следует учитывать, что банк вправе контролировать использование кредита. Для этого изучаются финансовое состояние и производственная деятельность крестьянского хозяйства, его платежеспособность, эффективность расходования средств. Кредиты могут выдаваться также на конкурсной основе.

Важную роль в развитии фермерства играет предоставляемый государством дешевый кредит. В 1991 году Правительством на эти цели был выделен 1 млрд. руб. кредитных средств, в 1992 году - 6, 5млрд. руб. (из 8-10 % годовых).

Определенную безвозмездную финансовую помощь фермерскому хозяйству может оказывать местный Совет народных депутатов за счет местного бюджета или путем выдачи беспроцентной ссуды для погашения расходов на развитие хозяйства.

    Социальная защита работников хозяйств

В ст. 20 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве предусматривается возможность использования в случае производственной необходимости наемного труда. При этом должно соблюдаться действующее трудовое законодательство Российской Федерации. Особенно важно здесь требование обеспечивать в первоочередном порядке оплату такого труда вне зависимости от результатов работы хозяйства. Причем оплата не может быть ниже, чем у работников соответствующего профиля на государственных предприятиях. Хозяйство обязано гарантировать установленные законом условия труда, его безопасность, социальную защиту.

Обычно отношения найма регулируются письменным договором, где фиксируются права и обязанности сторон, срок соглашения, трудовые функции нанятого работника, режим рабочего времени и отдыха, условия и размер оплаты. Договор должен быть зарегистрирован в сельском или поселковом Совете. Примерный договор составлен Министерством сельского хозяйства. Но он носит рекомендательный характер, и стороны не обязаны следовать всем его положениям. Однако существуют условия, которые включать в него необходимо.

Крестьянское хозяйство обязано обеспечить социальную защиту не только работникам, но и членам хозяйства. Оно несет ответственность перед ними за причинение вреда их здоровью при исполнении трудовых обязанностей, за увечье. Время работы в крестьянском хозяйстве засчитывается в трудовой стаж (общий и непрерывный). Соответствующая запись вносится в трудовую книжку. Составляются документы об оплате страховых взносов по соцстраху.

    Объединения фермеров

Раздел VI Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве "Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств" (ст. 28-31) посвящен праву фермеров на добровольное объединение и вступление в различные кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации.

Прежде всего здесь упомянуты кооперативы. Они могут создаваться по производственному и непроизводственному признакам.

Производственные кооперативы образуются для совместного производства сельскохозяйственной продукции - животноводческой, растениеводческой, семеноводческой, садоводческой и др. На практике фермеры нередко объединяются в кооперативы по сбыту сельхозпродукции или продуктов переработки, которые организуют продажу продукции на рынках, создают собственные фирменные магазины и т. д. Важное значение придается кооперативам фермеров по оказанию различных видов услуг - строительных, по добыче стройматериалов, по материально-техническому обслуживанию хозяйств. Они могут создавать передвижные ремонтные мастерские, пункт проката, обмена техники и т. д. Известны кооперативы фермеров по водохозяйственному обслуживанию (по использованию, например, водоемов, созданию и использованию оросительных установок), агрохимическому и агротехническому. Существуют такие, которые организуют различные консультации, например, по зоотехническим, ветеринарным, финансовым, юридическим вопросам.

В соответствии с законодательством кооперативы образовываются на основе добровольного членства, имеют свои уставы, которые вместе с учредительным протоколом и решением об образовании представляются в местную администрацию. Высшим органом кооператива является общее собрание фермеров-кооператоров. В небольших кооперативах, как правило, избирается председатель, правления может не быть.

Следующая важная форма учредительской деятельности фермеров -различного рода формирования несельскохозяйственного профиля (акционерные общества, хозяйственно-производственные объединения, товарищества, банки, консорциумы). Такие объединения, как правило, создаются в форме акционерных обществ. Допускается участие в них иностранного капитала. Фермеры вправе быть участниками торговых и фондовых бирж, образовывать брокерские конторы. Они могут покупать и продавать различные ценные бумаги - акции, ваучеры, облигации, векселя и др. Таким образом, предусмотрена довольно широкая учредительская деятельность фермеров.

Фермеры могут быть участниками союзов и ассоциаций. Так, в России создан и действует Аграрный союз. Это общественно-политическая организация, объединяющая колхозы, совхозы, другие предприятия и организации агропромышленного комплекса, фермерские хозяйства в целях защиты их прав, представления их интересов, содействия их развитию. Союз и его местные организации имеют уставы, регулирующие их деятельность. Членство в Союзе может быть индивидуальным и коллективным. Он имеет средства, в том числе валютные, осуществляет финансовую и хозяйственную деятельность в соответствии с Уставом и в интересах своих членов. Вступительные и членские взносы здесь небольшие. Союз оказывает фермерам содействие в развитии производства, расширении научных связей, в том числе зарубежных, в материально-техническом обеспечении.

По существу для тех же целей создан Крестьянский союз. Он также является общественно-политической организацией, добровольно сформированной в результате свободного волеизъявления крестьянских союзов и ассоциаций, сельскохозяйственных предприятий, крестьянских хозяйств. Его основная цель расширение массового движения за коренные социально-экономические преобразования в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе в целом. Он содействует развитию материально-технической базы села, увеличению капитальных вложений, установлению справедливых, научно обоснованных цен на технику и сельскохозяйственную продукцию, совершенствованию финансовой и налоговой политики, способствует переходу сельского хозяйства и АПК к рыночной экономике. Первоначально Союз был образован как общественная организация. Его устав был принят на Съезде народных депутатов в июне 1991 года. В настоящее время Союз всероссийское образование. Крестьянские хозяйства могут входить в него какиндивидуальные члены через свои первичные организации, вступать в территориальные союзы по территориям сельских или районных Советов народных депутатов.

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств является первичной общественной организацией (объединением). Ее цели наиболее близки и понятны фермерам. Членство в ней добровольное, и если фермер не желает вступать в ассоциацию, никто не может принудить его к этому. Но практически все фермеры кровно заинтересованы быть членами ассоциации и, как правило, состоят в ней. Естественно, если фермер разочарован в работе своей ассоциации, он может добровольно из нее выйти. Никто не вправе задержать его. Возможно исключение фермера из членов ассоциации (хотя об этом в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве прямо не сказано), так как по законодательству любая общественная организация (объединение) может исключить из своего состава члена, нарушающего устав и законодательство. Когда фермер выходит из ассоциации или исключается из нее, у него остается обязанность выполнять все обязательства, принятые на себя по договорам. Прекращение деятельности самой организации может происходить только на добровольной основе, по решению ее членов. Как и любая общественная организация, ассоциация может быть ликвидирована по решению суда в случаях, установленных законодательством: за нарушение Устава, занятие запрещенной деятельностью, совершение уголовного преступления.

Какова судьба имущества ассоциации в случае ее ликвидации? Как находящееся в коллективной собственности, оно делится между участниками, например, в соответствии с долями, паями или с учетом трудового вклада и т. п. , что должно быть предусмотрено в Уставе.

Условия и порядок ликвидации регулируются ст. 37-38 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. Могут создаваться ликвидационные комиссии. Если возникают споры, они разрешаются в суде.

Ассоциация как добровольное объединение фермеров создается учредительным решением. Учредители разрабатывают ее устав, утверждают его и представляют на регистрацию в районный Совет народных депутатов. После регистрации ассоциация становится юридическим лицом. Ее имущество состоит из вступительных и членских взносов, а также вкладов долей членов. Ассоциация может производить различные операции, для чего ей необходимы собственные средства. Они определяются в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве как "стоимость имущества", находящегося в коллективной (неделимой)собственности ассоциации. Общая стоимость такого имущества не должна превышать 40 процентов соответственно от совокупной стоимости имущества всех ее участников. Если же ассоциация выпускает акции, то стоимость ее имущества не должна превышать 40 процентов акций. В Законе это имущество называется ассоциированными имущественно-финансовыми ресурсами. Они создаются самой ассоциацией по решению общего собрания ее членов. Среднегодовая сумма ассигнованных на добровольной основе средств не может превышать 10 %средств от совокупных доходов ее участников в среднегодовом исчислении за последние 3 года. Наряду с тем что ассоциация является самостоятельным юридическим лицом, входящие в ее состав крестьянские хозяйства также сохраняют свой статус юридического лица.

Каковы цели и задачи фермерской ассоциации? Главная ее цель -увеличение доходов ее участников, повышение уровня их социально-экономического развития. Это достигается путем организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Далее, ассоциация внедряет эффективные формы кооперации во все сферы ее деятельности и деятельности ее участников (например, кто-то выделяет машину, кто-то стройматериалы, средства, семена и т. д. ); добивается сбалансированности материально-технической базы и инфраструктуры коллективного пользования, создает временные семенные и кормовые фонды, совместные оросительные и дренажные системы, обеспечивает совместное пользование водоемом, водопроводом, радиолинией или телефонной линией и т. д. ; защищает интересы и права своих членов перед другими предприятиями, организациями, учреждениями; организует консультационную и иную помощь; осуществляет согласованные действия в области коммерции и кредитования; регулирует взаимоотношения между своими участниками с помощью цен, тарифов и расценок.

Поскольку управление ассоциацией является коллегиальным, она обеспечивает коллективное регулирование межфермерских отношений.

Высший ее орган - общее собрание глав крестьянских хозяйств-участников. Оно выбирает координационный совет, который выполняет исполнительные функции, направляет деятельность ассоциации. При необходимости он принимает по найму или контракту небольшой рабочий аппарат для организационной работы. фермерская ассоциация после ее создания на первые пять лет освобождается от налогов на доходы (как и сами фермерские хозяйства). Она не отвечает по долгам своих участников, за исключением двух случаев: если иное не предусмотрено уставом (например, в нем зафиксировано, что она возмещает убытки, связанные со стихийным бедствием или пожаром, падежом скота и др. ) или если ассоциация не выступает гарантом, в частности, при получении участником кредита в банке.

Наиболее известной организацией такого рода является АККОР -Ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Она создана в январе 1990 года. Ее Устав был утвержден 23января 1990 года, т. е. примерно за полгода до принятия Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. В отличие от Аграрного и Крестьянского союзов, добровольно объединяющих все сельскохозяйственные и агропромышленные предприятия, в том числе крестьянские хозяйства, АККОР объединяет только фермерские хозяйства, да еще сельхозкооперативы. Она создана на основе индивидуального и коллективного членства. Индивидуальные ее члены -сами крестьянские хозяйства, а коллективные - их объединения, ассоциации по районам, сельсоветам, по группам хозяйств. Цели и задачи АККОР обширны, охватывают все стороны жизни и деятельности хозяйств. Ассоциация проводит большую самостоятельную производственную, издательскую, коммерческую работу, поддерживает широкие связи с зарубежными странами, получает большие прибыли, в том числе в валюте. Ее имущество разделяется на средства и имущество, находящееся в коллективной собственности членов, в собственности конкретных членов либо самой ассоциации. Через АККОР распределяются материально-технические средства, выделяемые хозяйствам, кредиты, о чем прямо говорится, например, в постановлениях Правительства Российской Федерации от 4 января 1991года от 14 июня 1991 года, специально посвященных вопросам поддержки крестьян.

Ассоциация осуществляет эти функции через свои общества, краевые, республиканские звенья-ассоциации крестьянских хозяйств. В соответствии с Уставом ассоциации высшим ее органом является съезд, управленческие функции возложены на совет ассоциации, президиум, президента, генерального директора, ревизионную комиссию. Ассоциации поручено осуществление и некоторых государственных функций по распределению фондов, ресурсов, финансов, кредитов. Это обязывает ее добросовестно и справедливо выполнять порученное дело. Вместе с тем в печати было немало нареканий в адрес Ассоциации в связи с нарушением законных интересов фермеров. Ее президент обвинялся в том, что он, иногда без согласования с советом и президиумом, выделял фонды, технику, кредиты единолично. Недовольство вызывает и то, что структуры Ассоциации на местах по существу не способны проводить решения в жизнь. В результате некоторые местные ассоциации (например, Московская крестьянская ассоциация) вышли из АККОР. Они требуют децетрализации распределении средств и фондов в АККОР и передачи этих функций на места, непосредственно в областные и краевые ассоциации, так как им лучше известны нужды фермеров.

    Думается, подобные предложения заслуживают внимания.
    Прекращение деятельности крестьянского хозяйства

Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст. 32, 33) не содержит полного перечня оснований прекращения деятельности хозяйства. В качестве таковых в ст. 32 приводятся следующие: решение об этом всех его членов, когда среди них или наследников не остается ни одного желающего продолжать ведение хозяйства, и банкротство.

Однако в соответствии со ст. 37 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности следует назвать и такие условия, как нарушение российского законодательства, признание документов об образовании крестьянского хозяйства недействительными, реорганизация хозяйства в связи с образованием на его базе новых хозяйств.

Основаниями для прекращения деятельности хозяйства могут служить, согласно ст. 32 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, неиспользование земельного участка в сельскохозяйственных целях, использование его методами, приводящими к деградации земли, изъятие участка в установленном законом порядке для государственных или общественных потребностей, а также другие случаи, предусмотренные ст. 39 Земельного кодекса. В их числе: добровольный отказ от земельного участка или его части, что не позволяет вести хозяйство, истечение срока аренды, если не последовало дальнейшего заключения договора аренды, нерациональное использование земли, выражающееся в снижении уровня фактической урожайности в течение последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже установленного по кадастровой оценке земель, а также в изменении состава сельскохозяйственных угодий в менее ценные. Кроме того, основанием для прекращения деятельности является систематическая неуплата земельного налога в течение двух лет и непогашения задолженности в течение последующего года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды.

В соответствии с действующим законодательством решение о ликвидации государственного сельскохозяйственного предприятия принимается местной администрацией (рекомендации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по реорганизации колхозов и совхозов от 14 января 1992 года). При этом инициаторами могут выступать кредитор и собрание кредиторов, трудовой коллектив предприятия, районное управление агропромышленным комплексом. Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов.

Порядок и условия ликвидации предприятия крестьянского (фермерского) хозяйства при объявлении его несостоятельным или банкротом регулируется Законом Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятия от 19 ноября 1992 года N 3229-1. По этому Закону кредиторы либо прокурор вправе возбудить дело о несостоятельности предприятия при невозможности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам, и в случае признания предприятия несостоятельным, ставить вопрос о его ликвидации для удовлетворения долговых обязательств.

Из всего комплекса проблем, связанных с прекращением деятельности предприятия и его ликвидацией, Закон О крестьянском (фермерском) хозяйстве в ст. 33 затрагивает лишь вопросы использования имущества ликвидируемого хозяйства. Оно должно идти на оплату труда граждан, заключивших трудовые договоры с хозяйством, на платежи в бюджет, возврат ссуды банкам, расчеты с прочими кредиторами. В связи с принятием Закона о несостоятельности следует привести в соответствие с ним Закон о крестьянском (фермерском)хозяйстве в части процедур, указанных в ст. 33. Трудно понять последнюю фразу ст. 33 о том, что остающееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности. По-видимому, здесь имеется в виду не сохранение имущества, а передача его наследникам.

Думается, в законодательство следует ввести положение об обязательной публикации сведений о прекращении деятельности крестьянских хозяйств, необходимо урегулировать порядок предоставления и удовлетворения претензий при ликвидации хозяйства, четче определить судьбу его земли и имущества, если не осталось наследников.

    ----------------------------------------

Во время подготовки и печатания комментария к Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве вышел ряд новых правовых актов, существенно изменивших отношения крестьянских хозяйств. Так, указы Президента Российской Федерации о формировании контрактной системы, создании федеральных и региональных продовольственных фондов на 1993год полностью отменили обязательный характер закупок сельскохозяйственной продукции, заменив его добровольным на основе договоров по рыночным ценам. Упразднен федеральный центр земельной и агропромышленной реформы, с передачей его функций Министерству сельского хозяйства, комитету по земельным ресурсам и землеустройству и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать