Исторический опыт и современная организация правовой охраны Конституции - (реферат)

Исторический опыт и современная организация правовой охраны Конституции - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Украины
    Одесская государственная юридическая академия
    Факультет государственного управления
    и международно-правовых отношений
    Кафедра конституционного права.
    Дипломная работа

на тему: Исторический опыт и современная организация правовой охраны Конституции.

    студента V курса
    дневного отделения
    ОСАДЧЕГО АНАТОЛИЯ ЮРЬЕВИЧА
    Научный руководитель: к. ю. н. ,
    ассистент кафедры
    Гараджаев Джейхун Ясинович
    Допущено к защите - “ ” июня 1999 г.
    Заведующий кафедрой
    д. ю. н. , профессор М. Ф. Орзих
    Одесса - 1999 г.
    Содержание:
    Введение. ……………………………………………………...……………………с. 3-6.

Раздел 1. Понятие и исторический опыт правовой охраны Конституции... с. 7-29. 1. 1. Понятие и сущность правовой охраны Конституции. ……….... ……...с. 7-16. 1. 2. Анализ исторического опыта правовой охраны Конституции. …......с. 16-29. Раздел 2. Конституционный контроль (надзор). …………………………...с. 30-50. 2. 1. Соотношение терминов и понятие конституционного контроля (надзора). …………………………………………………………………. …. …………...с. 30-33.

2. 2. Сущность конституционного контроля. ………………. ….... ….... ……с. 33-50. Раздел 3. Субъекты правовой охраны Конституции Украины... .……….... с. 51-65. 3. 1. Специальный субъект: Конституционный Суд Украины. …………с. 51-58. 3. 2. Иные субъекты правой охраны Конституции Украины. ….... ………с. 59-65.

    Заключение. ………………………………………………...……….... …….... с. 66-71.

Список использованных источников. …………………………….... ……с. 72-80.

    Введение.

Принятие Конституции Украины является важнейшим этапом формирования украинской государственности, обретшей свои правовые рамки, как суверенное, независимое, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1 Конституции Украины). Действующая Конституция является продуктом сложного и длительного процесса ее создания, в ходе которого был достигнут нелегкий компромисс, учитывающий интересы основных политических сил в обществе по таким вопросам, как ограничение вмешательства государства в жизнь общества и индивидов, формы организации и осуществления государственной власти, права и свободы личности. Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины (ст. 19 Конституции Украины). Впервые в истории отечественного конституционализма в Конституции Украины закреплен принцип разделения властей в государстве (ст. 6 Конституции Украины), обеспеченный механизмом сдержек и противовесов между тремя ветвями власти. На конституционном уровне признаны и гарантированы права и свободы, полностью соответствующие универсальным и региональным международно-правовым стандартам прав человека. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (ч. 2 ст. 3 Конституции Украины). Однако демократический режим организации публичной власти, закрепленный в конституции не гарантирует построения фактического правового государства и формирования свободного гражданского общества. На пример, Конституция СССР 1936 г. , являясь одной из самых демократических по своему содержанию, фактически заидеологозированная, не была обеспечена механизмом реализации и носила формальный характер. Следовательно, конституционная реформа не ограничивается созданием нормативно-правовой модели конституционализма. С принятием Конституции Украины, как отмечает М. Ф. Орзих, дальнейшее развитие конституционной реформы направляется на обеспечение реализации конституционных норм [1Орзих М. Новая Конституция Украины действует. Конституционная реформа продолжается // Юридический вестник. – 1996. - №3. – С. 45. ], обладающих высшей юридической силой и являющихся нормами прямого действия (ст. 8 Конституции Украины). Одна из основных задач, которую необходимо решить на данном этапе конституционной реформы–это организация средств защиты основ конституционного строя. При этом основными в сфере защиты являются правовые средства охраны, которые содержатся в конституционно-правовых нормативных актах. Исследованию этой проблемы, с применением методов исторического и сравнительно-правового анализа, посвящена данная дипломная работа. Актуальность проблемы обеспечивается тем, что функционирование системы конституционализма возможно лишь при наличии надежной правовой охраны Конституции при применении как общих, так и специальных правовых средств.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в Украине практически отсутствуют фундаментальные исследования в данной сфере. Это связанно с отсутствием правоприменительной практики государственных органов в конституционном процессе. Однако ряд научных работ, существенно исследующих данную проблему, позволяет определить понятийный аппарат и выявить наиболее принципиальные стороны правовой охраны Конституции Украины. Среди ученых стран СНГ, занимающихся исследованиями проблемных вопросов в данной сфере, следует отметить, прежде всего, работы А. А. Белкина, Н. В. Витрука, Ж. И. Овсепян, В. Скоморохи, В. Шаповала, Ю. Л. Шульженко, Б. С. Эбзеева.

При исследовании темы данной работы следует, прежде всего, раскрыть такие основополагающие понятия как“правовая охрана конституции”, “конституционный контроль”, по поводу которых в юридической литературе высказываются различные точки зрения.

Исторический анализ опыта правовой охраны Конституции является необходимым условием определения ее содержания, раскрытия сущности основных средств правовой охраны Основного Закона, прежде всего таких, как конституционный контроль (надзор) и конституционная ответственность. Следует отметить, что в нашей стране на сегодняшний день практически отсутствует целостная теория конституционно-правовой ответственности, которая должна обеспечивать функционирование государственного строя на принципах реального конституционализма. [2Шаповал В. Перспектива розвитку науки конституційного права в Україні // Право Украіни. – 1996. - №9. – С. 51. ]

Исследованию конституционного контроля, как основного способа правовой охраны Конституции, посвящается отдельный раздел работы. При этом следует определить терминологическое соотношение конституционного контроля и конституционного надзора, являющееся дискуссионным в юридической науке. Помимо иных вопросов по содержанию конституционного контроля, в работе предлагается рассмотрение системы объектов конституционного контроля, основанной на сложившейся иерархии нормативных актов.

В заключительном разделе дипломной работы рассматривается сложившаяся на сегодняшний день в Украине система органов правовой охраны Конституции. Особое внимание уделяется анализу полномочий и процессуальной формы деятельности Конституционного Суда Украины, являющегося специальным субъектом правовой охраны Конституции. Помимо единственного органа конституционной юрисдикции следует учесть роль иных органов государства, осуществляющих правовую охрану Конституции Украины.

    В заключение дипломного исследования прилагаются выводы.

Раздел 1. Понятие и исторический опыт правовой охраны Конституции.

    Понятие и сущность правовой охраны Конституции.

Термин “правовая охрана конституции”применяется в научной литературе давно. В советской государственно-правовой литературе, независимо от конкретного аспекта исследования, традиционно говорилось об“охране Конституции”. Отступления от этой формулы имели скорее стилистический, нежели методологический характер. Это же можно заметить и по поводу различий в наименовании соответствующих функциональных механизмов (например“защита”, а не “охрана”). Правовая охрана конституции рассматривается в широком и узком смысле. Первое – это охрана конституции всеми отраслями права. Второе –это специально-конституционные средства охраны (конституционный контроль и надзор, конституционная ответственность). [3 Еременко Ю. П. Советская Конституция и законность. – Саратов, 1982. – С. 130. ]Также в научной литературе под правовой охраной конституции понимается, например, осуществление фактической ее реализации в процессе государственно-правовых отношений [4 Щетинин Б. В. Проблемы теории советского государственного права. – М. , 1969. – С. 165. ]. Но более обоснованно охрана Конституции рассматривается как одна из гарантийных функций в системе осуществления норм Конституции, вообще конституционно-правовых норм [5Боброва Н. А. Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. – Воронеж, 1985, - С. 15. ]. Отмечается, в частности, что “правовую охрану Конституции”составляет совокупность организационно-правовых гарантий (конституционный контроль, особый порядок принятия, изменения и др. ). [6 Иванищева Н. П. Основные черты конституций зарубежных социалистических стран. – Саратов, 1973. – С. 173. ] Охрана представляется и как “пресечение тех или иных отклонений от Конституции, а также разрешение в соответствии с Конституцией спорных государственно-правовых вопросов конституционного значения”. [7Ильинский И. Н. , Щетинин Б. В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах // Советское государство и право. – 1969. - №9. – С. 41. ]Заслуживает интереса позиция А. А. Белкина, рассматривающего конституционную охрану в трех аспектах: пресекательно-модификаторском (изменение конституции), нормативно-применительном (конституционный контроль) и концептуально-легитимном (защита конституционного строя). [8Белкин А. А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. – СПб, 1995. – С. 8. ]

Обобщая вышесказанное, можно говорить о правовой охране конституции как о совокупности юридических средств, с помощью которых обеспечивается выполнение всех норм, установленных конституцией, и строгое соблюдение режима конституционной законности. [9Курс советского государственного права / Под ред. Б. В. Щетинина и А. Н. Горшенева. – М. , 1971. –С. 99. ; Шафир М. А. О правовой охране Конституции / Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. – М. , 1982. – С. 58. ; Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в России. – М. , 1995. – С. 6. ] Действие конституции, понимаемое в широком плане, применительно ко всем основным сферам жизни общества, неизбежно требует соответствующей системы социальных, экономических, организационных и правовых гарантий. Но в данной работе речь идет не столько о гарантиях, направленных на повышение авторитетности и стабильности конституционных норм, обеспечивающих, прежде всего, постепенное накопление ценностей, “способствующих оптимальному воспроизводству общества, созданию своего рода “конституционного фонда” таких ценностей” [10 Белкин А. А. Указ. соч. – С. 37. ], сколько о гарантиях, позволяющих своевременно предупреждать и пресекать какие бы то ни было нарушения конституции, что немаловажно, ибо все другие гарантии лишь создают предпосылки для успешного осуществления конституции. Таким образом, правовая охрана конституции позволяет с помощью определенных юридических средств обеспечить устранение возможных ее нарушений и привлечение виновных к ответственности. Причем, в разрезе данной работы, под совокупностью юридических средств, понимаются специфические конституционно-правовые средства, выступающие правовыми гарантиями охраны конституции. При этом указанные гарантии могут принимать самый разнообразный вид: от конкретной нормы до целых правовых институтов, от глобальных политико-правовых принципов до конкретных процессуально-правовых методов их воплощения.

С этих позиций представляется обоснованной точка зрения Б. С. Эбзеева, различающего гарантии конституции, как средства и способы, обеспечивающие стабильность основного закона и конституционные гарантии в собственном смысле слова, представляющие собой средства и способы охраны конституции от всяких посягательств на нее, и относящего к числу первых особый порядок внесения изменений и дополнений или пересмотра конституции в целом. [11 Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. – М. , 1997. – С. 97. ] Для того чтобы конституция при всей важности ее вербально-деонтологического содержания реализовывалась в конституционном строе страны, системе конституционализма, необходимо полное воплощение в жизнь ее принципов и норм что отражается в требованиях конституционной законности, как реально действующей системы конституционализма, обеспечивающей полное действие конституции. [12 Витрук Н. В. Конституционное правосудие. – М. , 1998. – С. 23. ] Конституционная законность, по единодушному признанию конституционалистов является ядром, основной формой законности. Общая законность требует соблюдение всех законов, конституционная–основного. Необходимо отметить, что в объективной реальности общая и конституционная законность существуют неразрывно, и выделение конституционной законности целесообразно сугубо в целях научного познания. Здесь необходимо согласиться с мнением Ю. П. Еременко что, выделяя конституционную законность нельзя конструировать“отраслевую” законность. [13 Еременко Ю. П. Советская Конституция и законность. – Саратов, 1982. – С. 30. ] Особенности конституционной законности продиктованы особой ролью конституции в системе законодательства, ее высшей юридической силой. Нарушения норм конституции, так или иначе, связаны с нарушением принципов конституционного строя и потому более существенны по своим последствиям, чем нарушения норм остального законодательства.

К содержанию конституционной законности, как отмечает Н. В. Витрук, относится правовой характер конституции, ее верховенство в правовой системе государства, прямое действие конституционных норм. [14 Витрук Н. В. Указ. соч. – С. 23-24. ] Правовой характер конституции определяется закреплением в ней принципов демократии, свободы и справедливости, прав и свобод человека и гражданина, прежде всего отраженных в международно-правовых стандартах в данной сфере, конституционным воплощением принципов правового государства. Закрепленный Конституцией Украины принцип верховенства права, (ч. 1 ст. 8 Конституции Украины) проявляется в: закреплении в Конституции и законах основных прав человека, верховенстве в общественной и государственной жизни законов, выражающих волю большинства или всего населения страны, внедрении при этом общечеловеческих ценностей и идеалов; урегулировании отношений между личностью и государством на основе принципа: “разрешено все, что прямо не запрещено законом”; взаимной ответственности личности и государства. [15Рабінович П. Конституційний принцип верховенства права // Юридический вестник. – 1997. - №3. – С. 66. ]Приведенные признаки являются необходимыми для функционирования правового государства (ст. 1 Конституции Украины).

Верховенство Конституции Украины, т. е. высшая юридическая сила Конституции (ч. 2 ст. 8 Конституции Украины), как отмечает М. Ф. Орзих, практически означает признание Конституции Основным Законом (как указанно в Преамбуле Конституции Украины); отношение государства и общества к конституционным принципам, правоположениям и нормам как к социально-правовым стандартам и политической константе; соответствие Конституции всех законов, иных нормативно-правовых и правоприменительных актов; возможность ревизии нормативно-правовых и правоприменительных актов судебными и административными органами по конституционным стандартам; исключительность субъекта конституционной юрисдикции, решающего вопросы соответствия законов и других правовых актов Конституции, осуществляющего официальное толкование Конституции и законов, имеющего полномочия признания законов и иных нормативно-правовых актов неконституционными. [16 Орзих М. Верховенство права –принцип практической деятельности государства и общества // Юридический вестник. – 1997. - №3. – С. 69-70. ]

Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия (ч. 3 ст. 8 Конституции). Указанная норма призвана обеспечить непосредственное праворегулятивное воздействие Конституции, как юридического акта, обеспечить применение и реализацию ее норм всеми субъектами, независимо от наличия закона или другого нормативно-правового акта, конкретизирующего нормы Конституции. Прямое действие конституционных норм обуславливает и то, что даже при наличии и применении законов и других нормативно-правовых актов, необходимо ссылаться не только на них, а сначала на ту конституционную норму, для развития или на основе которой данный акт направлен. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется (ч. 3 ст. 8 Конституции).

Что касается конкретных средств правовой охраны конституции, то мировой конституционный опыт, нашедший свое отражение при подготовке проекта действующей Конституции Украины, предоставляет обширную палитру поиска правовых институтов охраны конституции. Конституция Украины содержит ряд средств и способов ее охраны от каких либо посягательств, выполняющих превентивную роль и служащих средством предупреждения появления законов, не соответствующих Конституции. К таким средствам, прежде всего, относятся: присяга народу Президента Украины (ст. 104 Конституции Украины); порядок реализации законодательной инициативы, который определяется законом о регламенте Верховной Рады Украины (ч. 5 ст. 82 Конституции Украины); право и обязанность Президента подписывать в течение 15 дней и обнародовать законы Украины и право возвратить закон с мотивированными и сформулированными предложениями для повторного рассмотрения в Верховную Раду (ст. 94 Конституции Украины). Основным способом правовой охраны конституции является конституционный контроль (надзор), присутствующий в той или иной форме во всех современных демократических государствах. Хотя конституционный контроль (надзор) также иногда выполняет превентивную функцию–предварительный контроль, однако основной его целью является проверка соответствия конституции уже действующих законов и иных нормативно-правовых актов, а также действий органов публичной власти и общественных объединений, осуществляющих публичные функции. Подробному анализу указанного института посвящен следующий раздел данной работы.

Конституционный контроль предопределяет отношения ответственности. Конституционно-правовая ответственность базируется на результатах конституционного контроля, как основной формы конституционной охраны, усиливает его действенность и увязываясь с его организационно-правовыми формами. Конституционная ответственность, являясь видом юридической ответственности, обладает рядом специфических признаков, обусловленных в первую очередь тем, что конституционно–правовые предписания регулируют и охраняют “важнейшие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления двух уровней публичной власти–государства и самоуправления и их отношения с гражданским обществом и населением страны”. [17Орзих М. Конституционное право: отрасль права, законодательства и юридическая наука // Юридический вестник. – 1995. - №3. – С. 139. ]Предмет регулирования конституционного права определяет один из важнейших признаков конституционной ответственности–ее политико-правовой характер. Ведь будучи закрепленной в нормах конституционного права конституционная ответственность представляет собой формализацию критериев политической оценки поведения субъектов конституционного права как должного или недолжного. [18Авакьян С. А. Санкции в советском государственном праве // Советское государство и право. – 1973. - №11. – С. 31. ]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать