Исторический опыт и современная организация правовой охраны Конституции - (реферат)
p>Особая ответственность по правовой охране Конституции возлагается на высшие государственные органы: Президента, Верховную Раду, Кабинет Министров. Президент Украины, как гарант соблюдения Конституции, в сфере правовой охраны Конституции обладает, в основном, надзорными полномочиями. Контрольные полномочия Президента незначительны. Президент Украины, как и Верховная Рада принимает непосредственное участие в формировании органов, играющих существенную роль в правовой охране Конституции. В ходе подготовки, обсуждения, принятия законопроектов и проектов иных актов, принимаемых Верховной Радой, парламент проводит огромную работу по проверке конституционности проектов правовых актов и отклонению тех из них, которые не соответствуют Конституции. В этом активную роль играют и народные депутаты Украины, другие субъекты права законодательной инициативы, комитеты Верховной Рады. Будучи органом, принимающим законы, парламент, естественно, имеет право и отмены законов и иных своих актов не соответствующих Конституции. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свободчеловека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Функционирование данного института призвано усилить гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Конституции Украины, законах Украины и международных договорах Украины. К полномочиям Кабинета Министров отнесено обеспечение исполнения Конституции, принятие мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Основная роль прокуратуры в правовой охране Конституции при дальнейшей реализации конституционной реформы сводится к защите прав граждан при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан; надзоре за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие.

Существенная роль в сфере правовой охраны Конституции Украины принадлежит судам общей юрисдикции, признающим, в соответствии с ч. 2 ст. 144 Конституции, несоответствующими Конституции Украины или законам Украины решения органов местного самоуправления, а в соответствии со ст. 124 Конституции–акты органов исполнительной власти, ведомств, министерств, местных государственных администраций. Вместе с этим следует подчеркнуть, что суды общей юрисдикции не вправе, применяя Конституцию как акт прямого действия, признавать неконституционными законы или правовые акты, перечисленные в ст. 150 Конституции, что является прерогативой Конституционного Суда, как единственного органа конституционной юрисдикции в Украине. Следовательно, можно утверждать, что в Украине сложилась так называемая“смешанная”система судебного конституционного контроля, где вопросы конституционности наряду с Конституционным Судом решают и суды общей юрисдикции. Подводя итоги можно сказать, что не смотря на ряд проблем, сегодня в Украине, ориентирующейся на создание демократического правового государства с безусловным верховенством права и высшей юридической силой Конституции (ст. 8 Конституции Украины) реально воплощаются в жизнь принципы конституционного строя, как политико-правовой основы формирования гражданского общества и правового государства, с широким признанием и гарантированием прав человека. Фактическое существование политико-правовой системы конституционализма в Украине невозможно без механизма реализации норм Конституции Украины, обеспеченной эффективной системой ее правовой охраны.

    Список использованных источников.

Декларація про державний суверенітет України від 16 липня 1990 р. // Відомості Верховної Ради УРСР. – 1990. - № 31. – Ст. 429.

Закон СССР “О конституционном надзоре в СССР”от 23 декабря 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1989. - № 29. – Ст. 572.

Закон СССР “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР” от 1 декабря 1988 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1988. - № 49. – Ст. 727. Закон СССР “Об изменении и дополнении статьи 125 Конституции (Основного Закона) СССР”от 23 декабря 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1989. - № 29. – Ст. 574.

Закон СССР “Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР”от 14 марта 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. - № 12. – Ст. 189.

Закон УРСР “Про внесення змін і доповненнь до Конституції (Основного Закону) Української РСР” від 19 червня 1991р. // Відомості Верховної Ради УРСР. – 1991. - № 35. – Ст. 467. Закон УРСР “Про зміни і доповнення Конституції (Основного Закону) Української РСР” від 24 жовтня 1990 р. // Відомості Верховної Ради УРСР. –1990. - № 45. – Ст. 606. Закон УРСР “Про заснування поста Президента Української РСР і внесення змін та доповнень до Конституції (Основного Закону) Української РСР” від 5 липня 1991 р. // Відомості Верховної Ради УРСР. – 1991. - № 33. – Ст. 445. Закон України “Про внесення змін і доповнень до Конституції (Основного Закону) України” від 14 лютого 1992 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1992. - № 20. – Ст. 271. Закон України “Про вибори народних депутатів України” від 24 вересня 1997 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1997. - № 43. – Ст. 280. Закон України “Про Конституційний Суд України” від 3 червня 1992 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1992. - № 33. – Ст. 471. Закон України “Про Конституційний Суд України” від 16 жовтня 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1996. - № 49. – Ст. 272. Закон України “Про комітети Верховної Ради України” від 4 квітня 1995 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1995. - № 19. – Ст. 134. Закон України “Про місцеве самоврядування в Україні” від 21 травня 1997 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1997. - № 24. - Ст. 170. Закон України “Про місцеві державні адмінистрації” від 9 квітня 1999 р. // Урядовий кур’єр. – 1999. – 15 травня. Закон України “Про статус народного депутата України” від 17 листопада 1992 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1993. - № 3. – Ст. 17. Закон України “Про Уповноваженного Верховної Ради України з прав людини” від 23 грудня 1997 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1998. - № 20. – Ст. 99. Конституційний договір між Верховною Радою України та Президентом України про основні засади організації та функціонування державної влади та місцевого самврядування в Україні на період до прийняття нової Конституції України від 8 червня 1995 р. // Голос України. – 1995. – 10 червня.

Конституция Итальянской Республики 1947 г. / Конституции зарубежных государств. – М. , 1997. – С. 243 – 278.

Конституция королевства Испания 1978г. / Конституции зарубежных государств. – М. , 1997. – С. 297 – 351. Конституция Королевства Нидерланды 1983 г. / Конституции государств Европейского Союза. – М. , 1997. – С. 477 – 503.

Конституция республики Греция 1975 г. / Конституции зарубежных государств. – М. , 1997. – С. 363 – 430. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. Конституция СССР 1924 г. / Хрестоматія з історії держави і права України. – К. , 1997. – Т. 2. – С. 229 - 244. Конституция СССР 1936 г. / Хрестоматія з історії держави і права України. – К. , 1997. – Т. 2. – С. 345 - 363. Конституция СССР 1977 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1977. - № 41. – Ст. 617. Конституция США 1787 г. / Конституции зарубежных государств. – М. , 1997. – С. 15 – 29. Конституция Украины. Проект в редакции от 26 октября 1993 г. / Конституционные и конституционно-проектный акты Украины. – Одесса, 1995. – С. 32 – 66. Конституція України 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1996. - № 30. – Ст. 141. Конституція УРСР 1978 г. / Хрестоматія з історії держави і права України. – К. , 1997. – Т. 2. – С. 637 - 668. Конституция Французской Республики 1958 г. / Конституции зарубежных государств. – М. , 1997. – С. 105 - 134.

Основной Закон ФРГ 1949 г. / Конституции зарубежных государств. – М. , 1997. – С. 153 – 228. Положение об образовании и деятельности Конституционного Суда Италии / Конституция и законодательные акты. – М. , 1988. – С. 279 – 288. Постанова Пленуму Верховного Суду України “Про застосування Конституції України при здійсненні правосуддя” від 1 листопада 1996 р. // Право України. – 1996. - № 12. - С. 91 – 94. Постановление Съезда народных депутатов СССР “О порядке введения в действие Закона СССР “О конституционном надзоре в СССР”от 23 декабря 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1989. - № 29. – Ст. 573.

Рішення Конституційного Суду України у справі щодо відповідності Конституції України (конституційності) положення підпункту 2 пункту 3 розділу IV Закону України“Про Конституційний Суд України”стосовно правових актів органів Верховної Ради України (справа про акти органів Верховної Ради України) від // Офіційний вісник України. – 1998. – число 27. – С. 155 – 158. Ухвала Конституційного Суду України про відмову у відкритті конституційного провадження у справі по конституційному поданню Центральної виборчої комісії про офіційне тлумачення положень частини четвертої статті 44 та частини третьої статті 45 Закону України“Про вибори депутатів місцевих рад та сільских, селищних, міських голів” від 26 березня 1998 р. // Вісник Конституційного Суду України. – 1998. - №2. – С. 41 – 43. Ухвала Конституційного Суду України про припинення конституційного провадження у справі по конституційному поданню про відповідность Конституції України (конституційність) указів Президента України про призначення перших заступників, заступників мінистрів та заступників керівників інших центральних органів виконавчої влади, виданних протягом липня–грудня 1996 року та січня 1997 року від 10 березня 1998 р. // Вісник Конституційного Суду України. – 1998. - №2. – С. 37 – 40.

Регламент Верховної Ради України від 27 липня 1994 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1994. - № 35. – Ст. 339.

Регламент Конституційного Суду України від 5 березня 1997 р. // Офіційний вісник України. – 1997. – число 20. – С. 87 – 116.

Авакьян С. А. Санкции в советском государственном праве // Советское государство и право. – 1973. - №11. – С. 29 – 36.

Барский В. Правовая природа судебного конституционного контроля в Украине // Юридический вестник. – 1998. - № 1. – С. 48 - 51.

Белкин А. А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. – СПб. , 1995. – 144 с.

Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ // Советское государство и право. – 1989. - №1. – С. 102 – 109.

Боботов С. В. Конституционный контроль в буржуазных странах: доктрина и практика // Советское государство и право. - 1989. - № 3. – С. 115 – 120. Боброва Н. А. Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. – Воронеж, 1985. - 154 с.

Витрук Н. В. Конституционное правосудие. – М. , 1998. – 383 с. Воеводин Л. Д. Златопольский Д. Л. Государственное право зарубежных социалистических стран. - М. , 1984. – 368 с. Вопросы социалистической конституции. - София, 1969. – 401 с. Дябло В. К. Судебная охрана конституций в буржуазных странах и в СССР. – М. , 1928. – 118 с. Егоров С. А. Современная наука конституционного права США. – М. , 1987. – 190 с. Еременко Ю. П. Советская Конституция и законность. – Саратов, 1982. – 162 с. Зивс С. Л. Источники права. – М. , 1981. – 239 с.

Зивс С. Л. Конституция СССР и система советского законодательства // Советское государство и право. - 1978. - № 6. – С. 11 – 17.

Зражевская Т. Д. Ответственность по советскому государственному праву. – Воронеж, 1980. – 159 с. Иванищева Н. П. Основные черты конституций зарубежных социалистических стран. – Саратов, 1973. – 203 с. Ильинский И. П. Щетинин Б. В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах // Советское государство и право. – 1969. - №9. – С. 40 – 48. Конституційне право України / За ред. В. Ф. Погорілка. – К. , 1999. – 734 с. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. проф. Страшуна Б. А. – М. , 1996. – 757 с.

Кудряченко А. И. Институт президентства на Украине: реалии конституционно-правового статуса // Государство и право. - 1998. - №3. – С. 99 – 106. Кузнецов И. Н. Контроль за конституционностью актов высших органов власти и управления в социалистических странах Европы // Учен записки ВНИИСЗ. - М. , 1973. - Вып. 29. – С. 29 - 45.

Курицын В. М. Становление социалистической законности. - М. , 1983. – 193 с. Курс советского государственного права / Под ред. Б. В. Щетинина и А. Н. Горшенева. – М. , 1971. – 448 с.

Научные основы советского правотворчества. - М. , 1981. – 317 с. Нудель М. А. Конституционный контроль в капиталистических странах. - М. , 1968. – 233 с. Овсепян Ж. И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах: Правовая защита конституции. - Ростов на Дону, 1992. – 210 с.

Орзих М. Верховенство права –принцип практической деятельности государства и общества // Юридический вестник. – 1997. - №3. – с. 69 – 70.

Орзих М. Конституционное право: отрасль права, законодательства и юридическая наука // Юридический вестник. – 1995. - №3. – С. 139 – 145.

Орзих М. Новая Конституция Украины действует. Конституционная реформа продолжается // Юридический вестник. – 1996. - №3. – С. 42 – 46. Орзих М. Основной Закон нуждается в защите (читая послание Президента) // Юридический вестник. – 1998. - №3. – С. 126 – 129.

Орзих М. Ф. Черкес М. Е. Васильев А. С. Правовая охрана Конституции в социалистическом государстве // Советское государство и право. – 1988. - №6. – С. 3 – 10. Правовая охрана конституции. Сборник обзоров. – М. , 1991. – 73 с. Рабінович П. Конституційний принцип верховенства права // Юридический вестник. – 1997. - №3. – С. 66 – 69. Скомороха В. Конституційний Суд України: досвід і проблеми // Право України. – 1999. - №1. – С. 8 – 13. Скомороха В. Окремі питання поділу влади і юрисдикція Конституційного Суду України // Право України. – 1998. - №5. – С. 8 – 17.

Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. - М. , 1990. – 318 с.

Стефанюк В. Напрями реалізації положень Конституції судами // Право України. – 1997. - №1. – С. 50 – 52. Тацій В. Я. Грошевий Ю. М. Правові засоби охорони Конституції // Вісник Академії правових наук України. – 1995. - №3. – С. 35 – 42.

Теоретические основы Советской конституции / Отв. ред. Б Н Топорнин. - М. , 1981. – 207 с.

Тертышников В. И. Гражданский процесс (Курс лекций). – Харьков, 1994. – 154 с. Топорнин Б. Н. Конституция в социалистическом правовом государстве / Социалистическое правовое государство. - М. , 1969. - С. 24– 31.

Хабриева Т. Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. – М. , 1998. – 245 с. Черкес М. Конституційний Суд в системі органів правової охорони Конституції // Право України. – 1993. - №3. – с. 3 – 6.

Шаповал В. Перспективи розвитку науки конституційного права в Україні // Право України. – 1996. - №9. – С. 49 – 52.

Шаповал В. Проблеми розвитку конституційної юрисдикціі в Україні // Вісник Конституційного Суду України. – 1998. - №2. – С. 45 – 53.

Шаповал В. Становлення конституціоналізму в Україні: проблеми теорії // Право України. – 1998. - №5. – С. 25 – 29.

Шафир М. А. Компетенция СССР и союзных республик. - М. , 1968. – 227 с. Шафир М. А. О правовой охране Конституции / Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. – М. , 1982. – С. 58 – 60.

Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в России. – М. , 1995. – 175 с. Щетинин Б. В. Проблемы теории советского государственного права. – М. , 1969. – 199 с. Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. – М. , 1997. – 349 с. Юридическая процессуальная форма: Теория и практика. - М. ,1976 – 280 с. Юзьков Л. Конституційні закони: утвердження концепції і становлення практики // Радянське право. – 1991. - №5. – С. 12 – 14.

    Отзыв
    на дипломную работу “Исторический опыт
    и современная организация правовой охраны
    Конституции” студента V курса Осадчего
    Анатолия Юрьевича.

Одним из важных элементов конституционализма следует признать правовую охрану Основного Закона государства, который в правовой системе является ориентиром правотворческого процесса.

Поэтому проблема, избранная дипломником для исследования отличается актуальностью, а с учетом не достаточной разработанности ее дипломная работа носит научно ценный характер.

Конституционные реформы, которые продолжаются после принятия Конституции представительным органом в Украине, направлены на создание правового государства, обеспеченного действенной системой правоприменительного характера, с наличием высокой правовой культуры у населения.

В современный реформационный период институт конституционного контроля, конституционной ответственности, конституционного процесса не достаточно исследованы конституционалистами. Поэтому в своей дипломной работе А. Ю. Осадчий обращается к раскрытию понятийного аппарата. В частности, в первом разделе достаточно детально исследовав работы А. А. Белкина, Ю. Л. Шульженко, М. А. Шафира и других авторов, определяет понятие правовой охраны Конституции как совокупности специфических конституционно-правовых средств, позволяющих своевременно предупреждать и пресекать какие бы то ни было нарушения Конституции и гарантирующих тем самым полную реализацию норм и строгое соблюдение режима конституционной законности.

Неразрешенность в проблеме терминологической корректировки понятий конституционного контроля и конституционного надзора оценивается автором во втором разделе, где с учетом отдельных этимологических характеристик выявляются различия между понятиями. Но цель исследования не обязывает автора в отдельности рассмотреть эти понятия, поэтому контроль и надзор в работе объединены в единый термин конституционный контроль.

Широкий перечень субъектов правовой охраны Конституции Украины предложенный автором в дипломной работе позволяет сделать вывод о работе как о системном и комплексном научном труде.

Заслуживает внимание использование практики Конституционного Суда Украины, широкий перечень использованных источников литературы.

Работа полностью отвечает требованиям, предъявляемым ГЭК к подобным научным работам, и при успешной защите, заслуживает высокой оценки.

    К. ю. н.
    ассистент кафедры Д. Я. Гараджаев
    Рецензия
    на дипломную работу “Исторический опыт
    и современная организация правовой охраны
    Конституции” студента V курса Осадчего
    Анатолия Юрьевича.

С принятием Конституции Украины легализуются два уровня публичной власти, обретают правовые рамки гарантии основных прав и свобод человека, перечень которых соответствует международно-правовым стандартам.

Ограничения полномочий и компетенции государственных органов создают правовую свободу человеку, общественным организациям и т. д. Но исполнение правоположений на конституционном уровне обеспечены юридической ответственностью, в частности конституционной, реализация которой в первую очередь основана на нормативно-правовой базе, и выполняемые субъектами правовой охраны Конституции. В связи с этим проблема, избранная дипломником, безусловно, что отличается актуальностью.

Заслуживает внимания системный подход автора к анализу сущности конституционного контроля. Обоснованно предложен широкий перечень субъектов правовой охраны Конституции, среди которых автором выделен и отдельно исследован специализированный орган контроля– Конституционный Суд. Использованный перечень источников позволяет заключить, что в работе использованы различные научные подходы и концепции к понятию конституционного контроля.

Наряду с позитивными сторонами следует отметить спорные положения. На С. 51 автор дипломной работы выдвигает несколько противоречивые высказывания. Недостаточно ясным остается признание деятельности Конституционного Суда несовпадающим с понятием правосудия. Хотя автор на С. 52, признавая высказывание В. Шаповала, не отрицает деятельность Конституционного Суда по форме судебной. В целом дипломная работа полностью отвечает требованиям, предъявляемым ГЭК к подобным научным работам, является комплексным и системным научным трудом и при успешной защите заслуживает высокой оценки.

    К. ю. н.
    доцент кафедры Ю. В. Крылов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать