Теория государства и права - (шпаргалка)
p>Теологическая и патриархальная теория происхождения и сущности государства. Теологическаятеория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории–божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.

Так по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т. е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными сферами.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных и прочих дел.

По религиозно-мифологическим представлениям древних евреев единый бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, являясь его главой и царем, законы еврейского народа получены прямо от бога (законодательство Моисея).

Основателем патриархальнойтеории считается Платон и Аристотель. Платон в своем знаменитом труде “Государство” конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом вцелом, государством и отдельной человеческой душой, государство это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. По самой идее справедливости, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства. Трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) соответствуют совещательное, защитное, деловое в государстве, а этим последним–три сословия: правителей, воинов, производителей (ремесленников и земледельцев). Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р. Фильмера “Патриарх”, где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну– патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

Социальные нормы в обществе. Право в системе социальных норм. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежитя, нормы традиций и ритуалов.

По содержанию сферы регулируюмых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п.

По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно). По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

Содержание и структура науки в учебной дисциплине “ТГП”. Понятие и принципы. ТГП как и любая наука, отражающая сферу человеческой деятельности, ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности, в первую очередь о государстве и праве, этих специфичиских социальных явлениях, занимающих важное место в жизни общества. Наука о государстве и праве –это сумма и система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

    Юридическая ответственность.

Юридическая ответственность –правоотношение между государством в лице его определенных органов и субъектами права, отвечающими перед обществом и государством за точную и добросовестную реализацию содержащихся в нормах права и обращенным к ним соответствующих требований, предписаний и т. п.

Ретроспективная юридическая ответственность –исполнение правонарушителем обязанностей на основе гос. принуждения, правовое отношение, возникающее между гос. и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение.

Позитивная юридическая ответственность –осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга.

Принципамиюридической ответственности считаются: законность, ответственность за вину, справедливость, гуманизм, целесообразность, неотвратимость, индивидуальность. Согласно принципу законности ответственность применяется только при наличии вины за совершенное деяние, которое должно быть противоправным и за которое государством предусмотрена ответственность.

Справедливость требует исключения случаев привлечения невиновных лиц, а следовательно, с необходимостью предполагает доказательность совершенного деяния.

Наказание или взыскание не должно быть чрезмерным, а наоборот, должно соответствовать тяжести деяния, быть целесообразным.

Восточный “азиатский” путь возникновения и содержания деятельности государства. Мусульманская правовая система

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе.

Основными источниками мусульманского права - как и не юридических норм ислама признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание. В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно-европейских моделей.

В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.

Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока.

Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана, например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат - предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех принимаемых. Действующие в стране мусульманские суды, вопреки элементарным требованиям справедливости и демократической законности, строго придерживаясь мусульманских норм при рассмотрении дел нередко допускают явные нарушения и творят произвол. Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя сфера действия мусульманского права не является здесь столь всеобъемлющей как в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего принципы и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера и деятельность государственного механизма этих стран. Так военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем, что они якобы "не отвечают принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран вообще был объявлен "законом общества", заменяющим обычную конституцию. Во всех перечисленных странах второй группы, мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.

Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан).

Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с другой стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства. И, наконец, особое положение занимают правовые положения Туниса и Народно-Демократической республики Йемен (НДРЙ). Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основопологающих институтов мусульманского права: например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.

Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.

Государственная дисциплина и ее роль в обеспечении законности и правопорядка государства. Виды дисциплины.

    Кодификация права.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную систему. В юридической литературе традиционно различают два вида систематизации - кодификацию и инкорпорацию. Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, которое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других норм права, т. е. это - систематизация в процессе правотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства. Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе правотворчества лишь попутно.

Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами. Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго определенными государственными правительственными органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой юридической оценки.

    Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

[1] Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и

органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов31. [2] Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др. Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комплексные, межотраслевые кодексы, т. е. содержащие нормы различных отраслей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

[3] Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др. ).

Положение- сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.

Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г. , "Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

Виды государственного принуждения, применяемые наряду с юридической ответственностью.

    Отрасль или институт права. Понятие и виды.

Отрасль права –это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.

    Классификация:

профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; причем из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей– других профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую отрасль всей системы – конституционное право; затем три материальные отрасли –гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли–гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право.

специальныеотрасли, где правовые режимы модифицированны, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право. комплексныеотрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.

Кроме того, общее значение имеют публичное и частноеправо. К частному праву относятся, например, гражданское, семейное право, к публичному административное, уголовное, финансовое право, право прокурорского надзора.

    Признаки государства.

Наиболее общими признаками государства являются: 1) территория, 2) население, 3) публичная власть. Эти общие признаки выражают политическую организованность общества со всех основных сторон его жизни.

Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, поверхности планеты–суши, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию. Население характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу, гражданство; порядок и формы удостоверения гражданства, его обретения, утраты и т. д.

Публичная власть как форма политической власти означает наличие у нее особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и имеющего свою “публичную” материальную базу– государственные имущества, свои источники доходов, налоги. Публичную (государственную) власть в условиях демократии следует отличать от гражданского общества, охватывающего саморазвивающуюся экономику, хозяйственные и социальные отношения, частную жизнь людей. Публичная власть призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для существования и развития, не допуская объективно не обусловленных и не предусмотренных законом ограничений и вмешательства государства в частно-правовые, гражданские отношения.

При рассмотрении признаков государства необходимо выделить еще и законы, при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства. Система юридических норм, будучи инструментом государственной власти, в то же время в результате всеобщности законов упорядочивает, ограничивает и связывает деятельность ее органов.

    Правопорядок и общественныйц порядок, их соотношение.
    Закономерности развития государства.

Одна из основных закономерностей развития государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии оно превращается из “просто” организации политической власти, из примитивного, “варварского” принудительно-репрессивного образования в политически организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами государства в соответствии с принципом разделения властей. Исторически этот процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего преимущественно в виде диктаторской государственной власти, к развитому государству, где реализуются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Итог существования государства в условиях теократически-азиатского и рабовладельческого, феодального обществ -–это историческая бесперспективность, обреченность государственного самовластия, монархической диктатуры и постепенное вхождение всего общества в развитое государство, в институты демократии–парламентаризма, разделения властей, независимого суда, прав и свобод человека. Такого рода процесс особо четко обозначился в Европе, Северной Америке в ХVIII– XX веках в результате победы буржуазных демократических революций. Другие закономерности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать