Теория государства и права - (шпаргалка)
p>Петражицкий обосновывает, что право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика распределяет различные материальные блага между индивидами и их объединениями; она также наделяет граждан идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и др. Наделение субъектов властными полномочиями составляет суть организационной функции права.

Несмотря на известную теоретическую сложность и “замкнутость” на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

    53. Договорная теория происхождения государства.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время –в 17-18 в. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Г. Гобса, Ж. -Ж. Руссо, А. Н. Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в “естественном” состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма–государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание (Ж. -Ж. Руссо, А. Н. Радищев).

Т. Гоббс доказывал противоположное: поскольку власть передана монарху, он обладает неограниченными полномочиями. Дж. Локк обосновывал идею конститационной монархии, так как, по его мнению, общественный договор есть определенный компромисс между монархом и подданным, есть определенное ограничение свободы и монарха, и народа.

54. Правовые нормы и правоотношения. Состав (элементы) и содержание правоотношений.

Правовые отношения –это часть общественных отношений, урегулируемых нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Норма права –одна из предпосылок возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Между ними существует органическая связь:

а) для правоотношения характерно воздействие государственной воли на волю его участников;

б) структура норм права предопределяет структуру правоотношения. Правоотношение в отрыве от норм права не существует. Нормы права не регулируют правоотношений. Они регламентируют фактические отношения и тем самым порождают правовые.

По правовой принадлежности(т. е. по объектам воздействия) правоотношения соответствуют тем отраслям права, нормы которых они реализуют (государственно-правовые, гражданско-правовые, семейные и т. д. ).

По субъектамправоотношения можно разделить на конкретные (существует связь индивидуально определенных субъектов–управомоченного и обязанного), общие или абсолютные (всеобщая юридическая индивидуально определенных управомоченных субъектов с неопределенным кругом обязанных лиц).

Деление по генетической и функциональной связи(по месту в механизме правового регулирования) соответствуе делению норм права по организационным формам: материальные (основные) и процессуальные (производные) правоотношения. В свою очередь последние могут быть процессуально-регулятивными и процессуально-охранительными. По характеру воздействия (функциям права) правоотношения бывают регулятивные(активного и пассивного вида), которые соответствуют всем регулятивным отраслям; их деление зависит от того, как определяется содержание юридической обязанности: совершение действий (активное) или воздержание от действий (пассивное); охранительные –правоотношения, возникающие из применения санкций правовых норм, оформляющих юридическую ответственность.

По целям воздействия правоотношения делятся на статические, имеющие целью закрепление сложившихся общественных отношений, и динамические, призванные вызвать прогрессивные изменения в регулируемых общественных отношениях.

По содержанию выделяют простые правоотношения, не расчлененные на составные части (купля-продажа); сложные –включающие систему самостоятельных правоотношений, составляющих в системе единство направленного действия (исправительно-трудовое).

    Элементы состава правоотношения:

Субъекты права –это граждане (физические лица) и юридические лица, которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Правоспособность – это установленная (признаная) в законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, предпосылка существования субъективного права. Дееспособность –это установленная (признаная) в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

55. Правонарушение: понятие, юридический состав, основные признаки и виды. Правонарушение –противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица. Противоправность обычно связана с запрещением деяния со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на возможность государственного принуждения. То что правом не запрещено не может считаться правонарушением. Формы проявления противоправности:

    прямое нарушение правового запрета;
    неисполнение возложенных обязанностей;
    злоупотребление субъективным правом;
    превышение компетенции и т д.

Всякое правонарушение должно быть общественно вреднымпо своему характеру для общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым. Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, наступившим и могущим наступить. Общественно опасным считается преступление, которые составляют только часть правонарушений.

Правонарушение должно быть обязательно виновным деянием, т. е. результатом свободного волеизъявления правонарушителя. Состав правонарушения включает : объект и субъект правонарушения, объективную и субъективную стороны. Общим объектомвсякого правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.

    Объективная сторона:
    противоправное деяние
    противоправный результат
    причинная связь между ними
    место
    время
    обстановка

Субъектомправонарушения признается физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, т. е. возможностью отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок.

    Субъективная сторона: 1. мотив; 2. цель; 3. вина.
    Различают две формы вины:
    Умысел:

Прямой умыселсостоит в осознании правонарушителем общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении возможности или неизбежности наступления противоправного результата, причинной связи между ними, а также желания их наступления.

Косвенный умыселустанавливается если правонарушитель осознавал противоправность своего деяния, предвидел возможность наступления противоправного результата, не желал, но сознательно допускал последствия или относился к ним безразлично. Неосторожность:

Противоправная самонадеятельность(легкомыслие) состоит в осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки, мастерство и т. п. без достаточных на то оснований. Противоправная небрежностьвыражается в том, что правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был его предвидеть.

По степени и характеру общественной вредности правонарушения подразделяются на: преступления(виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания);

    проступки (отсутствие общественной опасности).

гражданско-правовые (гражданское, трудовое, земельное и семейное право) административно-правовые (административное, финансовое, земельное, процессуальное право)

дисциплинарные (прогулы, опоздания, пропуск занятий, невыполнение распоряжений администрации, нарушение уставов).

56. Понятие судебного прецедента. Роль судебной и арбитражной практики в регулировании общественных отношений.

Судебный прецендент –судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. Этот источник права присущ англосаксонским правовым системам, таким как Великобритания, США, право которых во многом имеет прецендентный характер, основанный на “праве судей”. Родиной прецедентного права является Англия. Общее право здесь создавалось королевскими судами и в своей основе было правом судебной практики. Английские суды и в настоящее время не только применяют, но и создают нормы права. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права и поставлено под угрозу само его существование. В США отношение к прецеденту как источнику права более упрощенное, здесь вполне допускается изменение судебной практики.

В странах романо-германской системы права роль судебной практики в основном не выходит за рамки толкования закона.

Дореволюционная русская теория права признавала, что закон дополняется нормами, создаваемыми судебной практикой, хотя такое мнение не было общепризнаным. Суд не может создавать самостоятельные правовые нормы, при разрешении конкретных юридических дел он должен обратиться к закону, регулирующему сходные случаи, или руководствоваться целями и принципами действующего законодательства. Отечественная юридическая наука более позднего периода считает, что судебная практика не может быть полноценным источником права. Представляя объективированный опыт реализации права, она не должна устанавливать первоначальные нормы, вносить дополнения и исправления в общие нормативные предписания. Ее роль чисто служебная, вспомогательная–конкретизировать в процессе толкования юридические нормы с учетом данной обстановки в рамках применения права.

57. Законность, правопорядок, дисциплина: их соотношение. Гарантии и методы обеспечения законности.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.

Законность –это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которая получает выражение в законе.

Правопорядокесть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характерризует цивилизованное общество как общество правопорядка. В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиямизаконности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различают материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка. К материальнымгарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамка которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потрибителями материальных благ.

Политическимигарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития.

К юридическимгарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Нравственнымигарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.

Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообуславливают и дополняют друг друга.

58. Юридическая техника и ее значения для правотворчества в систематизации законодательства. Язык правовых актов.

Юридическая техника –это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.

Техническими средствами являются способы нормативного и системного построения, юридические конструкции правовых норм. К техническим приемам следует отнести методы отраслевой типизации, средства словесно-документального изложения содержания нормативно-правовых актов (текст документа с его реквизитами: наименование, дата принятия, подписи), структурную организацию (общая и особенная части, преамбула, статья с ее подразделениями, включая абзаца, пункты, части),

Законодательные акты обычно делятся на статьи, подзаконные акты –на пункты. К статьям законов, как правило, делаются заголовки, в которых определяется предмет правового регулирования. Значительные по объему акты подразделяются на главы, разделы, части. Некоторые из них снабжаются приложениями.

Одним из способов нормативного построения акта является абстрактный(обобщающий), когда правило поведения излагается в общей форме (“отсутствие вины”). Выделяют такжеказуистическийспособ, при котором реализация конкретного правила поведения связывается с наличием определенных условий (“грузоотправитель освобождается от ответственности при наличии явлений стихийного характера”). По характеру изложения элементов юридической нормы различают следующие способы: прямой (определенный), когда в данной конкретной норме права содержится полностью правило поведения

отсылочный, когда в норме права содержится ссылка на соответствующую норму права содержащуюся в другой статье этого же нормативно-правового акта бланкетный, когда в норме права содержится ссылка на соответствующую норму права содержащуюся в статье другого нормативно-правового акта. Законы, иные нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст нормативного акта нельзя загружать декларативными положениями, лозунгами, призывами. Язык закона–общелитературный язык, однако он имеет особенности, что позволяет условно говорить о “юридическом языке”. Эти особенности–четкость, сжатость, определенность и точность мысли законодателя. Главная задача–при максимально возможной простоте (мысль законодателя должна быть ясна всем) добиться высокой определенности, исключающей разнопонимание. Для юридического языка характерны повелительный, императивный стиль изложения, специальная терминология. При чтении закона важно обращать внимание на все детали текста, на все слова, знаки препинания и т. д.

59. Понятие нормы права. Способы ее изложения в статьях нормативных актов. Норма права –это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.

    В структуру правовой нормы входят:

гипотеза –указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т. е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие.

диспозиция –“сердцевина” нормы права, т. е. указание на правило поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе.

3. санкция –вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или, поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции– побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права. Способы изложения элементов нормы права в статьях нормативно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою логическую структуру. Нередко норма права изложениа как статья нормативного акта, но чаще всего они непосредственно не совпадают. В наиболее общем виде все разнообразие этих расхождений может быть сведено к следующим вариантам:

а) одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из элементов нормы права, либо наоборот, норма права содержится в нескольких статьях акта или актов;

б) одна статья нормативного акта содержит несколько непосредственно связанных между собой норм права, или наоборот, норма права содержится в части нормативного акта;

в) одна статья нормативного акта содержит гепотезу или диспозицию, общую для многих непосредственно связанных между собой норм права, т. е. является как бы “вынесенной за скобки”, общей частью для таких норм (соответственно диспозиций и санкций);

г) одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм;

д) одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так называемую “усеченную” норму, а санкции выделены в отдельную статью.

Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит перед ним ряд специальных задач: придать нормам права вид логического развертывания от одной формы к другой, как движение от общего к конкретному; избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений; добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными языковыми средствами; исключить самоочевидные и общеизвестные условия, факты и положения. Решение этих задач–постоянно действующий фактор, который объясняет несовпадение нормативного акта и нормы права.

    60. Толкование права: понятие, виды и способы.

Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме. Термин “толкование” употребляется в трех различных смыслах: уяснениесмысла и содержания правовой нормы лицом, ее применяющим (толкование по способу);

принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснения содержания правовой нормы; интерпретация, т. е. выяснение соотношения объема толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов: Граматический(филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Систематическийспособ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать