Теория государства и права - (шпаргалка)
p>Юридические лица: государство, организации, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные образования, общественные организации, религиозные организации, благотворительные и иные фонды.

Государственные органы являются субъектами права в различных отраслях права в пределах, определяемых актами о компетенции этих органов. Правосубъектность министерств, государственных комитетов все более дифференцируется и делегируется.

Правоспособность и дееспособность юридического лица совпадает по времени и возникает в момент его создания, под которым следует понимать момент его государственной регистрации и прекращается в момент завершения его ликвидации, когда об этом вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензий, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении ее срока действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

72. Социальная природа и причины правонарушений, пути и средства борьбы с правонарушениями.

Понять природу и причины правонарушений можно только в социально-историческом аспекте, рассматривая их как порождение определенных общественных явлений, неодинаковых в разных общественных формациях.

Анализируя правонарушения на общесоциальном уровне, как разновидность социальных отклонений, следует использовать различные подходы: философский подход –расхождение между нормой права и поведением правонарушителя объясняется несовпадением, различием интересов и целей, закрепленных в праве, с одной стороны, и преследуемых данным субъектом–с другой. Несовпадение интересов обусловлено объективными различиями в социальном положении классов, групп, индивидов, существующими в обществе противоречиями. В конечном счете антисоциальное поведение вызывается неизбежной противоречивостью социального развития.

социологический подход –предполагает изучение социальных отклонений на более конкретном уровне (изучение образа жизни различных социальных, профессиональных, возрастных групп населения). Социологические и криминалистические исследования показывают, что деформации в образе жизни человека могут отрицательно повлиять на его поведение, а именно: оказаться источником конфликтов, вызвать отклонение от тех нраственных ценностей, которые характерны для российского общества в целом, ослабить социальный контроль, что облегчает совершение антиобщественных действий, затруднить реализацию тех законных возможностей, которые отвечают интересам субъекта.

психологический подход –весьма важным для формирования нормативных установок являются психофизиологические и биологические особенности правонарушителя. Ведь причины правонарушений заложены не только в аномалиях общественной жизни, но и в несовершенстве самого человека.

Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно.

73. Закон, его виды и особенности как нормативно-правового акта. Право и закон. Закон –это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов определяется регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в порядке, определенном референдумом. С юридической точки зрения, приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.

Таким образом, главными качествами закона является его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

74. Международное право как отрасль права. Соотношение внутригосударственного и международного права.

75. Правосознание: понятие, структура, виды. Классовое и общесоциальное правосознание.

Правосознание —это такая сфера или область сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях. Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента: Правовая идеология,

    Правовая психология.

Правовая идеология —есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных групп и слоев населения, отдельных индивидов. Она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования.

Правовая психология —это совокупность правовых чувств, настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы. Включает следующие элементы:

общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам; способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) – влияние, взаимовлияние, подражание, внушение. По субъектному составу правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное. Уровни правосознания зависят от степени знания права и подразделяются на обыденное, специализированное (профессиональное) и научное (теоретическое). От уровня и зрелости правосознания будет зависеть качество юридических норм и эффективность реализации правовых предписаний.

Таким образом, правосознание как объективная реальность –это сложившеяся на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление о сущности, путях его развития и правопорядка в широком смысле слова.

    1. Конфедерация как форма государственного устройства.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го бюджета;

- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; - государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

2. Физические и юридические лица в правоотношениях. Правоспособность и дееспособность.

    Виды субъектов правоотношения:
    в соответствии с отраслями права.

по характеру охраняемых и обеспечиваемых правом интересов субъекты делятся на физические и юридические лица.

Физическое лицо - любой родившийся и живущий человек, который осуществляет различные акты социально значимого поведения и несет ответственность сообразно своему полу, возрасту, психическому и физическому здоровью. Правоспособность физических лиц возникает в момент рождения и прекращается со смертью.

Дееспособность физических лиц связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них.

Гражданская дееспособность - способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние граждане, не достигшие 14 лет (малолетние граждане) и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Полный объем дееспособности наступает с момента совершеннолетия - 18 лет. Государством предусматривается ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным .

Политическая дееспособность - способность граждан принимать участие в управлении делами государства (кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда). Деликтоспособность - способность лица отвечать за свои поступки, в первую очередь за совершенное правонарушение.

Юридическое лицо - лицо, которое наделено правоспособностью от своего имени приобретать имущественные права и нести обязанность, обладает обособленным имуществом, имеет право быть истцом и ответчиком в суде (государство, государственные и негосударственные организации).

Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания (ст. 51 ч. 2 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (ст. 63 п. 8 ГК РФ). Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующеи целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность –это установленная (признаная) в законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, предпосылка существования субъективного права. Дееспособность –это установленная (признаная) в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

3. Подзаконные акты. Виды и особенности этих правовых актов. Подзаконный нормативный акт - разновидность правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

    Виды подзаконных актов:
    по субъектам издания и сфере распространения:

Общие нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны (предписания центральных органов исполнительной власти, нормативные указы президента и постановления правительства).

Местные подзаконные акты - нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов власти на местах. (обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах данной территории– региона, области, города, района). Ведомственные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы) министерств и ведомств. (распространяются на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данного ведомства). Внутриорганизационные подзаконные акты (локальные), (уставы, положения, правила внутреннего распорядка) которые издаются различными организациями для рекламентации внутренних вопросов и распространяются только на членов организации.

Международные государственные объединения. Их роль в современных условиях в формировании государств.

    Государство и религия. Свобода религий в государстве.

В период распада первобытно-общинного общества и возникновения государства присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.

В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государство вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от государства, упразднились все формы союза церкви и государства.

В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой. Закон “О свободе вероисповедования” реализует право на реализацию убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу вероисповедования.

    6. Англо-американская (англосаксонская) правовая система.

В странах англо-американской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями, и выраженная в судебных прецедентах. Судебный прецедент - судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

В англо-американской правовой семье следует различать группу английского права, и связанного с ним по своему происхождению права США.

В группу английского права входят наряду с Англией Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также право бывших колоний Британской империи. Вторую группу образует право США, которое имея своим источником английское "общее право", в настоящее время является вполне самостоятельным. Укажем некоторые черты прецедентного права и прежде всего самого прецедента в английском праве.

Основной принцип, который должен соблюдаться при отправлении правосудия, состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом. Пожалуй нет ни одного суда, где судья не был бы склонен решить дело точно так, как было решено аналогичное дело другим судьей. Почти везде судебный прецедент в той или иной

степени обладает убеждающей силой, поскольку stare decisis (решить так, как было решено ранее) - правило фактически повсеместного применения. Правило прецедента нуждается в детализации, поскольку степень обязательности прецедентов зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом. При нынешней организации судебной системы, ситуация выглядит следующим образом. Решения высшей инстанции - Палаты лордов - обязательны для всех других судов; Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного) обязан соблюдать прецеденты Палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

Высокий суд (все его отделения, в том числе и апелляционные) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, его решения обязательны для всех нижестоящих инстанций, но не будучи строго обязательны, влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда;

Окружные и магистральные суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают. Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.

Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. За многовековую деятельность законодательного органа общее число принятых им актов занимает около 50 увесистых томов.

Закон формировался под воздействеем требований судебной практики, которая диктовала определенную структуру, характер изложения норм. Отсюда казуистический стиль законодательной техники.

Рост числа законов обострил проблему систематизации. Английская правовая система - традиционный представитель правовых систем, определяемых как "некодефицированные". Здесь до сих пор речь идет лишь о систематизации путем консолидации - процесса соединения законодательных положений по одному вопросу в единый акт. Рост писаного права в современный период происходит не только с помощью статутов , но в значительной мере, путем подзаконного нормотворчества. В Англии и США одна и та же общая концепция права; в обеих странах существует в общем одно и то же деление права, используются одни и те же понятия и трактовка нормы права. Для американского юриста, как и для английского, право-это прежде всего право судебной практики; нормы, выработанные законодателем, по-настоящему входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие.

Одно из таких различий, причем весьма существенное, связано с федеральной структурой США. Штаты, входящие в состав США, наделены весьма широкой компетенцией, в пределах которой они создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. В этой связи можно сказать, что в США существует 51 система права - 50 в штатах и одна федеральная.

Ежегодно в США публикуются свыше 300 томов судебной практики и, несмотря на широкое использование. В статутном праве США встречается и немало кодексов, которых не знает английское право. В нескольких штатах действуют гражданские кодексы, в 25 штатах - гражданско-процессуальные, во всех штатах - уголовные, в некоторых - уголовно-процессуальные.

    Теория насилия о происхождении и сущности государства.

Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л. Гумплович. Сторонником этой теории был и К. Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных, победителей и побежденных. Таким образом, согласно этой теории, государство –это естественно (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов, обращая их в живые орудия. Однако сторонники теории насилия не способны объяснить, почему только на определенной стадии завоевания появляется частная собственность, классы и государство. Общеизвестно, что насилие лишь влияет на процесс образования государств (древние германцы), но само оно как таковое без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной его возникновения.

    Правотворчество органов исполнительной власти РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать