География промышленного рыболовства
ехнический прогресс в замораживании и переработке рыбы на борту рыболовных судов оказал также большое воздействие на рыбоперерабатывающие заводы, работающие в прибрежной зоне. Организована автоматическая и в то е время гибкая система производственных участков, где можно изучить качество выпускаемой продукции, провести эксплуатационные испытания технологического оборудования и оценить выработку продукции по индивидуальным заказам с целью определения оптимальной системы управления производственными процессами.

Рыбное филе вначале направляется на разделочные порционные машины, а затем уже в расфасованном виде поступает на быструю заморозку или упаковку. В связи с конвейерной системой переработки, как рыбы, так и креветок, внедрённые технологические системы отличает их высокая пропускная способность. Затраты рабочей силы настолько незначительны, что рабочим редко приходится поднимать или подавать упавшую рыбу.

1.3. Международные нормы и правила лова

Три организации Объединённых Наций - ФАО, Международная организация труда (МОТ) и Международная организация по морскому праву (МОМП), - заключили соглашение о сотрудничестве по выработке норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами. При этом каждая организация взяла на себя обязательство действовать исключительно в сфере своей собственной компетентности, а именно:

ФАО - общие принципы рыболовства ·МОТ - проблемы найма и использования рабочей силы в рыбной промышленности ·МОМП - страхование жизни, судов и оборудования от морских рисков

Совместная группа консультантов от трех организаций составила Перечень норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами. В документе два раздела. В разделе А перечислены функциональные и профессиональные требования по охране труда капитанов судов и матросов судовых команд; в разделе Б названы обязательные требования по охране труда и правила техники безопасности при строительстве и технической оснастке рыболовных судов. Цель указанного нормативного документа состоит в том, чтобы уменьшить риск нанесения телесных повреждений рыбакам и, по возможности, предотвратить несчастные случаи и аварии, а также уменьшить риск возникновения опасных ситуаций на (рыболовных) судах. МОМП координировала всю работу по выдвижению предложенных поправок, но каждая поправка должна была стать ещё и предметом окончательного одобрения со стороны всех трёх указанных организаций.

Этот Перечень норм и правил с внесёнными в него поправками и дополнениями был опубликован МОМП от имени и по поручению ФАО, МОТ и самой МОМП. В разделе А содержится исходная информация в отношении правил по охране труда и технике безопасности при выходе рыболовных судов в море на путину. Особое внимание уделяется таким характеристикам, как правила судовождения, мореходные качества судна и уровень соответствия технологического оборудования предъявляемым нормам.

Другие меры профилактического характера включают также сохранение судном должной остойчивости, предупреждение случаев выпадения людей за борт судна, поддержание общего порядка на палубе в машинном отделении и других местах, где установлено механическое оборудование и работают машины.

Основным фактором безопасности рыболовного судна являются его мореходные качества и эксплуатационные характеристики. Капитаны рыболовных судов, бороздящих воды мирового океана, длина которых превышает 24 м, должны быть хорошо осведомлены обо всех аспектах судовождения, манёвренности, эксплуатационных характеристик и остойчивости управляемых ими судов. Каждый капитан должен уметь устранять все возможные последствия для остойчивости своего судна от перегрузок, возникающих как при приёме на борт партии выловленной рыбы, так и при пополнении судном запасов воды и топлива. Он должен также предвидеть все отрицательные последствия затопления в палубных отсеках, заклинивания межпалубных перегородок и вытаскивания на борт тяжелых рыболовецких снастей.

Для безопасности рыболовных судов и судовых команд важно, чтобы образование, профессиональная подготовка и аттестация всех служащих на борту судна, соответствовали бы самым высоким и общепризнанным стандартам. С этой целью в 1995 году в штаб-квартире МОМП в Лондоне была подписана Международная конвенция по вопросам профессиональной подготовки, аттестации и контроля наёмного персонала рыболовных судов. Государства, от имени которых была заключена настоящая Конвенция, взяли на себя обязательство не мешать соответствующей законотворческой деятельности (т.е. не препятствовать принятию соответствующих законов, постановлений, распоряжений, правил и инструкций). С точки зрения сохранения жизни и обеспечения гарантий прав собственности на море и защиты морской среды служащий плавсостава мореходных судов должен соответствовать предъявляемым требованиям и быть годным к выполнению возложенных на него служебных обязанностей. Конвенция вступит в силу спустя 12 месяцев после её ратификации не менее, чем 15 государствами.

В приложенных к Конвенции инструкциях и наставлениях отражены обязательные требования к аттестации капитанов судов, офицеров корабельной службы, судовых инженеров-механиков и радистов. В них подробно излагаются также основные правила техники безопасности, обязательные для исполнения служащими плавсостава на всех рыболовных судах, и инструкции по соблюдению требований к надзору за штурманами на борту рыболовных судов.

Среди вопросов, подлежащих тщательной проверке при аттестации кандидатов на должности капитанов судов и лиц штурманского состава для дальнего плавания, находятся следующие: судовождение; корабельная служба; определение местоположения судна электронными средствами связи; метеорологическая служба; связь; противопожарная безопасность; спасение утопающих; судовые маневровые свойства и средства; конструктивные особенности и остойчивость рыболовного судна (в том числе при плавании по чистой воде и в условиях обледенения); подъем улова рыбы на борт и уборка рыболовных снастей; английский язык; медицинская помощь; морское право; спасательные работы на море; перечень норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами в объеме требований ФАО, МОТ и МОМП к разделу А и в части загрязнения морской среды [2].

Определение мест для рыболовства

В мире места для рыболовства отличаются один от другого так же сильно, как различаются типы и размеры рыболовных судов, находящихся в эксплуатации
. Даже самый простой челнок-каноэ, выдолбленный из ствола дерева и спущенный на воду какого-нибудь озера вдали от моря, и современный и хорошо оборудованный траулер дальнего плавания, представляющий собой, по существу, плавучую базу, имеют одну и ту же цель - ловлю рыбу. С точки зрения безопасности места, перечисленные в разделе Б Перечня для ловли рыбы на море, подразделяются на следующие три категории, а именно:

1. Моря дальнего плавания

2. Акватории мирового океана, отстоящие от мест укрытия корабля на расстоянии до 200 морских миль

3. Акватории мирового океана, отстоящие от мест укрытия корабля на расстоянии до 50 морских миль.

Однако чаще всего под местами для рыбного промысла, или рыбными отмелями, подразумевают отдельные районы рыбной ловли в прибрежных водах или в открытом море.

Районы для прибрежного рыболовства сосредоточены в прибрежных водах, хотя их удалённость от береговой линии может быть различной. Это зависит от местных условий. Во фьордах или других небольших узких заливах со скрытой естественной полосой укрытий от морской стихии на однодневную рыбалку выходят небольшие катера (с открытой палубой или полурубкой). На более длительную рыбалку снаряжаются всевозможные типы небольших местных судов, оборудованных небольшими рубками.

Ловля рыбы в открытом море представляет собой рыбный промысел вдали от морского побережья, при этом внешние границы береговой линии не определены. Рыболовные суда, предназначенные для ловли рыбы в открытом море, как правило, проектируются как суда дальнего плавания, поскольку во многих прибрежных странах открытое море (или океан) начинается сразу же за естественной полосой береговых укрытий фьордов или шхер.

Рыболовные суда

Как уже было сказано, рыболовные суда, уходящие на промысел рыбы в открытое море, представляют собой суда самых различных модификаций и размеров
. В их числе мы видим траулеры с кормовым тралением рыбы (на их борту установлены технологические линии для переработки живой рыбы), кошельковые сейнеры, сейнеры для ловли рыбы крючковыми орудиями лова, плавучие базы и т.д. БМРТ - Большой Морозильный Рыболовный Траулер СТМ - Средний Траулер Морозильный

СМРТк - Средний Морозильный Рыболовный Траулер (кормовой)

РТ - Рыболовный Траулер

ПСТ - Посольно Свежевой Траулер

БАТ - Большой Автономный Траулер

ПР - Перерабатывающий Рефрижератор

ТР - Транспортный Рефрижератор

ЗРС - Зверодобывающее судно

МРТК - Малый Рыболовный Траулер (кормовой)

МРС - Малый Рыболовный Сейнер

СТР - Сейнер Траулер Рыболовный

Согласно международно-признанной классификации рыболовным судном может быть любой корабль, используемый в коммерческих целях для ловли рыбы, китов, тюленей, моржей или других представителей живых ресурсов моря. Перерабатывающее судно - это корабль, который используется исключительно для переработки пойманной рыбы.

По своим характеристикам рыболовные суда настолько сильно отличаются от других мореходных кораблей, что не хватит никаких международных соглашений по вопросам охраны труда и сохранения жизни на море, чтобы рассмотреть их каждый в отдельности.

Международная конвенция по безопасности морских судов была разработана в ходе проведения Международной конференции по безопасности рыболовных судов, состоявшейся в 1977 году в Торремолиносе, Испания. Этот международный договор основан на технической работе, проводившейся в течение нескольких лет силами МОМП, в основном в рамках подкомитета по безопасности рыболовных судов соответствующего комитета по безопасности МОМП. До этого этот комитет подготовил рекомендации по проблеме остойчивости неповреждённого судна, которые были опубликованы МОМП и впоследствии включены в Конвенцию 1977 года по безопасности рыболовных судов. В этой Конвенции утверждалось, что сфера её применения будет распространяться только на новые рыболовные суда, длина которых превышает 24 м.

На рыболовные суда меньшего размера эта важная международная Конвенция не распространялась, поскольку типология небольших судов национальных рыболовных флотилий весьма разнообразна, а имеющаяся при этом техническая информация весьма ограничена. Следовательно, можно сделать вывод о том, что правила техники безопасности для этих рыболовных судов не были разработаны только лишь потому, что не хватило исходной информации. Даже для каботажных рыболовных судов, длина которых превышает 24 м, имеет большое значение соответствие между их конструктивными особенностями и способами рыболовства. Все эти особенности в большинстве случаев оказывают серьёзное воздействие на остойчивость и мореходные качества рыболовных судов.

Техническая информация, на основе которой были разработаны правила техники безопасности, включенные в международную Конвенцию, в большинстве случаев была предоставлена промышленно развитыми в сфере рыболовства странами Европы и Северной Америки. Однако вскоре после конференции 1977 года выяснилось, что некоторые другие страны в мире предвидят трудности в ратификации тех частей Конвенции, которые касаются самых небольших в их рыболовецких флотилиях судов превышающих в длину 24 м. Проходившая в Торремолиносе конференция имела своим результатом Протокол Торремоллиноса 1993 г., который ослабил ряд ограничений в некоторых разделах Конвенции, касающихся определённого класса рыболовных судов.

Изложенные в нём требования в отношении двигательных установок и электрооборудования и временно необслуживаемых зон в машинных отделениях, согласно Протоколу 1993 года, должны будут учитываться и применяться только в отношении новых судов, длина которых составляет не менее 45 м.

Раздел, посвященный мерам противопожарной безопасности, начиная от методов обнаружения источников пожара и, кончая способами его тушения и борьбы с огнем, был разделён на две части, а именно: набор требований, изложенных в части А, должен быть применим только в отношении новых судов, длина которых не менее 60 м; а набор требований, изложенных в части Б, должен содержать менее строгие требования к судам, длина которых колеблется от 45 до 60 м. Раздел, посвященный радиосвязи, касается как новых, так и уже плавающих судов, длина которых превышает 45 м в длину. Протокол 1993 года вкупе с международной Конвенцией, принятой в Торремолиносе в 1977 году, лишь дополняет и уточняет аналогичную конвенцию с учетом технического прогресса, достигнутого в период 1977-1993 гг. Сфера применения Протокола была расширена за счёт распространения его положений и на рыболовные суда, ведущие переработку рыбы.

Состоявшаяся в 1977 году в Торремолиносе конференция одобрила рекомендацию в отношении разработки стандартов по технике безопасности для рыболовных судов с навесной палубой, длина которых меньше 24 м. Это решение было принято в связи с тем, что большинство рыболовных судов в мире меньше 24 м в длину. В адрес МОМП была принята резолюция, рекомендующая этой международной организации продолжить работу по выработке стандартов техники безопасности в рыболовстве на стадии проектирования, строительства или технического переоборудования рыболовных судов с целью повышения гарантий безопасности, как самих судов, так и служащих плавсостава. Соответствующие инструкции и нормы МОМП разработала в сотрудничестве с ФАО и МОТ.

Глава 2. География мирового рыболовства

2.1. Сравнительная характеристика рыболовных флотов стран мира

В большинстве стран в настоящее время развито, промышленное рыболовство. В этой отрасли хозяйства занято более 7 млн. рыбаков, а флот насчитывает свыше 2 млн. судов, общий тоннаж которых превышал в 2000г.7 млн. брутто рег. т.

При сравнительной оценке флотов различных государств следует принимать во внимание не только количество судов и их общий тоннаж, но и качественный состав флота. Например, из 40 тыс. рыболовных судов Норвегии 29 тыс. судов, или 72%, - мелкие беспалубные боты и только 23; тыс. сравнительно крупные траулеры. Кроме того, из 13 тыс. палубных судов более 75% имеет возраст свыше 40 лет. В составе флота США 97% судов тоннажем до 50т и только 3% свыше 50 т.85% всех судов - боты тоннажем менее 5 т, причем наблюдается дальнейшая тенденция уменьшения среднего тоннажа одного судна. По срокам эксплуатации американский флот один из старейших в мире. Объясняется это тем, что американские промышленники считают обновление судов недостаточно прибыльным делом, так как стоимость постройки судов в США очень высокая (почти вдвое дороже, чем во многих других странах). В основном мелкие суда входят также в состав флота Испании, Франции, Пакистана, Индии, Италии и ряда других государств.

Большинство стран мира сейчас переходит к уменьшению общего количества промысловых судов, одновременно увеличивая тоннаж и мощность новых судов. Увеличивается строительство крупнотоннажных траулеров с кормовым слипом; строятся тунцеловные суда; растет количество комбинированных судов: траулеровтунцеловов, траулеровдрифтеров, что позволяет уменьшить влияние сезонности на работу флота.

Многие страны стремятся оборудовать суда рыбоморозильными, рыбомучными, филетирующими установками и оборудованием для консервирования продукции. На промысловых судах устанавливают новейшую поисковую и навигационную аппаратуру, а также механизмы для облегчения добычи и обработки рыбы: шпили, лебедки, сетевыборочные и сететрясные машины и т. п [10].

Федеративная Республика Германия

В 2000г
. по добыче рыбы и нерыбных объектов ФРГ занимала семнадцатое место в мире и восьмое в Европе. В последние годы наблюдается стабилизация и даже некоторое уменьшение уловов. Почти вся рыба рыбаками ФРГ вылавливается в водах Северной Атлантики, где на их долю приходится около 6% всех уловов, в том числе: трески - 6,5%, сельди - 5%, морского окуня до 40%.

В связи с ухудшением промысловой обстановки районах Северо-Восточной Атлантики центр тяжести морского рыболовства ФРГ в последние годы все больше перемещается в Северо-Западную Атлантику. Резко упали уловы ФРГ в Северном море (с 3,8 млн. ц в 1959 г. до 1,8 млн. ц в 1965 г), в Норвежском море (с 958 тыс. ц в 1956 г. до 222 тыс. ц в 1965 г). Прекращен западногерманский промысел в Баренцевом море и в районе островов Шпицберген и Медвежий

Креветок добывают у прибрежных мелководий и на банках Северного моря. Естественных мидиевых банок осталось мало, и они находятся под охраной государства. Основные районы разведения мидии побережье Шлезвиг-Голштинии и фиорд Фленсбург. Здесь расположено пять искусственных банок. В настоящее время создаются новые близ эстуариев Эльбы и Эмса. В 2004 г. продукция мидий с искусственных банок составила 150 тыс. ц. Большая часть продукции идет на экспорт. Добыча водорослей почти не имеет промыслового значения. Рыболовный флот ФРГ в 2002 г. насчитывал 171 траулер, 83 логгера, 1771 куттер. Общий тоннаж рыбопромыслового флота в2002 г. составил 113 тыс. т.

Основным типом траулера являются морозильные траулеры-рыбозаводы с большой автономностью плавания; в 2002 г. их насчитывалось более 40. За последние годы происходит коренная реконструкция рыбопромыслового флота, размеры и мощность судов имеют резкую тенденцию к увеличению. В 2002 г. средний возраст траулеров составлял 7 лет. Больше половины траулеров имеют водоизмещение свыше 700 т. Модернизация траулеров привела к уменьшению их общего числа из-за списывания на слом устаревших судов и одновременно к омоложению флота и пополнению его судами, оборудованными по последнему слову техники. Модернизация тралового флота способствовала быстрому развитию промысла в отдаленных районах Северо-Западной Атлантики. Основные базы тралового флота Бремерхафен, Куксхафен, Гамбург и Киль.

Логгерный флот, занимающийся дрифтерным промыслом в Северном, Норвежском морях и в других сравнительно недалеких районах Северо-Восточной Атлантики, состоит из небольших судов водоизмещением 200-300 брутто рег. т. Часть этих судов еще довоенной постройки. Логгерный флот базируется на рыбные порты в Бремен Вегезаке, Эмдене; Глюкштадте и Леере.

Флот прибрежного рыболовства состоит из сравнительно мелких (длиной до 18 ж) и маломощных (до 100 л. с) куттеров, а также моторных ботов и несамоходных судов, занимающихся промыслом в прибрежных районах Северного, Балтийского морей.

Основной вид морского промысла в ФРГ траловый. В 2002 г. этим способом было добыто 80% всех уловов. Траулеры работают автономно, самостоятельно добывая рыбу, обрабатывая и доставляя ее на береговые базы...

Уловы дрифтерными сетями в 2002 г. составили 5,5% всей добычи, прочими орудиями лова 14,5%.

Мощность рыбообрабатывающих предприятий ФРГ сравнительно невелика, так как основная часть рыбной продукции потребляется в свежем и замороженном виде. В 2002 г. в ФРГ имелось 326 в основном небольших рыбообрабатывающих предприятий с общим количеством рабочих около 17,5 тыс. человек.

Значительная часть рыбной продукции импортируется из других стран. Так, ФРГ является основным импортером датской рыбопродукции (до 26% от стоимости всего рыбного экспорта Дании).

Важнейшие рыбные порты и базы флота:

Бремен расположен на р. Везер в 67 милях от моря и в 34 милях выше Бремерхафена. В среднюю полную воду в Бремен могут проходить суда с осадкой до 9,1 м. Зимой навигация поддерживается ледоколами. В порту 13 бассейнов для морских судов. Общая длина причалов более 10 км с глубинами от 6,5 до 9,5 м. Имеются холодильники емкостью более 5500 м3.

Бремен база логгерного флота. Судостроительные верфи выпускают около 1/4всего тоннажа судостроительных предприятий ФРГ. Имеются 4 крупных и 9 более мелких судоремонтных предприятий с плавучими доками грузоподъемностью до 16 тыс. т. В городе расположена школа мореходства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать