Тайные общества и ордена
p align="left">Знаменитое французское масонство (франкмасонство) порождается английскими масонами. 11 декабря 1743 года 16 парижских мастеров выбрали пожизненным Мастером принца Людовика Бурбона, графа Клермона. С того времени ведет начало Великая ложа Франции, которая с 1773-го года стала именоваться «Великим Востоком Франции».

Однако русский общественный деятель и публицист Н.Е. Марков Марков Н.Е. Войны темных сил. В 2 т. - Париж: Издательство светлейшаго князя М.К.Горчакова «Долой зло», 1928-1930. Книга 1. - 285с. писал, что: «впервые въ исторіи названіе «франъ-масоны» встр?чается въ XI в?к?. Такъ назывались тогда артели свободныхъ каменьщиковъ, которые вм?ст? со своими художниками, ваятелями и архитекторами странствовали съ м?ста на м?сто и подряжались производить крупныя постройки, преимущественно замки и храмы. Сперва эти артели занимались своимъ прямымъ ремесломъ, но скоро он? стали принимать въ свою среду, какъ почетныхъ членовъ, людей постороннихъ строительному ремеслу и постепенно стали заражаться политическими, сектантскими и мистическими настроеніями».

Итак, ключевым моментом в рождении современного масонства стал июнь 1717г. Именно тогда члены четырех Лондонских лож собрались в таверне «Гусь и Рашпер» и объявили о создании Великой ложи Лондона и Вестминстера, которая позднее стала именоваться Великой ложей Англии Брэдли М. Секреты масонов / Пер. с англ. Р.А. Цфасман. - М.: Изд-во «Ниола-Пресс», 2007. - 208с. - С. 15.. Именно это -- та дата, которую называют многие исторические исследования в качестве времени основания движения вольных каменщиков. Официально это совершенно справедливо, но тайная их деятельность началась за много тысячелетий до того, что видно из проведенного анализа, и, вся их секретность не имела бы совершенно никакого смысла, если бы сегодня каждый желающий мог бы узнать, когда, где и что сделали вольные каменщики.

Таким образом, современное масонство ведет начало от средневековых гильдий каменщиков, строивших в Европе готические соборы. Первые гильдии, как считается, возникли в Италии, в Италии же возник и гуманизм. В XIII веке гильдии стали решающим фактором социального и экономического развития Европы. Если в Средние века масонские гильдии состояли из простых, хотя и квалифицированных, тружеников, которые работали не покладая рук и не рассуждали о высоких материях, то начиная с XIV века в гильдии стали принимать людей, отнюдь не отличавшихся профессиональным мастерством и трудолюбием. В XVIII веке масонские братства превратились в «думающие» организации. Они объединили в основном представителей различных профессий и социальных слоев, которые только и делали, что глубокомысленно рассуждали о природе символов и артефактов, созданных настоящими каменщиками. Простые масоны возводили каменные сооружения. Масоны думающие строили здания, если можно так выразиться, духовного плана, украшенные словесной символикой и аллегорией Брэдли М. Секреты масонов / Перевод с англ. Р.А. Цфасман; ред. Л.М. Малова. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. - 208с. - С. 13..

1.4. Тайные сообщества эпохи Просвещения

Просвещение - это идейное течение XVIII - середина XIX вв., основанное на убеждении и решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - С. 975..

Начало полному и систематическому изучению всех относящихся к прошлому масонства документов и к окончательному освобождению масонской истории от неограниченных полетов фантазии было положено немецким историком Бегеманом и англичанином Гудом, последние труды которых «Краткая история франк-масонства» Gould A. Concise History of Freemasonry, 1903. (1903) и «Доисторический период и начало франк-масонства в Англии» Begemann. Vorgeschichte und Anfange der Frey-Maurerei in England, 1909. вышли в конце XIX века.

Для лучшего понимания предмета стоит разделять оперативное масонство (каменщики-рабочие) - существовавшее до 18-го века и являвшееся профессиональным объединением  - где слово “масон” обозначало строителя и вначале было связано только с архитектурными работами, затем -- только с работой по камню, кирпичу и черепице. (Позднее также стали называться и проектировщики,  помощники, подсобные рабочие и другие люди занимающиеся сходным ремеслом) и cпекулятивное масонство (каменщики-мыслители) Масонство въ его прошломъ и настоящемъ. В 2 т. Т. 1. / Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. - М.: Изданiе «Задруги» и К.Ф. Некрасова; СП «ИКПА», 1991. - 256с..

Спекулятивные масоны не были каменщиками по профессии, скорее,  “почетными членами” разного рода организаций, принятыми в оперативных ложах. Самая ранняя запись о присутствии на заседании оперативной ложи не-каменщика относится к 8 июня 1600 г., когда Ложа Эдинбурга принимала в своих стенах Джона Босуэлла, помещика Очинлекского из Шотландии.

Видимо именно организации оперативных масонов, организованные по профессиональному а не национальному признаку и обладавшие свободой передвижения, необходимой при строительстве средневековых соборов и были избраны бывшими тамплиерами для инфильтрации.

"Орден свободных каменщиков, - говорит Тира Соколовская, - есть всемирное тайное общество, поставившее своею целью вести человечество к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи" Соколовская Т. Масонство в его прошлом и настоящем”, Т. II, ст. / Т. Соколовская, “Масонские системы”. - М., 1988..

Масонство - это своеобразная религия, отрицающая при этом истинного Бога. Каждая ложа есть символ иудейского храма.

На что обращал внимание Ян Ван Хельзинг, он писал, что «источником масонства является иудаизм» Хельзинг И.В. Тайные общества и их могущество в XX веке / Jan Van Helsing /Йан (Ян) Ван Хельзинг (Гельзинг). Geheimgesellschaften im 20. Jahrhundert. - М.: Изд-во Самиздат, 1995. - 158с.. Автор не одинок в подобном мнении. Другой авторитетный исследователь масонства историк античности С. Лурье Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М.-Л., 1947. писал, что “...обычен в древней литературе взгляд, по которому всемирное еврейство представляет собой, несмотря на свою скромную внешность, страшный “всесильный кагал”, стремящийся к покорению всего мира и фактически уже захвативший его в свои цепкие щупальца. Впервые мы такой взгляд находим в I веке нашей эры у известного географа и историка Страбона: “Еврейское племя сумело проникнуть во все государства и нелегко найти такое место во всей вселенной, которое бы это племя не заняло и не подчинило бы своей власти”. Известны подобные высказывания Цицерона, Сенеки, Тацита и других античных авторов”. Государство без территории -- такова характеристика еврейского рассеяния Лурье.

По другой версии масонство происходит от Ордена тамплиеров.

Профессор В. Дергачев Дергачев В.А. Геополитика. Учебник для вузов. -- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -- 526 с. предлагает следующее определение масонства. Масонство, франкомасонство (от франц., вольный каменщик) -- религиозно-этическое движение,  провозгласившее «объединение  людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи»; в  учении присутствуют  элементы религиозного мистицизма. 

Бейли Фостер пишет, что «… масонство - это потомок Богоданной религии, задолго предшествующей дате творения, о коей повествуется в нашей Библии. Масонство со своими аллегорическими ритуалами, символами, числами, - это все, что осталось нам от первой мировой религии, процветавшей в древности столь далекой, что дату установить невозможно. То была первая унифицированная мировая религия. Потом наступила эра отпочкования множества религий, эра сектантства… Мистерии Кабиров, Самофракии, Митры, Элевсина, Иисуса и многих других - все они части той древней нити, чье происхождение уходит в первобытную религию, которая завершается сегодня масонством» Бейли Фостер. Дух масонства / Глава II «Происхождение». - М.: Изд-во Литан, 1999. - 176с..

В уставе  английской  Великой ложи, созданной в 1717 г., масону приписывается не быть «ни глупым атеистом, не безрелигиозным  вольнодумцем», поддерживать гражданскую власть, не участвуя в политических движениях. Масоны, отрицая церковную догматику,  почитают Бога как «великого архитектора вселенной», допускают  исповедание любой религии и поэтому используют в ритуалах элемент не только христианства. Масоны, объединенные в местные организации (ложи), образуют  в национальном масштабе Великую ложу во главе с великим мастером, магистром. Многие традиции заимстствованы из  практики средневековых  цеховых объединений (братств) строителей-каменщиков, включающих архитекторов, скульпторов и художников.
Первоначально масонство носило  буржуазный характер, в движении принимали участие многие европейские просветители,  противопоставляющие себя феодальной государственности и официальной церкви.  Масоны стремились  создать тайное мировое братство человечества.  В дальнейшем в Западной Европе  масонство приобрело аристократических характер с усилением элементов мистицизма и традиций средневековых  рыцарских орденов тамплиеров.

Новая система посвящений имела три степени: ученик, подмастерье и мастер, составлявшие так называемые “СИНИЕ” степени (в Германии Иоанновские степени).

Масонство, возникнув в начале 18 в. в Англии, распространилось  затем во Франции, Германии, Испании, России, США, Индии и других, преимущественно христианских странах.

Так, профессор Н.К. Пиксанов писал: «Возникнув в начале XVIII в. в Англии, масонские организации необыкновенно быстро распространились по всей Европе и в Соединенных Штатах Америки, просуществовали в течение всего XIX в., не исчезли и в XX в. За два века существования масонство испытало бесчисленные трансформации -- в разных странах, в разных эпохах, в разных общественных кругах, в разных сочетаниях идеологических элементов, в разных организационных формах и целевых заданиях» Пиксанов Н.К. Масонская литература [второй половины XVIII века] // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. -- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941--1956. Т. IV: Литература XVIII века. Ч. 2. -- 1947. -- С. 51--84. .

Исследователи отмечают, что в 1717 г. Великая ложа была учреждена для того, чтобы на английском троне оставались Ганноверцы; в 1737 году Ганноверец Фридрих, Принц Уэльский, получил обе первые степени. В ходе последующих поколений королевская семья ганноверцев также занимала и пост гроссмейстера (Август Фридрих, король Георг IV, король Эдуард VII и король Георг VI). Однако, у них были и враги. После свержения Якова II в 1688 году сторонники Стюартов основали самые разнообразные союзы, а среди них и воинственный союз Якобинцев, ставивший своей целью восстановление на престоле Стюартов.

Для поддержки его сына, Якова III, была учреждена новая организация вольных каменщиков, “Шотландская Храмовая Ложа” (в 1725 году, Майклом Рэмси), которая наследовала прежним Тамплиера. У этой ложи было еще больше высоких степеней, чем у Ложи-Матери в Лондоне, и поэтому старались отвлечь оттуда членов.

В 1736 году была основана “Великая Шотландская Ложа”, которая до минимума свела всяческую практическую деятельность и выдвинула на первый план мистику. В шотландских ложах храмовые вольные каменщики были совершенно обычным делом, а позднее там стали присуждаться также и степени рыцарей-храмовников.

Как можно легко увидеть, здесь перед нами появляется две системы вольных каменщиков, которые друг к другу относились крайне враждебно, поддерживая Ганноверцев в Лондонской Ложе-Матери и Стюартов Шотландском Храме. Кто же мог оказаться тем неизвестным третьим лицом, которое было заинтересовано в их противостоянии? Неужели же кто-то вроде “Иллюминатов”? (Х.2) Боголюбов Н. Тайные общества XX века. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriotica.ru/history/bogolubov_secret.html .

Орден иллюминатов (от лат., освещенный) был создан в Баварии в 1776 г.  молодым профессором права Адамом Вейсгауптом в  целях превращения масонства в тайную просветительскую организацию. Иллюминизм стал  прообразом многих тайных обществ, ставивших  целью радикальное переустройства мира, вплоть до русских большевиков. Членство в Ордене приписывают многим выходцам из баварской аристократии,  а также  Гёте, Моцарту и Гердеру.

Орден «Череп и кость» --  тайное студенческое братство элитарного Йельского университета (США), существует с 1776 г. Братство не отрицает версии о баварских корнях происхождения от Ордена иллюминатов. Один из гимном братства сочинен на  мелодию Deutschland uber Alles, написанную композитором  Гайдном, ставшим масоном по протекции Моцарта. Объединяет  целые поколения аристократии  Восточного побережья, составляющей правящий класс Америки. «Братство» исповедует  чувства морального превосходства. Членами ордена были  многие президенты США от Уильяма Маккинли (1897 - 1901) до  Джорджа Буша старшего и младшего, другие политики, принимавшие участие в приятии стратегических решений  внешней политики и обороны.

Сами масоны испытывают глубокие сомнения относительно своего происхождения. За четыре столетия официального существования ими были предприняты многочисленные попытки выяснить свои корни. Масонские писатели сочинили бесчисленное количество книг, пытаясь проследить историю ордена. Некоторые из этих произведений были не просто ложными, но и откровенно комическими в своей экстравагантности, наивности и стремлении выдать желаемое за действительное. Другие оказались не только правдоподобными, но и открыли новые направления в исторических исследованиях. Тем не менее, в конечном итоге каждый исследователь приходил к неопределенности, и зачастую в их работах количество вновь появившихся вопросов значительно превышало количество найденных ответов.

В Англии в XVII в. и еще сильнее в XVIII в., сложился деизм как религиозно-философское учение передовой буржуазии в ее борьбе с феодальным миром. Выдвигая права разума и научного исследования, деизм направил свою критику на так называемые «положительные религии», как христианство, иудейство, ислам -- с их догматикой, с их кастовой церковностью, с обрядностью, суеверием, своекорыстием клира. В противовес христианству деизм выдвигал «естественную религию» и хотел обосновать ее на разуме. В 1794 г. Робеспьер пытался превратить деизм в государственную религию, провозгласив культ Верховного существа. Деистами были и Вольтер, и Руссо.

Именно умеренный деизм повлиял на религиозно-философские воззрения масонства. Отклики деистической критики религиозных суеверий, своекорыстия церковников и т.д. будут слышаться не только в западном, но и в российском масонстве на протяжении всего XVIII в.

Как и деизм, масонство возникло и впервые определилось в среде английской либеральной буржуазии, которая после переворота 1688 г. продолжала бороться против феодальной аристократии и католической церкви Селянинов А. Тайная сила масонства. В 2 ч. - СПб: Отечественная типография, 1911. - 340с.. Образование первой масонской ложи в Лондоне относится к 1717 г., а первый кодекс масонских статутов («Книга уставов») был опубликован в 1723 г. и стал потом, в переводах и переработках, основным конституционным документом для масонских лож и их объединений. Уже в «Книге уставов» сказалась умеренность масонства: масон «не может стать ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем». Первые ложи были по своему составу буржуазными; в них входили купцы, ремесленники, интеллигенты. Христианский характер масонства не был резко подчеркнут: членами лож бывали и евреи.

На континенте прогрессивные тенденции английского масонства встретили поддержку у французских последователей деизма, у Вольтера, Дидро. Оба они числились в масонских ложах. У Вольтера, в его борьбе против феодально-церковного старого порядка, нашлось немало сближений с масонской публицистикой. Членами масонских лож были Лессинг, Гете, Моцарт, Гайдн, позднее Фихте.

Деистические тенденции масонства еще в 1737 г. вызвали в Риме учреждение конгрегации из кардиналов и иезуитов для преследования масонства. Папа Климент XII буллой осудил масонство; его преемники подтвердили это осуждение. Когда орден иллюминатов, боровшийся с католическими церковниками и религиозным фанатизмом, соединился с масонством, баварское правительство декретами 1784--1786 гг. запретило масонские организации. Знаменательно, что именно в те же годы Екатерина II развивает литературную полемику с масонами и «разоряет» масонские ложи в Москве.

В политических судьбах западного масонства (как и русского) крупную роль играла близость его к тем или иным правительственным кругам. Когда в Пруссии в 1786 г. умер король Фридрих II и на престол вступил Фридрих-Вильгельм II, сам принадлежавший к ордену розенкрейцеров, члены розенкрейцерского ордена Вельнер и Бишофевердер становятся прусскими министрами, руководителями политики Пруссии в духе розенкрейцерства. Но с другой стороны, в России, при нерасположении Екатерины II к Пруссии, приход к власти прусских розенкрейцеров отозвался гонениями на русских розенкрейцеров. Нерасположение русской царицы к шведскому правительству сказалось в начале 80-х годов репрессиями Екатерины II против русских масонов шведской системы. Но та же Екатерина II, при всем своем недоброжелательстве к масонам, оказывала содействие польскому масонству, придерживавшемуся русской политической ориентации.

Русское масонство XVIII в. было тесно связано с масонством западным и в организационном, и в политическом, и в социальном, и в идейном, и в литературном отношениях. Все виды организации и «систем» западного масонства (английского, шведского, немецкого, французского) были отображены в русском масонстве. Как и на западе, масонство в России было связано с правящими кругами, с внешней и внутренней политикой и испытывало на себе ее колебания и повороты; один из этих поворотов решил и судьбу масонских организаций в конце XVIII в.

Вместе с тем в русском масонстве было немало своеобразного, обусловленного самой русскою жизнью, чем и обеспечены были тесные связи русского масонства со всем общественным, культурным и литературным движением в России. Из многочисленных масонских "систем", функционировавших в России, наиболее важное значение получили система Английского {Елагинского) масонства, Рейхелевская (шведско-берлинская) система, Шведская система и Розенкрейцерство Некрасов С.М. Философско-этические идеи масонства в России. // Русская мысль в век Просвещения. М., 1991. С. 163--164..

Надо заметить, что вплоть до XVII века постоянное проживание евреев на территории России запрещалось -- если только они не примут крещение, писал историк В.Е. Шамбаров. - Но в последующем к нашему государству присоединялись западные регионы: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва, Польша, Бессарабия, где существовали многочисленные иудейские общины. Русские цари, как правило, сохраняли жителям приобретенных территорий все права, которые они имели прежде. В том числе и право иудеев жить по своим обычаям и исповедовать свою религию. Но при этом и исконным российским землям сохраняли их прежние права. В том числе право жить без евреев. Так и появилась “черта оседлости”. В результате которой иудеи, перейдя под власть Романовых, в общем-то, ничего не теряли по сравнению с жизнью в составе Речи Посполитой. Однако и не приобрели права расселяться где им будет угодно Шамбаров В.Е. Оккультные корни Октябрьской революции. -- М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - 480с..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать