Долгосрочная стратегия развития Казахстан 2030
p align="left">Несмотря на завершение в целом процесса приватизации, доля государственной собственности в валовой добавленной стоимости в Казахстане оставалась довольно высокой и составляла 28,1%. При этом доля малых предприятий в ВВП была незначительной и составляла только 7%, тогда как в развитых странах она доходит в среднем до 40-50%.

За прошедший с 1997 года период в экономике Казахстана произошли значительные позитивные изменения. Благодаря целеустремленному проведению экономических реформ, созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильности в обществе Казахстан стал одним из мировых лидеров по темпам экономического роста.

По размеру ВВП на душу населения Казахстан по класссификации Всемирного банка вошел в верхнюю группу стран со средним уровнем дохода и в списке из 211 стран мира переместился на 88-ю позицию, обогнав такие страны, как Сербия, Болгария, и вплотную приблизился к таким странам, как Турция, Бразилия, Малайзия.

Достижение высоких темпов роста экономики стало возможным благодаря слаженной работе всех отраслей экономики. Высокие темпы роста были достигнуты как в производстве товаров, так и в производстве услуг. Наиболее быстрыми темпами росли помимо горнодобывающей обрабатывающая промышленность, строительство, услуги связи и финансовые услуги.

Важную роль для динамичного развития экономики сыграл приток прямых иностранных инвестиций, где Казахстан стал одним из лидеров по их привлечению. В период с 1993 по 2006 годы Казахстан привлек 51,2 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций, из которых только в 2006 году - 10,4 млрд долларов США. По оценке, на долю Казахстана приходится более 80% прямых иностранных инвестиций всего Центрально-Азиатского региона.

Широкое привлечение иностранных инвестиций стало возможным благодаря постоянной работе по улучшению инвестиционного законодательства и улучшению бизнес-климата. Большую роль в повышении доверия инвесторов и совершенствовании их взаимоотношений с государственными органами играет работа Совета иностранных инвесторов под руководством президента страны Н. А. Назарбаева.

Казахстану первому из стран СНГ был присвоен инвестиционный страновой рейтинг от трех ведущих международных рейтинговых агентств. Улучшение международного имиджа страны также способствовало росту инвестиций. Важно отметить, что с ростом финансовой мощи отечественных банков и компаний Казахстан становится не только получателем иностранных инвестиций, но и сам все больше инвестирует за границу, осваивая новые рынки. Так, за 2006 год прямые инвестиции из Казахстана составили свыше 1 млрд. долларов США.

Быстрыми темпами растет внешняя торговля. По итогам 2006 года внешнеторговый оборот страны превысил 60 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 1997 годом в 4,5 раза. В текущем же году внешнеторговый оборот составит, по прогнозу, около 80 млрд долларов США, или с ростом к 1997 году в 5,5 раза.

Таким образом, за прошедший период значительно увеличилась степень интегрированности Казахстана в мировую экономику, о чем свидетельствуют рост показателя «финансовой открытости» по итогам 2006 года до 77,6%, или с ростом к 1997 году более чем в 25 раз, и показателя «открытости» торговли до 92,5%.

В соответствии с выбранным стратегическим курсом на ограничение и оптимизацию участия государства в экономике происходило постепенное снижение доли государства в производстве валового внутреннего продукта и увеличение доли частного сектора. По итогам 2006 года доля государственной собственности в производстве валовой добавленной стоимости снизилась до 8,2%, по сравнению с 28,1% в 1997 году. Одновременно доля малых предприятий в ВВП увеличилась с 7% до 18%.

Особое внимание правительством и Национальным банком уделялось вопросам сохранения макроэкономической стабильности, которая является одним из главных условий успешного развития частного сектора и обеспечения высоких темпов экономического роста. Благодаря проведению взвешенной фискальной, денежно-кредитной и курсовой политики удалось снизить уровень инфляции и поддерживать его на уровне 6-8%, что является приемлемым показателем для развивающихся стран.

Несмотря на значительный рост доходов от нефти, правительством проводилась сбалансированная политика бюджетных расходов, совместимая с темпами роста валового внутреннего продукта. Дефицит государственного бюджета в 2000-2006 годах находился на уровне не выше 1% и в среднем составил 0,1%.

Важным шагом для обеспечения макроэкономической стабильности стало создание Национального фонда Республики Казахстан, который выполняет важную роль путем стерилизации части нефтяных доходов. Размер активов Национального фонда с момента его создания за эти годы значительно возрос. Так, если на конец 2001 года его размер составил 1,2 млрд долларов США, то к концу текущего года он, по оценке, увеличится до 21 млрд долларов США.

Благодаря проведению разумной фискальной политики, росту благосостояния граждан значительно увеличился уровень внутренних сбережений в экономике. Если в 1997 году он составлял всего 16% от ВВП, то по итогам 2006 года он увеличился до 31,4% от ВВП, что сопоставимо с показателями таких стран, как Сингапур, Корея, Гонконг.

В текущем году и в среднесрочной перспективе ожидается сохранение динамичного развития экономики Казахстана, что делает возможным достижение стратегической цели по удвоению ВВП в 2010 году по отношению к 2000 году раньше намеченного срока. По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, прирост реального ВВП в 2007 году составит 9,9%, а в 2008-2010 годах - в среднем 9,1%. В этом случае удвоение ВВП будет достигнуто в 2008 году, то есть на два года раньше намеченного срока.

Таким образом, за прошедший с 1997 года период Казахстану удалось значительно продвинуться по реализации стратегии «Казахстан 2030» в целом и, в частности, третьего ее приоритета. Экономика Казахстана растет высокими темпами, улучшается благосостояние населения, растет уровень внутренних сбережений. Казахстанская экономика приобрела качественно новую модель развития, основанную на ограниченном вмешательстве государства в экономику при активной роли частного сектора и поощрении конкуренции.

Проведенная работа, произошедшие позитивные перемены в политической, экономической и социальной сферах доказывают правильность выбранных страной долгосрочных приоритетов и создают предпосылки для дальнейшего развития Казахстана как процветающего государства, обеспечивающего благосостояние своих граждан. Это позволяет республике достойно противостоять вызовам современности.

Безусловно, 10 лет развития республики в русле Стратегии «Казахстан-2030» - это всего лишь четверть пройденного пути. Однако достигнутые положительные результаты во всех сферах общества позволяют с оптимизмом прогнозировать дальнейшее динамичное развитие Казахстана. Именно эти успехи создают надежный фундамент для нового этапа государственного реформирования. 

В настоящее время на повестке дня стоит вопрос о повышении конкурентоспособности экономики Казахстана, как о важнейшем условии перехода к построению постиндустриального общества в мировом сообществе. Правительство работает над решением задачи по сохранению высоких темпов экономического роста. Одновременно с этим проводится работа по качественной модернизации экономики и развитию человеческого капитала для построения устойчиво развивающейся экономики, которая будет способна отвечать на глобальные вызовы.

Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ), кандидат политических наук Мариан Абишев..

Приложения.

Программа «30 корпоративных лидеров в РК»

Программа «30 корпоративных лидеров в РК» - это не кредитная линия, а инструмент строительства новой инновационной экономики, заявил сегодня Глава государства Нурсултан Назарбаев в ходе онлайн-конференции, передает Казинформ.

"На основные мировые рынки технологий, товаров и услуг должны выйти 30 казахстанских игроков, сильных игроков. Конечно, это условный ориентир, примерный ориентир. Таких лидеров должно быть больше. Они потянут всю остальную экономику, как локомотивы. В Южной Корее их называли "чебелами". Компания «Самсунг», которая работала в Жезказгане, является таким "чебелом", отметил Президент. К корпоративным лидерам он отнес КазМунайГаз, Казахмыс, Казатомпром, Тенгизшевройл, Миттал Стил Темиртау.

"Например, в Южном Казахстане создается текстильный кластер. Это будущий корпоративный лидер. Другой пример - совместный проект мирового лидера стекольного производства "Пилкингтон" и Инвестиционного фонда Казахстана. В Кызылорде они реализуют проект в 200 миллионов евро. Рядом будет построена фабрика по обогащению кварцевого песка. На этой основе мы создадим мощный стекольный кластер. Евразийская промышленная ассоциация строит алюминиевый завод в Павлодаре. Это корпоративный лидер. Или в Атырау строится нефтехимический комплекс. Это тоже лидер. Или, например, Тенгизшевройл также является лидером. Еще одна задача этой программы - развитие эффективного фондового рынка. Каждый гражданин сможет стать их совладельцем через покупку акций", - подчеркнул Президент

Уже сформирован перечень из 45 проектов стоимостью более 54 миллиардов долларов. Сейчас рассматривается еще 58 заявок на участие в программе от бизнесменов. В этом году будут запущены 6 проектов. Первый пусковой комплекс электролизного завода в Павлодарской области и первая очередь производства высокоемких танталовых конденсаторных порошков в Восточном Казахстане введены в эксплуатацию в прошлом году. В 2008-м заработало сортопрокатное производство в Карагандинской области. До конца года планируется запустить еще 6 проектов в рамках программы "30 корпоративных лидеров", в следующем - 4. Министр экономики и бюджетного планирования доложил, что в целом программа выполняется успешно. На стадии практической реализации находятся 26 проектов. В ближайшие три года правительство планирует выделить на их финансирование более 700 миллиардов тенге.

Транспортная Стратегия Республики Казахстан

Правительством Казахстана разработана и утверждена Стратегия развития транспортной отрасли государства до 2015 года, предусматривающая инвестирование 26 млрд.долл. в создание инфраструктуры в течение ближайших 10 лет.

Цель Транспортной стратегии - опережающее развитие транспортно-коммуникационного комплекса в соответствии с перспективной экономической стратегией государства.

Срок реализации - 2006-2015 годы в два этапа: 1 этап - 2006-2011 годы, 2 этап - 2011-2015 годы.

В результате реализации Транспортной стратегии будет осуществлен переход транспортной системы на качественно новый уровень функционирования, сформирована оптимальная транспортная сеть. Переход к финансированию инфраструктуры на принцип полной самоокупаемости позволит сформировать ресурсы для ее дальнейшего устойчивого развития и поддержания на высоком техническом и технологическом уровне.

Казахстанский транспортный комплекс будет органично интегрирован в мировую транспортную систему. Транспортная инфраструктура будет соответствовать мировым стандартам. Нормативная база и система контроля в сфере экологии будет приведена к международным стандартам.

Всё это позволит существенно увеличить долю транзитных перевозок, основу которых будут составлять контейнерные перевозки. Транзит обеспечит существенные финансовые поступления в бюджет государства и транспортных компаний.

Стратегия охватывает железнодорожный, автомобильный, городской пассажирский, воздушный и водный виды транспорта, развитие и эффективное функционирование которых в значительной степени зависит от политики государства.

Стратегия направлена на обеспечение растущих торговых связей между Востоком и Западом в удобных, надежных и доступных транзитных маршрутах. В рамках Стратегии будет применена модифицированная модель меридианального и широтного расположения основных транспортных магистралей и связующих маршрутов.

Стратегия предусматривает модернизацию существующих и создание новых - «спрямляющих» транспортных путей и инфраструктурных объектов вкупе с обновлением всех видов транспортных средств.

Развитие трубопроводного транспорта с учетом специфики нефтегазовой отрасли осуществляется в рамках действующих Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря и Концепции развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2015.

Экономические и географические особенности Казахстана (обширная территория, отсутствие выхода к морю, неравномерное размещение населенных пунктов и природных ресурсов) делают его экономику одной из наиболее грузоемких в мире, обуславливая высокую зависимость от транспортной системы.

Находясь на стыке Европы и Азии, Казахстан обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским государствам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой.

Относительно равнинный ландшафт и наличие больших запасов природного каменного материала позволяют беспрепятственно развивать коммуникации железнодорожного и автомобильного транспорта.

Основная доля сети наземных путей сообщений приходится на автомобильные и железные дороги (порядка 88,4 и 14,0 тыс.км соответственно). Протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 3,9 тыс.км, воздушных трасс - 61 тыс.км. Плотность сети на 1000 кв. км территории составляет около 5,1 км железных дорог, 32,4 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 1,5 км внутренних водных путей.

На современном этапе своего развития транспортный комплекс республики характеризуется неудовлетворительным состоянием основных средств, устаревшими и недостаточно развитыми инфраструктурой и технологиями.

Доля транспортных затрат в конечной стоимости продукции относительно высока и находится на уровне свыше 8% и 11% для внутренних железнодорожных и автомобильных перевозок соответственно, в странах с развитой рыночной экономикой данный показатель составляет 4-4,5%. В результате, экономика Казахстана вынуждена нести транспортную нагрузку в два раза большую чем в развитых странах. По показателю грузоемкости экономика Казахстана примерно в пять раз менее эффективна, так на каждую единицу ВВП в долларовом исчислении приходится не менее 9 т-км транспортной работы, в странах ЕС грузоемкость - менее 1 т-км/долл. ВВП.

По территории Казахстана проходят и формируются на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры 4 международных транспортных коридора. В частности:

· Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ): Западная Европа - Китай, Корейский полуостров и Япония через Россию и Казахстан (на участке Достык - Актогай - Саяк - Моинты - Астана - Петропавловск (Пресногорьковская).

· Южный коридор ТАЖМ: Юго-Восточная Европа - Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Казахстан (на участке Достык - Актогай - Алматы - Шу - Арысь - Сарыагаш).

· TРACEКA: Восточная Европа - Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык - Алматы - Актау).

· Север-Юг: Северная Европа - страны Персидского залива через Россию и Иран, с участием Казахстана на участках морской порт Актау - уральские регионы России и Актау - Атырау.

Кроме направлений, участвующих в формировании основных трансконтинентальных маршрутов, необходимо отметить Центральный коридор ТАЖМ, имеющий важное значение для региональных транзитных перевозок по направлению Сарыагаш - Арысь - Кандагач - Озинки.

Коридоры позволяют значительно сократить расстояние в сообщении Восток-Запад и сроки доставки грузов.

Мощный рост экономики Китая, в частности его западных регионов, уже сегодня вызывает необходимость в доставке на мировые рынки различного спектра товаров.

Вместе с тем, по оценкам специалистов, уровень развития транзита в Казахстане не соответствует потенциалу отрасли и республики в целом

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы разработана в соответствии с Посланием Президента от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации». Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях.

Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап - 2005-2007 годы, второй этап - 2008-2010 годы. Общая сумма расходов, необходимых для реализации Программы, составит 330 812,0 млн. тенге в базовых ценах 2004 года. Однако, самой проблематичной задачей в реализации национальной модели образования Казахстан станет изменение менталитета, сознания педагогов в воспитании индивидуальности личности.

Концепция предполагает переход на пятиступенчатую систему обучения: начальное образование - среднее образование - послесреднее образование - высшее образование - послевысшее образование.

Согласно проекту Концепции, обучаться казахстанские дети будут с шести лет, и при получении полного среднего образования продолжительность обучения составит 12 лет.

Дошкольной подготовкой будут охвачены пятилетние дети, для которых предусматриваются развивающие и игровые формы обучения. Изучение информатики и иностранных языков предлагается ввести со второго класса.

В Казахстане, по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций выросло на 12 единиц (1 %), в то время как контингент в них вырос на 25421 ребенка (18,7 %), что свидетельствует о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность. В результате на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. В целом по республике около 22 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации, 127 тыс. пяти- шестилетних детей должны быть охвачены программами предшколы.

В системе дошкольного воспитания и обучения будут:

· разработаны нормативная правовая база и научно-методические основы по развитию организаций дошкольного образования как социального института, предоставляющего женщинам возможность;

· расширится сеть дошкольных организаций за счет строительства детских садов и создания дошкольных мини-центров на базе организаций образования.

Основная школа (5-10 классы) предполагает получение общеобразовательной подготовки, необходимой для продолжения образования. Развитие наклонностей и способностей школьников будет обеспечиваться через организацию курсов по выбору предпрофильной подготовки. В республике функционируют 3687 (44,6 %) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2069 (26,1 %) школ с казахским и русским языками обучения. Ежегодно увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 2000 году на государственном языке обучались 52,1 %, то в настоящее время - 54,8 % школьников. Действуют школы с родными языками обучения - узбекским, уйгурским, немецким, таджикским, украинским и другими. В общеобразовательных школах республики работает более 270 тысяч педагогов.

В среднем образовании будут:

· созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;

· изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного «получателя» знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать