Долгосрочная стратегия развития Казахстан 2030
практику деятельности органов внутренних дел прочно вошли общереспубликанские оперативно-профилактические мероприятия "Правопорядок", "Кару", "Подросток", "Надзор" и другие. Максимальная мобилизация сил и средств позволяет, например, раскрыть более 90 процентов преступлений, зарегистрированных в период проведения операции "Правопорядок". Раскрываются ранее совершенные преступления и, что особенно важно, предотвращаются многие возможные правонарушения.

Большая работа проделана по повышению эффективности профилактической деятельности участковых инспекторов полиции, служба которых является одной из ведущих в органах внутренних дел. На них возложено обеспечение общественного порядка и личной безопасности граждан, предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, индивидуальная профилактика правонарушений. Перечень многообразных обязанностей участкового инспектора охватывает практически все виды деятельности полиции. Этим объясняются повышенные требования, предъявляемые к участковым инспекторам полиции. В последние годы правительство и местные органы власти предприняли ряд шагов, направленных на повышение роли участковых инспекторов полиции, обеспечение надлежащих условий их жизни и работы. Введен институт помощников участковых, оказывается материальная помощь гражданам, принимающим участие в охране общественного порядка.

Важнейшим компонентом стратегии обеспечения национальной безопасности является общность интересов граждан и государства. Опыт, накопленный органами внутренних дел республики, равно как и опыт работы полиции в других странах, убедительно подтверждает вывод о том, что установить эффективный контроль над преступностью можно лишь в случае, если действия правоохранительных органов активно поддерживаются населением. Понимание того, что полиция не добьется ощутимых результатов в борьбе с преступностью, используя только традиционные методы работы, привело к поиску новых путей предотвращения преступности. В связи с этим обращалось особое внимание на такие концептуальные требования к современной работе полиции, как тесное ее сотрудничество с общественностью и применение новой тактики, направленной на работу с причинами преступности при сотрудничестве с общественностью и другими заинтересованными ведомствами, организациями и учреждениями.

В борьбу с преступностью все активнее вовлекается общественность. Уже сегодня в республике действуют 3,5 тысячи общественных формирований правоохранительной направленности, в рядах которых насчитывается около 30 тысяч человек.

Важное значение в соответствии со Стратегией "Казахстан - 2030" стало придаваться формированию положительной общественной репутации органов внутренних дел. С этой целью осуществляется постоянный мониторинг общественного мнения, по результатам которого принимаются конкретные управленческие решения. Проводится большая работа по информированию населения о деятельности полиции, в средствах массовой информации публикуются материалы, призванные обращать внимание общественности на различные проблемы укрепления правопорядка и предотвращения преступлений.

Для укрепления единства, взаимных связей и доверительных отношений между полицией и населением повсеместно проводятся Дни открытых дверей, встречи с коллективами, выступления на собраниях и сходах жителей микрорайонов и поселков, организована работа общественных приемных и телефонов доверия. Все это, несомненно, отвечает интересам консолидации общества.

Одним из ведущих приоритетов национальной безопасности в Стратегии "Казахстан - 2030" выдвинута сильная миграционная политика. В ее реализации существенную роль играет МВД. Служба паспортной и визовой работы МВД успешно решила задачу документирования населения суверенного Казахстана. С учетом новых требований совершенствовались законодательство и правоприменительная практика.

Вместе с тем, с конца прошлого века республика столкнулась с проблемой массовой миграции. Органы внутренних дел ежегодно регистрируют более 100 тысяч иностранцев. Данная проблема приобрела особую актуальность в связи со сложной обстановкой, сложившейся в центрально-азиатском регионе. Поэтому в июле 1999 года паспортно-визовая служба МВД была реорганизована в службу миграционной полиции, призванную осуществлять контроль за въездом в страну иностранных граждан и соблюдением ими правил пребывания в ней. Важнейшей задачей этого подразделения МВД является борьба с незаконной миграцией.

Известно, какую опасность для человечества представляет сегодня международный терроризм. Выявление каналов нелегальной миграции способствует предотвращению его проявлений. Одновременно уделяется большое внимание организационному и материально-техническому укреплению службы охраны МВД, на которую возложены функции осуществления контроля за охранной деятельностью на территории страны, а также охраны особо важных объектов, включая объекты жизнеобеспечения. Служба охраны МВД является сегодня наиболее надежным субъектом охранной деятельности. Наряду с выполнением своей основной задачи, ее подразделения вносят весомый вклад в дело борьбы с преступностью.

Обеспечению национальной безопасности отвечают и меры по повышению уровня профессиональной подготовки и боевой готовности внутренних войск МВД, созданных согласно Указу Президента Республики Казахстан в 1992 году. В последние годы правительство страны уделяет большое внимание укреплению материально-технической базы внутренних войск. Совершенствуется система управления частями и соединениями, формируется профессиональное ядро офицерского состава, ряды которого начали пополнять выпускники Петропавловского высшего военного училища МВД.

МВД располагает целой сетью учебных заведений, что позволяет вести целенаправленную подготовку кадров для основных служб и регулярно повышать квалификацию действующих сотрудников. Кандидаты на службу в органы внутренних дел на должности рядового и младшего начальствующего состава проходят обязательный курс обучения в училищах, созданных во всех областных центрах. Ежегодно во все регионы и подразделения направляются на службу выпускники четырех юридических колледжей, двух институтов и Академии МВД. В этих учебных заведениях трудится немало высококвалифицированных специалистов, 145 из которых имеют различные ученые степени и звания.

На рациональное распределение и использование имеющегося кадрового потенциала, исключение дублирования и параллелизма в работе, формирование структуры органов внутренних дел, отвечающей требованиям времени, были направлены все организационные изменения, осуществленные в указанный период. Остановимся более подробно на некоторых из них.

В связи с образованием Комитета налоговой полиции в составе министерства финансов (ныне Агентство финансовой полиции РК) в МВД на базе прежнего департамента экономической полиции в июле 1998 года была создана специализированная служба (Девятый департамент), на которую возложена функция предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия коррупционных преступлений. Девятый департамент также осуществляет координацию борьбы с экономическими преступлениями, отнесенными к подследственности органов внутренних дел. Это направление работы рассматривается как одно из наиболее важных, поскольку экономическая преступность является базой организованной преступности. К тому же, доля экономической преступности, по мнению специалистов, будет неуклонно возрастать. В странах с развитой рыночной экономикой львиная доля преступлений совершается именно в сфере экономики. Мы должны быть готовы к этому.

Деятельность подразделений Девятого департамента заметно активизировалась в связи с принятием Государственной программы борьбы с коррупцией на 2001- 2005 годы. Сегодня две трети всех зарегистрированных фактов взяточничества выявляется органами внутренних дел. Наряду с уголовным преследованием лиц, совершивших коррупционные преступления, большое внимание уделяется профилактике такого рода правонарушений.

Системный и наступательный характер стала приобретать борьба и с таким чрезвычайно опасным для общества явлением как организованная преступность. Это очень важно, поскольку организованная преступность быстро приспосабливается к меняющимся условиям, становится все более изощренной, таит в себе угрозу сращивания с транснациональными преступными сообществами.

Сотрудникам подразделений по борьбе с организованной преступностью удалось нейтрализовать большую часть лидеров криминального мира. Арестованы и изолированы от общества десятки представителей так называемой криминальной элиты и члены организованных преступных групп, деятельность которых была пресечена органами внутренних дел. В настоящее время совместно с финансовой полицией проводится специальная крупномасштабная операция "Каракурт", направленная на подрыв экономической базы организованной преступности, перекрытие возможных каналов ее финансирования, защиту субъектов предпринимательской деятельности от преступных посягательств.

Активизация борьбы с организованной преступностью приобретает особое значение и в связи с растущим стремлением международных преступных сообществ расширить масштабы незаконного производства и распространения наркотиков. Казахстан уже в силу своего географического положения в последние годы становится одним из наиболее привлекательных объектов экспансии международного наркобизнеса. Прежде всего этим объясняется заметный рост незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими. На фоне общего снижения преступности в республике наблюдается рост числа преступлений, связанных с наркотиками.

Чтобы придать системный характер борьбе с незаконным оборотом наркотиков, на базе управления по контролю за распространением наркотических средств и сильнодействующих веществ МВД и управления по расследованию преступлений, связанных с наркотиками, бывшего Государственного следственного комитета было образовано Главное управление по борьбе с наркобизнесом в составе департамента криминальной полиции МВД. Ныне это самостоятельный департамент со своими структурными подразделениями на местах, основные усилия которых направлены на выявление и пресечение фактов сбыта, контрабанды и транзита наркотиков.

Успешное решение задач, определенных общенациональной Стратегией борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2001- 2005 годы, утвержденной Указом Главы государства Н.А. Назарбаева от 16 мая 2000 года, позволит предотвратить опасность, нависшую над страной. Для этого необходимо объединение усилий всех государственных и общественных институтов. Развернув активную работу по профилактике и лечению наркомании, мы должны придать масштабный и эффективный характер мерам прямого противодействия наркобизнесу во всех его проявлениях.

Возвращение МВД в конце 1997 года функций расследования преступлений, находившихся ранее в ведении ГСК, выдвинуло на первый план проблему дальнейшего совершенствования следствия и дознания. Введение особого производства, предполагающего возбуждение уголовных дел с начала производства дознания, а не по его завершению, существенно расширило возможности соблюдения прав обвиняемых. Меры по укреплению службы дознания наряду с повышением требований к соблюдению законности позволили сократить количество возвращенных на дополнительное расследование дел с 2475 в 1997 до 825 в 2001. Сегодня в суды направляются 90 процентов оконченных дознавателями дел. Это самый высокий показатель за последние 10 лет. Следует отметить, что расширение компетенции службы дознания органов внутренних дел позволило освободить следователей от расследования преступлений, не представляющих особой сложности, и сосредоточить их усилия на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений.

Удалось достичь лучшей за последние годы результативности следственной работы по оконченным уголовным делам. В 2001 году следователями органов внутренних дел направлено в суды 91,5 процента уголовных дел от числа оконченных. Уменьшилось в два раза по сравнению с 1997 годом количество уголовных дел, возвращенных на дополнительное расследование. Существенное влияние на улучшение показателей работы следственных подразделений органов внутренних дел оказало повсеместное введение специализации следователей.

Большое внимание уделяется повышению качества криминалистического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Значительные финансовые средства были выделены на техническое перевооружение криминалистических подразделений органов внутренних дел. К примеру, все они на областном и городском уровнях в настоящее время оснащены автоматизированными идентификационными дактилоскопическими системами, системами идентификации личности по элементам внешности, современной компьютерной техникой и видеоаппаратурой. Совершенствуется система криминалистических учетов, автоматизация которых позволила заметно поднять раскрываемость преступлений. Дальнейшее оснащение криминалистических лабораторий современными техническими средствами, создание надлежащих условий для проведения различных исследований, внедрение новых видов криминалистических учетов позволит успешно решать задачи, стоящие перед оперативно-криминалистической службой МВД.

В соответствии с Программой комплексного технического перевооружения и информационного обеспечения органов внутренних дел построены и введены в эксплуатацию центры оперативного управления в городах Астане и Алматы, предполагается создание таких центров и телекоммуникационных сетей в крупных городах республики. Будет продолжена работа по развитию интегрированного банка данных, компьютеризации органов внутренних дел, оснащению их современными средствами связи и специальной техникой.

Коренные преобразования, осуществляемые в органах внутренних дел, коснулись и пенитенциарной системы. Была проделана большая работа по улучшению порядка и условий содержания осужденных, приближение их к международным нормам и стандартам. В соответствии с Государственной программой правовой реформы и с целью отделения полицейских функций от функций исполнения наказаний пенитенциарная система передана с 1 января 2002 года в ведение Министерства юстиции.

В рамках упомянутой Государственной программы правовой реформы ранее были переданы из МВД в Агентство по чрезвычайным ситуациям функции обеспечения пожарной безопасности, в Генеральную прокуратуру- ведение уголовно-правовой статистики и в Министерстве юстиции- осуществление криминалистической экспертизы. Все эти меры обусловлены требованиями Стратегии "Казахстан-2030", направленными на формирование компактного и профессионального Правительства, сконцентрированного на выполнении наиболее важных функций.

Важнейшими принципами дальнейшего развития всей системы органов внутренних дел являются максимальное использование внутренних резервов и совершенствование управленческой деятельности. Определены приоритетные направления работы на ближайшую перспективу, разработаны и реализуются соответствующие программы и планы действий. Первостепенное внимание будет уделяться неукоснительному соблюдению законности и эффективной защите конституционных прав и свобод граждан. Предстоит решить целый комплекс задач, связанных с повышением качества всей оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, организацией целенаправленной работы по профилактике правонарушений, расширением межведомственного и международного сотрудничества. Усилия всего личного состава органов внутренних дел будут направлены на обеспечение надежной охраны общественного порядка в стране и осуществление эффективного контроля над преступностью.

Первые итоги реализации стратегии «Казахстан 2030»

Любое государство, переживающее системную трансформацию, нуждается в определении основных ориентиров своего развития. Важно в начале пути обозначить направления и векторы движения, определить свою позицию по главным вопросам. При этом стране необходимо выразить свою точку зрения именно с позиций независимой государственности и национальных интересов. Без подобной комплексной программы движение вперед оказывается проблематичным.

Долгосрочные программы развития принимаются, как правило, в переломные моменты истории, когда общество переживает кардинальные изменения сложившихся жизненных устоев. При этом успех любого начинания во многом зависит от готовности граждан принять его, понять, что оно несет в себе и какой отдачи требует. Современная история знает немало примеров модернизационного рывка, когда страны, находящиеся на периферии мировой экономики и политики, за несколько десятилетий становились весомыми игроками на международной арене: Япония, Китай, Сингапур, Южная Корея и т.д.

Для нашего государства такой долгосрочной программой стала Стратегия развития Казахстана до 2030 года, которая четко определила основные направления развития страны на длительный период.

В октябре 1997 года была принята долгосрочная Стратегия развития «Казахстан 2030». Принятие этого документа стало отправной точкой в стремительном движении Казахстана к построению процветающего государства.

Одним из самых важных приоритетов стратегии был обозначен экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Особая роль данного приоритета обусловлена тем, что без динамично развивающейся экономики невозможно увеличить поступления в бюджет, снизить уровень безработицы и искоренить коррупцию и преступность.

Подводя итоги прошедшего десятилетия, можно отметить, что благодаря целеустремленному проведению экономических реформ, созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильности в обществе, Казахстан стал одним из мировых лидеров по темпам экономического роста.

Между тем в 1997 году экономика Казахстана переживала трудный период своего развития. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов и последовавший вслед за ним кризис в России оказали негативное влияние на развитие экономики Казахстана. Рост ВВП по итогам 1997 года составлял только 1,7%, уровень инфляции измерялся двузначной цифрой, наблюдался высокий дефицит бюджета. В расчете на душу населения ВВП в 1997 году составлял 1445,9 доллара США и по классификации Всемирного банка Казахстан относился к нижней группе стран со средним уровнем дохода. В списке из 211 стран мира Казахстан по итогам 1997 года по уровню ВВП на душу населения занимал 119-е место.

Наличие значительного дефицита государственного бюджета и низкого уровня благосостояния граждан являлось одной из причин низкого уровня внутренних сбережений в экономике - всего 16% к ВВП. В то же время в мире уровень сбережений в среднем составлял 23,8%, в странах с переходной экономикой - 20,1%, а в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии уровень сбережений превышал показатели Казахстана в два раза и доходил до 32,3%.

Благодаря проведению жесткой политики по макроэкономической стабилизации уровень инфляции в Казахстане был снижен в 1997 году до 17,4%, по сравнению с 39,3% в 1996 году и 176,2% в 1995 году. Однако он все еще был существенно выше показателей развивающихся стран, где средний уровень инфляции составлял 9,9%.

Если говорить о степени интегрированности в мировую экономику, то вследствие неразвитости фондового рынка и недостаточной либерализации законодательства по показателю «финансовой открытости», который измеряется как отношение суммы активов и обязательств по прямым и портфельным инвестициям к ВВП, Казахстан существенно отставал от показателей развитых и развивающихся стран.

Так, если данный показатель для Казахстана в 1997 году составил только 3,1% к ВВП, то средний показатель для развивающихся стран составлял 22,3%, а для развитых стран - 63,7%. В то же время по коэффициенту «открытости торговли», который измеряется как отношение суммы экспорта и импорта товаров и услуг к ВВП, показатели Казахстана были довольно высокими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать