Железная дорога им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны - (диплом)
p>Зимой 1943/44г ценную инициативу в ускорении оборота вагонов проявила смена старшего помощника и начальника станции Пенза III Крылова. Работники этой смены стали составлять технические маршруты на более дальние расстояния , чем было предусмотрено планом формирования, что позволило сократить простои и быстрее пропускать эшелоны. За 1, 5 месяца смена сформировала 84 поезда, которые прошли через многие распорядительные станции без остановок. Примеру смены Крылова последовали многие движенцы страны [210 Куманев. Указ. соч. , С. 211-212. ]. Всеобщим признанием пользовался на железной дороги Куйбышева метод составителя станции Куйбышев Степанова по формированию поездов на концах занятых путей [211 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 151. Л. 51. ]и метод главного кондуктора Низамутдинова по предварительной разметке поездов в пути следования [212 Волжская коммуна 1944, 30 июня. ].

Интересную новинку применил лучший дежурный по горке станции Батраки Калмыков, который развил метод Краснова по одновременному расформированию и формированию поездов с горки. Он успешно стал применять, так называемую, подвижную специализацию сортировочных путей и добился высоких результатов: вагоны с наиболее важным грузом простаивали от момента прибытия на станцию до отправления в 3-4 раза меньше, чем это было предусмотрено технологическим процессом [213 Волжская коммуна . 1944, 30 июня. ].

Итак, в результате мобилизации внутренних ресурсов, подготовленных квалифицированных кадров, развертывания социалистического соревнования, внедрения передовых методов труда удалось железной дороге им. В. В. Куйбышева за время Великой Отечественной войны значительно улучшить свою работу.

§2. Патриотическая помощь Куйбышевских железнодорожников фронту и тылу.

Одним из существенных факторов победы СССР в Великой Отечественной войны стало объединение усилий всего населения для обеспечения потребностей фронта и тыла Патриотической движение по удовлетворению нужд армии в вооружении, боеприпасах, продовольствии, одежде было присуще всем этапом войны 1941-1945гг. Родившись стихийно в форме народной инициативы, патриотическое движение направлялось с самых первых дней партийными, советскими, профсоюзными и комсомольскими организациями.

Патриотическая инициатива работников железной дороги им. В. В. Куйбышева проявлялась в формировании подразделения народного ополчения, организации военизированной охраны дороги, в оказании материальной и финансовой помощи фронту и тылу.

Народное ополчение начало создаваться на всех магистралях Поволжья в июне – августе 1941г. [214Ванчинов Д. П. , Трудящиеся Поволжья фронту: Оборонно-массовая работа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. , Саратов, 1984г. С. ]8 июля 1941г. Куйбышевский обком партии и исполкома облсовета депутатов трудящихся приняли постановление о формировании в области народного ополчения [215 ЦХДНИ. Ф. 656. Оп. 32. Д. 481. Л. 81. ]. Подразделения рабочих поволжских железных дорог, в том числе и железной дороги им. В. В. Куйбышева, становились, при наличии курса начальной военной подготовки, базой комплектования боевых резервов для фронта без отрыва от производства и одним из источников пополнения армии обучаемым призывным контингентом. Военное дело изучалось транспортниками региона после окончания рабочего дня несколько раз в неделю [216 Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны, Куйбышев, 1966г. С. 51. ]. По Управлению железной дороги им. В. В. Куйбышева к августу 1941г. в народном ополчении состояло 350 человек [217 ЦХДНИ. Ф. 560. Оп. 3. Д. 66. Л. 48-54. ], а всего по железной дороги Куйбышева к этому времени в ряды ополченцев записалось 8652 человека [218 ЦХДНИ. Ф. 656. Оп. 32. Д. 59. Л. 129-130. ]. Состав формирований народного ополчения железнодорожников Поволжья постоянно менялся в связи с призывом транспортников в ряды Красной Армии и сократился в октябре–ноябре 1941г настолько, что ополченские подразделения Куйбышевской, Пензенской и, частично, Саратовской областей почти перестали существовать [219 Ванчинов Д. П. , Указанное сочинение, С. 54. ]. Политуправление НКПС, руководствуясь постановлением Совнаркома СССР “Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов”от 24 июня 1941г. , направило 27 июня 1941г. политотделом всех дорог страны указание о необходимости повышения бдительности и создании на железнодорожном транспорте отрядов по охране важнейших объектов [220 ЦХДНИ. Ф. 1259. ОП. 2. Д. 52. Л. 13. ]. Во время Великой Отечественной войны железная дорога им. В. В. Куйбышева охранялась войсками НКВД и транспортными военизированными соединениями. Но в условиях войны они нуждались в дополнительной защите со стороны местных сил. Поэтому на каждом транспортном объекте существовали рабочие отряды, комсомольские посты и добровольные отряды, состоявшие из машинистов, путеобходчиков, слесарей, кондукторов. На таких крупных узлах как Куйбышев, Сызрань, Батраки, Кинель, Уфа, Пенза и других станциях были организованы и работали в 1943г 24 контрольно-комсомольских поста. В соответствии с постановлением ГКО от 13 ноября 1941 они формировались из числа 5-7 комсомольцев, хорошо знакомых с работой связанной с движением поездов, и обязаны были следить за быстрейшим формированием и отправлением составов с воинскими грузами [221 ЦХДНИ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 522. Л. 26. ].

Кроме того, по решению Политуправления НКПС в первые дни войны на предприятиях железнодорожного транспорта создавались комсомольско-молодежные взводы содействия милиции и военизированной охране [222 Куманев. На службе фронта и тыла. Указ. соч. , С. 66. ]. Для усиления охраны дороги и железнодорожных сооружений на Куйбышевской магистрали было сформировано 179 дружин, состоящих из 4217 комсомольцев и коммунистов [223 ЦХДНИ. Ф. 656. Оп. 32. Д. 52. Л. 129-130. ].

Наряду с участием в добровольческих формированиях куйбышевские транспортники оказывали фронту и тылу значительную финансовую помощь.

Важнейшей формой патриотической помощи фронту явилось создание фонда обороны страны, счет которого был открыт в Госбанке СССР в июле 1941г [224 Советский тыл в Великой Отечественной войны, М. ,1974. С. 35. ]. Рабочие железной дороги им. В. В. Куйбышева активно участвовали в пополнении его наличными деньгами, облигациями государственного займа, отчислениями зарплаты, средствами от субботников в течение всей войны. На массовых собраниях куйбышевские железнодорожники приняли решение об отчислении один раз в месяц дневной зарплаты в фонд обороны. Только в первые месяцы войны железнодорожники сдали государству денег, облигаций и ценностей на 300000 рублей, собрали средств от сверхурочных работ и воскресников -–55992 тыс. рублей [225 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 17. ]. Большая финансовая помощь оказывалась государству работниками железной дороги Куйбышева в процессе реализации государственных военных займов и лотерей. Коллектив дороги за счет реализации лотерейных билетов передал на дело обороны страны 13 млн. рублей [226 Навстречу новому веку, Указ. соч. , С. 89. ]. Фронт нуждался в боевой технике и вооружении. Транспортники Куйбышевской дороги активно поддержали предложение ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о сборе средств на их покупку и изготовление. В 1942г. в ходе декадника по оказанию помощи Сталинграду коллектив депо Раевка вынес решение об отчислении однодневного заработка на постройку танковой колонны и призвал всех работников железной дороги им. В. В. Куйбышева последовать их примеру [227 ЦХДНИ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 410. С. 118. ]. Всего за период войны железнодорожники собрали на боевую технику 16170 тыс. рублей; в том числе 10350 тыс рублей на строительство авиаэскадрильи, 820 тыс. рублей на постройку бронепоездов, 5 млн рублей на создание танковой колонны“Куйбышевский железнодорожник”, которая была передана в 1945г войскам генерала-полковника Богданова [228 Большевистское знамя, 1943г. , 23 февраля; 1945г. , 3 февраля. Куйбышев 1966г. ]. Часто работники служб и отделений дороги вносили средства на создание одного танка или самолета [229 Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны. С. 333. ]. Труженики магистрали не только собирали средства на вооружение, но и, имея неплохую производственную базу, изготовляли его. Комсомольцы паровозного депо станции Куйбышев выступили с инициативой строительства бронепоезда [230 ЦХДНИ. Ф. 1259. Оп. 2. Д. 52. С. 62. ]. По их призыву были собраны необходимые средства и к XXIV годовщине Красной Армии бронепоезд был готов. Кроме Куйбышевцев два бронепоезда построили железнодорожники Уфимского и Пензенского отделений [231 50 лет в пути. С 80. ]. Широко распространился в транспортной отрасли народного хозяйства почин железнодорожников Октябрьской магистрали по оборудованию за счет собственных средств передвижных поездов-бань для фронтовиков. Всего за годы Великой Отечественной войны на железной дороги им. В. В. Куйбышева было оборудовано 2 поезда-бани [232 50 лет в пути. С. 80. ].

Осенью 1941г Коммунистическая партия и Советское правительство, учитывая трудности первого периода войны, призвали работников тыла помочь обеспечить фронтовиков всем необходимым. 5 сентября 1941г было опубликовано постановление ЦК ВКП(б)“Об организации сбора теплых вещей для Красной Армии”. Руководствуясь им, политотдел железной дороги им. В. В. Куйбышева разработал организационные мероприятия по осуществлению приема и пересылки в армейские подразделения одежды и обуви. Куйбышевские железнодорожники переслали фронту за время войны 120тыс различных вещей. Кроме того женщины-железнодорожницы отремонтировали 138 тыс. пар теплых фуфаек и белья. Такого количества одежды хватило, чтобы обеспечить ею несколько дивизий [233 50 лет в пути. С. 80. ]. Рабочие железной дороги Куйбышева регулярно отправляли бойцам и командирам Красной Армии посылки с продуктами и подарками к праздникам и знаменательным датам. Накануне XXV годовщины Красной Армии коллектив дороги собрал 59 тысяч подарков воинам [234 Навстречу новому веку. Указанное сочинение, С. 81. ]. Большое внимание уделялось на железной дороге семьям фронтовиков и инвалидов войны. Президиум ЦК профсоюза рабочих железных дорог Центра в своем постановлении от 15 августа 1941г. разрешил использовать средства, ассигнованные на дотацию кассам взаимопомощи для оказания материальной помощи семьям членов союза, ушедших в ряды действующей Красной Армии. Уже в июне 1941г. железнодорожники израсходовали на эти цели 1186000 рублей. 22 января 1943г. появилось Постановление ЦК ВКП(б)“О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих”, а 1 февраля 1943г. соответствующее Постановление принял президиум ВЦСПС [235 Профсоюзы СССР: документы и материалы. Указанное сочинение, С. 201. ]. В соответствии с этими Постановлениями и была организована работа по оказанию помощи людям вернувшимся с фронта, а также членам их семей. В 1943г на железной дороге им. В. В. Куйбышева насчитывалось 9692 семьи красноармейцев. Профсоюз дороги оказывал им посильную помощь: выдавал единовременное денежное пособие, помогал с обеспечением дровами, с отовариванием карточек [236 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 34. С. 50. ]. В результате эвакуации в Поволжье оказалось много сирот, в том числе детей погибших железнодорожников. Весной 1942г работники отрасли откликнулись на призыв коммунистической партии и советского правительства помочь детям, пострадавшим от фашистской агрессии [237 Волжская коммуна. 1942, 1 марта. ]. В апреле 1942г на станции железной дороги Куйбышева открылся детский дом для детей погибших транспортников [238 Большевистское знамя. 1942, 28 апреля. ]. Патриотическое движение железнодорожников железной дороги Куйбышева в период войны способствовало не только бесперебойному снабжению фронта, но и всемерному укреплению тыла. Патриотические инициативы в военное время помогали четко наладить производственный процесс, частично ликвидировать негативные последствия сокращения числа рабочих.

В годы войны четкий график движения поездов во многом зависел от состояния путевого хозяйства. Куйбышевские железнодорожники проявляли трудовой героизм, осуществляя наряду с охраной пути его ремонт в нерабочее время и расчистку от снежных заносов зимой. Немалую помощь в этом им оказывали домохозяйки, учащиеся, пенсионеры.

С конца 1943г. на региональных магистралях, в том числе и на железной дороге им. В. В. Куйбышева распространилась инициатива путеобходчика Рязано-Уральской дороги Ф. И. Андреева за семейное участие в подготовке железнодорожного полотна к зиме своими силами. В мае 1944 на дороге им. В. В. Куйбышева насчитывалось 348 таких бригад, охватывающих 1485 человек [239 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 7. ]. В свободное от работы время железнодорожники и члены их семей выходили на сбор металлолома, запчастей и т. д. За успешную работу по сбору и отгрузке металлолома в военный период комсомольская организация железной дороги им. В. В. Куйбышева удостоилась в апреле 1943г. награждения Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и денежной премией в 30 тыс. рублей [240 Волжская коммуна. 1943, 27 апреля. ]. Куйбышевские железнодорожники оказывали помощь районам освобожденным от фашисткой оккупации. В январе 1944г. на западные дороги только паровозной службой было отправлено 22 станка, пневматические инструменты, 215 наименований слесарно-котельного инструмента. Связисты отправили Харьковским железнодорожникам 32 вагона с оборудованием и материалами [241 Навстречу новому веку. Указ. соч. ,С 89. ]. Помощь от работников железной дороги им. В. В. Куйбышева получали также Смоленск [242 ЦХДНИ. Ф. 560. Оп. 4. Д. 9. Л. 52. ], Московское отделение Калининской железной дороги [243 Волжская коммуна. 1942г. , 26 февраля. ], Северо-Донецкая железной дороги – станция Кондрашевская , Сталинская железная дорога – станция Чаплино и другие [244 ЦХДНИ. Ф. 656. Оп. 35. Д. 190. Л. 10. ]. Итак, работники железной дороги им. В. В. Куйбышева и их семьи, активно участвуя под руководством партийных, советских и профсоюзных организаций в разнообразных формах патриотической помощи фронту и тылу в годы войны, внесли достойный вклад в победу СССР над Германией.

Куйбышевские железнодорожники широко использовали многообразные формы социалистического соревнования для выявления производственных резервов. Они применяли в период войны стахановские приемы труда. Значительное развитие получило на дороге и ударничество. Сокращение трудовых ресурсов в транспортном хозяйстве обусловило распространение движений за совмещение профессий, скоростное осуществление производственного процесса, перевыполнение нормы выработки, экономию топлива, сырья и материалов. Транспортники внесли весомый вклад в развитие рационализаторского движения и изобретательства, помогавшего государству сэкономить значительные денежные средства путем внедрения различных приспособлений и усовершенствования железнодорожной техники. Важнейшим средством повышения эффективности функционирования железнодорожного хозяйства было укрепление дисциплины. Решая эту проблему, передовики-железнодорожники создавали в службах дороги воинские подразделения на базе бригад, смен, цехов. Интересны и значимы были такие формы социалистического соревнования транспортников как фронтовые вахты, декадники в фонд Сталинграда. Куйбышевские железнодорожники организовывали комсомольско-молодежные и фронтовые бригады. Специфика работы на транспорте обусловила своеобразие общеотраслевых начинаний. В кривоносовском, пунинском, казанцевском и других починах можно выделить элементы движения трехсотенников, многостаночников, скоростников. Участвуя в различных формах социалистического соревнования железнодорожники боролись за повышение производительности труда, внедрения новшеств, совершенствовали технологический процесс в отрасли. Некоторые движения, позволявшие находить и широко использовать резервы производства, родились на железной дороги им. В. В. Куйбышева: Осипов, Крылов, Степанов и другие.

Куйбышевские железнодорожники в годы войны принимали активное участие в помощи фронту и тылу. Рабочие дороги вступали в подразделения народного ополчения края, дружины по охране транспортных объектов. Фронту оказывалась посильная финансовая помощь /реализация военных займов и лотерей, сдача средств в фонд обороны и на боевую технику, строительство бронепоездов и поездов-бань, сбор теплых вещей, помощь семьям фронтовиков и инвалидов войны/. Не меньше усилий прилагали Куйбышевские железнодорожники для укрепления тыла. В течение всех военных лет работники железной дороги и члены их семей в нерабочее время и за счет внутренних ресурсов помогали путейщикам, движеницам, паровозникам налаживать бесперебойную работу дороги.

Глава 4. Деятельность дорожной профсоюзной организации по улучшению бытового и культурного обслуживания железнодорожников.

§1. Материально-бытовое положение Куйбышевских железнодорожников.

Великая Отечественная война потребовала от народа огромных жертв, вызвала большие лишения. Возможности удовлетворения материальных и культурных запросов были ограничены. В этих условиях решение ряда насущных проблем взяли на себя профсоюзы. В сложный период перестройки всей профсоюзной работы в соответствии с требованиями военного времени они сосредоточили свое внимание на наиболее важных задачах:

Мобилизации усилий железнодорожников на быстрейшее формирование и движение поездов;

    Привлечении и подготовке кадров для производства;
    Развертывании оборонно-массовой работы;
    Улучшении материально-бытового положения рабочих;

5. Заботе о семьях военнослужащих [245 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 1. ]. Дорожный комитет профсоюза железной дороги им В. В. Куйбышева с первых дней войны оказывал помощь местным комитетам в перестройке их деятельности. В крупных узлах с этой целью были проведены расширенные совещания профактива с вопросом о работе профсоюзов в военное время. Для оказания практической помощи на места постоянно выезжали члены президиума дорпрофсожа [246Левицкий Е. Е. Деятельность профсоюзной организации Куйбышевской железной дороги в начальный период Великой Отечественной войны . // Научные труды КГПИ. Куйбышев. 1979. Том. 204, С. 122. ].

В годы войны, когда средства были мобилизованы на удовлетворение нужд фронта, возникли большие трудности в снабжении населения продовольствием. В Среднем Поволжье, которое являлось важнейшим районом размещения эвакуированного населения, положение было наиболее сложным. Увеличение населения в городах и селах привело к резкому росту цен на продукты питания на колхозных рынках [247 Ванчинов. Д. П. Военные годы Поволжья. Саратов. 1980. С. 172. ]. При создавшейся ситуации необходим был переход к системе нормированного снабжения. Летом 1941г по решению Советского правительства в стране стала вводиться карточная система распределения продуктов питания и промышленных товаров. Карточки на продовольственные товары в городах и рабочих поселках Средней Волги появились с 1 сентября 1941г. , а на промышленные товары с 1 февраля 1942г. [248Любимов В. К. Рабочий класс Средней Волги в годы Великой Отечественной войны /1941-1945гг/ Куйбышев. 1967г. Автореф. дис. канд. ист. наук. С. 22. ] В целях более полного обеспечения граждан предметами и товарами первой необходимости по решению правительства весной 1942г. на предприятиях и в учреждениях стали создаваться Отделы рабочего снабжения. ОРСы являлись самостоятельными отделами предприятий и возглавляли их заместители директоров предприятий. В ведение ОРСов из системы Наркомата торговли, Наркомзема и других ведомств передавались совхозы, магазины, столовые, бытовые мастерские. ОРСы получали централизованные фонды и организовывали торговлю. В 1942г. в стране насчитывалось 200 ОРСов, а к январю– 7000 [249 Чернявский У. Г. Война и продовольствие. М. ,1964. С. 100-102. ]. На железной дороге им. В. В. Куйбышева во исполнение постановления СНК СССР №183 от 19 февраля 1943г. приказом Наркомата путей сообщения Л. М. Кагановича № 241 от 16 марта 1943г. при Управлении Куйбышевской железной дороги было организовано Дорожное Управление рабочего снабжения (ДорУРС). Создание ДорУРСа происходило на базе треста“Трансторгпита”, осуществлявшего снабжение железнодорожников в первые годы войны [250 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 694. Л. 1. ]. На Куйбышевской магистрали Отделы рабочего снабжения формировались при отделениях движения и важнейших предприятиях НКПС:

    при отделениях движения – 8 ОРСов;
    при паровозных депо – 9 ОРСов;
    при вагонных депо – 3 ОРСа;
    при вагонно-ремонтных пунктах – 3 ОРСа;
    при станции (Батраки) – 1 ОРС;
    Итого – 24 Орса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать