Железная дорога им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны - (диплом)
p>Кроме указанных ОРСов в состав ДорУРСа входило 5 совхозов и торгово-закупочная база. Если до этого времени ДорУРС объединял всего 12 организаций, то весной 1943г общая численность предприятий, входящих в состав ДорУРСа составили 30 единиц. То есть, за год число хозединиц, подчиняющихся ДорУРСу выросло на 18 или в 1, 5 раза.

Обслуживание куйбышевских железнодорожников ОРСы осуществляли через сеть магазинов и ларьков, наличие которых на железной дороге характеризовалось следующими данными: магазинов было 162, ларьков–132. Всего розничная торговая сеть располагала 311 предприятиями. Расположение и количество торговых точек позволяло в условиях войны в основном удовлетворительно обслуживать рабочих. В 1943г к отделам рабочего снабжения были прикреплены несколько категорий трудящихся на железной дороге, а именно: Работающих – 107440

    Иждивенцев – 154845
    В том числе детей до 12 лет – 78615
    Итого – 262285 человек.

Для снабжения этого контингента ДорУРСу ежеквартально выделялись в централизованном порядке фонды продовольственных и промышленных товаров. Задачей и обязанностью каждого ОРСа являлось обеспечение полной выборки выделенных фондов и доведение их по прямому назначению до потребителя через сеть магазинов [251 ЦХДНИ. Ф. 560. Оп. 4. Д. 11. Л. 30-31. ].

В работе ОРСов железной дороги им. В. В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны, особенно в 1943г, имелись существенные недостатки такие как: не полностью удавалось получить выделенные фонды, плохо осуществлялась связь с поставщиками товаров и продовольствия, в результате не обеспечивалась выдача хлеба в срок и товары могли залеживаться на складах ОРСов и базе ДорУРСа до двух месяцев [252 ГАСО. Ф. 214. Оп. 1. Д. 53. Л. 75-76. ].

К концу войны сеть ДорУРСа Куйбышевской железной дороги сократилась. В связи с приказом НКПС №801/Ц в IV квартале 1944г были ликвидированы ОРСы ВЧД на станциях Батраки, Сызрань и Уфа, ОРСы ВРП на станциях Пенза, Абдулино и ОРС депо станции Ульяновск. Кроме того в I квартале 1945г по причине перехода станции Ртищево в ведение Юго-Восточной железной дороги ДорУРСу этой дороги был передан ОРС депо Ртищево. Всего было закрыто и передано другим ДорУРСам 7 ОРСов. В итоге вместо 24 ОРСов на железной дороге им. В. В. Куйбышева осталось: ОРСов отделений – 8;

    ОРСов паровозных депо – 7;
    Вагонных депо – 1;
    Станций – 1;
    Итого – 17.

Розничная торговая сеть к маю 1945г насчитывала 293 предприятия. По сравнению с 1944г контингент железнодорожников, обслуживаемых ОРСами, уменьшился в 1945г примерно на 20 тысяч человек за счет передачи Ртищевского участка ДорУРСу Юго-Восточной железной дороге, а также за счет уточнения численности работников железной дороги и членов их семей. В 1945 ОРСы снабжали:

    Работающих – 100227
    Иждивенцев – 142324
    В том числе детей до 12 лет – 37131
    Итого – 2425511 [1 ГАСО. Ф. 927. Ол. 9. Д. 200. Л24-25. ]

С первых же дней войны резко возросла роль общественного питания . Введение сверхурочных работ , значительное вовлечение женщин в производство , трудности с продовольствием и топливом резко увеличили число лиц , пользующихся общепитом. На первое июня 1943г. на железной дороге им. В. В. Куйбышева имелось:

    49 буфетов;
    91 столовая;

140 предприятий общественного питания2 [2 ЦХДНИ. Ф. 560. Оп. 4. Д. 11. Л. 30-31. ]. Существующая на тот момент сеть столовых не удовлетворяла возросших потребностей. Особенно неудовлетворительное положение создалось на станциях Уфа и Ульяновск3 [3 ЦХДНИ. Ф. 560. Оп. 4. Д. 11. Л. 31. ]. Предприятие общественного питания часто являлись причиной опоздания железнодорожников на работу. Так, например, столовая 21 Учдорстроя обслуживала 1200 человек, при этом она в наличии имела всего 20 ложек и 60 тарелок4 [4 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 692. Л. 8. ], а столовая депо Куйбышев с пропускной способностью в 2500 человек обеспечивала горячим питанием 5000 человек5 [5 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 200. Л. 24-25. ]. И такие случаи были не редкостью на дороге. К концу войны сеть предприятий общественного питания на Куйбышевской дороге по указанным выше причинам сократилась до 143. 6 [6 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 200. Л. 24-25.

    ]

Существенное значение в увеличении продовольственных ресурсов и улучшении питания имела организация при Отделах рабочего снабжения подсобных хозяйств. Подсобные хозяйства и до войны были важной составной частью продовольственной базы страны для обеспечения продуктами питания население городов и промышленных районов. Отличительная черта подсобных хозяйств–это тесная связь с промышленным предприятием, непосредственно заинтересованным в данном хозяйстве. Эта связь помогала подсобным хозяйствам преодолевать специфические трудности военного времени: недостаток рабочей силы, транспортных средств, сложности с ремонтом сельскохозяйственного инвентаря [259 Чернявский У. Г. Указ. соч. С. 132. ]. Развертывание подсобных хозяйств как животноводческого так и огороднического направления стало возможным благодаря специальным государственным мероприятиям. Однако из первых постановлений в этой области устанавливало порядок выделения земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочим [260Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам// 1917-1967. /Т. 3. М. ,1968. С. 65. ]. Другим постановлением осуществлялась передача вновь организованным ОРСам на протяжении 1941-1943гг. более 350 совхозов и ферм из других ведомств. Важнейшую роль в развитии подсобных хозяйств сыграл указ СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 18 октября 1942г. “О мерах по дальнейшему развитию подсобных хозяйств промышленных наркоматов”, которым впервые устанавливалась государственное задание по всем отраслям работы подсобных хозяйств и ведомств [261 Чернявский У. Г. Указ. соч. С. 133. ]. За период Великой Отечественной войны на железной дороге им. В. В. Куйбышева резко возросла своя сельскохозяйственная производственная база. Большую помощь отделам рабочего снабжения оказывали имевшиеся на дороге 5 совхозов: совхозы станции Инза, Киндяковка, Рузаевка, Пенза, а также пчеловодческое хозяйство Красный ключ [262 ГАСО. Ф. 214. Оп. 1. Д. 51. Л. 7]. В 1944г. обрабатывалось около 9тыс га посевных площадей подсобных хозяйств, тогда как в 1940г. посевные площади составляли всего лишь 500 га. За 1941г–1944г было сдано в ОРСы 1654 центнеров зерна, 78076 центнеров картофеля и 152360 центнеров овощей. Хозяйство животноводческого направления за период войны обеспечили работников железной дороги 3200 центнеров мяса, 15346 центнеров молока. Поголовье скота за 1941-1945гг выросло в 5-10 раз. Так, например, в 1941г крупный рогатый скот составлял 212 голов, а в 1945–1346, соответственно свиней –57– 2004 [263 ГАСО. Ф. 214. Оп. 4. Д. 63. Л. 1. ]. Всего в системе ДорУРСа железной дороги Куйбышева насчитывалось кроме 5 совхозов, 24 подсобных хозяйства при ОРСах, 198 хозяйств при хозединицах дороги [264 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 219. Л. 36. ].

Рабочие и служащие Куйбышевской дороги в меру своих сил помогали работникам совхозов и подсобных хозяйств: оказывали помощь в посевной компании, уборке урожая, ремонте сельскохозяйственного инвентаря [265 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 226. Л. 113. ]. Президиум ВЦСПС и президиум ЦК Союза железных дорог Центра своим решением от 10 сентября 1942г постановил установить повседневный контроль за работой Отделов рабочего снабжения, в том числе торговой сети, предприятий общественного питания и подсобных хозяйств [266 ГАСО. Ф. 927. оп. 9. д. 168. Л. 1. ]. С этой целью на железной дороге работали комиссии рабочего и общественного контроля. Кроме того действовали особые уполномоченные Управления дороги, проверяющие посевные площади, получение и расходование продуктов и пр. Только в 1944г было проведено 20 рабочих конференций на всех крупных узлах дороги, на которых обсуждались вопросы, касающиеся организации рабочего снабжения, работы столовых и магазинов по материалам деятельности контрольных групп [267 ГАСО. Ф. 927. оп. 9. д. 193. Л. 22-23. ]. Существенное значение в увеличении продовольственных ресурсов и улучшении питания имело коллективное и индивидуальное огородничество трудящихся, которое начало развиваться еще в 30-х годах. В условиях войны огородничество приобретало особое значение. Весной 1942г под индивидуальные и коллективные огороды были отведены пригородные земли. В ноябре 1942г правительство закрепило за предприятиями и учреждениями на 5-7 лет земельные участки, отведенные под индивидуальные огороды рабочим. Участки эти освобождались от налогов и поставок государству. 4 [4 Митрофанова. Указ. соч. С. 232. ]

Массовое развитие огородничества среди рабочих возглавил ВЦСПС и все профессиональные союзы. В постановлении Президиума ВЦСПС от 3 марта 1942г были даны указания местным профессиональным организациям и намечена система мероприятий по развитию огородничества. 5 [5 Чернявский У. Г. Указ. соч. С. 139. 140. ] На железной дороге им. В. В. Куйбышева в результате активной деятельности Дорпрофсожа и местных комитетов в 1941г имело огороды 22250 семей, то есть более половины железнодорожников. 6 [6 ГАСО. Ф. 927. оп. 9. д. 167. Л. 2. ]В 1942г огороды уже были у 56563 или 86% всех работников. Местные комитеты депо Ульяновск и станции Куйбышев добились 100% обеспечения своих сотрудников огородами7 [7 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 1. ]. В 1943г огородничеством было охвачено 98, 7 % в 1944 –99, 8%. Посевная площадь, занятая огородами, в 1942г составила 6653га или 101% к плану, в 1943г– 7920 га или 118, 2, в 1944 – 9644 га – 127, 7% к плану8 [8 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 203. Л. 34. ]. В марте 1944г XII пленум ВЦСПС принял постановление “О дальнейшем развитии индивидуального и коллективного огородничества рабочих и служащих в 1944г”. В целях поощрения работы местных профсоюзов, огородных комиссий, добившихся высокого урожая с огородов, секретариат ВЦСПС установил переходящие Красные знамена ВЦСПС, грамоты и денежные премии [273 Митрофанова. Указ. соч...С. 509. ]. В 1944г железная дорога им. В. В. Куйбышева заняла II место по урожайности среди дорог Центра. В этот год железнодорожники получили высокий урожай овощей и картофеля–18, 2 тонны с га /для сравнения: в 1942г урожай картофеля составил 4, 9 тонны с га, в 1943г 15 тонн с га/. Такой высокий урожай позволил высвободить от перевозок 8960 вагонов или 152 состава [274 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 203. л. 34. ]. Итак, осуществление нормированного снабжения по устойчивым низким ценам , создание отделов рабочего снабжения, развитие подсобных хозяйств и индивидуальных огородов дало возможность в трудных военных условиях гарантировать рабочим , их семьям, хотя и в ограниченных нормах определенный уровень питания и обеспечения промышленными товарами.

Во время Великой Отечественной войны одной из острейших проблем быта являлась жилищная проблема. Особенно обострились жилищные трудности в восточных районах страны. Жилой фонд предприятий городов, рабочих поселков в связи с эвакуацией был переуплотнен. Государство принимало возможные в условиях войны меры для увеличения жилого фонда. Много внимания решению жилищной проблемы в 1941-1945гг уделяли профсоюзы.

На железной дороге им. В. В. Куйбышева в годы войны ощущалась острая нехватка жилых помещений. В 1942г потребность в жилье испытывали 1463 человека, 1236 человек жили в вагонах. И это данные лишь среди работников, связанных с движением поездов [275 ЦХДНИ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 449. л. 76. ]. В 1943г использовались в качестве жилых помещений 90 пассажирских вагонов, в которых проживало 1500 человек и 69 товарных5 [5 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 15. ]. В то же время, выделенные государством средства на строительство новых домов и общежитий, на дороге расходовались не производительно. Так, проверкой Наркомата Путей Сообщения летом 1942г было установлено, что денежные средства, предоставленные в распоряжение руководства Куйбышевской дороги для решения жилищной проблемы использованы лишь на 9, 6 %. Поэтому ряд новостроек в 1942г не было сдано в эксплуатацию [277 ЦХДНИ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 382. Л. 67. ]. К сентябрю 1942г заселенными оказались лишь 32% объектов нового строительства, а из подлежащих домов капитальному ремонту было отремонтировано только 39% [278 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 44. ].

Значительная часть железнодорожников в военные годы жила в общежитиях. На железной дороге им. В. В. Куйбышева их имелось 145 с общей жилой площадью 15920 квадратных метров [279 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 739. Л. 17. ]. Контроль за состоянием общежитий был постоянной заботой профсоюза дороги. Ежегодно профсоюзные комитеты проводили проверку готовности общежитий к зиме. Во время такой проверки проведенной осенью 1942г было обнаружено отсутствие в общежитиях запасов топлива, постельного белья. В общежитиях давно не проводился ремонт, не было уборщиц. В результате вмешательства Дорпрофсожа эти недостатки к январю 1943г были в основном ликвидированы [280 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 23. ]. В 1944г на Куйбышевской дороге в отличном состоянии было всего 5 общежитий, в хорошем 38, в удовлетворительном 88, в неудовлетворительном 14. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 1. ]В наиболее запущенном состоянии были общежития в паровозном депо Уфа, Дема, Куйбышев, так как большинство из них создавалось на условиях временного типа. 4 [4 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 193. Л. 26. ] Вопрос об улучшении бытовых условий рабочей молодежи, проживающей в общежитиях, неоднократно ставился вплоть до Обкомов ВКП(б) Куйбышева и Уфы. В результате в качестве одного из наиболее конкретных мероприятий на 1944г руководством дороги намечалось строительство новых общежитий на 750 человек на узлах Куйбышев, Сызрань, Дема, Батраки, Похвистнево, Кинель, Кинораковка. Однако строительство началось только на станции Куйбышев. 5 [5 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 26-27. ] Таким образом, в 1941-1945гг решить проблему с обеспечением жильем всех железнодорожников не удалось. В целом по дороге количество работников остро нуждающихся в жилой площади в конце 1944г составляло 850 человек и 2550 человек членов их семей. 6 [6 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 739. Л. 20-21. ]

Недостаток средств и кадров в годы Великой Отечественной войны чрезвычайно затрудняли работу предприятий бытового обслуживания: ремонтных мастерских, бань, парикмахерских. В то же время потребность в них в условиях войны возросла. Профсоюзные организации проделали большую работу по налаживанию деятельности этих предприятий. По инициативе Дорпрофсожа на Куйбышевской дороге в 1942г были организованы на базе треста“Трансторгпита”пошивочно-починочно мастерские обуви и одежды. Непосредственно в ведении Трансторгпита находилось 37 мастерских с 237 рабочими, которые выпускали продукции на 500000 рублей в месяц. Обслуживали работников дороги также мастерские созданные при депо, ВЧД, ВРП кондукторских резервов. Впоследствии подобные предприятия вошли в состав ДорУРСа и сеть их значительно расширилась. Всего в 1944г на железной дороге им. В. В. Куйбышева имелось 84 мастерских, из них 26 пошивочных , 20 сапожных , 5 валяльных и пр. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 27. ] Профсоюзные организации дороги постоянно контролировали и работу бань. Состояние бань в целом было удовлетворительным. Из 633 рабочих дней декабря 1942г простой по техническим неисправностям составил только 9 дней. За это время в 26 банях Куйбышевской магистрали смогло помыться 195402 человека. 2 [2 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 175. Л. 19. ] Рост численности женщин во всех отраслях народного хозяйства требовал от профсоюзных организаций усиления внимания к работе детских учреждений. В годы войны количество детских дошкольных учреждений возросло. Уже в 1942г поднимался вопрос о необходимости открытия на предприятиях Куйбышевской дороги 10-12 дополнительных групп для 400 детей, так как имеющиеся детские сады не удовлетворяли потребностей. 3 [3 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 692. Л. 8. ]В 1944г на железной дороге работало 55 детских садов с охватом 3985 детей, 20 детских яслей на 1450 человек. Заслугой Дорпрофсожа было открытие детских садов при совхозах Пенза, Рузаевка, Инза, Ульяновск на 380 человек и детсада для больных туберкулезом детей. 4 [4 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 175. Л. 21. ] В 1941-1945гг уделялось особое внимание укреплению здоровья детей. Несмотря на трудные военные годы в летние месяцы тысячи детей отдыхали в профсоюзах пионерских лагерях и детских санаториях. В лето 1943г на Куйбышевской дороге была организована широкая кампания по оздоровлению детей. По пионерским базам Дорпрофсожа за 1943г отдохнуло 3900 детей школьного возраста с 8 до 12 лет, в том числе по следующим пионерским лагерям: на станции Елашево– 960, Чаадаевка – 900, Хованщина – 1050, Ключарево – 750, Глотовка – 750 человек. 5 [5 ЦХДНЧ. Д. 1259. Оп. 6. Д. 472. Л. 150. ] В 1944г летняя оздоровительная компания приняла еще больший размах. В этом году в лагерях побывало 4410 детей, на 150 человек больше, чем было запланировано. 675 детей отдыхало в лагерях санаторного типа и 640 детей прошли курс лечения в туберкулезных лечебных санаториях. 6 [6 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 187. Л. 180. ] В военные годы профсоюзом дороги выделялись значительные средства на организацию досуга детей, в частности на проведение новогодних елок и утренников. На основании постановлений ВЦСПС от 4 декабря 1942г и ЦК союза от 12 декабря 1942г за №111 были отпущены средства узловым комитетам дороги в размере 7900 рублей на проведение детских елок в дни школьных каникул с 1 по 10 января 1943г. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 50. ]В 1944г денежные средства, выделенные на организацию новогодних мероприятий, еще более возросли. В этом году дети получили сладкие подарки. 2 [2 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 177. Л. 92. ] Забота, проявляемая в первую очередь, профсоюзом дороги, о бытовых нуждах трудящихся вызывала дополнительный подъем трудового энтузиазма и являлось в конечном итоге важным фактором улучшения деятельности железной дороги им. В. В. Куйбышева в военные годы.

§2. Организация оборонно-массовой и культурно-просветительской работы на Куйбышевской дороге.

С началом Великой Отечественной войны особое значение приобрела организация оборонно массовой работы среди населения. С первого октября 1941г по решению ГКО было введено всеобщее обязательное обучение граждан СССР военному делу. 1 [1 История Великой Отечественной войны…, в 6-ти томах. Т. 6, С. 109. ]Большое место в условиях войны заняла оборонная работа в деятельности профсоюзов. 3 октября 1941г Президиум ВЦСПС принял специальное постановление об участии профсоюзных организаций в проведении военного всеобуча. 2 [2 Профсоюзы СССР. Указ. соч. Т. 3С. 424-425] Сведений об организации всеобуча на Куйбышевской железной дороге практически нет. Известно, что к ноябрю 1941г по линии всеобуча было подготовлено 500 бойцов по рукопашному бою и 700 человек по гранатометанию. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 16. ]Всего за годы Великой Отечественной войны в одной лишь Куйбышевской области было обучено 157106 человек, в том числе бойцов стрелков–124921, специалистов: снайперов, пулеметчиков, связистов, шоферов 32185, из них 6096 женщин. Через ОСОВИАХИМ в годы войны было подготовлено 148864 человека. 4 [4Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны: Документы и материалы. Куйбышев, 1966г. С. 73. ]

2 июля 1941г секретариат ВЦСПС принял постановление о работе профсоюзных организаций по подготовке медицинских сестер и санитарных дружинниц. 5 [5 Профсоюзы СССР. Указ. соч. Т. 3. ,С. 419. ]Активное участие в этом важном деле приняли профсоюзные организации Среднего Поволжья. В постановлении Президиума железной дороги им. В. В. Куйбышева от 30 июля 1941г говорилось: “Придавая исключительное значение подготовке оборонных кадров в борьбе с фашизмом, напавшим на нашу Родину, - отпустить на работу и укрепление курсов медицинских сестер и сандружины средств, в сумме 52600 рублей”. 6 [6 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 151. Л. 58. ]Всего в начале войны под руководством профсоюзной организации Куйбышевской дороги удалось создать 9 курсов медицинских сестер с контингентом в 350 человек и 20 сандружин с контингентом в 600 человек. 7 [7 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 50. ] Выпускники курсов оказывали практическую помощь в работе подшефных госпиталей, в борьбе с антисанитарией общежитий, столовых, буфетов, работали в санитарных постах на производствах. Некоторая часть медицинских сестер, окончившая курсы в 1942г, была мобилизована по линии Райвоенкомата и направлена на фронт для работы в санитарных поездах и госпиталях на уровне среднего медицинского персонала. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 50. ]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать