Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

     _ 2КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ ( IX - НАЧАЛО XIII ВВ. )

 2I. КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ ( ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ).  21. Особенности развития русской культуры.

    Культура народа является частью его истории. Ее ста
    новление, последующее развитие тесно связано с теми же
    историческими факторами, которые воздействуют на станов
    ление и развитие хозяйства страны, ее государственности,
    политической и духовной жизни общества. В понятие куль
    туры входит, естественно, все, что создано умом, талан
    том, рукоделием народа, все, что выражает его духовную
    сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на
    человеческие отношения.

а)  _Факторы, по- . Культура Руси складывается в те же века, что и ста  _влиявшие на  . новление русской государственности. Рождение народа шло  _складывание  . одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, поли  _и развитие  . тической, культурной. Русь складывалась и развивалась  _культуры.  . как средоточие огромного для того времени народа, состо ящего поначалу из различных племен; как государства,

    жизнь которого развертывалась на огромной территории. И
    весь оригинальный культурный опыт восточного славянства
    стал достоянием единой русской культуры. Она складыва
    лась как культура всех восточных славян, сохраняя в то
    же время свои региональные черты - одни для Поднепровья,
    другие - для Северо-Восточной Руси и т. д.

- Русь - равнин- На развитие русской культуры влияло также то, что ное государство. Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплемен

    ным международным влияниям. И шло это из глубины веков.
    В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем,
    полян, северян, радимичей, новгородских славян, других
    восточнославянских племен, так и влияние соседних наро
    дов, с которыми Русь обменивалась производственными на
    выками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими
    племенами, балтами, иранскими, другими славянскими наро
    дами и государствами.

- влияние Ви- В пору уже своего государственного становления Русь зантии. испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных го

    сударств мира. Таким образом, культура Руси складывалась
    с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под
    влиянием различных культурных направлений, стилей, тра
    диций.
    Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие
    влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к
    своим культурным традициям, к своему дошедшему из глуби
    ны веков народному опыту, пониманию окружающего мира,
    своему представлению о прекрасном.

- сохранность Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно стал своих тради- киваемся не только с влияниями извне, но с их порой зна ций. чительной духовной переработкой, их постоянным преломле нием в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных

    культурных традиций было сильнее в городах, которые сами
    по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передо
    вых для своего времени черт, то сельское население было
    в основном хранителем старинных культурных традиций,
    связанных с глубинами исторической памяти народа. В се
    лах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были
    более консервативны, труднее поддавались различным куль
    турным новшествам.

б)  _Принятие Хри-  . Долгие годы русская культура - устное народное твор  _стианства - пе- . чество, искусство, архитектура, живопись, художественное  _реломный момент . ремесло - развивалась под влиянием языческой религии,  _в развитии рус- . языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства  _ской культуры.  . положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей,

    их восприятие всей жизни, а значит и представлений о
    красоте, художественном творчестве, эстетическом влия
    нии.

- двоеверие. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, ар

    хитектуры, искусства, развития грамотности, школьного
    дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим
    образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не
    смогло преодолеть народных истоков русской культуры.
    Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официаль
    ная религия, которая преобладала в городах, и язычество,
    которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отда
    ленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраня
    ло свои позиции в сельской местности. Развитие русской
    культуры отразило эту двойственность в духовной жизни
    общества, в народном быту. Языческие духовные традиции,
    народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие
    на все развитие русской культуры раннего средневековья.
    Под влияние народных традиций, устоев, привычек, под
    влияние народного мировосприятия новым содержанием на
    полнялась и сама церковная культура, религиозная идеоло
    гия. Суровое аскетическое христианство Византии на русс
    кой языческой почве с ее культом природы, поклонением
    солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюби
    ем, глубокой человечностью существенно преобразилось,
    что нашло отражение во всех тех областях культуры, где
    византийское, христианское в своей основе культурное
    влияние было особенно велико. Не случайно во многих цер
    ковных памятниках культуры (например, сочинениях церков
    ных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рас
    суждения и отражение чисто мирских страстей. И не слу
    чайно, что вершина духовного достижения Древней Руси
    гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано язычес
    кими мотивами, о чем мы еще скажем ниже.

в)  _Характерные чер- . Открытость и синтетичность древнерусской культуры,  _ты русской куль- . ее мощная опора на народные истоки и народное восприя  _туры.  . тие, выработанные всей многострадальной историей восточ ного славянства, переплетение христианский и народ

    но-языческих влияний привело к тому, что в мировой исто
    рии называют феноменом русской культуры. Ее характерными
    чертами являются стремление к монументальности, масштаб
    ности, образности в летописании; народность, цельность и
    простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое
    начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в
    живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений,
    страсти в литературе. И над всем этим господствовала
    большая слитность творца культурных ценностей с приро
    дой, его ощущение сопричастности всему человечеству, пе
    реживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно
    опять же одним из любимых образов русской церкви и куль
    туры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев,
    непротивленцев, пострадавших за единство страны, приняв
    ших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты
    культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих ос
    новных обличьях они развивались в течение столетий. Но
    потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся фор
    мы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тог
    да, когда единая Русь политически распалась, общие черты
    русской культуры проявлялись в культуре отдельных кня
    жеств. Несмотря на политические трудности, на местные
    особенности, это все равно была единая русская культура
    X - начала XIIв. Монголо-татарское нашествие, последую
    щий окончательный распад русских земель, их подчинение
    соседним государствам надолго прервали это единство.

г)  _Роль церкви в . Наиболее заметная черта древнерусской культуры  _развитии ру . с- господство в ней религии, которая, пронизывая все ее  _ской культуры ... сферы, выступала как интегрирующий ее элемент, придавала ей определенную цельность. Деятельность церкви являлась

    одним из важных факторов, обеспечивавших и поддерживав
    ших господство религиозной идеологии. Степень господства
    религии в культуре во многом определялась силой и влия
    нием церкви во всех сферах общественной жизни, что в
    первую очередь зависело от характера складывавшихся от
    ношений между церковью и государством.
    Однозначного ответа на вопрос о влиянии церкви на
    культурно-исторический процесс, об оценке ее культурной
    деятельности быть не может. С одной стороны, церковь
    стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письме
    ность, архитектура, живопись и др. ), используя арсенал
    их средств для пропаганды религиозной идеологии. С дру
    гой, подчинение этих сфер культуры интересам церкви, ус
    тановление строжайшего контроля и регламентации в конеч
    ном счете сковывали развитие. Оценка роли церкви в раз
    витии культуры должна быть конкретно-исторической, она
    не может быть одинаковой и однозначной по отношению к
    разным периодам. Столь значительное место, которое зани
    мала религия в древнерусской культуре, не приводило, од
    нако, к полному и безраздельному господству церкви в
    этой сфере жизни общества.
     2II.  0  2ЯЗЫЧЕСТВО.
     21.  0  2Мифология 0  2славян.

а)  _Важнейшие . Мифология восточных славян выступала важной состав  _представления . ной частью вероучения их религии - язычества. Примени  _славян.  . тельно к истории Древней Руси язычеством называются ре лигиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до

    принятия христианства.
    Мифологическое повествование - основа важнейших ве
    роучительных представлений славянского язычества: о чу
    десном обустройстве мира необыкновенными существами
    богами и первопредками; о божественном присутствии в
    природе, о человеческой судьбе и общественных делах; об
    иерархии богов, которая мыслилась прежде всего как се
    мейное соподчинение младшего поколения богов старшему; о
    постоянном сверхестественном движении форм жизни - в по
    тусторонний мир и обратно, из человеческого состояния в
    зооморфное и т. п. Наконец, в ткань язычества красной
    нитью была вплетена мифологическая идея дуализма - все
    (и природа, и человеческое естество) пронизано борьбой
    светлых, добрых и темных, злых начал.
    Мифологические образы богов составляли пантеон - бо
    жественное сообщество. Славянин-язычник свято верил в
    реальность существования своих богов. Одно старинное
    сказание сохранило слова князя Владимира, обращенные к
    варягу Олаву: "Прошу тебя почитать богов и укрощать себя
    перед ними покорностью; опасаюсь, что они прольют на те
    бя ужас своего бурного гнева и жестокости" ("Сага Олава
    Тригвесона"). Боги, как и предки из своей обители, зорко
    следили за порядком в мире, выступали гарантом соблюде
    ния обычаев древнего общества.
    Из мифологических олицетворений темных сил язычество
    формировало полчища демонов - нечисть.
    Открытые древнему человеку в виде религиозного зна
    ния, мифы воспринимались в культурах прошлого как свя
    щенные повествования. Священный ореол вокруг важнейших
    мифов поддерживался еще и тем, что многие мифы имели
    своим прямым продолжение ритуал, священнодействие, ра
    зыгрывающее сюжет мифа.

б)  _Краткая харак- . Сознание человека было в плену представлений о злых  _теристика . и добрых духов природы, о возможности воздействия на  _обрядов язы- . природу при помощи заклинаний, заговоров, умилостиви  _чества.  . тельных жертв и всего многообразного ритуала магических действий. Изобразительное искусство и фольклор были не

    разрывно связаны с языческими представлениями.

- основные Повсеместно распространялся обычай сожжения покойни обычаи. ков и возведения над погребальными кострами больших зем ляных насыпей - курганов. Вера в загробный мир проявля

    лась в том, что вместе с покойниками клали вещи, оружие,
    пищу, а на могилах ежегодно устраивались поминки в честь
    священных предков. Для защиты от злых сил (упырей, ле
    ших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и мед
    вежьих зубов, применялись словестные заговоры, вносились
    магические знаки в орнамент. Рождение, свадьба, смерть
    все эти события в жизни человека сопровождались заклина
    тельными обрядами.

- божества. Главными божествами славян являлись: божество все ленной - Род, божество солнца - Даждьбог, богиня земли,

    бог скота - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы - Перун.
    Кроме того, существовало множество мелких божеств.
    Священным считался домашний очаг или печь, как символ
    семьи. Огню молились под овином. В деревнях стояли идо
    лы, изображавшие божества, которым "всем миром" приноси
    ли жертвы. Богов угощали специально откормленными бара
    нами и быками, причем те, кто приносил жертвы, сами
    участвовали в съедении жертвенных животных. Почитались
    священными рощи, реки, озера. Кроме того, у каждого пле
    мени существовало общее святилище, куда сходились члены
    племени на особо торжественные праздники и для решения
    важных дел.
     22. Календарные обряды и праздники.

а)  _Колядование.  . Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а зна

    чит, с мифологическими олицетворениями природных сил.
    Рождение Коляды, мифологического существа, родствен
    ного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца
    зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования рас
    певали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, же
    лали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в нас
    тупающем году. По требованию колядующих хозяева вознаг
    раждали их съестными дарами - это была жертва Коляде.
    Разжигали костры, и под веселые песни, сопровождаемые
    танцами ряженых, собранная еда коллективно поедалась.
    Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).
    Колядованием начинались зимние святки - древний сла
    вянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 де
    кабря по 6 января (по старому стилю). В чем его суть?

- значение. Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы, нераз

    рывно связанные своим трудом с природой, верили, что,
    соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они
    могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно
    их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд
    средство сообщения между ними.
    Обязательные святочные игры, веселые забавы, обиль
    ная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнера
    достную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с
    возникающей энергией плодородия, удваивая ее.
    Другая сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому
    хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным
    ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что отк
    рытое по святочному гаданию обязательно сбудется.

б)  _Масленница.  . В конце марта, в период весеннего равноденствия от мечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и

    встречи весны. Непременным спутником этого весеннего
    праздника были блины, масляные блины. Своей формой они
    символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был
    еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солн
    ца - их пекли на круглых глиняных сковородках с зубчаты
    ми краями и прочерченным внутри крестом.
    Над веселящейся, ряженой, объевшейся масляными бли
    нами толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение
    конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике
    она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские
    одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи
    Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захороне
    нием Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасы
    вали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, пе
    редав свою силу полям, Масленица должна была теперь ус
    покоиться до следующего года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать