Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
_ 2КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ ( IX - НАЧАЛО XIII ВВ. )
2I. КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ ( ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ). 21. Особенности развития русской культуры.
Культура народа является частью его истории. Ее ста
новление, последующее развитие тесно связано с теми же
историческими факторами, которые воздействуют на станов
ление и развитие хозяйства страны, ее государственности,
политической и духовной жизни общества. В понятие куль
туры входит, естественно, все, что создано умом, талан
том, рукоделием народа, все, что выражает его духовную
сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на
человеческие отношения.
а) _Факторы, по- . Культура Руси складывается в те же века, что и ста _влиявшие на . новление русской государственности. Рождение народа шло _складывание . одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, поли _и развитие . тической, культурной. Русь складывалась и развивалась _культуры. . как средоточие огромного для того времени народа, состо ящего поначалу из различных племен; как государства,
жизнь которого развертывалась на огромной территории. И
весь оригинальный культурный опыт восточного славянства
стал достоянием единой русской культуры. Она складыва
лась как культура всех восточных славян, сохраняя в то
же время свои региональные черты - одни для Поднепровья,
другие - для Северо-Восточной Руси и т. д.
- Русь - равнин- На развитие русской культуры влияло также то, что ное государство. Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплемен
ным международным влияниям. И шло это из глубины веков.
В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем,
полян, северян, радимичей, новгородских славян, других
восточнославянских племен, так и влияние соседних наро
дов, с которыми Русь обменивалась производственными на
выками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими
племенами, балтами, иранскими, другими славянскими наро
дами и государствами.
- влияние Ви- В пору уже своего государственного становления Русь зантии. испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных го
сударств мира. Таким образом, культура Руси складывалась
с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под
влиянием различных культурных направлений, стилей, тра
диций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие
влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к
своим культурным традициям, к своему дошедшему из глуби
ны веков народному опыту, пониманию окружающего мира,
своему представлению о прекрасном.
- сохранность Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно стал своих тради- киваемся не только с влияниями извне, но с их порой зна ций. чительной духовной переработкой, их постоянным преломле нием в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных
культурных традиций было сильнее в городах, которые сами
по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передо
вых для своего времени черт, то сельское население было
в основном хранителем старинных культурных традиций,
связанных с глубинами исторической памяти народа. В се
лах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были
более консервативны, труднее поддавались различным куль
турным новшествам.
б) _Принятие Хри- . Долгие годы русская культура - устное народное твор _стианства - пе- . чество, искусство, архитектура, живопись, художественное _реломный момент . ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, _в развитии рус- . языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства _ской культуры. . положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей,
их восприятие всей жизни, а значит и представлений о
красоте, художественном творчестве, эстетическом влия
нии.
- двоеверие. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, ар
хитектуры, искусства, развития грамотности, школьного
дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим
образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не
смогло преодолеть народных истоков русской культуры.
Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официаль
ная религия, которая преобладала в городах, и язычество,
которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отда
ленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраня
ло свои позиции в сельской местности. Развитие русской
культуры отразило эту двойственность в духовной жизни
общества, в народном быту. Языческие духовные традиции,
народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие
на все развитие русской культуры раннего средневековья.
Под влияние народных традиций, устоев, привычек, под
влияние народного мировосприятия новым содержанием на
полнялась и сама церковная культура, религиозная идеоло
гия. Суровое аскетическое христианство Византии на русс
кой языческой почве с ее культом природы, поклонением
солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюби
ем, глубокой человечностью существенно преобразилось,
что нашло отражение во всех тех областях культуры, где
византийское, христианское в своей основе культурное
влияние было особенно велико. Не случайно во многих цер
ковных памятниках культуры (например, сочинениях церков
ных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рас
суждения и отражение чисто мирских страстей. И не слу
чайно, что вершина духовного достижения Древней Руси
гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано язычес
кими мотивами, о чем мы еще скажем ниже.
в) _Характерные чер- . Открытость и синтетичность древнерусской культуры, _ты русской куль- . ее мощная опора на народные истоки и народное восприя _туры. . тие, выработанные всей многострадальной историей восточ ного славянства, переплетение христианский и народ
но-языческих влияний привело к тому, что в мировой исто
рии называют феноменом русской культуры. Ее характерными
чертами являются стремление к монументальности, масштаб
ности, образности в летописании; народность, цельность и
простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое
начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в
живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений,
страсти в литературе. И над всем этим господствовала
большая слитность творца культурных ценностей с приро
дой, его ощущение сопричастности всему человечеству, пе
реживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно
опять же одним из любимых образов русской церкви и куль
туры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев,
непротивленцев, пострадавших за единство страны, приняв
ших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты
культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих ос
новных обличьях они развивались в течение столетий. Но
потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся фор
мы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тог
да, когда единая Русь политически распалась, общие черты
русской культуры проявлялись в культуре отдельных кня
жеств. Несмотря на политические трудности, на местные
особенности, это все равно была единая русская культура
X - начала XIIв. Монголо-татарское нашествие, последую
щий окончательный распад русских земель, их подчинение
соседним государствам надолго прервали это единство.
г) _Роль церкви в . Наиболее заметная черта древнерусской культуры _развитии ру . с- господство в ней религии, которая, пронизывая все ее _ской культуры ... сферы, выступала как интегрирующий ее элемент, придавала ей определенную цельность. Деятельность церкви являлась
одним из важных факторов, обеспечивавших и поддерживав
ших господство религиозной идеологии. Степень господства
религии в культуре во многом определялась силой и влия
нием церкви во всех сферах общественной жизни, что в
первую очередь зависело от характера складывавшихся от
ношений между церковью и государством.
Однозначного ответа на вопрос о влиянии церкви на
культурно-исторический процесс, об оценке ее культурной
деятельности быть не может. С одной стороны, церковь
стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письме
ность, архитектура, живопись и др. ), используя арсенал
их средств для пропаганды религиозной идеологии. С дру
гой, подчинение этих сфер культуры интересам церкви, ус
тановление строжайшего контроля и регламентации в конеч
ном счете сковывали развитие. Оценка роли церкви в раз
витии культуры должна быть конкретно-исторической, она
не может быть одинаковой и однозначной по отношению к
разным периодам. Столь значительное место, которое зани
мала религия в древнерусской культуре, не приводило, од
нако, к полному и безраздельному господству церкви в
этой сфере жизни общества.
2II. 0 2ЯЗЫЧЕСТВО.
21. 0 2Мифология 0 2славян.
а) _Важнейшие . Мифология восточных славян выступала важной состав _представления . ной частью вероучения их религии - язычества. Примени _славян. . тельно к истории Древней Руси язычеством называются ре лигиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до
принятия христианства.
Мифологическое повествование - основа важнейших ве
роучительных представлений славянского язычества: о чу
десном обустройстве мира необыкновенными существами
богами и первопредками; о божественном присутствии в
природе, о человеческой судьбе и общественных делах; об
иерархии богов, которая мыслилась прежде всего как се
мейное соподчинение младшего поколения богов старшему; о
постоянном сверхестественном движении форм жизни - в по
тусторонний мир и обратно, из человеческого состояния в
зооморфное и т. п. Наконец, в ткань язычества красной
нитью была вплетена мифологическая идея дуализма - все
(и природа, и человеческое естество) пронизано борьбой
светлых, добрых и темных, злых начал.
Мифологические образы богов составляли пантеон - бо
жественное сообщество. Славянин-язычник свято верил в
реальность существования своих богов. Одно старинное
сказание сохранило слова князя Владимира, обращенные к
варягу Олаву: "Прошу тебя почитать богов и укрощать себя
перед ними покорностью; опасаюсь, что они прольют на те
бя ужас своего бурного гнева и жестокости" ("Сага Олава
Тригвесона"). Боги, как и предки из своей обители, зорко
следили за порядком в мире, выступали гарантом соблюде
ния обычаев древнего общества.
Из мифологических олицетворений темных сил язычество
формировало полчища демонов - нечисть.
Открытые древнему человеку в виде религиозного зна
ния, мифы воспринимались в культурах прошлого как свя
щенные повествования. Священный ореол вокруг важнейших
мифов поддерживался еще и тем, что многие мифы имели
своим прямым продолжение ритуал, священнодействие, ра
зыгрывающее сюжет мифа.
б) _Краткая харак- . Сознание человека было в плену представлений о злых _теристика . и добрых духов природы, о возможности воздействия на _обрядов язы- . природу при помощи заклинаний, заговоров, умилостиви _чества. . тельных жертв и всего многообразного ритуала магических действий. Изобразительное искусство и фольклор были не
разрывно связаны с языческими представлениями.
- основные Повсеместно распространялся обычай сожжения покойни обычаи. ков и возведения над погребальными кострами больших зем ляных насыпей - курганов. Вера в загробный мир проявля
лась в том, что вместе с покойниками клали вещи, оружие,
пищу, а на могилах ежегодно устраивались поминки в честь
священных предков. Для защиты от злых сил (упырей, ле
ших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и мед
вежьих зубов, применялись словестные заговоры, вносились
магические знаки в орнамент. Рождение, свадьба, смерть
все эти события в жизни человека сопровождались заклина
тельными обрядами.
- божества. Главными божествами славян являлись: божество все ленной - Род, божество солнца - Даждьбог, богиня земли,
бог скота - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы - Перун.
Кроме того, существовало множество мелких божеств.
Священным считался домашний очаг или печь, как символ
семьи. Огню молились под овином. В деревнях стояли идо
лы, изображавшие божества, которым "всем миром" приноси
ли жертвы. Богов угощали специально откормленными бара
нами и быками, причем те, кто приносил жертвы, сами
участвовали в съедении жертвенных животных. Почитались
священными рощи, реки, озера. Кроме того, у каждого пле
мени существовало общее святилище, куда сходились члены
племени на особо торжественные праздники и для решения
важных дел.
22. Календарные обряды и праздники.
а) _Колядование. . Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а зна
чит, с мифологическими олицетворениями природных сил.
Рождение Коляды, мифологического существа, родствен
ного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца
зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования рас
певали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, же
лали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в нас
тупающем году. По требованию колядующих хозяева вознаг
раждали их съестными дарами - это была жертва Коляде.
Разжигали костры, и под веселые песни, сопровождаемые
танцами ряженых, собранная еда коллективно поедалась.
Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).
Колядованием начинались зимние святки - древний сла
вянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 де
кабря по 6 января (по старому стилю). В чем его суть?
- значение. Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы, нераз
рывно связанные своим трудом с природой, верили, что,
соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они
могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно
их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд
средство сообщения между ними.
Обязательные святочные игры, веселые забавы, обиль
ная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнера
достную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с
возникающей энергией плодородия, удваивая ее.
Другая сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому
хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным
ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что отк
рытое по святочному гаданию обязательно сбудется.
б) _Масленница. . В конце марта, в период весеннего равноденствия от мечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и
встречи весны. Непременным спутником этого весеннего
праздника были блины, масляные блины. Своей формой они
символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был
еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солн
ца - их пекли на круглых глиняных сковородках с зубчаты
ми краями и прочерченным внутри крестом.
Над веселящейся, ряженой, объевшейся масляными бли
нами толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение
конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике
она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские
одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи
Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захороне
нием Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасы
вали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, пе
редав свою силу полям, Масленица должна была теперь ус
покоиться до следующего года.