Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)
p>* строитель- К первому разделу нужно отнести постройку зданий ное дело. (дворцы, стены, башни, бани, церкви), выделку каменных гробов, крестов, половых плит, крупных скульптурных про

    изведений и изготовление жерновов. Материалом служили:
    песчаник, известняк, мрамор, шифер, аспид и другие поро
    ды.
    Древнейшим памятником каменотесного дела является
    известный Збручский идол, Х в. , найденный в Галичине.
    Это высокий четырехгранный столб с рельефным изображени
    ем на гранях. Для его обработки были применены шпунт,

 1скарчень 0, молоток. Масштабными были и мукомольные жерно ва для ручного размола зерна в 40-50 см в диаметре и

    толщиной 5-8 см. Нижний жернов обычно возвышен к краям,
    а верхний вогнут.
    Необычайного расцвета русское каменотесное дело дос
    тигло в Суздальской Руси в XII-XIII вв. при Андрее Бого
    любском, Всеволоде "Большое гнездо" и Святославе Всево
    лодовиче.
    Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси этого
    периода в украшениях дворцов, соборов стала примечатель
    ной чертой соборов вообще.
    Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В ис
    кусстве резчиков с наибольшей полнотой проявились русс
    кие народные традиции, представления русичей о прекрас
    ном и изящном. Знаменитый художественный критик второй
    половины XIX - начала XX в. Стасов писал: "Есть еще про
    пасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным
    только в музееях, в картинах и статуях, в громадных со
    борах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что
    касается до остального, то можно расправляться как ни
    попало - дескать, дело пустое и вздорное.... Нет, настоя
    щее, цельное, здоровое, в самом деле искусство существу
    ет лишь там, где потребность в изящных формах, в посто
    янной художественной внешности простерлась уже на сотни
    тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь". Древние
    русичи, окружая свою жизнь постоянной, скромной красо
    той, давно поттвердили справедливость этих слов.

* изготовление Вторым разделом в обработке камня было изготовление мелких пред- мелких предметов, требовавших тонкой и тщательной рабо метов. ты. Сюда можно отнести изготовление каменных бус, крес тиков, иконок, литейных форм, шлифовку камней для укра

    шения различных золотых медальонов и цат.
    Материалом служили шифер, жировик, плотные сорта из
    вестняка и ряд драгоценных и полудрагоценных камней вро
    де сердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, аль
    мандина, яшмы, янтаря.
    Бусы сверлились с двух сторон, так ка трудно было
    сделать длинное сверло. Затем бусы гранились или обтачи
    вались. Последним этапом была шлифовка камня. Также де
    лались камни для оправы в золото.
    - стекло.
    Долгое время все стеклянные вещи, находимые на горо
    дищах и в курганах X-XII вв. , считали привозными из Ви
    зантии или даже из Сирии. Но раскопки В. В. Хвойка в Киеве
    доказали существование там стеклоделательной мастерской.
    В этой мастерской было найдено большое количество стек
    лянных браслетов и перстней целых, разбитых и сплавлен
    ных вместе. Здесь же были найдены куски эмали и инстру
    менты для изготовления колтов с эмалью, Стеклянные брас
    леты, наряду с шиферными пряслицами, являлись распрост
    раненнейшей находкой в древнерусских городищах. Стеклян
    ные перстни были распространены значительно меньше, они
    встречаются в Киеве, Вышгороде и других близких к Киеву
    городах, а также на севере - во Владимире на Клязьме.
    Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложен
    ных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте
    скрепления концов.
    При раскопках городов (особенно южных) находят в
    слоях XI-XIII вв. стеклянные сосуды в виде флаконов и
    кубков. Они сделаны из толстого стекла и обычно украшены
    орнаментом из налепных стеклянных валиков и жгутов.
    Техника изготовления стеклянных бус была не сложнее,
    чем изготовление браслетов или перстней.
    Производство стекла надо считать исключительно го
    родским ремеслом, и притом таким, которое могло быть да
    леко не в каждом городе. В малые городки и в деревни
    стеклянные вещи (браслеты и бусы) попадали с теми же ко
    робейниками, которые несли туда и шиферные пряслица, и
    дешевые бронзовые крестики с одноцветной простенькой
    эмалью, и тонко пропиленные костяные гребни.
     22. Быт народа.
    Культура народа неразрывно связана с его бытом, пов
    седневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем
    развития хозяйства страны, тесно связан с культурными
    процессами. Народ Древней Руси как в больших для своего
    времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек,
    так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, в
    которых группировалось по два-три двора.
     22. 1 Жилище.

а)  _Изба ... Сам термин "изба" связывается с различным по конс трукции жильем - как срубным, так и полуземляночным;

    этот термин обозначает вообще жилье с печью, теплое
    жилье.

- отопление. Отопление рядовых жилищ - изб, истобок, - происходило по-черному. Печь не имела дымохода, в ее верхнем своде

    было отверстие, через которое дым выходил в помещение, а
    из него через окна и дверь наружу. В целях скорейшего
    выхода дыма из помещения печь ставилась ближе к двери,
    выходившей в сени. Топка по-черному была одной из глав
    ных причин частых пожаров в селениях.
    В богатых жилищах отопление было, вероятно, более
    усовершенствовано. На это может указывать одно место из
    Стословца Геннадия (Изборник Святослава, 1076), в кото
    ром противопоставляется положение обитателей полуземля
    ночных хижин владельцам "теплых храмин": "подумает о
    бедных, как сгибаются они, скорчившись над малым огнем,
    имея большую беду глазам от дыма, согревая лишь руки;
    когда плечи и все тело замерзает". В этом же памятнике
    подчеркнута утлость легкой кровли бедного жилища так же
    в противопоставление богатой "храмине": "Лежащю ти в
    твердо покровней храмине", прислушиваясь к стуку дождя о
    крышу, "по мысли об убогых, како лежать ныне, дождевыми
    каплями, яко стрелами пронжаеми", не имея возможности
    уснуть "седяща, водою подъяты". Такова была бытовая обс
    тановка бедного, полуземляночного жилья, морозного зимой
    и сырого летом.

- освещение. Не менее остро стоял вопрос с освещением жилищ. Окна древнерусских домов были, что вообще характерно для

    средневековья, очень малы.
    Как правило, в деревянных зданиях окно было "волоко
    ватым": в двух смежных бревнах прорубалось узкое продол
    говатое отверстие, задвигавшееся доской.
    В богатых домах были большие окна, возможно, даже
    стеклянные. Слюда в письменных источниках не упоминает
    ся, но ее куски довольно часты в древнерусских городи
    щах.
    Оконное стекло, изобретение римлян I века, стало в
    Европе предметом роскоши, но никогда не исчезало. Поэто
    му не приходится удивляться, что оконные стекла круглой
    формы были встречены в развалинах дворцов X-XI вв. в Ки
    еве, в Белгороде и в других центрах древней Руси.

- трехчленный В X-XIII вв. вырабатывается более сложный тип жилья, тип жилья. представляющий сочетание нескольких срубов.

    В Белгороде раскопками были открыты срубные жилища.
    Хотя источники говорят о них главным образом в связи с
    описанием быта господствующего класса, князей, бояр,
    дружинников, представляется несомненным, что этот тип
    жилья сложился не в среде феодалов, а в народной среде,
    получив широчайшее распространение и дожив вплоть до на
    ших дней в виде русского крестьянского жилья с его теп
    лой "губой", холодной "клетью" и соединяющими их "сеня
    ми".
    Губа-истобка была теплым зимним жильем. Холодная
    клеть, отделенная сенями, служила летней спальней и кла
    довой для имущества.
    Сени представляли собой соединительное звено - пере
    ход между губой и клетью - и получили особое значение в
    жилищах феодалов, которые лишь с большей пышностью и в
    больших масштабах повторяли эту трех членную схему русс
    кого жилого дома.
    б)  _княжеские дворцы
     _и жилища феодаль
     _ной знати гридницы
    Во дворцах, боярских хоромах шла своя жизнь - здесь
    располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная
    челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, се
    лами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и пода
    ти. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили
    пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной
    "мед", слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью.
    Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины
    вообще принимали активное участие в управлении, хозяйс
    тве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц
    такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать
    Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусля
    ры услаждали слух именитых гостей, пели им "славу",
    большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно
    происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина
    неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раз
    дачи во времена Владимира I.

- Гридница. Гридницей назывался большой зал, где собиралась дру жина и где вообще могло поместиться много народа. Грид

    ница была парадным залом, где принимали гостей.
    Судя по письменным источникам, гридница представляет
    своего рода обширный "тронный зал", расположенный на
    уровне земли или приподнятый на несколько ступеней.
    Гридница была, видимо, отдельно стоящей постройкой,
    не связанной с собственно жилым дворцом. Самый характер
    гридницы и ее назначение - быть залом многолюдных думных
    собраний с дружиной и пиров с многочисленными "нарочиты
    ми мужами" древнего Киева.
    С изменением характера княжеской власти в конце XI
    в. отпала необходимость в больших парадных залах, симво
    лизировавших теснейшую связь князя с его дружиной и вер
    хами городской старшины.
    Древнейшие функции гридницы постоянно отмирают. Они
    начинают использоваться как тюрьмы - старые "поруба" и
    "погреба" были недостаточны.

- Сени. Для княжеских совещаний с боярами и пиров уже с ог раниченным кругом приближенных стали служить "сени"

    важнейшая часть княжеского двора. "Сени" заменяют в но
    вых условиях гридницу и часто, по аналогии с гридницей,
    называются "сенницей".
    Жилой комплекс двора крупного феодала носил собира
    тельное название "хоромы". Хоромы княжеского двора имели
    в основе своей планировки трехчленную систему - теплая
    изба, сени, клеть, - но разработанную широко и богато.
    Сени княжеского двора и вообще сени богатого дома
    представляли собой крытую галерею второго этажа, куда
    снаружи шла лестница; эта галерея опиралась на столбы и
    была довольно просторной.
    Площадь сеней была довольно значительной; во время
    восстания 1068 г. в Киеве на сенях княжеского двора по
    мещался князь с небольшой дружиной, князь Борис в 1150
    г. мог устроить на сенях белгородского дворца пир для
    духовенства и дружины.

- Терем. С сенями же связан вопрос о тереме. Это была та часть жилища, которая определяла его архитектурный об

    лик.
    Теремом или теремцом называли шатровую гранную или
    округлую коническую сень, поставленную над чем-либо; те
    ремом называли также лестничную башню для входа на хоры
    черниговского Спасского собора и владимирского Успенско
    го собора.
    По всей вероятности, сени увенчивались особой вышкой
    с шатровым верхом, выделявшими центральную часть дворцо
    вого ансамбля.

- клеть и теп- Рядом с сенями находилась жилая половина - теплая лая "изба". "изба", по другую сторону - клеть, служившая не только летней спальней и кладовой, но и приемным парадным поме

    щением; закопченная от черной топки "истба" была для
    этой цели непригодна.
    Судя по позднейшим поучениям, в углу клети помеща
    лась "божница" - иконы.
    Подобно сеням, и клеть часто приобретала надстройку
    в виде второго этажа и, получая характер четырехугольной
    башни, называлась "повалушей" и имела внутри изобрази
    тельную или орнаментальную роспись.
    По соседству с хоромами на дворе феодала помещалась
    церковь. Дворцовые постройки не ограничивались одними
    парадными комнатами собственно дворца - хором. Двор фео
    дала был в то же время хозяйственным центром и на его
    территории имелся ряд служебных жилых и хозяйственных
    построек. Источника называют погреба, скотницы, бани.
    в) _ Внутренняя
     _обстановка

 _жилища.  . О древнерусской мебели и внутренних принадлежностях - мебель. жилища мы знаем очень мало. В письменных источниках до вольно часто упоминается только ковер. Полы княжеских

    домов были обычно устланы коврами; эти интересные произ
    ведения прикладного искусства до нас не дошли. Столы и
    спальни упомянуты рассказе о землетрясении в Киеве. Сто
    лом назывался и княжеский трон, - на киевских монетах,
    где князь изображен в кресле, надпись гласит: "Владимир
    на столе, а я его сребро".
    Кровать упоминается в "Слове о полку Игореве": Свя
    тослав киевский лежит "на кровати тисове" (здесь имеется
    ввиду тисс, напоминающий красное дерево). Кровать назы
    вается также "одром", "ложем", "постелью".
    Одеяла у богатых людей нарядно украшались. Сама пос
    тель в богатом доме устраивалась роскошно.

- освещение. Освещение древнерусских домов при слабом естествен ном свете сквозь волоковые окна имело особое значение.

    Бедные дома освещались лучинами; хотя упоминаний об этом
    нет, но при раскопках русских городов встречаются желез
    ные светцы - подставки для лучин. Богатые дома освеща
    лись свечами. Свечи упоминаются в источниках чаще, но
    только церковные. Несомненно, что восковые свечи приме
    нялись и в быту: свечи оставались лучшим средством осве
    щения в богатых домах всех стран до XIX века.
    Особые глиняные подставки, встречающиеся при раскоп
    ках, считают подсвечниками. В Киеве находят в очень
    большом количестве и глиняные светильники, в которых на
    ходилось масло.
     22. 2 0  2Одежда.
    а)  _Народная одежда

( мужская одежда) Красочность и своеобразие древнерусских одежд угады вается по очень отрывочным данным. Древних рисунков и

    описаний одежд в источниках очень мало. Сами же одежды в
    целом виде до нас не дошли. Дошедшие до нас металличес
    кие детали костюмов позволяют все же наметить их облик,
    а металлические украшения дают возможность представить
    общий живописный характер одежды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать