Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)
p>- Ковка и че- На второе место после литья нужно поставить ковку и канка цвет- чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие от ков ных металлов. ки железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы куются значительно легче и поддаются даже холод

    ной ковке.
    В куполах мы видим тонкую кованную серебрянную про
    волоку и тонкие листы серебра. Расплющенное в листы се
    ребро (или медь) шло на различные поделки: очелья (или
    венчики), пластинные браслеты, оковку шкатулок, ушки для
    прикрепления подвесок и т. д.
    Ковкой изготовлялись некоторые виды местных гривен,
    браслеты, наголовники, ромбощитковые височные кольца и
    д. р.
    Чеканка тонких металлических листов применялось край
    не редко только в очень простых формах точечного узора,
    идущего по краю подвески или ввиде нескольких вдавленных
    линий.
    Иногда орнамент наносился резцом, имеющем форму ма
    ленького долото, поварачивая который с одного угла на
    другой мастер получал на поверхности металла зигзагооб
    разную линию, резцом же гравировался и вырезался любой
    произвольный рисунок. Особенно богаты различными видами
    орнамента, на которых мы видим и кружки, и линии, прове
    денные зубчатым колесом и зигзагами, и просто резьбу, и
    глубокий литой орнамент.

- Производство Затем после литья и ковки важным является производс проволоки. тво проволоки.

    В небольших количествах проволока употреблялась не
    только для украшений, но и в быту.
    Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки
    делались кольца, а также браслеты, височные кольца, и
    целый ряд других украшений.
    Для изготовления медной или серебрянной тянутой про
    волоки был необходим так называемый калибр, или "волочи
    ло" - железная доска с рядом просверленных отверстий,
    которые делались коническими; каждое соседние отверстие
    имело диамер меньше, чем предыдущие.
    Для волочения проволоки предварительно выковывали
    серебряный или медный стержень, заостряли его, всовывали
    в самое крупное отверстие волочила. Затем его проволачи
    вали через меньший глазок, и так до тех пор, пока не по
    лучали проволоку требуемого диаметра.
    Медную проволоку диаметром до 2 мм удавалось полу
    чить длиной до 150 см.
    В целом ряде областей правобережья Днепра известны
    бусы из тонкого проволочного каркаса, на который прикр
    еплены крупные зерна металла. Бусы эти носят условное
    название "минских", они часто встречаются в деревенских
    курганах дреговичей, древлян и волынян.

в)  _Гочарное дело.  . Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю - технология традицию, уводящюю нас в неолит.

изготовления. На рубеже IX - X вв. оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло.

    В раннее время судя по дактилоскопическим отпечат
    кам, изготовление глиняной посуды было женским делом.
    Письменные же памятники Киевской Руси говорят исключи
    тельно о гончарах - мужчинах.
    Для изготовления горшков использовалась глина, кото
    рую называли "скудель", "зьд" или "здень". Глина перед
    лепкой сосуда специально обрабатывалась, смачивалась во
    дой, тщательно зарминалась.
    Лепка сосуда, независимо от способа формовки его (от
    руки или на круге), производилась ленточным, жгутовым
    способом.
    Глина раскатывлась на длинные валики, уплотнялась
    при этом, а затем гончар укладывал эти валики спирально,
    сообразуя с желаемой формой сосуда. После этого валики
    сдавливались, швы между ними затирались и производилась
    окончательная отделка сосуда . Возможно, что плоское
    днище сосуда лепилось иногда отдельно.
    Лепная посуда для Киевской Руси не характерна, так
    как в это время она уже сменилась гончарной. Предшест
    венником гончарного круга была деревянная доска, на ко
    торой лепили горшок и которую можно было поворачивать
    для удобства обработки сосуда.

- гончарные Среди разных деревенских гончарных изделий на 1-ое изделия. место надо поставить горшки, сосуды различных размеров и назначения. Основное назначение горшка - служить для

    варки пищи в печах, форма горшка сохранилась до наших
    дней. Иногда встречаются горшки с несколькими специаль
    ными отверстиями на дне, прим 2е 0нявшиеся, очевидно, для
    откидывания творога: сыворотка стекала через отверстия
    на дне горшка.
    Затем идут "корчаги" - большие сосуды, игравшие,
    главным образом, роль хранилищ зерна, браги и других
    продуктов.
    Существовали и узкогорлые сосуды, носившие название
    "крина", "криницы". В меньшем количестве, чем горшки,
    гончарами изготавливалась плоская посуда (мисы, "плоски"
    - плошки, чаши, блюда).

- клейма на дни- Чрезвычайно интересными были клейма на днищах сосу щах сосудов. дов. На маленьких кружках, подкладывавшихся под сосуд при формовке его на круге, гончары вырезали различные

    значки, которые выпукло отпечатывались на днище сосуда и
    являлились клеймами мастеров.
    Они делались в виде круга, круга со вписанным крес
    том, ключа, звезды, квадрата, треугольника.
    Разбирая клейма сосудов из какой-либо определенной
    курганной группы, часто адавалось установить, что общая
    схема рисунка разных клейм одинакова, но что эта схема
    постепенно усложняется дополнением деталей. Так, напри
    мер, на одном горшке, найденном при раскопках курганного
    могильника, встречено клеймо в форме круга, в одном из
    соседних курганов этого же кладбища встретилось клеймо в
    форме круга с крестом внутри. В третьем кургане клеймо
    круг с крестом внутри и еще с одной линией, в четвертом
    - к трем линиям добавлена еще одна. Таким образом наме
    чается линия непрерывного усложнения. Самым интересным и
    важным в этом усложнении является то, что горшки с наи
    более простыми клеймами являются в то же время и наибо
    лее древними, а каждое усложнение соответствует последо
    вательно более поздним погребениям.
    Все это позволяет предположить, что усложнение клейм
    может свидетельствовать о передаче по наследству гончар
    ного дела. Сын продолжал дело отца, но к его клейму до
    бавлял " 1опятныш 0".

в)  _Домашнее про- . При натуральном хозяйстве многое производилось в  _изводство.  . каждом отдельном хозяйстве, и не в виде ремесла, а в ви де домашнего производства, к которому можно отнести из

    готовление одежды, обуви, утвари, земледельческого ин
    вентаря.

- плотничьи Плотничьи работы производились топором, являвшимся работы. универсальным орудием. Топор мог быть как лесорубным, так и плотничным.

    Пила и долото в деревенском зодчестве не использова
    лись.
    Широкое применение в обработке дерева находило тесло
    - нечто вроде мотыги. При помощи тесла можно было дол
    бить колоду, лодку, корыто.
    Для плотничных и  1древодельных 0 работ широко применя
    лись гвозди. Гвозди всегда четырехгранные с отогнутым
    верхом. Применялись и гвозди-шипы.

- обработка ко- Мягкая кожаная обувь типа украинских "постолей" из жи и меха. вестна по ряду курганов. Овчинные тулупы и меховые шапки изготавливались дома.

    На городищах находят железные струги для соскаблива
    ния мездры со шкуры. Химическая сторона обработки кожи и
    меха была известна еще со времен неолита.

- изготовление Для изготовления тканей использовались лен, конопля, тканей. овечья шерсть.

    Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На ве
    ретено, для ускорения его вращения, надевали глиняное
    или каменное колечко - "пряслень".
    На шиферных пряслицах очень часты значки и надписи,
    подтверждающие принадлежность его определенной женщине.
    С процессом обработки льна и получением пряжи связа
    но много разлиных поверий, обычаев и песен, имевших в
    свое время обрядовый характер. Предположительно связыва
    ют с прядением имя богини Мокош.
    Пряжу ткали на ткацком станке. Ткани делались не
    только простые, но и узорные. Узор бывал одноцветным и
    многоцветным. Часто, кроме такого узора, ткани украшали
    цветной вышивкой или набойкой.
    Ткацкий стан был самым сложным механизмом в деревне
    и в то же время самым необходимым. Станы были, вероятно,
    в каждой избе.
     21. 2. Городское ремесло.
    а)  _Ювелирное

 _дело.  . В городе широко применялись изделия из кованной ме - обработка ди. Котлы, чаши, миски из тонких листов меди, специально меди. выполняли по определенному профилю.

    Кровли зданий крыли, наряду со свинцом, листами ко
    ванной меди.
    Из меди лили колокола, паникадила, кресты, складни,
    подсвечники, гири весовые, боевые гири, пистолеры, пе
    рекрестья для мечей, а в более ранние времена - идолов,
    подвески к ожерелью, пряжки, штампы для тиснения сереб
    ра, бубенчики, фибулы, зеркала, битни для игры в бабки и
    т. д.
    Часть предметов отливалась в каменных литейных фор
    мах, большая же часть отливалась с восковых моделей. Об
    разцом плоского литья по восковой модели может служить
    известная бронзовая арка XII в. из города Визижа на Дес
    не.
    Литейщикам часто приходилось решать задачу создания
    объемных вещей, которые нельзя было вынуть из формы, не
    разломав ее. Для этого использовался так называемый спо
    соб "потерянной формы", когда изготовив восковую модель,
    обмазывали ее глиной со всех сторон, обжигали, вытапли
    вали воск, наливали металл и для получения вещи разламы
    вали глиняную форму. Именно этим приемом создан ряд
    бронзовых и серебряных фибул со звериными мордами, брон
    зовые подсвечники с такими же мордами по бокам и ряд
    других предметов.
    Материалом для форм служили песчаник, известняк, жи
    ровик, розовый шифер.
    Известны формы для котлов, для крестов, для поясных
    бляшек, для широких запястий6 для бубенчиков, пуговиц,
    перстней и т. д.
    Для литья олова применялись специальные бронзовые
    литейные формы. Многие литейные формы имитируют дорогие
    изделия с зернью, сканью, заменяя эти сложные приемы
    литьем.
    - ковка и че

канка. В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась различная посуда - судки, вазы, братины, чары, блюда и

    т. д.
    Златокузнец отливал из серебра (или меди) плоскую
    лепешку, а затем начинал ковать ее на наковальне от се
    редины к краям. Благодаря этому приему вещь постепенно
    принимала полусферическую форму.
    Усиливая удары в определенных зонах и оставляя неко
    торые места менее прокованными, мастер достигал желаемо
    го контура.
    Образцом кованной серебряной посуды может служить
    чара черниговского князя Владимира Давидовича, найденная
    в столице Золотой Орды - Сарае.
    С ковкой серебра и меди связана чеканка этих метал
    лов. Простейший вид чеканки представляет нанесение ри
    сунка на внешнюю поверхность вещи различными пуансона
    ми. Орнаментируемую пластину клали на жесткую подкладку
    и наносили узор, уплотняя металл в месте удара. Узоры
    наносились пуансонами различной формы: одни имели вид
    маленького долотца, другие давали отпечаток в виде коль
    ца, круга, треугольника. Встречаются профильные пуансоны
    для фигурной чеканки. Таким способом украшены оковки
    турьих рогов в курганах Х в. Большей частью рисунок этих
    оковок геометричен, поражает своим фантастическим орна
    ментом из фигур людей и причудливых драконов и птиц.
    Эта техника господствует до XII-XII вв. , когда появ
    ляется техника выпуклой чеканки, при которой сначала ор
    наментированную серебряную пластинку чеканят с обратной
    стороны, выдавливая рисунок резким выпуклым рельефом на
    ружу. После этого лицевая сторона подвергается более де
    тальной обработке: разделывают одежды, лицо, волосы,
    подправляют общий рельеф.
    Для того, чтобы не порвать тонкий металл при такой
    глубокой выпуклой чеканке, работу производили на специ
    альной упругой подушке из вара, воска или смолы. Точно
    так же и при обработке лицевой стороны обратную сторону
    заливают подобной же упругой смесью? чтобы не нарушить
    полученного рельефа ударом пуансона.
    - волочение

проволоки. Потребность в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная,

    золотая проволока шла на самые различные изделия. Прово
    лока крупного калибра шла на изготовление гривен и брас
    летов, более тонкого - на височные кольца, цепочки, а
    наитончайшие проволочные нити украшали поверхности раз
    личных предметов сложным и причудливым узором филиграни.
    Филигрань, русская скань представляют собой скручен
    ные проволоки, образующие какой-либо узор. Скань может
    быть ажурной, когда сами проволоки образуют каркас вещи,
    но может быть и накладной на пластинке. И в том, и в
    другом случае для скрепления нитей между собой или с
    пластиной требуется паяние.
    Вся работа производится так: сначала скручивается
    проволока, затем, при помощи миниатюрных щипцов, сканные
    нити изгибаются по задуманному рисунку и складываются
    друг с другом или кладутся на пластину. После этого на
    пластину насыпается припой в виде порошка легкоплавкого
    металла, и пластина с уложенными на нее сканными нитями
    ставится в жаровню. Припой расплавляется и соединяет
    скань с пластиной. Если работа должна быть ажурной, то
    нити собирали на какой-нибудь плитке, присыпали припоем
    лишь для того, чтобы они скрепились друг с другом, но не
    с основой.
    - зернь.
    На пластину напаивали мельчайшие зерна металла. Зер
    на серебра и золота заготавливали заранее из мельчайших
    капель металла, а затем укладывали при помощи маленького
    пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее ее посыпали
    припоем и ставили в жаровню.
    В раннее время зернью особенно усердно украшали се
    ребряные лунницы, на которые напаяно по 2250 мельчайших
    серебряных зерен, каждое из которых меньше в 5-6 раз бу
    лавочной головки. На 1 кв. см 324 зерна. На зерненых ки
    евских колтах количество зерен доходило до 5000.
    Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластину
    напаивалась тонкая гладкая проволока, создававшая каркас
    рисунка. Пространство между проволоками густо засыпалось
    зернью, наплавлялась вся сразу.
    Скань применялась в самых различных случаях: для
    подвесок к ожерелью, для рукоятей мечей, для обрамления
    крупных эмалевых медальонов.

- инкрустация Инкрустация производилась по раскаленному металлу. золотом и сереб- сначала на орнаментируемую поверхность наносился рису ром по железу и нок, затем этот рисунок прорезался резцом несколько на меди искосок. После этого предмет нагревали и накладывали на углубление серебряную или золотую проволоку. Маленьким

    долотцом и легкими ударами молотка ее вгоняли в углубле
    ние, расплющивали и заравнивали рваные края бороздки.
    Инкрустированную золотом медь обычно покрывали чернью.
    В тех случаях, когда нужно было получить сплошное
    золотое пятно, мастер проводил несколько параллельных
    бороздок, укладывал на них проволоку и затем на огне
    расплющивал проволоку так, чтобы отдельные нити слились
    в сплошную золотую поверхность: здесь инкрустация прев
    ращается в золочение.
    - чернь и эмаль.
    Чернь применялась для серебряных изделий, где черный
    фон резко контрастировал с выступающим светлым серебря
    ным узором.
    В состав черни входят серебро, свинец, красная медь,
    сера, поташ, бура, соль. Серебряная пластинка под чернь
    должна быть изготовлена чеканкой или тиснением таким об
    разом, чтобы фон был углублен по сравнению с рисунком.
    Фон еще дополнительно процарапывали резцом, для лучшего
    сцепления черни с серебром. После этого порошок разводи
    ли и полученную кашицу размазывали по углублениям плас
    тинки. Затем пластину ставили в жаровню, и чернь очень
    прочно соединялась с серебром. Получив черный фон, мас
    тер подправлял края его резцом и им же добавлял выступа
    ющие части узора.
    Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так
    как только золото обладает такой степенью ковкости и
    легкоплавкости, которые требовались для создания основы
    под эмаль.
    На поверхности металла делаются замкнутые узоры из
    каких-либо перегородок, которые заполняются стекловидной
    массой эмали определенного цвета. Массы бывают прозрач
    ные и непрозрачные.
    Для эмалевых вещей применялось золото с примесью
    20-30% серебра. Изготавливалась тонкая золотая пластин
    ка, на которой выдавливался вглубь общий контур рисунка,
    а затем на дне получившегося углубления ювелир намечал
    места, где должны быть припаяны перегородки. Перегородки
    делались из тончайших полосок золота в 0, 5-2 мм высотой.
    Полоски изгибали по рисунку и напаивали на ребро на
    пластинку. Для каждой цветной точки приходилось делать
    отдельную золотую ячейку.
    После окончания работы по золоту в каждую ячейку на
    сыпали эмалевый порошок разных цветов, и вся пластинка
    ставилась в жаровню. Эмаль плавлением прочно соединялась
    с золотом. Нужно было вынуть вещь тогда, когда эмаль
    расплавлена, но еще не потеряла желаемого цвета от пе
    регрева. Остудив вещь, мастер осторожно проковывал выс
    тупающие края золотых перегородок и шлифовал поверхность
    эмали.
    - обработка кожи.
    Обувь, шапки, оружейные ремни, пояса, сбрую, седла,
    колчаны, щиты, переметные сумы, рукавицы, плети, переп
    леты книг и пергамент - все это требовало разнообразной
    выделки кож и различных способов их подшивки.
    Сырьем для кожевенника служили воловьи, козлиные и
    конские шкуры. Сначала шкуры очищали от волос в огромном
    чане, который был сделан в виде ящика из колотых плах,
    вставленного в пазы врытых в землю столбов.
    Следующая стадия - дубление кожи, для которого упот
    реблялись специальные экстракты, например, "квас усни
    ян". Квашение кож сопровождалось механическим размягче
    нием их - кожи мяли руками.
    Выделанную кожу кроили и сшивали. Шили и мягкую
    обувь, и обувь с твердой подошвой. Хотя обувь дошла в
    очень небольшом количестве, но это различие сапог (твер
    дой обуви) и чревни (мягкой обуви) можно проследить хотя
    бы по стременам, которые делились на два типа: первый с
    плоским основанием (для сапог с подошвой) и второй, ок
    руглый, для мягкой обуви.
    К особым кожевенным работам надо отнести изготовле
    ние красного и зеленого сафьяна - хоза, из которого де
    лались богатые сапоги, и изготовление пергамента, кото
    рый делался из телячьей кожи, специально обработанной и
    разглаженной.
    - обработка камня
    Работы по камню делятся на два раздела: работы, свя
    занные со строительным делом, т. е. обработка больших
    блоков и плит, и мелкая ювелирная работа над огранкой и
    отшлифовкой мелких самоцветов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать