торжественных длинных одеяний, которые мы увидели на
княжеских портретах. Можно даже определить, что это ру
баха-косоворотка: линия разреза идет вниз от ворота с
левой стороны. Штаны заправлены в высокие сапоги.
В источниках часты упоминания ветхой простой нищенс
кой одежды "руб", "рубищ".
- материал. В курганах встречаются куски шерстяных тканей, при чем иногда можно определить, что шерсть была окрашена,
например, в красный цвет. Встречаются также льняные тка
ни и шелковые тесемки, шитые мишурным золотом и состав
ляющие украшение более богатых женских одежд.
- пояса. Пояса были кожаные и очень узкие (1, 5-2 см), с мед ными пряжкой и наконечником. Для древнерусских пряжек
характерна форма, напоминающая лиру. Пояса в более бога
тых мужских погребениях украшены рельефными бляшками,
медными или серебряными, в виде пальметок или розеток, с
таким же наконечником. Рубаха подпоясывалась значительно
выше уровня таза. Остатки поясов встречаются почти иск
лючительно в мужских погребениях, женская одежда не под
поясывалась.
- пуговицы. Иногда в курганах встречаются пуговицы от рубах медные сферические, а также костяные, но, повидимому,
особенно много было деревянных пуговиц, до нас не дошед
ших. В женской одежде пуговицами иногда служили бусы,
например, сердоликовые или хрустальные, или бубенчики.
- зимняя одежда. Зимние одежды простого народа делались из недорогих мехов. Например, медвежьи шубы считались в Древней Руси
простонародными, причем возникали даже сомнения, прилич
но ли их носить священникам. Овчинные шубы были наиболее
распространенными.
О головных уборах древнерусских крестьян мы ничего
не знаем.
- обувь. Крестьянская обувь делалась обычно из кожи. С древ нейших времен известно и название "лапоть". Тем не менее
кожаная обувь была уже довольно распространена. Не толь
ко в городах почти все население было уже обуто в кожу,
но и в деревне кожаная обувь не была редкостью - она
часто встречается в крестьянских курганах.
Обычно это кожаные туфли-поршни - обувь, шитая из
целого куска мягкой кожи. Источники называют еще нес
колько видов обуви: "пресницы" - обувь типа сандалий, у
которых отмечаются "высокие пяты" и "калиги".
Однако в раскопках встречаются и высокие "русские"
сапоги с жесткой подметкой и железными подковами. На
обуваемую ногу наматывались льняные онучи или надевали
шерстяной чулок.
- одежда крестья- В общем одежду русского крестьянина можно предста нина. вить так. Русская холщевая рубаха-косоворотка с металли ческими, костяными или деревянными пуговицами, подпоя
санная узким ремнем. Штаны, заправленные в высокие сапо
ги или замотанные онучами при носке лаптей или поршней.
Поверх рубахи надевалась весной и осенью грубошерстная
теплая одежда, заменяемая в зимнее время меховой, обычно
овчинной шубой. К поясу крестьянин привешивал различные
мелкие бытовые вещи: ключ от клети, небольшой ножик, ог
ниво с кремнем и т. д.
( женская одежда) Женская одежда по материалам раскопок курганов вос становлена еще хуже, чем мужская, зато от нее сохранилось
много украшений.
- украшения. Характерным украшением славянских женщин были височ ные кольца, изготовленные деревенскими мастерами. Сереб
ряные или медные височные кольца вплетались женщинам в
волосы, прикреплялись при этом к головным уборам, кото
рые были также разнообразны. На юге, в бассейне Псла,
широко бытовал женский головной убор, состоящий из венца
из тонкой серебряной пластины или обруча из перекручен
ной граненой серебряной проволоки с прикрепляемой к нему
посередине (на лбу) серебряной пластиной, согнутой в ци
линдр. К этой основе подвешивались спиральные кольца,
бубенчики, раковины и т. п.
Наряду с височными кольцами большое распространение
в уборе древнерусской женщины имели серьги разнообразной
формы. Излюбленными в Киевской Руси были так называемые
трехбусинные серьги.
Кроме широко распространенных ожерелий из стеклянных
бус, встречаются металлические цепи с подвесками различ
ных форм: лунниц, круглых бляшек, бубенчиков, звериных
"чудских" фигурок, маленькой ложечки-"уховертки".
- одежда горожан. Одежда рядовых горожан, ремесленников, мелких тор говцев, по-видимому, отличалась не только от одежды фео
далов, но и от крестьянской. Об этом мы можем судить
лишь по одной детали. Самой частой находкой во всех
древнерусских городах являются обломки стеклянных брас
летов XI-XIII вв. Крестьяне же носили браслеты почти
исключительно из меди. Цвет стеклянных браслетов разно
образен: есть синие, зеленые, желтые, фиолетовые и дру
гие; они блестящи и ярки. Гораздо реже встречаются стек
лянные перстни. Устойчивость этой детали женского наряда
позволяет предполагать, что и одежда горожан была сво
еобразна. По-видимому, горожане были оригиналам для тех
изображений людей в коротких рубахах, которые встречают
ся в народных сценках, вплетенных в заглавные буквы
позднейших русских летописей. Материалом одежд горожан
служил, в частности, домотканный холст.
б) _Одежда знати.
( мужская одежда) Наиболее характерным признаком княжеской, боярской и - плащ. дружинной одежды является плащ, названный на Руси "корз но".
В дружинных курганах этого века обычной находкой яв
ляются фибулы, застежки плащей.
В тех случаях, когда в погребении находятся две фи
булы, они, обычно, соединены цепочкой.
Плащ-корзно был общ славянами восточными и западны
ми. Корзна знати делалась из дорогого материала и предс
тавляла значительную ценность.
- обычная одежда. Под корзном надевалась хорошо облегающая тело основ ная одежда. Она имела разрез во всю длину и застегива
лась выше пояса характерными для русской одежды петлями.
Круглый или квадратный глубокий вырез ворота обшивался
золотом и драгоценными камнями, образовывавшими по краю
широкую кайму получившую название "Оплечья" или "оже
релья".
Полы одежды также обшивались богато украшенной золо
том и камнями каймой. Рукава оканчивались широким, также
вышитым обшлагом. Пояс, обычно богато украшенный набора
ми и золотым шитьем, перехватывал одежду в талии, его
концы спускались свободно вниз.
Штаны не имели, видимо, специального названия.
- обувь и го- Княжеской обувью были высокие сапоги из мягкой цвет ловной убор. ной кожи, синего, желтого и красного сафьяна. Носили их, конечно, не только князья.
Княжеская мягкая сферическая шапка с меховым околы
шем являлась обязательным атрибутом русских князей в ми
ниатюрах, на иконах и фресках с XI по XVI вв. Эта шапка
очень простой формы имеет аналогии среди головных уборов
всех народов Европы и Азии. Но нигде шапки не имели ни
особого значения, ни особого раскроя. Неизвестно, были
ли эти уборы так обязательны для князей в жизни, но в
условном феодальном искусстве они являются важными кня
жескими регалиями, притом чисто русскими.
- одежда кня- Корзно и другие одежды мы видим на княжеских портре зей (изобра- тах XI-XII вв. К 1073 г. относится рисунок Святослава жения на фрес- Изборника, где изображен Святослав Ярославич, его жена и ках, иконах, пять сыновей. На голове Святослава русская княжеская миниатюрах). шапка; основное платье синее с красной каймой и золотыми поручами; поверх надето синее с золотой каймой корзно,
застегнутое на правом плече красной застежкой с золотыми
лопастями; на ногах - синие сапоги. Сыновья Святослава
изображены в малиновых одеждах с красными каймами, золо
тыми воротниками, поясами и тремя поперечными петлицами.
Такие одежды и позднее, в течение ряда веков, бытовали
на Руси, в частности, характерны петлицы. От пояса вниз
по бокам спадают по два конца, что обычно прослеживается
и в курганных погребениях. Шапки княжичей меховые, высо
кие.
- зимняя одежда. Зимние одежды русской знати делались из дорогих ме хов. Еще Ибн-Фадлан видел соболью шапку у мертвого руса.
"Собольи одеяла" упоминает Даниил Заточник; тем более из
соболя должны были делаться шубы, упоминаемые в былинах.
В "Слове о полку Игореве" упоминается бобровая шуба.
Также характерны были для одежды знати куньи меха.
В источниках упоминается "кожух"; не исключено, что
это одежда из дубленых мехов.
В источниках упоминаются рукавицы.
( женская одежда) Женские одежды знати известны хуже, чем мужские; представление о них дают фрески Софии и миниатюры из Из
- одежда княжны. борника Святослава. На миниатюре из Изборника одежда княжны состоит из двух подпоясанных золотым поясом
платьев - короткого верхнего и длинного нижнего. Рукава
верхнего широки, что характерно для русской одежды и
позднее, рукава нижнего платья - узкие с золотым поруча
ми. На шее - широкое ожерелье с драгоценными камнями.
Башмаки золотые. На голове платок, конец которого спада
ет на плечи. Головное покрывало было обязательным для
замужних женщин; вообще оно называлось "повоем".
- украшения. Названия женских украшений известны плохо. Слово "ряса", означавшее впоследствии основное украшение голо
вы, упомянуто в рассматриваемую эпоху, но и то в пара
доксальном применении к свинье.
Жены дружинников уже в начале Х века носили золотые
и серебряные ожерелья и гривны. Русские летописцы обра
щали внимание на драгоценные гривны в составе головного
убора богатых жен.
Среди браслетов - наиболее интересны широкие сереб
ряные изогнутые пластины, соединенные шарниром и укра
шенные различными изображениями. Золотые и серебряные
украшения знатных женщин хорошо известны по кладам. В
них богато представлены все виды средневековой ювелирной
техники: эмаль, скань, зернь, чернь. Много в кладах
браслетов, диадем и гривен; интересны нагрудные цепи из
крупных золотых медальонов с эмалевыми разноцветными
изображениями птиц и крестов.
Но доминирующее положение в женском наряде занимали
колты. Это большие полые внутри золотые или серебряные
подвески, носившиеся в волосах. Золотой колт украшался
перегородчатой эмалью, что придавало особую изысканность
наряду. Серебряный колт иногда имел звездчатую форму и
покрывался сложным деревянным узором.
2IV. НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
21. Письменность, грамотность, образование.
а) _ До принятия . Основой любой древней культуры является письмен _Христианства ... ность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время су ществовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с
христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако
согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о сущест
вовании славянской письменности задолго до христианиза
ции Руси. В 1949г. советский археолог Д. В. Авдусин во
время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, от
носящийся к началу Хв. , на котором было написано "горуш
на" (пряность). Это означало, что уже в это время в вос
точно-славянской среде бытовало письмо, существовал ал
фавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского
дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время
пребывания в Херсонесе в 60-е годы IХв. он познакомился
с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальней
шем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками
славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части ос
новывалась на принципах славянского письма, существовав
шего у восточных, южных и западных славян задолго до их
христианизации.
Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византи
ей, относящиеся к первой половине Хв. , имели "противени"
- копии, также написанные на славянском языке. К этому
времени относится существование толмачей-переводчиков и
писцов, которые записывали речи послов на пергамент.
б) _После принятия . Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему _Христианства. . развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчи
- первые письмен- ки из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в ные произведения. период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, много численные переводы греческих и болгарских книг как цер
ковного, так и светского содержания. Переводятся, в
частности, византийские исторические сочинения, жизнео
писания христианских святых. Эти переводы становились
достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в
княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях,
церквах, где зародилось русское летописание. В XIв. по
лучают распространение такие популярные переводные сочи
нения, как "Александрия", содержащее легенды и предания
о жизни и подвигах Александра Македонского, "Девгениево
деяние", являющееся переводом византийской эпической по
эмы о подвигах воина Дигениса.
- обучение гра- Таким образом, грамотный русский человек XIв. знал мотности. многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.
Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, пере
водчиков формировались в школах, которые были открыты
при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а
позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широ
ком развитии грамотности на Руси в XI-XIIвв. Однако она
была распространена в основном лишь в городской среде,
особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской вер
хушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской
местности, в дальних, глухих местах население было почти
сплошь неграмотным.
C XIв. в богатых семьях стали учить грамоте не толь
ко мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха
Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала
в нем школу для обучения девочек.
- распростране- Ярким свидетельством широкого распространения гра ние грамотности. мотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951г. во время археологических
раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова
извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней
буквами. "Я двадцать лет ждал этой находки! " - восклик
нул руководитель экспедиции профессор А. В. Арциховский,
давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того
времени должен был найти отражение в массовом письме,
каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена
либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные
свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный обо
рот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том,
что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси
люди любили и умели писать друг другу. Среди писем дело
вые документы, обмен информацией, приглашение в гости и
даже любовная переписка. Некто Микита написал своей воз
любленной Ульяне на бересте "От Микиты ко Улианици. Пои
де за меня.... ".
Осталось и еще одно любопытное свидетельство о раз
витии грамотности на Руси: так называемые надписи граф
фити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить
свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жа
лобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще
молодым человеком, во время церковной службы, затеряв
шись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене
Софийского собора в Киеве "Ох тяжко мне" и подписался
своим христианским именем "Василий".
22. Литература. Устное народное творчество.
Общий подъем Руси в XIв. , создание центров письмен
ности, грамотности, появление целой плеяды образованных
людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-мо
настырской среде определили развитие древнерусской лите
ратуры. Эта литература развивалась, складывалась вместе
с развитием летописания, ростом общей образованности об
щества. У людей появилась потребность донести до читате
лей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и
общества, роли религии, поделиться своим жизненным опы
том. Литература вызывалась к жизни также потребностями
времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На
этом общем благоприятном культурном фоне появлялись ори
гинально и независимо мыслящие писатели, средневековые
публицисты, поэты.
а) _Книги ...