Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)
p>- одежда бедняков. Сохранилось древнейшее русское изображение смерда. На нем короткая подпоясанная рубаха, резко отличная от

    торжественных длинных одеяний, которые мы увидели на
    княжеских портретах. Можно даже определить, что это ру
    баха-косоворотка: линия разреза идет вниз от ворота с
    левой стороны. Штаны заправлены в высокие сапоги.
    В источниках часты упоминания ветхой простой нищенс
    кой одежды "руб", "рубищ".

- материал. В курганах встречаются куски шерстяных тканей, при чем иногда можно определить, что шерсть была окрашена,

    например, в красный цвет. Встречаются также льняные тка
    ни и шелковые тесемки, шитые мишурным золотом и состав
    ляющие украшение более богатых женских одежд.

- пояса. Пояса были кожаные и очень узкие (1, 5-2 см), с мед ными пряжкой и наконечником. Для древнерусских пряжек

    характерна форма, напоминающая лиру. Пояса в более бога
    тых мужских погребениях украшены рельефными бляшками,
    медными или серебряными, в виде пальметок или розеток, с
    таким же наконечником. Рубаха подпоясывалась значительно
    выше уровня таза. Остатки поясов встречаются почти иск
    лючительно в мужских погребениях, женская одежда не под
    поясывалась.

- пуговицы. Иногда в курганах встречаются пуговицы от рубах медные сферические, а также костяные, но, повидимому,

    особенно много было деревянных пуговиц, до нас не дошед
    ших. В женской одежде пуговицами иногда служили бусы,
    например, сердоликовые или хрустальные, или бубенчики.

- зимняя одежда. Зимние одежды простого народа делались из недорогих мехов. Например, медвежьи шубы считались в Древней Руси

    простонародными, причем возникали даже сомнения, прилич
    но ли их носить священникам. Овчинные шубы были наиболее
    распространенными.
    О головных уборах древнерусских крестьян мы ничего
    не знаем.

- обувь. Крестьянская обувь делалась обычно из кожи. С древ нейших времен известно и название "лапоть". Тем не менее

    кожаная обувь была уже довольно распространена. Не толь
    ко в городах почти все население было уже обуто в кожу,
    но и в деревне кожаная обувь не была редкостью - она
    часто встречается в крестьянских курганах.
    Обычно это кожаные туфли-поршни - обувь, шитая из
    целого куска мягкой кожи. Источники называют еще нес
    колько видов обуви: "пресницы" - обувь типа сандалий, у
    которых отмечаются "высокие пяты" и "калиги".
    Однако в раскопках встречаются и высокие "русские"
    сапоги с жесткой подметкой и железными подковами. На
    обуваемую ногу наматывались льняные онучи или надевали
    шерстяной чулок.

- одежда крестья- В общем одежду русского крестьянина можно предста нина. вить так. Русская холщевая рубаха-косоворотка с металли ческими, костяными или деревянными пуговицами, подпоя

    санная узким ремнем. Штаны, заправленные в высокие сапо
    ги или замотанные онучами при носке лаптей или поршней.
    Поверх рубахи надевалась весной и осенью грубошерстная
    теплая одежда, заменяемая в зимнее время меховой, обычно
    овчинной шубой. К поясу крестьянин привешивал различные
    мелкие бытовые вещи: ключ от клети, небольшой ножик, ог
    ниво с кремнем и т. д.

( женская одежда) Женская одежда по материалам раскопок курганов вос становлена еще хуже, чем мужская, зато от нее сохранилось

    много украшений.

- украшения. Характерным украшением славянских женщин были височ ные кольца, изготовленные деревенскими мастерами. Сереб

    ряные или медные височные кольца вплетались женщинам в
    волосы, прикреплялись при этом к головным уборам, кото
    рые были также разнообразны. На юге, в бассейне Псла,
    широко бытовал женский головной убор, состоящий из венца
    из тонкой серебряной пластины или обруча из перекручен
    ной граненой серебряной проволоки с прикрепляемой к нему
    посередине (на лбу) серебряной пластиной, согнутой в ци
    линдр. К этой основе подвешивались спиральные кольца,
    бубенчики, раковины и т. п.
    Наряду с височными кольцами большое распространение
    в уборе древнерусской женщины имели серьги разнообразной
    формы. Излюбленными в Киевской Руси были так называемые
    трехбусинные серьги.
    Кроме широко распространенных ожерелий из стеклянных
    бус, встречаются металлические цепи с подвесками различ
    ных форм: лунниц, круглых бляшек, бубенчиков, звериных
    "чудских" фигурок, маленькой ложечки-"уховертки".

- одежда горожан. Одежда рядовых горожан, ремесленников, мелких тор говцев, по-видимому, отличалась не только от одежды фео

    далов, но и от крестьянской. Об этом мы можем судить
    лишь по одной детали. Самой частой находкой во всех
    древнерусских городах являются обломки стеклянных брас
    летов XI-XIII вв. Крестьяне же носили браслеты почти
    исключительно из меди. Цвет стеклянных браслетов разно
    образен: есть синие, зеленые, желтые, фиолетовые и дру
    гие; они блестящи и ярки. Гораздо реже встречаются стек
    лянные перстни. Устойчивость этой детали женского наряда
    позволяет предполагать, что и одежда горожан была сво
    еобразна. По-видимому, горожане были оригиналам для тех
    изображений людей в коротких рубахах, которые встречают
    ся в народных сценках, вплетенных в заглавные буквы
    позднейших русских летописей. Материалом одежд горожан
    служил, в частности, домотканный холст.
    б)  _Одежда знати.

( мужская одежда) Наиболее характерным признаком княжеской, боярской и - плащ. дружинной одежды является плащ, названный на Руси "корз но".

    В дружинных курганах этого века обычной находкой яв
    ляются фибулы, застежки плащей.
    В тех случаях, когда в погребении находятся две фи
    булы, они, обычно, соединены цепочкой.
    Плащ-корзно был общ славянами восточными и западны
    ми. Корзна знати делалась из дорогого материала и предс
    тавляла значительную ценность.

- обычная одежда. Под корзном надевалась хорошо облегающая тело основ ная одежда. Она имела разрез во всю длину и застегива

    лась выше пояса характерными для русской одежды петлями.
    Круглый или квадратный глубокий вырез ворота обшивался
    золотом и драгоценными камнями, образовывавшими по краю
    широкую кайму получившую название "Оплечья" или "оже
    релья".
    Полы одежды также обшивались богато украшенной золо
    том и камнями каймой. Рукава оканчивались широким, также
    вышитым обшлагом. Пояс, обычно богато украшенный набора
    ми и золотым шитьем, перехватывал одежду в талии, его
    концы спускались свободно вниз.
    Штаны не имели, видимо, специального названия.

- обувь и го- Княжеской обувью были высокие сапоги из мягкой цвет ловной убор. ной кожи, синего, желтого и красного сафьяна. Носили их, конечно, не только князья.

    Княжеская мягкая сферическая шапка с меховым околы
    шем являлась обязательным атрибутом русских князей в ми
    ниатюрах, на иконах и фресках с XI по XVI вв. Эта шапка
    очень простой формы имеет аналогии среди головных уборов
    всех народов Европы и Азии. Но нигде шапки не имели ни
    особого значения, ни особого раскроя. Неизвестно, были
    ли эти уборы так обязательны для князей в жизни, но в
    условном феодальном искусстве они являются важными кня
    жескими регалиями, притом чисто русскими.

- одежда кня- Корзно и другие одежды мы видим на княжеских портре зей (изобра- тах XI-XII вв. К 1073 г. относится рисунок Святослава жения на фрес- Изборника, где изображен Святослав Ярославич, его жена и ках, иконах, пять сыновей. На голове Святослава русская княжеская миниатюрах). шапка; основное платье синее с красной каймой и золотыми поручами; поверх надето синее с золотой каймой корзно,

    застегнутое на правом плече красной застежкой с золотыми
    лопастями; на ногах - синие сапоги. Сыновья Святослава
    изображены в малиновых одеждах с красными каймами, золо
    тыми воротниками, поясами и тремя поперечными петлицами.
    Такие одежды и позднее, в течение ряда веков, бытовали
    на Руси, в частности, характерны петлицы. От пояса вниз
    по бокам спадают по два конца, что обычно прослеживается
    и в курганных погребениях. Шапки княжичей меховые, высо
    кие.

- зимняя одежда. Зимние одежды русской знати делались из дорогих ме хов. Еще Ибн-Фадлан видел соболью шапку у мертвого руса.

    "Собольи одеяла" упоминает Даниил Заточник; тем более из
    соболя должны были делаться шубы, упоминаемые в былинах.
    В "Слове о полку Игореве" упоминается бобровая шуба.
    Также характерны были для одежды знати куньи меха.
    В источниках упоминается "кожух"; не исключено, что
    это одежда из дубленых мехов.
    В источниках упоминаются рукавицы.

( женская одежда) Женские одежды знати известны хуже, чем мужские; представление о них дают фрески Софии и миниатюры из Из

- одежда княжны. борника Святослава. На миниатюре из Изборника одежда княжны состоит из двух подпоясанных золотым поясом

    платьев - короткого верхнего и длинного нижнего. Рукава
    верхнего широки, что характерно для русской одежды и
    позднее, рукава нижнего платья - узкие с золотым поруча
    ми. На шее - широкое ожерелье с драгоценными камнями.
    Башмаки золотые. На голове платок, конец которого спада
    ет на плечи. Головное покрывало было обязательным для
    замужних женщин; вообще оно называлось "повоем".

- украшения. Названия женских украшений известны плохо. Слово "ряса", означавшее впоследствии основное украшение голо

    вы, упомянуто в рассматриваемую эпоху, но и то в пара
    доксальном применении к свинье.
    Жены дружинников уже в начале Х века носили золотые
    и серебряные ожерелья и гривны. Русские летописцы обра
    щали внимание на драгоценные гривны в составе головного
    убора богатых жен.
    Среди браслетов - наиболее интересны широкие сереб
    ряные изогнутые пластины, соединенные шарниром и укра
    шенные различными изображениями. Золотые и серебряные
    украшения знатных женщин хорошо известны по кладам. В
    них богато представлены все виды средневековой ювелирной
    техники: эмаль, скань, зернь, чернь. Много в кладах
    браслетов, диадем и гривен; интересны нагрудные цепи из
    крупных золотых медальонов с эмалевыми разноцветными
    изображениями птиц и крестов.
    Но доминирующее положение в женском наряде занимали
    колты. Это большие полые внутри золотые или серебряные
    подвески, носившиеся в волосах. Золотой колт украшался
    перегородчатой эмалью, что придавало особую изысканность
    наряду. Серебряный колт иногда имел звездчатую форму и
    покрывался сложным деревянным узором.
     2IV. НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
     21. Письменность, грамотность, образование.

а) _ До принятия . Основой любой древней культуры является письмен  _Христианства ... ность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время су ществовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с

    христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако
    согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о сущест
    вовании славянской письменности задолго до христианиза
    ции Руси. В 1949г. советский археолог Д. В. Авдусин во
    время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, от
    носящийся к началу Хв. , на котором было написано "горуш
    на" (пряность). Это означало, что уже в это время в вос
    точно-славянской среде бытовало письмо, существовал ал
    фавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского
    дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время
    пребывания в Херсонесе в 60-е годы IХв. он познакомился
    с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальней
    шем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками
    славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части ос
    новывалась на принципах славянского письма, существовав
    шего у восточных, южных и западных славян задолго до их
    христианизации.
    Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византи
    ей, относящиеся к первой половине Хв. , имели "противени"
    - копии, также написанные на славянском языке. К этому
    времени относится существование толмачей-переводчиков и
    писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

б)  _После принятия . Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему  _Христианства.  . развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчи

- первые письмен- ки из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в ные произведения. период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, много численные переводы греческих и болгарских книг как цер

    ковного, так и светского содержания. Переводятся, в
    частности, византийские исторические сочинения, жизнео
    писания христианских святых. Эти переводы становились
    достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в
    княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях,
    церквах, где зародилось русское летописание. В XIв. по
    лучают распространение такие популярные переводные сочи
    нения, как "Александрия", содержащее легенды и предания
    о жизни и подвигах Александра Македонского, "Девгениево
    деяние", являющееся переводом византийской эпической по
    эмы о подвигах воина Дигениса.

- обучение гра- Таким образом, грамотный русский человек XIв. знал мотности. многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.

    Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, пере
    водчиков формировались в школах, которые были открыты
    при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а
    позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широ
    ком развитии грамотности на Руси в XI-XIIвв. Однако она
    была распространена в основном лишь в городской среде,
    особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской вер
    хушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской
    местности, в дальних, глухих местах население было почти
    сплошь неграмотным.
    C XIв. в богатых семьях стали учить грамоте не толь
    ко мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха
    Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала
    в нем школу для обучения девочек.

- распростране- Ярким свидетельством широкого распространения гра ние грамотности. мотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951г. во время археологических

    раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова
    извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней
    буквами. "Я двадцать лет ждал этой находки! " - восклик
    нул руководитель экспедиции профессор А. В. Арциховский,
    давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того
    времени должен был найти отражение в массовом письме,
    каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена
    либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные
    свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный обо
    рот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том,
    что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси
    люди любили и умели писать друг другу. Среди писем дело
    вые документы, обмен информацией, приглашение в гости и
    даже любовная переписка. Некто Микита написал своей воз
    любленной Ульяне на бересте "От Микиты ко Улианици. Пои
    де за меня.... ".
    Осталось и еще одно любопытное свидетельство о раз
    витии грамотности на Руси: так называемые надписи граф
    фити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить
    свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жа
    лобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще
    молодым человеком, во время церковной службы, затеряв
    шись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене
    Софийского собора в Киеве "Ох тяжко мне" и подписался
    своим христианским именем "Василий".
     22. Литература. Устное народное творчество.
    Общий подъем Руси в XIв. , создание центров письмен
    ности, грамотности, появление целой плеяды образованных
    людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-мо
    настырской среде определили развитие древнерусской лите
    ратуры. Эта литература развивалась, складывалась вместе
    с развитием летописания, ростом общей образованности об
    щества. У людей появилась потребность донести до читате
    лей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и
    общества, роли религии, поделиться своим жизненным опы
    том. Литература вызывалась к жизни также потребностями
    времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На
    этом общем благоприятном культурном фоне появлялись ори
    гинально и независимо мыслящие писатели, средневековые
    публицисты, поэты.
    а)  _Книги ...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать