Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)
p>* дальнейшая исто- В 1116-1118гг. летопись снова была переписана. Кня рия повести. живший тогда ы Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем, как Нестор показал роль в русской

    истории Святополка, по заааказу которого в Киева-Печерс
    ком монастыре и писалась "Повесть временных лет". Моно
    мах отнял летописание у печерских монахов и передал его
    в свой родовой Выдубицкий монастырь. Его игумен Силь
    вестр и стал автором нового Свода. положительные оценки
    Святополка были поумерены, а подчеркнуты все деяния Вла
    димира Мономаха, на основной корпус "Повести временных
    лет" остался неизменным. И в дальнейшем Несторов труд
    входил непременной составной частью как в киевское лето
    писание, так и в летописи отдельных русских княжеств,
    являясь одной из связующих нитей для всей русской куль
    туры.

- дробление лето- В дальнейшем по мере политического распада Руси и писания. возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться. Кроме Киева и Новгорода появились свои лето

    писные своды в Смоленске, Пскове, Владимире-на-Клязьме,
    Галиче, Владимире-Волынском, Рязани, Чернигове, Переяс
    лавле-Русском. В каждом из них отражались особенности
    истории своего края, на первый план выносились собствен
    ные князья. Так, Владимиро-Суздальские летописи показы
    вали историю правления Юрия Долгорукого, Андрея Бого
    любского, Всеволода Большое Гнездо; Галицкая летопись
    начала XIIIв. стала по существу биографией знаменитого
    князя-воина Даниила Галицкого; о черниговской ветви Рю
    риковичей повествовала в основном Черниговская летопись.
    И все же и в местном летописании четко просматривались
    общерусские культурные истоки. История каждой земли со
    поставлялась со всей русской историей, "Повесть времен
    ных лет" являлась непременной частью многих местных ле
    тописных сводов. Некоторые из них продолжали традицию
    русского летописания XIв. Так, незадолго до монголо-та
    тарского нашествия, на рубеже XII-XIIIвв. в Киеве был
    создан новый летописный свод, к котором отражались собы
    тия, происходившие в Чернигове, Галиче, Вламимиро-Суз
    дальской Руси, Рязани и других русских городах. Видно,
    что автор свода имел в своем распоряжении летописи раз
    личных русских городах, в том числе в Киеве, в Выдубиц
    ком монастыре, создавались целые библиотеки летописных
    сводов, которые становились источниками для новых исто
    рических сочинений XII-XIIIвв.
    Сохранение общерусской летописной традиции показал
    Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIIIв. , ох
    вативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода
    Большое Гнездо.

в)  _Фольклор ... Письменные источники свидетельствуют о богатстве и - виды фольк- разнообразии фольклора в Киевской Руси. Значительное лора. место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заго воры, заклинания, обрядовые песни, являвшиеся неотъемле

    мой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал
    в себя также свадебные песни, похоронные плачи-причита
    ния, песни на пирах и тризнах. Распространены были и ми
    фологические сказания, отражавшие языческие представле
    ния древних славян. На протяжении многих столетий цер
    ковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упор
    ную борьбу с "поганскими" обычаями, "бесовскими игрища
    ми" и "кощунами". Тем не менее эти виды фольклора сохра
    нились в народном быту вплоть до XIX-XX вв. , потеряв со
    временем свой изначальный религиозный смысл.
    Существовали также и формы фольклора, не связанные с
    языческим культом, - пословицы, поговорки, загадки, сказ
    ки, трудовые песни. Авторы литературных произведений ши
    роко использовали их в своем творчестве. Сказочные моти
    вы и образы нашли свое отражение в летописи, в житийной
    литературе (например, в "Киево-Печерском патерике").
    Значение исторических жанров фольклора возрастает с
    образованием государства и началом складывания древне
    русской народности. На протяжении многих поколений народ
    создавал и хранил своеобразную "устную летопись" в виде
    прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом
    родной земли. "Устная летопись" предшествовала летописи
    письменой и послужила одним из ее основных источников.

- Былины. К X в. относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса, явившегося верши

    ной устного народного творчества. Былины - устные поэти
    ческие произведения о прошлом. В основе их лежат реаль
    ные исторические события, прототипами некоторых былинных
    героев являются реально существовавшие люди. Так, прото
    типом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Свя
    тославича воевода Добрыня, имя которого неоднократно
    упоминается в летописях. Однако былины редко сохраняли
    точность фактических деталей. Но не в точном следовании
    историческим фактам достоинство былин. Главная их цен
    ность в том, что эти произведения созданы народом и от
    ражают его исторические воззрения, его оценку сущности
    исторических событий и понимание социальных отношений,
    сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы.
    Большинство былинных сюжетов связано со временем
    княжения Владимира Святославича - временем единства и
    могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевника
    ми. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир,
    а герои-богатыри, олицетворявшие народ. Любимейшим на
    родным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, му
    жественный воин-патриот, защитник "вдов и сирот". Народ
    воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.
    В былинах отразилось представление о Руси как едином
    государстве. Главная их тема - борьба народа с иноземны
    ми захватчиками, они проникнуты духом патриотизма.

- устная поэзия. Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их под

    виги. Отзвуки этих песен слышатся, например, в летопис
    ной характеристике князя Ярослава и описании его похо
    дов. В княжеских дружинах были свои "песнотворцы"-про
    фессионалы, слагавшие песни-"славы" в честь князей и их
    воинов. Такими придворными певцами были, вероятно, упо
    минаемый в "Слове о полку Игореве" Боярин и "словутый
    певец Митуса", о котором говорится в Галицко-Волынской
    летописи.
    Устное народное творчество продолжало жить и разви
    ваться и после появления письменной литературы, остава
    ясь важным элементом культуры средневековья. Его влияние
    на литературу сохранялось и в последующие столетия: пи
    сатели, поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсе
    нал ее художественных средств и приемов.
     23. Архитектура.

а)  _Особенности ... Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архи тектура, языческие молельни, крепости, терема, избы стро

    ились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего
    как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выра
    жал свое восприятие строительной красоты, чувство про
    порций, слияние архитектурных сооружений с окружающей
    природой.
    Большинство жилых построек в городах, укреплений,
    дворцов и церквей в то время строилось из дерева. Архео
    логические раскопки показали многообразие деревянного
    зодчества и существование в XI-XIII вв. трехчетырехэтаж
    ных зданий ( "вежи" - донжоны, терема). Многие деревян
    ные формы - башни, двускатное покрытие - повлияли впос
    ледствии на каменное зодчество.

- храмовые по- Квинтэссенцией средневековых архитектурных сооруже стройки(органи- ний и на христианском Западе, и на мусульманском Востоке зация внутрен- были храмовые постройки. Так было и на Руси. Исследова ней и внешней тели образно называют средневековый собор "глубинной формы). книгой" эпохи: зодчий организует архитектурную форму, которая должна вписываться в городской пейзаж, а в своем

    интерьере отвечать задачам богослужения; живописцы рас
    писывают в несколько рядов все стены и своды здания;
    мастера золотых и серебряных дел куют, отливают и чека
    нят паникадила и церковную утварь; художники пишут ико
    ны; вышивальщицы украшают тканые занавесы; писцы и мини
    атюристы готовят библиотеку необходимых книг. Поэтому
    каждый такой церковный комплекс в том или ином городе
    является показателем народной мудрости и мастерства.

- основные рас- Долгое время считалось, что древние зодчие строили счета зодчих. "на глазок", без особых расчетов. Новейшие исследования показали, что архитекторы древней Руси хорошо знали про

    порции ("золотое сечение", отношение типа а: а* 2, где а
    - греческое "пи" и др. ; "пи" им было известно в архиме
    довой форме - 66/21). Для облегчения архитектурных рас
    четов была изобретена система из четырех саженей:
    прямая сажень -152, 7 см;
    косая сажень - диагональ квадрата со стороной
    в прямую сажень - 216 см;
    мерная сажень - 176, 4 см;
    великая сажень - диагональ квадрата со стороной
    в мерную сажень - 250 см.
    В основе каждой постройки была математическая систе
    ма, которая определяла формат кирпичей, толщину стен,
    радиусы арок и общие габариты здания. При постройке все
    должно быть продумано и рассчитано заранее. Иногда в ма
    тематические расчеты здания зодчие вносили интереснейшие
    поправки исходя из зрительного восприятия будущего, еще
    не построенного здания, учитывая и заранее исправляя не
    избежные оптические искажения ( например, церковь Покро
    ва на Нерли под Владимиром, середина XII в. ).

б) _ Православное  . Зодчие стремились выделить церкви среди остальных  _храмостроитель- . городских зданий. В Северных городах, где фоном были се  _ство.  . рые бревенчатые дома, церкви делали белоснежными, а в южных городах, где постройки промазывали глиной и бели

    ли, церкви оставляли в красновато-розовой кирпичной ок
    раске (из-за толстого слоя раствора). Таким образом,
    церковные постройки на перекрестках и площадях станови
    лись заметными.

- основные по- Учителями каменного зодчества были византийцы. В стройки. конце X в. византийские мастера воздвигли в Киеве на месте древнего города Кия величественную пятиглавую Ус

    пенскую (Десятинную) церковь. К середине XI в. русские
    зодчие построили в важнейших политических центрах Руси
    несколько монументальных каменных (кирпичных) храмов:
    Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийский собор
    в Киеве, Софийский собор в Полоцке и Софийский собор в
    Новгороде. Наименование этих соборных, главных церквей
    софийскими связано с двумя идеями: во-первых, это повто
    рение имени центрального храма всей Византийской империи
    - Софии Цареградской (ныне мечеть в Стамбуле); во-вто
    рых, храмы посвящались верховному божеству христианского
    пантеона - богу, творцу мира, в самой абстрагированной,
    высшей форме "софии премудрости божьей". Оба аспекта
    связаны с утверждением высшей княжеской власти.

* постройки XI - Большое количество храмов строится в XI и XII вв. в XII вв. разных городах Руси; деревянные церковные постройки это го времени нам неизвестны. Эпоха феодальной раздроблен

    ности была временем расцвета культуры вообще и архитек
    туры в частности. Во второй половине XII - начале XIII
    в. число храмов в стольных городах достигло многих де
    сятков. Русь стала полноправной участницей создания об
    щеевропейского "романовского" стиля, разрабатывая свои
    локальные варианты в каждом княжестве.

* конструктивная Конструктивная схема церковного здания такова. Четы схема. ре массивных столба, расположенных как бы по углам квад рата, соединены попарно арками. На арках стоит "барабан"

    - цилиндрическая "шея" здания, завершающаяся полусфери
    ческим куполом. Вокруг этого центрального каркаса стро
    ятся внешние стены здания, принимающие на себя часть тя
    жести барабана и купола. Наверху они завершаются свода
    ми. В восточной стене делаются выступы для алтаря (апси
    ды), в остальных стенах - порталы для входа.

- внешний об- Схема внешнего облика такова. Здание выглядит как лик храмов. три геометрические фигуры, поставленные одна на другую: куб - основа; на нем цилиндр; сверху - половина шара. Но

* здание. эту сухую схему архитекторы разнообразили волной "зако мар" (торцов сводов) по верху купола, узорчато обрамлен

    ными окнами, пилястрами или полуколоннами, членящими
    каждый фасад по вертикали аркатурными поясами, убывающи
    ми арками портала, а в ряде случаев - и галереями-гуль
    бищами вокруг трех стен церкви на одну треть высоты зда
    ния. Широко применялся всевозможный декор: пол внутри
    церкви вымащивали цветной майоликой или мозаикой, а то и
    медными плитами, производившими впечатление золотых.

* внешняя от- Кровля была или свинцовой, или медной с позолотой. делка. Золотое кружево обрамляло волнистые закомары, медные врата были покрыты золотой наводкой. Стены снаружи укра

    шались майоликой и частично росписью. там, где храмы
    строили не из кирпича, а из белого камня, стены покрыва
    ли скульптурными изображениями и резным орнаментом. На
    рубеже XII-XIII вв. общий стиль храмов меняется. Каждый
    город растет ввысь, появляются трехэтажные и четырехэ
    тажные деревянные постройки и каменная храмовая архитек
    тура старого типа начинает "тонуть" в общем городском
    ансамбле. Потребовалось поднять ее над городом, найти
    новые формы. Появились здания с несколькими рядами сту
    пенчатых арок, возвысивших купол на значительную высоту.

* примеры постро- Примерами могут служить две пятницкие (в честь свя ек. той Параскевы-пятницы) церкви в Новгороде (1207) и в Чернигове, а также храм Михаила в Смоленске. Непревзой

    денной гармоничностью отличается белокаменное зодчество
    Владимиро-Суздальской земли, созданное сыновьями Юрия
    Долгорукова - Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое
    гнездо. Это церковь Покрова на реке Нерли, башня дворца
    Андрея в Боголюбове (где он был убит) и два замечатель
    ных собора конца XII в. - Успенский и Дмитровский (оба
    во Владимире), где пропорциональность отдельных частей
    гармонирует с общим замыслом. Щедрая декоративность
    Дмитровского собора не мешает восприятию его красивых и
    стройных общих форм. Недаром этот собор сравнивают со
    "Словом о полку Игореве": и там и здесь орнаментальные
    детали неразрывно связаны с общей идеей, усиливая, а не
    заслоняя ее; и там и здесь поражают монументальность и
    изящество, лаконичность и глубина.
    Татарское нашествие на 60 лет прервало развитие
    русской архитектуры. Лебединой песней белокаменного зод
    чества был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, весь от
    земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236
    г. , но резьба по камню не была еще завершена; на следую
    щий год полчища Батыя прошли через Суздальскую землю,
    оставив собор разрушенным. В конце XV в. любитель книг,
    летописей и старины архитектор и скульптор В. Д. Еромолин
    собрал здание из обломков; благодаря ему оно сохранилось
    до наших дней.
     25. Живопись, скульптура, музыка.

а)  _Общие черты ... Древнерусское искусство - живопись, скульптура, му зыка - с принятием христианства также пережило ощутимые

    перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства,
    но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчи
    ки по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные
    скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовы
    вали стены языческих капищ, делали эскизы магических ма
    сок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музы
    канты, играя на струнных и духовых музыкальных инстру
    ментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой
    народ.

- влияние Хри- Христианская церковь внесла в эти виды искусства со стианства. вершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть христианского бога, подвиги апос

    толов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусс
    тве "плоть" торжествовала над "духом" и утверждалось все
    земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство
    воспевало победу "духа" над плотью, утверждало высокие
    подвиги человеческой души ради нравственных принципов
    христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те
    времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в
    том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния
    создавались в основном по церковным канонам, где отсека
    лось все, что противоречило высшим христианским принци
    пам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаи
    ка, фреска), возвышенность, "божественность" греческих
    церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся
    местом молитвенного общения людей, - все это было свойс
    твенно византийскому искусству. Если та или иная религи
    озная, богословская тема была в христианстве раз и нав
    сегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве,
    по мнению византийцев, должно было выражать эту идею
    лишь раз и навсегда установленным образом; художник ста
    новился лишь послушным исполнителем канонов, которые
    диктовала церковь.

б)  _Фрески, иконы,  . С первых же лет византийское церковное искусство на  _мозаика ... Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений. Уже в XI в. стро

- первый иконо- гая аскетическая манера византийской иконописи превраща писец на Руси. лась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты ус

    ловного иконописного лика. В это время прославился пе
    черский монах-живописец Алимпий, про которого современ
    ники говорили, что он "иконы писать хитер бе [был] зе
    ло". "В княжение благоверного князя киевского Всеволода
    Ярославича, при игумене преподобном Никоне.... прибыли для
    украшения святой Печерской церкви греческие иконописцы;
    этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими
    родителями в обучение живописному искусству" ("Житие
    Алипия Печерского").
    Про Алимпия рассказывали, что иконописание было
    главным средством его существования. Но заработанное он
    тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все,
    что было необходимо для его ремесла, другую отдавал бед
    някам, а третью жертвовал в Печерский монастырь. Работы
    кисти Алипия, к сожалению, не сохранились.

- фресковая живо- Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, пись и мозаика. мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают ма неру письма здешних греческих и русских мастеров, их

    приверженность человеческому теплу, цельности и просто
    те. На стенах собора мы видим и изображения святых, и
    семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморо
    хов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мо
    заичная живопись наполняла и другие храмы Киева. извест
    ны своей большой художественной силой мозаики Михайловс
    кого Златоверхого монастыря с их изображением апостолов,
    святых, которые потеряли свою византийскую суровость;
    лики их стали более мягкими, округлыми.

- сложение рус- Все более отходя от византийского наследия и опира ской школы ясь на местные традиции, усилившиеся вместе с процессом живописи. феодального дробления, киевские художники обретали свой собственный стиль. В изображении лиц, одеяний, архитек

    турных кулис проникают местные черты, отражающие русские
    типы, русский костюм (фрески "Музыканты и скоморохи",
    "Охота на медведя", фрески придела Иоакима и Анны Со
    фийского собора в Киеве "Благовещенье у колодца", "Обру
    чение Марии"). Так постепенно закладывались основы для
    формирования русской школы живописи.

* Новгородская Уже в XII - XIII вв. сложилась новгородская школа школа. живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас

    дошли замечательные творения новгородских живописцев:
    икона "Ангел Златые власы", где при всей византийской
    условности облика Ангела чувствуется трепетная и краси
    вая человеческая душа, и "Устюжское Благовещенье". Или
    икона "Спас Нерукотворный" (также XII в. ), на которой
    Христос со своим выразительным изломом бровей предстает
    грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В
    иконе "Успение Богородицы" в лицах апостолов запечатлена
    вся скорбь утраты. Достаточно вспомнить, например, зна
    менитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода
    (конец XII в. ).
    Широкое распространение иконописной, фресковой живо
    писи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля,
    позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески,
    изображающие "Страшный суд", украшали Дмитриевский собор.
    Юрьеву великокняжескому монастырю принадлежало одно
    из самых ранних произведений новгородской станковой жи
    вописи - икона святого Георгия (XII в. ). На ней изобра
    жен храбрый воин с копьем в правой руке. На нем богато
    разукрашенное одеяние. От его спокойной, мужественной
    фигуры веет непоколбимой силой.

* Ярославская В начале XIII в. прославилась ярославская школа ико школа. нописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно

    известна среди них так называемая "Ярославская Оранта",
    изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное
    изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы
    греческих мастеров, запечатлевших суровую властную жен
    щину, простирающую руки над человечеством. Ярославские
    же искусники сделали облик Богородицы теплее, человеч
    нее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям по
    мощь и сострадание. Византийцы видели Богородицу по-сво
    ему, русские живописцы - по-своему.

в)  _Музыка ... Составной частью искусства Руси явлвлось музыкаль ное, певческое искусство. В "Слове о полку Игореве" упо

    минается легендарный сказитель-певец Боян, который "на
    пускал" свои пальцы на живые струны и они "сами князьям
    славу рокотали" На фресках Софийского собора мы видим
    изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и
    струнных инструментах - лютне и гуслях. Из летописных
    сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В
    некоторых церковных сочинениях, направленных против сла
    вянского языческого искусства, упоминаются уличные ско
    морохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный
    театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дво
    рах других видных русских властелинов во время пиров
    присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители
    на струнных инструментах.
    В свадебных, застольных, похоронных песнях отража
    лись многие черты жизни людей того времени. Так, в древ
    них свадебных песнях говорилось и о том времени, когда
    невест похищали "умыкали" (конечно, с их согласия), в
    более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже хрис
    тианского времени речь шла о согласии и невесты, и роди
    телей на брак.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать