Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)
p>в)  _Весенние  . К весенним обрядам заранее готовились: вышивали по  _праздники.  . лотенца с изображениями богини плодородия Макоша, рожа ниц, лошадей, журавлей и других птиц. Покрывали эти по

    лотенца растительным орнаментом. Не обходились весенние
    обряды и без раскрашенных яиц. Традиция расписывать яйца
    весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне.
    Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что
    длительное время (примерно с Х века) держался обычай
    пользоваться специально изготовленными керамическими ра
    зукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскра
    шенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойс
    твами: им можно исцелить больного или даже потушить по
    жар, случившийся от удара молнии.
    Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеле
    ные святки", или русалии. Они приходились на конец мая
    июнь (в разных местностях назначали свой срок). Для зем
    лепашца это время критическое - все, что мог, он на по
    лях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все за
    висело от природы, а значит, от прихоти управляющих при
    родными стихиями существ.
    Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам
    и озерам, источнкам благодатной утренней росы. А душа
    к русалкам, властительницам водоемов. И ожидали в это
    время от русалок не только шалостей и козней, но и оро
    шения полей живительной влагой, способствующей колошению
    хлебов.
    Русальные ритуальные хороводы и песни сопровожда
    лись ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и
    прыжками, пронзительными выкриками участники приводили
    себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое
    буйство должно было привлечь внмание русалок и выманить
    их из омутов.

г)  _Ярилин день.  . Добрый урожай зависел не только от умеренного ороше ния, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых

    святок" были два "огненных", солнечных праздника - Яри
    лин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24
    июня по старому стилю), дата летнего солнцестояния.
    Ярило был богом восходящего или весеннего солнца,
    богом похоти и любви, богом производителем и покровите
    лем животных, производителем растений, богом силы и
    храбрости.

д)  _День Ивана . Купала - божество славянской мифологии, связанное с  _Купалы.  . культом солнца. Во время праздника оно было яволено кук лой или чучелом (мужского, а иногда и женского пола).

    Украшением и символом праздника были цветы
    иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу
    распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника
    - "перунов цвет", указывавший место закопанных кладов.
    Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и
    открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо
    доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками
    из уст в уста передавались в народе небылицы о таких
    простаках.
    Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания
    "живого огня" начиналось главное действо: от затепливше
    гося огня возжигались священные костры, и самый удалой
    народ пускался прыгать через них. Каждый стремился
    взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты
    прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились
    хороводы.
    Следующий виток аграрных календарных праздников и
    обрядов приурочен ко вркмени сбора урожаев и началу его
    переработки. Особенно значительными были: праздник "пер
    вых плодов" (начало августа); чествование Рода и рожа
    ниц, когда хлеба уже ссыпаны в закрома (время "бабьего
    лета", с конца августа до середины сентября); начало
    прядения льна (октябрь).
     23. Святилища.

а)  _Виды святи- . Для отправления обрядов использовались, как правило,  _лищ.  . особые места - святилища, в которых, по поверьям, вре менно или постоянно обитали божества и духи.

    В каждом доме были священные места для отправления
    домашних обрядов. Кроме того, славянское захоронение на
    поминавшее по своему устройству жилую хоромину, почита
    лось как священное место, дом предков.
    Дла отправления совместных священнодействий народ
    собирался на примечательных участках полей или речных
    берегов, у ручьев, но особенно часто - в рощах.
    Существовали и специально обустроенные святилища
    капища. Крупные капища обычно имели форму округлой пло
    щадки, защищенной со всех сторон рвом или валом. Внутри
    в самом центре ставились изваяния языческих богов, а
    чуть поодаль, вероятно, находились строения для общих
    ритуальных пиршеств. Участники обрядов озарялись и "очи
    щались" светом больших священных костров, которые возжи
    гались вокруг святилища.
    К самым впечатляющим капищам такого рода принадлежа
    ло святилище Перуна близ Новгорода. Археологами обнару
    жены многочисленные остатки славянских языческих святи
    лищ - селище "Грудок" в бассейне Среднй Десны, капище на
    вершине Старокиевской горя над Днепром. Характерно, что
    многие крупные капища располагались на возвышениях и по
    читались язачниками как места необыкновенные, священные.
     2III. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
     21. Ремесло.
    Русские ремесленники X-XIII веков сделали свой боль
    шой вклад в развитие культуры древней Руси. В тысячах
    кузниц по Днепру и по ильменю, по Волге и Оке ковали
    плуги для вспашки полей, сотни оружейников готовили ору
    жие, победившее кочевников-степняков, византийцев, нем
    цев и поляков, а в ювелирных мастерских создавалось тон
    чайшее "узорье" из бронзы, серебра и золота, украшенное
    филигранью, чеканкой и невыцветающей эмалью.
    История древнерусского ремесла рассматривается по
    двум разделам: в первый вошли материалы по деревенскому
    ремеслу, а во второй - по ремеслу городскому. Многие
    технические приемы, известные городу XI-XII вв. , деревне
    известны не были; многие типы вещей бытовали только в
    городе или только в деревне.
     21. 1 Деревенское ремесло.

а)  _Кузнечное . С ростом общественного разделения труда именно куз  _дело.  . нецы стали первыми ремесленниками-специалистами, именно их народ окружил сотнями различных легенд и поверий:

    "кузнец - колдун, хитрец" находился под покровительством
    русского Гефеста - бога Сварога, он мог не только выко
    вать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать
    свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В
    эпических сказаниях именно кузнец является победителем
    дракона - Змея-Горыныча, которого он приковывает за
    язык.

- Материал. В своем деле кузнецы использовали болотную руду, ко торая содержала от 18 до 40 % железа. Железо получали

    небольшими дозами, достаточными лишь для изготовления,
    например, ножей, долот, стрел, серпов и других сравни
    тельно небольших предметов.
    Ко времени формирования славянских племенных союзов
    и началу образования Киевского государства металлурги
    ческое дело насчитывало уже полуторатысячелетний опыт.
    Появились специальные горны, вынесенные за пределы зем
    лянок, а варка и ковка железа стала делом особых масте
    ров.
    Весь процесс изготовления металлических вещей распа
    дался на следующие стадии: 1) добыча руды; 2) предвари
    тельная обработка; 3) плавка руды ("варка железа"); 4)
    проковка крицы; 5) горячая ковка для получения желаемых
    изделий.
    Чаще всего руда залегает на дне болот и озер; ее
    разведывают острым шестом или железным щупом, а добывают
    черпаками с длинной рукоятью с плотов или лодок.
    Полученная руда промывалась, затем приносилась в по
    селок и подвергалась предварительной обработке, заклю
    чавшейся в дроблении ее, в легком обжиге, способствовав
    шем процессу восстановления окислов железа. Самым слож
    ным и ответственным делом являлась выплавка железа из
    руды, осуществлявшаяся при помощи сыродутного процесса.
    Последняя стадия сыродутного процесса - проковка крицы
    подводит нас вплотную к следующему этапу обработки ме
    талла - к кузнечному делу.

- Техника руч- Техника ручной ковки очень мало изменилась со време ной ковки. ни домонгольской Руси (XIX в. ). Подлинных древних кузниц известно много. В тех случаях, когда их обнаруживали,

    они оказывались или у самого вала, на краю городища, или
    даже выносились за пределы вала. Для разогревания железа
    кузнецу необходим был горн с хорошо налаженным дутьем
    мехами.
    Для извлечения раскаленного металла из горна и для
    держания его на наковальне служили клещи (иногда их на
    зывают "изымало" - от глагола "изымать", вытаскивать).
    Клещи делались из двух половинок, скрепленных осью, их
    форма различна: одни из них приспособлены для вытаскива
    ния и держания небольших предметов, другие имеют специ
    альные крючки на концах для держания широких и массивных
    вещей и больший размах захватывающей части клещей. Рас
    каленное добела железо клалось на наковальню и подверга
    лось ковке.
    Ковка производилась молотом ("Млат", "олмат", "ко
    валдо", отсюда "кувалда", "кий", и "киянка" - деревянный
    молоток у современных столяров). В зависимости от назна
    чения, молоты были различного веса и формы - от тяжелых
    и массивных молотов у подручного кузнеца - молотобойца
    до небольших молотков, которыми кузнец орудовал сам, или
    непосредственно ударял по железу, или подставлял свой
    молоток (подбойник, кладива) на место, требующее удара,
    а по молотку бил своим тяжелым молотом подручный.
    Кузнецам удавалось выковать железные лопатки с длин
    ными железными же рукоятками до 1 м длиной; расплющивать
    ковкое железо (при изготовлении сковород) они могли до
    30 см в поперечнике. Различались технические приемы ков
    ки.
    К вещам, наиболее простым по изготовлению, нужно от
    нести нож, обручи и дужки ушатов, гвозди, серпы, косы,
    долота, плужные ножи, шилья, кочерги, медорезки, лопаты и
    сковороды. Все эти плоские предметы не требовали специ
    альных приемов и могли быть изготовлены и без подручного
    кузнеца.
    Ко второй группе надо отнести вещи, требовавшие
    сварки, например: цепи, дверные пробои, железные кольца
    от поясов и от сбруи, удила , кресала (огнива), светцы,
    остроги.

- Применение ру- Следующим техническим приемом было применение рубила била в кузнеч- для разрубания железа. Этот прием мог быть применен ном деле. только при совместной работе обоих кузнецов, так как нужно было, во-первых, держать клещами раскаленный кусок

    железа, что при больших размерах тогдашних наковален бы
    ло нелегко, во-вторых, держать и направлять рубило,
    в-третьих, бить по рубилу молотком. Зубило применялось
    при выработке ушков для ушатов, лемехов для сох, тесел,
    мотыг,  1шиковин 0 (петель) дверей. Наиболее сложным было
    изготовление топоров, копий, молотков и замков.
    Древние русские кузнецы изготовляли иногда и винты,
    но делали их не нарезкой, а путем перекручивания четы
    рехгранного стержня. Получавшиеся винты значительно
    крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом куз
    нечного искусства являлись замки.
    В деревенских кузницах XI-XIII вв. работало по два
    кузнеца, один в качестве основного мастера, другой
    подручным. Они обслуживали все нужды ближайших поселков.
    Приведенный ассортимент кузнечных изделий исчерпывает
    почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для пост
    ройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже для оборо
    ны.

б)  _Ювелирное . Наряду с железными изделиями найдено множество брон  _дело.  . зовых, медных и серебряных украшений, следовательно, можно говорить о существовании ремесленников-ювелиров.

    Судя по данным XII-XIII вв. , коваль и ювелир совме
    щались в одном лице. Изготовление украшений, равно как и
    целый ряд других отраслей русского ремесла, к сожалению,
    не имеет разработанной истории для эпохи VII-VIII вв.
    Наиболее благоприятный в этом отношении материал
    женских погребений уничтожен погребальными кострами и
    либо совсем не дошел до нас, либо дошел в виде бесфор
    менных слитков.

- Материалы. Большинство технических приемов древнерусских "куз нецов меди и серебру" уходят своими корнями в первые ве

    ка нашей эры. В X-XIII вв. можно отметить большую тща
    тельность выделки и большое разнообразие форм.
    Материалом для украшений служили медь, серебро и их
    различные сплавы; золота в деревенских курганах нет.
    По внешнему виду русские украшения из сплавов дели
    лись на две группы: подражающие по цвету золоту (с пре
    обладанием в сплаве меди) и имитирующие серебро (бронза
    с большим содержанием олова, или сплав меди с серебром
    "билкон", или сплав серебра с золотом). Ни золота, ни
    серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не
    было, - все эти металлы ввозились из соседних стран.

- Литье. Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье.

    Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи ме
    хов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный
    металл черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей наз
    вание "льячки", которые с металлом подогревали в пламени
    и затем металл выливали в литейную форму. Когда залитая
    форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие,
    в точности повторившее форму.
    Почти все формы односторонни, т. е. такие, которые
    прикрывались сверху гладкой плиткой известняка. Благода
    ря этому лицевая сторона предмета была рельефной, а обо
    ротная - гладкой.
    Для того, чтобы сделать какую-нибудь ажурную подвес
    ку с прорезями посередине, нужно было при изготовлении
    формы оставить в ней нетронутыми те места, где должны
    быть пустоты.
    Тогда эти непрорезанные на форме места будут полно
    соприкасаться с накладной крышкой формы и металл туда не
    проникнет. Литейные формы делали из мягких пород камня
    известняка, песчаника, шифера. Многие вещи производят
    впечатление изготовленных штампом или путем непосредс
    твенной обработки металла резцом.
    Например, семилопастное височное кольцо так называе
    мого вятичского типа. Корпус его, несомненно, литой, но
    орнамент на щитке нанесен таким образом, что образует
    ряд тонких углубленных линий, как бы врезанных в металл
    острым резцом.
    Техника этого литья заключалась в том, что здесь
    применялась глиняная мягкая форма, точнейшим образом пе
    редававшая все детали обработки оригинала, с которого
    делали форму.
    При помощи различных видов литья ювелиры изготовляли
    чрезвычайно много различных предметов украшения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать