Тыл СССР в годы войны - (курсовая)
p>Окружные органы тыла прежней организации были представлены управле ниями: артиллерийским, интендантским, по раскварткрованию войск, сани тарным и ветеринарным, а также инспектором инженерной части. В их рас поряжении имелись склады с запасами материальных средств, части и под разделения тыла. Общее руководство деятельностью окружных органов тыла осуществляли главный начальник снабжения военного округа и окружной штаб.

Во фронтах главному начальнику снабжения армий (по существу, на чальнику тыла фронта) подчинялись управления: артиллерийского снабже ния, интендантское, инженерного снабжения, санитарное и ветеринарное. Кроме того, он руководил военными сообщениями и транспортом, казна чейством и гражданскими управлениями в полосе действий фронта. Главный начальник снабжения армий подчинялся главнокомандующему армиями фрон та.

Организация тыла русской армии оправдала себя в годы первой мировой войны. Однако нехватка военной техники, вооружения, боеприпасов и дру гих материальных средств, кризисное положение на железнодорожном транспорте нередко снижали эффективность деятельности органов тыла. После Октябрьского вооруженного восстания положение на фронте ухудша лось еще и из-за того, что аппарат руководства армией и ее тылом в центре, округах и на фронтах саботировал решения революционной власти. Первый опыт тылового обеспечения революционных войск был получен в период борьбы с контрреволюционными войсками Керенского - Краснова. В эти дни Петроградский ВРК, являясь штабом по организации разгрома контрреволюции, провел большую работу по материальному, техническому и медицинскому обеспечению революционных войск и рабочих отрядов, высту пивших против контрреволюции. Для их перевозки и обеспечения широко использовались автотранспортные средства воинских сухопутных и морских частей, а также автомобили, реквизированные в учреждениях, организаци ях и у частных лиц.

В приказах Петроградского ВРК наряду с постановкой боевых задач ре волюционным отрядам ставились задачи и по вопросам материального, тех нического и медицинского обеспечения. Приказы и наиболее важные распо ряжения подписывались В. И. Лениным, председателем Петроградского ВРК Н. И. Подвойским и другими членами ВРК.

Подготовку, отправку и тыловое обеспечение отрядов Красной гвардии, революционных матросов и солдат, направляемых в другие районы страны

    - 10

для оказания помощи революционным силам, осуществляли Петроградский ВРК и Военно-морской революционный комитет. Отпуск материальных средс тв производился со складов военного ведомства, Петроградского и Кронш тадтского военных портов. В состав командования отрядов назначались лица, ответственные за обеспечение, - комиссары продовольствия и сна ряжения. Перед отправкой отряды обеспечивались вещевым имуществом, во оружением и боеприпасами, продовольствием.

Боевые действия отряды вели в основном в крупных населенных пунктах и вдоль железных дорог. Поэтому запасы материальных средств, кухни, лазареты находились, как правило, в вагонах (эшелонах) и следовали вместе с войсками. Пополнение запасов производилось из местных скла дов, находившихся в полосе боевых действий. В отдельных случаях мате риальные средства, особенно для морских отрядов, отправлялись из Пет рограда. Медицинская помощь раненым и больным оказывалась непосредс твенно в боевых порядках частей и в лазаретах. Тяжелораненые и больные эвакуировались в местные госпитали и больницы, где продолжали лечение. Опыт боевых действий первых революционных отрядов показал, что не везде уделялось должное внимание организации тылового обеспечения. Так, одной из причин неудач революционных сил в боях на Доку и под Ростовом против войск Каледина явилась задержка с подвозом вооружения, боеприпасов и продовольствия по вине эсеро-меньшевистского руководства Севастопольского Совета. Недостатки в обеспечении отрядов имелись и в период ликвидации мятежа Керенского - Краснова под Гатчиной. Сразу же после революции перед ЦК РСДРП(б) и Советским правительст вом встали очень важные и сложные задачи по материальному, медицлнско му и техническому обеспечению старой армии. В Совете народных комисса ров по Военным и морским делам были образованы отделы, ответственные за четкую организацию решения этих задач. Так, быстро были созданы и активно работали артиллерийский отдел и отдел интендантского снабже ния. 4 декабря 1917 г. был подписан декрет (. Совет народных ко миссаров по военным и морским делам и его отделы контролировали дея тельность Военного и Морского министерств, осуществляя через них расп ределение материальных средств как для старой армии, так и для отрядов Красной гвардии.

23 (10) ноября 191? г. декретом Совета Народных Комисаров было объ явлено о начале демобилизации старой армии '. В связи с этим возникла задача государственной важности - сохранения огромных материальных

    - 11

ценностей, находившихся непосредственно в войсках и на складах окруж ного (фронтового), армейского подчинения, их эвакуации и организации хранения. Выполнение зтой задачи было возложено на Комиссариат по де мобилизации армии и флота, созданный при Народном комиссариате по во енным делам '. В центральных управлениях были созданы демобилизациои ные отделы, которые проводили работу под руководством Комиссариата по демобилизации армии и флота.

Все вооружение и военное имущество подлежало сдаче на соответствую щие склады. Позже было приказано материальные средства -демобилизуемых частей сдавать местным Советам, которые обязывались приводить их в по рядок, хранить и использовать для формирования частей Красной Армии. В апреле 1918 г. все склады местных Советов с военным имуществом были переданы окружным военно-хозяйственным управлениям.

Органами демобилизации и местными Советами была проделана огромная работа по выполнению приказов Народного комиссара по военным делам. Под их руководством было собрано, учтено и сохранено большое количест во различных материальных средств.

После заключения Советской Россией Брестского мира и перехода к мирному строительству в стране началось резкое сокращение военного производства. 3аводы, фабрики, мастерские, строительные предприятия переводились на выпуск мирной продукции были приняты решения о расфор мировании железнодорожных войск и автомобильных частей. В апреле 1918 г. были расформированы строительные, дорожные, гидротехнические и дру гие организации и части, которые непосредственно занимались обеспече нием войск.

Демобилизация старой армии закончилась в апреле 1918 Г. Она не коснулась многих центральных и окружных складов и мастерских, которые продолжали функционировать. Это имело большое значение для формирова нии первых частей Красной . Армии.

    2. Тыловое обеспечение первых формирований
    Рабоче-Крестьянской Красной Армии

Декрет СНК от 15 (28) января 1918 г. положил начало созданию но вой армии Страны Советов - Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Ее создание проходило на новых основах и принципах строительства, комплектования, организации, обеспечения, обучения и воспитания.

    - 12

С самого начала Красная Армия под руководством большевистской пар тии комплектовалась по строго классовому принципу как армия рабочих и крестьян. На первом этапе ее строительства был принят принцип добро вольного вступления в ряды защитников Советского государства, выбор ности и коллегиальности командного и начальствующего состава, децент рализованного формирования воинских частей местными органами Советской власти и военной администрации.

Составной частью военного строительства являлось создание крепкого, организованного тыла. Во главе этого важного дела стояли Центральный Комитет РКП (б), лично В. И. Ленин и Совет Народных Комиссаров. Все важнейшие решения по организационным вопросам создания и развития тыла Красной Армии, военного производства, мобилизации и выделения матери альных средств для ведения войны принимались ими.

Основы материального обеспечения частей Красной Армии были заложены в декрете СНК "О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Красная Армия как общегосударственная организация и все ее воины брались на полное государственное обеспечение. Воины РККА получали 50 рублей в месяц денежного содержания '.

В составе Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА, созданной при Наркомате по военным делам, имелись отделы, руководившие тыловым обеспечением новых формирований: вооружения, транспортный, са нитарный, ветеринарносанитарный, учета и финансовый. На Всероссийскую коллегию возлагались задачи согласования деятельности местных Советов по формированию частей РККА, учет новых формирований, руководство обу чением войск, их обеспечение и финансирование. Исполнительными органа ми на местах в вопросах формирования и обеспечения частей Красной Ар мии являлись местные Советы, при которых были созданы специальные во енные отделы и органы снабжения.

Идея ответственности местных органов Советской власти за формирова ние и снабжение частей Красной Армии была попыткой поиска новых путей создания вооруженных сил и системы их тылового обеспечения, в то время как старые органы комплектования армии находились в стадии ликвидации, а новые еще не были созданы. Советы в этот период являлись единствен ными полноправными органами во всех звеньях государственного аппарата (волость, уезд, губерния, центр) .

В целях дальнейшего укрепления местных органов военного управления декретом СНК от 8 апреля 1918 г. были учреждены волосные, уездные, гу бернские и окружные комиссариаты по военным делам. Они заменили воен

    - 13

ные отделы местных Советов ц были наделены более широкими полномочия ми. Военным комиссариатам предоставлялась инициатива в формировании и обеспечении частей Красной Армии. например, в положении об уездных ко миссариатах по военным делам говорилось: ".... обсспечивает войска всем необходимым.... Распоряжается всеми военными учреждениями, складами и запасами имущества .... наблюдает за состоянием, пополнением и содержа нием местных складов, магазинов и запасов имущества.... хранит и содер жит в исправности оружие, боевой комплект патронов и снаряжение.... ". Свои функции по тыловому обеспечению комиссариаты по военным делам осуществляли через уездный отдел снабжения, губернские отделы (снабже ния, санитарный, транспортный) и склады.

Местные органы Советской власти и комиссариаты по военным делам в этот период провели большую работу по формированию, подготовке, всес тороннему обеспечению и отправке на фронт частей молодой Красной Ар мии.

Основной единицей формирования Красной Армии на добровольных нача лах являлся отдельный отряд, представлявший собой воинскую часть с са мостоятельным хозяйством. Во главе каждого отряда находился совет в составе военного руководителя и двух военных комиссаров. При совете состояли органы управления - небольшой штаб и инспекторат. Вопросы обеспечения отряда были сосредоточены в инспекторате, в состав которо го входили хозяйственный комиссар (впоследствии военнохозяйственный инспектор), инспектор артиллерии и инженер отряда. Они имели небольшие рабочие аппараты для организации обеспечения отряда. Хозяйственные ко миссары пользовались большими правами и руководили не только воен но-хозяйственным (интендантским), но и другими видами обеспечения. Все необходимые материальные средства отряды получали через комис сариаты по военным делам. При отправке отрядов за пределы уезда (гу бернии) они получали материальные средства на путь следования, а по прибытии в новые районы обеспечивались местными органами.

В связи с германской интервенцией потребовалась координация дейс твий отдельных отрядов и организация их тылового обеспечения при веде нии боевых действий. Отряды сводились в группы, на важнейших направле ниях были образованы "завесы", которые делились на районы и полосы. Б "завесах", полосах, районах и отдельных группах создавались соответс твующие инспектораты, которые и руководили вопросами организации тыло вого обеспечения войск. Однако такие инспектораты на имели своих час тей и подразделений тыла. С небольшими рабочими аппаратами они решали

    - 14

ограниченные задачи, прежде всего по оказанию помощи отрядам в получе нии материальных средств от окружных или территориальных органов, под чиненных местным Советам или работавших под их контролем,

Опыт героической борьбы молодой Красной Армии с войсками кайзе ровской Германии выявил ряд серьезных недостатков как в самой органи зации непосредственно боевых действий частей и соединений, так и в их тыловом обеспечении. Центральный Комитет РКП(б) сделал из этого опыта глубокие выводы о необходимости создания боеспособной регулярной армии с централизованным управлением и соответствующей организацией системы обеспечения войск. В. И. Ленин указывал, что "недопустимо.... давать себя вовлечь в военную схватку, когда не имеешь армии.... ". ".... Наш способ борьбы, - учил В. И. Ленин, - это организация. Мы должны все организовать, все взять в свои руки.... "

Следуя указаниям В. И. Ленина, ЦК РКП (б) принял ряд мер по цент рализации руководства Вооруженными Силами Советской Республики и их тыловому обеспечению. Проведенные организационные мероприятия прежде всего коснулись тыла центра. Так, при Высшем военном совете Советской Республики была создана Инспекция, на которую возлагались функции обеспечения действующей армии. В ее состав входили полевой интендант, переименованный вскоре в военно-хозяйственного инспектора, инспектора: артиллерии, инженеров, военно-санитарный (при них были сформированы небольшие органы управления), а также начальник военных сообщений. С февраля по июнь 1913 г. проходил процесс создания и слаживания центральных органов Наркомата по военным делам - главных и центральных управлений. В их задачи входило восстановление военного производства (согласование планов, выделение ассигнований, заключение договоров с промышленностью, наблюдение и контроль за производством, приемка воен ной продукции), распределение материальных средств, накопление запа сов, контроль за эксплуатацией и расходом, организация ремонта военной техники и вооружения. По опыту старой русской армии эти органы созда вались по видам обеспечения.

Создание указанных органов проходило путем объединения отделов Нар комата по военным делам с однотипными отделами Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА, а также соответствующими управления ми Военного министерства (продолжавшими в полном или сокращенном сос таве свою деятельность по демобилизации старой армии).

Большое значение для становления тыла Красной Армии имело создание в марте 1918 г. Военно-хозяйственного совета, который представлял со

    - 15

бой совещательный орган при коллегии Наркомата по военным делам. Он состоял из представителей главных управлений и занимался обсуждением и

В марте 1918 г. было существенно реорганизовано Главное артилле рийское управление. Оно стало центральным органом службы, решавшим все вопросы, связанные с артиллерийским вооружением и обеспечением им войск, и включало артиллерийское управление Наркомвоена и отдел воору жения Всероссийской коллегии.

В первой половине марта был создан Хозяйственный комитет РККА (Ар хозком), на который было возложено обеспечение армии обмундированием, обувью, снаряжением, обозным имуществом, продовольствием, а также ор ганизация денежного и квартирного довольствия. Ввиду быстрого увеличе ния объема работы Хозяйственного комитета приказом Наркома по военным делам 20 июни 1918 г. было сформировано Главное военно-хозяйственное управление. Одновременно ликвидировались Всероссийский военно-хозяйс твенный комитет и демобилизационный отдел Главного интендантского уп равления.

28 февраля 1918 г. было создано Центральное военно-техническое уп равление, за которым сохранялись только функции обеспечения инженерным и техническим имуществом. В июне того же года управление было реорга низовано в Главное военноинженерное управление. Функционировали и дру гие центральные управления, занимавшиеся материальным обеспечением РККА: Управление главного военного топографа и Центральный совет по управлению броневыми частями РСФСР (Центробронь). Приказом Наркома по военным делам 30 августа 1918 г. Центробронь был преобразован в Цент ральное броневое управление (ЦБУ) с включением его в состав Главного военно-инженерного управления.

В феврале 1918 г. подписан приказ о расформировании старого Главно го военно-санитарного управления (ГВСУ), а 5 марта объявлен штат вновь формируемого ГВСУ во главе с коллегией. Ему же были переданы и все функции Главного полевого санитарного инспектора.

Вся организационная перестройка в центре завершиласьсозданием 3 мая 1918 г. Всероссийского главного штаба, указания которого являлись ос новой для планирования материального, технического и медицинского обеспечения войск. Таким образом, в сравнительно непродолжительный срок была заложена основа для создания централизованной системы обес

    - 16

печения Красной Армии. Главным руководящим органом этой системы являл ся Наркомат по военным делам и входящие а его состав центральные орга ны снабжения.

В основе реорганизации местных военных органов также лежала идея централизации руководства войсками и их тыловым обеспечением. Декретом СНК от 4 мая 1918 г. были учреждены 11 военных округов и почти однов ременно образованы окружные военно-хозяйственные комитеты, которые вскоре были переименованы в управления. Эти управления приняли на себя функции расформированных ранее окружных интендантских управлений. В качестве окружных органов создавались также артиллерийское, воен но-техническое и санитарное управления. По специальным вопросам обес печения войск окружные органы управления тылом подчинялись соответс твующим центральным органам управления. Им были переданы все сохранив шиеся части и учреждения тыла (базы, склады, хлебопекарни, мастерские и др. ) . Передача всех функций формирования и обеспечения войск от местных органов Советской власти специально созданным военным органам управления явилась важным этапом в создании регулярной Красной Армии и организации централизованного тылового обеспечения войск.

Параллельно с процессом формирования служб и их органов управления создавалась материально-техническая база, вырабатывались и уточнялись принципы тылового обеспечения войск (сил). Было признано необходимым вернуться к принципу, по которому каждую службу возглавляли соответс твующие начальники управлений. Они осуществляли руководство службами путем выработки и издания положений, приказов, распоряжений, указаний, вносили в директивные органы предложения о совершенствовании организа ционно-штатной структуры подчиненных частей и учреждений, норм табели зации техники и имущества по своим номенклатурам.

    3. Органы тыла Рабоче-Крестьянского Красного
    Воздушного Флота, частей противовоздушной обороны
    и Рабоче-Крестьянского Красного Флота

От старой русской армии авиация Красной Армии получила около 300 самолетов, находившихся в частях (авиационных отрядах), и около 150 самолетов - в авиационных парках и на авиационных заводах. В связи с создавшейся тяжелой экономической и военной обстановкой в стране авиа

    - 17

ционные предприятия (кроме московских) прекратили выпуск самолетов и моторов к ним.

Руководство авиацией осуществляло Управление военного воздушного флота. Для содействия в работе этому управлению имелся Авиационный со вет, избранный еще до Октябрьской революции на 1 Всероссийском съезде работников авиации.

Органы авиационного тыла были представлены семью авиационными пар ками в Москве, Петрограде, Смоленске, Витебске, Одессе, Киеве, Полта ве, одним центральным авиационным складом в Москве и двумя авиационны ми поездами-мастерскими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать