Тыл СССР в годы войны - (курсовая)
p>на, то ее эвакуационные подразделения формировались по упрощенным шта там, действовавшим в годы первой мировой войны, с учетом местных осо бенностей и фактических возможностей.

В целях упорядочения эвакуации раненых и больных по железным доро гам 1 июля 1918 г. Наркомом по военным делам издается приказ, в соот ветствии с которым все военно-санитарные поезда должны были состоять в административно-хозяйственном отношении в ведении Управления военыых сообщений при Высшем военном совете и начальника военных сообщений Всероссийского Главного штаба, а в медицинском отношении - в ведении ГВСУ. На основании этого при Управлении военных сообщений Высшего во енного совета учреждается Главное эвакуационное бюро. Такие же бюро создаются при управлениях военных сообщений армий, на флотах, в воен ных округах и при всех эвакуационных пунктах. В июле и августе 1918 г. вводятся в действие Положение о военно-санитарных поездах и Временный штат военно-санитарного поезда.

Важным событием явилось постановление СНК от 30 мая 1918 г. "О признании Женевских и других международных конвенций, касающихся Об щества Красного Креста". В соответствии с этим постановлением в октяб ре были отданы приказы РВС Республики и ГВСУ об обязательном использо вании медицинской службой всех звеньев флагов и нарукавников с изобра жением красного креста.

Принципы медицинского обеспечения Красной Армии, базирующиеся на приближении хирургической помощи к полю боя, а также на этапном лече нии раненых и больных, определялись разработанными в 1918 г. Временной инструкцией учреждениям, ведающим эвакуацией раненых, больных, инвали дов и военнопленных, Временной инструкцией по звакуации больных и ра неных от боевой линии дивизии до головного эвакуационного пункта и Инструкцией начальникам эвакуационных пунктов.

В организации противоэпидемического обеспечения войск в условиях развития эпидемий инфекционных болезней важную роль играли чрезвычай ные военно-санитарные комиссии РВС Республики и НКЗ, фронтов и армий. Они обладали широкими полномочиями и свою работу строили в соответс твии с декретом СНК от 28 января 1919 г. , подписанным В. И. Лениным.

Для упорядочения и улучшения обеспечения медикаментами войск и ле чебных учреждений большое значение имело также образование при ГВСУ в конце июня 1918 г. фармацевтической коллегии, просущсствовавшей до се редины октября того же года.

    - 35

Таким образом, структура тыла в зтот период была приведена в соот ветствие с маневренным характером войны и позволяла решать сложные за дачи тылового обеспечения войск в тяжелых экономических и военно-поли тических условиях. Были разработаны такие принципы тылового обеспече ния, как централизация в управлении тылом; сосредоточение усилий тыла на тех фронтах, где решались главные задачи; осуществление в необходи мых случаях маневра силами и средствами тыла; создание повышенных за пасов материальных средств, их эшелонирование по всей глубине тыловой полосы фронта; наличие подвижного резерва для решения внезапно возни кающих задач; повышение подвижности органов тыла. Все эти принципы бы ли не только воплощены в практику тылового обеспечения Красной Армии, но и получили свое логическое развитие на основе глубокого анализа сложных условий гражданской войны.

    3. Тыловое обеспечение Рабоче-Крестьянского
    Красного Воздушного Флота
    и Рабоче-Крестьянского Красного Флота

Первые месяцы гражданской войны показали, что существующая орга низационная структура авиационных отрядов не соответствует новым усло виям. Она не позволяла достаточно эффективно использовать принципы централизованного управления и массирования сил и средств на направле ниях главных ударов. Поэтому истребительные авиационные отряды были объединены в авиационные группы, а группы - в авиационные дивизионы. Вместе с тем продолжали фуннционировать и отдельные разведывательные отряды. Авиационные отряды, входившие в авиагруппы и дивизионы, были самостоятельными в тыловом отношении формированиями. В то же время авиагруппы своего тыла не имели. В авиационных дивизионах по штату имелись всего одна авиационная мастерская в составе 8 специалистов и одого автомобиля-мастерской и одна автоцистерна для подвоза горючего. Были предприняты определенные меры по совершенствованию организа ционной структуры и органов управления Воздушного Флота. Так, Всерос сийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики была пере формирована в Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздуш ного Флота (Главвоздухофлот), на которое помимо задач по подготовке кадров и формированию авиационных частей возлагались задачи по заго

    - 36

товке материальных средств авиационной номенклатуры, обеспечению ими авиационных отрядов и ремонту самолетов и моторов. В распоряжении Главвоздухофлота находился центральный парк-склад авиационного и воз духоплавательного имущества.

Для объединения усилий авиационных частей и руководства их боевыми действиями в сентябре 1918 г. создается Полевое управление авиации и воздухоплавания. Основной задачей этого управления было руководство боевым использованием авиации при подготовке и ведении операций. По вопросам тылового обеспечения деятельность управления ограничивалась истребованием материальных средств от Главвоздухофлота. Однако в связи с тем что объем решаемых задач по тыловому обеспечению был значитель ным и требовал подготовленных специалистов, в штат Полевого управления вскоре было введено отделение снабжения, на которое возлагались истре бование и контроль за обеспеченностью авиационных частей действующей армии материальными средствами. 3а Главвоздухофлотом остались только функции заготовки и отправки материальных средств авиационной номенк латуры в отряды действующей армии.

Во фронтах и армиях были созданы полевые улравления авиацией с под чинением их штабам фронтов и армий. Каждому фронту придавался авиаци онный парк, который служил основной базой обеспечения и ремонта авиа ции фронта. Парк мог заготовлять (закупать) и изготавливать своими си лами некоторые запасные авиационные части. Обеспечение армейских авиа ционных отрядов производилось придаваемыми армиям авиационными поезда ми-мастерскими. Каждый авиационный поездмастерская состоял из 25 - 30 железнодорожных вагонов. Они обеспечивали авиационные отряды матери альными средствами и производили ремонт самолетов и моторов. Основными источниками материального обеспечения Воздушного Флота являлись запасы материальных средств, созданные заблаговременно во фронтовых и армейских базах, в центральных авиационных парках-складах и поездах-мастерских. Пополнение авиационных отрядов самолетами и мо торами, кроме того, осуществлялось из ремонтных органов авиационного тыла. Каждый самолет, как правило, подвергался нескольким капитальным и многочисленным полевым ремонтам.

Большое внимание уделялось созданию запасов материальных средств в авиационных частях и обслуживающих их мастерских ц парках. Сложная транспортная обстановка и частые нарушения подвоза вынуждали содержать повышенные запасы материальных средств во всех звеньях авиационного тыла. Так, например, во фронтовых авиационных парках запасы материал

    - 37

ных средств предусматривалось содержать в размере до 2-месячной пот ребности, в авиационных поездах-мастерских - на 7 суток и более. Но вследствие недостатка необходимых запасов в стране эти нормы зачастую не выдерживались.

Таким образом, в 1918 - 1919 гг. вместе с организационной перест ройкой Воздушного Флота совершенствовался и его тыл. В этот период за рождаются новые принципы тылового обеспечения, одним из которых явля ется принцип наиболее рационального зшелонирования запасов материаль ных средств. Однако принципы организации подвоза, инженерно-аэродром ного и аэродром. но-технического обеспечения, а также охраны и обороны авиационного тыла еще не были в достаточной мере изучены и определены. Боевые действия флотов в ходе гражданской войны не приобрели широ кого размаха. Они ограничивались лишь действиями военных речных и озерных флотилий. Однако роль и значение РККФ в защите социалистичес кого Отечества настоятельно требовали совершенствования его органов управления и системы тылового обеспечения. Так, в связи с образованием РВС Республики его решением от 13 декабря 1918 г. коллегия Наркомата по морским делам была упразднена, а в составе РВС Республики был соз дан Морской отдел. Этому отделу были переданы права и обязанности уп раздненной коллегии Наркомата. Теперь все важные решения по тыловому обеспечению, включая штатные вопросы, принимались РВС Республики или его Морским отделом, а на действующих флотах и флотилиях - Главноко мандующим всеми Вооруженными Силами Республики через Полевой штаб. Для тылового обеспечеиия речных, озерных и морских флотилий, на чавших формирование уже весной 1918 г. , создавались базы (базы снабже ния), а затем военные порты. Однако первые штаты их были очень мало численные. Так, в штате Чудской озерной флотилии в апреле 1918 г. пре дусматривались должности: помощника начальника флотилии (он же началь ник базы), врача, лекарского помощника, санитара, пяти шоферов, кока, двух хдебопеков и шхипера. На Волжской флотилии, где боевые дей ствия развернулись на большом протяжении, были созданы Нижегородский военный порт, базы в Казани, Саратове, а также использовались порты Вольск, Свияжск, Сарапул и др.

Обеспечение флотилий осуществлялось с флотских центральных скла дов, которые располагались в Петрограде и а ряде городов на Волге. Крупным резервом центра стал Кронштадтских военный порт.

Продовольственное и вещевое обеспечение осуществлялось на артель ных, коммерческих основаниях, В мае 1918 г. продовольственная секция

    - 38

совета комиссаров Балтийского флота была преобразована в продотдел. В его обязанности вход: распределение продовольствия между скдадами, ор ганизация его хранения, заготовка продуктов, обеспечение транспортными средствами для подвоза продовольствия, а также истребование нарядов и планов от частей.

В сентябре 1918 г. флот перешел на кооперативное снабжение продо вольствием и обмундированием. Было создано Центральное управление морских кооперативов моряков, подчиненное Главморхозу, а в военных портах - районные кооперативы. В связи с этим были ликвидированы веще вая и продовольственная части в Главморхозе, продотдел Балтийского флота и другие продорганы. Обеспечение личного состава флота на коопе ративных началах представляло собой поиск новых способов обеспечения продовольствием в условиях недостаточных его фондов.

Общее руководство тылом на флоте (флотилии) с декабря 1918 г. осу ществляли Реввоенсоветы; оперативные вопросы организации и работы тыла решались в штабе флота (флотилии), на волжской флотилии - в управлении снабжения. Непосредственными исполнителями тылового обеспечения оста вались военный порт и базы (маневренная база, база снабжения), возг лавляемые командирами (начальниками).

    ТЫЛ РЕГУЛЯРНОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
    В ПЕРИОД С ФЕВРАЛЯ 1919 г. ПО ДЕКАБРЬ 1920 г.
    1. Экономические условия обеспечения армии в флота

По своему содержанию и достигнутым военно-политическим результатам рассматриваемый период являлся наиболее сложным и решающим в ходе всей гражданской войны. В этот период Красная Армия одержала крупные победы над силами интервенции и контрреволюции, приобрела опыт, сыгравший важную роль в последующем развитии советского военного искусства. Вместе с тем этот период характерен дальнейшим осложнением экономичес кого положения страны и, как следствие, тылового обеспечения войск (сил) в создавшихся условиях. Особенно тяжелым для Советской России оказался 1919 год. Вооруженная борьба развернулась одновременно на шести фронтах, протяженность которых достигала 8 тыс. км. Экономичес кая блокада исключала поступление машин и оборудования для промышлен ности из Европы и Соединенных Штатов Америки. Важнейшие предприятия

    - 39

тяжелой и легкой промышленности центральных районов страны были отре заны от источников нефти, угля, металла, хлопка. "Наша страна, - писал В. И. Ленин в феврале 1919 г. , - разорена четырехлетней преступной войной капиталистов больше, чем другие страны. Везде разруха и расс тройство, нет товаров, в городах и в неземледельческих губерниях страшный, мучительный голод".

Величайшие лишения, выпавшие на долю пролетариата, повлекли за со бой отлив части рабочих в деревню или же на кустарные предприятия, ко торые в большинстве случаев обслуживали ("черный рынок". Между тем действовавшие фабрики и заводы испытывали нехватку рабочих, особенно опытных специалистов. В Москве, например, спрос на рабочую силу превы шал предложение в июле 1920 г. на 28, 3 процента, а в сентябре этого года - уже на 87 процентов.

Одним из средств борьбы против распыления кадров рабочего класса являлся перевод на военное положение важнейших предприятий и даже от дельных отраслей промышленности. Рабочие и служащие таких предприятий не могли самовольно покинуть работу, так как уход приравнивался к де зертирству и за него грозило суровое наказание по законам военного времени. Такая крайняя мера была вынужденной и вызывалась исключитель но тяжелыми условиями войны, голодом и разрухой.

Одной из главных задач промышленности в этот период было обеспе чение материальными средствами войск действующих фронтов. "Больше все го нуждается наша армия в снабжении: в одежде, обуви, оружии, снаря дах. В разоренной стране приходится употреблять громадные усилия, что бы покрывать эту потребность армии.... " - писал Ленин в июле 1919 г. Решение проблемы обеспечения войск (сил) партия видела прежде всего в наиболее полном и целесообразном использовании материальных ресурсов, выделяемых фронту.

Большую роль в решении этой задачи сыграло постановление ВЦИК от 9 июля 1919 г. , которым учреждалась должность Чрезвычайного уполномо ченного Совета Обороны по снабжению армии и флота (Чусоснабарм), кото рый являлся одновременно и членом РВС Республики. Он осуществлял руко водство Центральным управлением снабжения со всеми подчиненными ему органами. Ему подчинялись также все органы снабжения Народного комис сариата по военным и морским делам - центральные, местные и в действу ющей армии. Постановлением Совета Обороны от 30 июля 1919 г. должности Чусоснабарма были учреждены во фронтах и армиях.

Чусоснабарм имел право назначения, смещения, предания суду долж

    - 40

ностных лиц, занимавшихся обеспечением армии. Командованию не разреша лось давать ему указаний по распределению материальных средств. Однако наделение Чусоснабарма такими полномочиями вело к параллелизму в рабо те органов снабжения, усложняло структуру обеспечения и создавало поч ву для отрыва планов командования от планов материального обеспечения войск. Обладая практически неограниченной властью, Чусоснабарм в то же время фактически был лишен партийного контроля. Поэтому решением По литбюро ЦК РКП (б) от 11 октября 1919 г. для партийного руководства Чусоснабармом при нем была создана коллегия (на правах партийного ко митета).

Одновременно с улучшением использования материальных ресурсов партия принимала меры по объединению усилий военной промышленности. Для решения этой задачи 12 сентября 1919 г. приказом Чусоснабарма был учрежден Совет военной промышленности (Промвоенсовет), подчиненный Со вету Обороны. Он объединял деятельность крупнейших оборонных предприя тий, распределял военные заказы, осуществлял технический контроль за их выполнением, контролировал снабжение оборонных заводов сырьем, топ ливом, оборудованием и рабочей силой. Проведенные мероприятия позволи ли Совету Обороны сосредоточить руководство производством вооружения, боеприпасов и снаряжения в одном органе. Таким образом, были заложены основы будущей оборонной промышленности - фундамента стратегического тыла.

Однако улучшение работы военной промышленности, передача ее продук ции в центральные довольствующие управления были сопряжены с большими трудностями, прежде всего в транспортном обеспечении. Протяженность действующих железнодорожных линий с 65 тыс. км в 1913 г. сократилась до 29, 5 тыс. км в 1919 г. , из которых лишь 16, 5 тыс. км не были под вержены сильным разрушениям '. На железных дорогах не хватало подвиж ного состава. В начале 1919 г. только половина имевшихся паровозов бы ла годна для эксплуатации. К концу 1920 г. производство паровозов сок ратилось до 14, 8 процента, а вагонов - до 4, 2 процента от уровня 1913 г. Такая обстановка ставила в тяжелое положение войска фронтов. Так, Западному фронту летом 1920 г. требовалось 172 паровоза, а ему было выделено лишь 32 '. В результате тыл фронта не смог обеспечить войска, проводившие операцию на Висле.

Резко сократился автомобильный парк. Накануне Октября 1917 г. в стране имелось около 40 тыс. автомобилей, в конце 1920 г. осталось только 7 тыс. На 1 июня 1919 г. в Красной Армии имелось всего 919 гру

    - 41
    зовых автомашин.

Сеть речных путей, годных для судоходства, сократилась с 64 тыс. км в 1913 г. до 25, 6 тыс. км в 1919 г. Убыль судов и() Волжской системе достигала 40 процентов, по Мариинской - 39 и по Северной - 50 процен тов. Велики были потери и на морском транспорте. К концу 1920 г. на Черном море осталось лить э процентов прежнего тоннажа, на Балтийском - 10 и на Белом - 54 процента 4. Снижение транспортных возможностей не могло не сказаться в целом на организации тылового обеспечения войск действующих фронтов.

В этот период в стране еще более обострилась борьба за хлеб. Чтобы обеспечить рабочий класс и армию продовольствием, Советское правитель ство вынуждено было пойти на крайнюю меру - установить продовольствен ную разверстку. Введенная во второй половине 1918 г. , она вначале распространялась лишь на хлеб и зернофураж, но к концу 1920 г. охвати ла почти все сельскохозяйственные продукты. Государственные заготовки хлеба непрерывно увеличивались.

Важную роль в обеспечении армии продовольствием играли фронтовые особые продовольственные комиссии (опродкомы) . По их нарядам воен но-продовольственные органы самостоятельно производили заготовку про довольствия и фуража в прифронтовой зоне. В 1919 - 1920 гг. силами этих органов было заготовлено зерна 16, 8, мяса (рыбы) и жиров 7, 8, овощей 3, 8 млн. пудов. Самозаготовки продовольствия оказывали большую помощь обеспечении армии. Например, войска Кавказского фронта с октяб ря 1919 г. по март 1920 г. обеспечивались за счет заготовок: мукой на 80, крупой - на 70, мясом и рыбой - на 90, фуражом - на 90 процен тов.

Одной из сложных проблем того периода являлось обеспечение армии вещевым имуществом, и прежде всего шинелями и обувью. В одном из доне сений с фронта в Совет Обороны от 19 сентября 1919 г. сообщалось о том, что более половины всего состава красноармейцев бригады.... ходят совершенно босые, без обмундирования. Войска 3ападного фронта на 15 мая 1920 г. были обеспечены шинелями на 87 процентов, гимнастерками и шароварами - на 60, обувью - на 82 процента.

Оценивая общие условия снабжения войск, В. И. Ленин говорил:
    - 42

срывались наступления, вполне победоносные>. Партия и правительство прилагали большие усилия для улучшения обеспечения красноармейцев ве щевым имуществом. Обмундирование и снаряжение для Красной Армии изго товляли не только крупные государственные фабрики, но и мелкие кустар ные мастерские. Уже в 1919 г. обувная промышленность смогла увеличить выпуск продукции. Так, если в декабре 1918 г. было выпущено лишь 270 тыс. пар обуви, то за первые пять месяцев 1919 г. - 2 млн. дар, то есть выпуск продукции возрос более чем на 140 процентов. Всего же за 1919 - 1920 гг. было изготовлено 5, 6 млн. шинелей, около 5 млн. комп лектов летнего обмундирования, свыше 19 млн. комплектов нательного белья, 10, 3 млн. пар сапог и ботинок, около 1, 8 млн. телогреек. И все же полностью удовлетворить потребности Красной Армии в вещевом иму ществе не удавалось. Советскому правительству в 1919 г. приходилось обращаться к населению с призывами сдавать военное обмундирование, по могать Красной Армии сбором теплых вещей, белья и обуви. Во многих гу берниях и уездах кампании помощи фронту проводились по почину рабочих и крестьян, что являлось свидетельством крепкой связи тыла с фронтом. Однако армия по-прежнему испытывала нехватку материальных средств, что существенно сдерживало рост ее численности. Именно из-за недостатка вооружения, вещевого имущества, острого продовольственного кризиса в стране к весне 1919 г. не удалось создать трехмиллионную армию. Успешным решением зтого вопроса могло быть только дальнейшее слия ние материальных ресурсов советских республик, полное объединение их усилий на разгром врага. По решению Политбюро ЦК РКП(б) 1 июня 1919 г. ВЦИК принял Постановление о военном союзе советских республик - Рос сии, Украины, Литвы, Латвии и Белоруссии, признал необходимым тесное объединение военной организации и военного командования, советов на родного хозяйства, железнодорожного управления и хозяйства, финансов и комиссариатов труда '. В совместной вооруженной борьбе против империа лизма складывался военно-политический союз братских республик, улучша лось использование их экономических возможностей и производственной базы в интересах обороны страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать