Тыл СССР в годы войны - (курсовая)
p>В целом все мероприятия, проводимые партией и правительством в об ласти государственного строительства, внутренней политики, создания и укрепления военной экономики, обеспечили успехи Красной Армии в решаю щем периоде гражданской войны,

    2. Развитие структуры тылового обеспечения
    - 43
    Красной Армии

В период развертывания и укрепления массовой регулярной армии структура тыла Красной Армии, сложившаяся в 1917 - 1918 гг. , продолжа ла совершенствоваться. Узким местом в работе тыла во второй половине 1919 г. по-прежнему оставалось обеспечение войск продовольствием. Его заготовки и распределение все еще не были централизованными, не имели своего руководящего органа. Заготовительные и обеспечивающие функции находились как в руках Центральной продовольственной комиссии, так продовольственном отделе Главного военно-хозяйственного управления. Это вело к дублированию обязанностей и распылению ресурсов продоволь ствия, что непосредственно отражалось на обеспечении войск. Видя такое несоответствие, ВЦИК постановлением от 16 августа 1919 г. все обеспечение Красной Армии продовольствием сосредоточил в руках Наркомпрода, для чего в его составе было создано Главное управление по снабжению армиии продовольствием (Главснабпродарм). Центральная про доввльственная комиссия как дублирующая инстанция была упразднена. Функции по обеспечению армии продовольствием снимались с Главного во енно-хозяйственного управления и передавались Главснабпродарму. В действующей армии органами Главснабпродарма являлись фронтовые и ар мейские опродкомы, а в дивизиях бригадах и полках - опродкомдивы, оп родкомбриги и опродкомполка. Председатель опродкома фронта входил в состав РВС фронта с правом решающего голоса, а в армии - с правом со вещательного.

В ноябре 1920 г. опродкомы были реорганизованы в управления воен но-продовольственного снабжения Главснабпродарма и фронтов (армий) . Управление состояло из двух отделов - заготовительного и распределе ния. Так как питанию личного состава командование уделяло самое прис тальное внимание, то отделы были подчинены не только начальнику управ ления, но и командующему войсками фронта (армии) . Эта мера была обус ловлена тяжелым положением с продовольствием в стране, хотя было оче видно, что командующий загружен выполнением несвойственных для него функций.

В сентябре 1919 г. были проведены некоторые изменения и в Главном артиллерийском управлении (ГАУ), из состава которого в Совет военной промышленности при Чусоснабарме было передано Центральное управление артиллерийских заводов. Это позволило освободить заготовительные отде

    - 44

лы от нехарактерных для них производственных функций, что значительно улучшило общую структуру ГАУ.

Подобные мероприятия были проведены и в других управлениях. Без из менения существующей организационно-штатной структуры уточнялись зада чи подчиненных отделов и функциональные обязанности должностных лиц. В целом управления выполняли примерно однородные функции, что позволило впервые разработать типовые штаты для них. Принятая организация глав ных управлений оставалась неизменной до конца гражданской войны, что свидетельствовало о соответствии структуры тыла Красной Армии требова ниям того периода.

С увеличением размаха вооруженной борьбы и всевозрастающей зависи мости ее от материального фактора опыт тылового обеспечения войск подтвердил необходимость приближения методов руководства тылом к мето дам руководства войсками. Для этого требовалось постоянно иметь своев ременную и достоверную информацию о подготовке операций, их ходе и ис ходе. Только на основе знаний общей оперативной обстановки органы уп равления тылом могли своевременно сосредоточить основные усилия тыла в интересах обеспечения войск, выполняющих главную задачу, своевременно осуществить маневр силами и средствами тыла.

Попыткой практического претворения в жизнь этого требования яви лось созидание при Центральном управлении снабжения оперативного уп равления и оперативных отделов (отделений) во фронтах (военных окру гах) и армиях. Таким образом, был сделан новый шаг не только в разви тии органов управления тылом Красной Армии, но и всей системы тылового обеспечения войск, что в свою очередь обеспечило проведение крупных наступательных операций по разгрому войск Деникина, белопанской Польши к Врангеля, В этих операциях принимали участие группы фронтов, высоко маневренные соединения и объединения (бронеавтомобильные и автотанко вые отряды, кавалерийские корпуса и конные армии) . В боях и сражениях завершающего периода гражданской войны зарождалась практика проведения глубокого наступательного боя и операции, их всестороннего тылового обеспечения.

Работа центральных и главных управлений тыла Красной Армии по под готовке и обеспечению войск в наступательных операциях усложнялась тя желым состоянием транспорта, особенно железнодорожного. На фронт мно гие материальные средства доставлялись войскам с большим опозданием, значительная часть их терялась в пути. Так, за несколько месяцев 1919 г. на Южный фронт было направлено столько имущества, сколько до этого

    - 45

не получали все фронты, вместе взятые, за год. Но в связи с большим отрывом от войск баз фронта и армий, нехваткой железнодорожных ваго нов, паровозов, топлива, почти полным отсутствием автомобильного транспорта не все материальные средства доходили до войск. 3начитель ное количество оружия, обмундирования, обуви, продовольствия оседало во фронтовых и армейских складах, приходило в негодность, портилось, расхищалось '. Возмущаясь таким положением, В. И. Ленин в августе 1919 г. направил телеграмму начальнику снабжения Южного фронта:

Предлагаю под угрозой строжайшей личной ответственности принять ре шительные меры к немедленному распределению полученного между нуждаю щимися частями".

Положение на транспорте весной 1919 г. было настолько сложным, что Советское правительство вынуждено было принять ряд чрезвычайных мер, обеспечивавших революционный порядок на железных дорогах и охрану ком муникаций от вражеских диверсий. Так, в соответствии с принятым в мар те этого года положением о военно-революционных трибуналах на железных дорогах все виновные в дезорганизации работы транспорта ц саботаже привлекались к строжайшей ответственности. Общее руководство транспор том было возложено на специальный орган при Совнаркоме - Высший совет по перевозкам, который определял пропускную способность дорог, контро лировал и обеспечивал планомерность перевозок.

Кроме того, практика воинских перевозок настоятельно требовала соз дания в центре такого транспортного органа, который занимался бы орга низацией приема грузов, их сопровождения (охраны) и сдачи в действую щую армию. Таким органом стал Особый транспортный отдел, входящий в состав центрального управления снабжений. Для сопровождения и охраны воинский грузов были сформированы транспортные части при Главных уп равлениях (артиллерийском, военно-инженерном, военно-хозяйственном, военно-санитарном, РККВФ). В ноябре 1919 г. с целью централизации всех перевозок во фронтах и армиях создаются транспортные отделы (отделе ния) в составе управлений начальников снабжения фронтов (армий) '. На чальники отделов (отделений) по общим вопросам были подчинени началь нику снабжения фронта (армии), по организационно-техническим (транс портным) - Особому транспортному отделу Центрального управления снаб жений.

    - 46

В связи с увеличением расхода материальных средств и объема подвоза в действующую армию Особый транспортный отдел уже не справлялся с ор ганизацией охраны воинских грузов. Поэтому во второй половине 1920 г. он был реорганизован в Управление военно-грузового транспорта, попол нен отрядами военной охраны грузов, военным обозом, транспортными агентами и рабочими дружинами. К осени 1920 г. представители этого уп равления были введены во все главные управления, во фронты и армии, а также в подчиненные Чусоснабарму предприятия военной промышленности. Создание транспортных органов сопровождения воинских грузов позво лило в тяжелых условиях обеспечить на железнодорожном транспорте отно сительный порядок при перевозках материальных средств, создать единую структуру, обеспечившую достаточно регулярный подвоз действующей армии минимально необходимых запасов и их сохранность.

Состояние железных дорог страны, их восстановление, ремонт и обслу живание в значительной мере обусловливались распыленностью железнодо рожных войск, состоявших из отдельных маломощных рот. Такая структура не позволяла сосредоточивать их усилия на главных железнодорожных нап равлениях, затрудняла организацию управления.

Для установления централизованного и оперативного руководства желез нодорожными войсками, объединения их усилий РВС Республики 24 октября 1919 г. принял решение о переформировании отдельных железнодорожных рот в дивизионы. На каждом фронте формировалась одна бригада в составе двух железнодорожных дивизионов. К концу 1920 г. в составе железнодо рожных войск имелось уже 10 таких бригад. Общая численность железнодо рожных войск составляла 47 714 человек '. За период 1918 - 1920 гг. они восстановили 22 тыс. км железных дорог и более 3 тыс. мостов общей протяженностью 74 км, отремонтировали 16, 5 тыс. вагонов.

В тяжелом положении находился и автомобильный транспорт, Для улуч шения его работы был использован опыт организации управления на желез подорожном транспорте. С этой целью в Московском и Петроградском гар низонах на базе автопарков воинских частей в 1920 г. были созданы Мос ковский (Мосват) и Петроградский (Петроват) военно-автомобильные транспорты, имевшие в своем составе соответственно 300 и 100 автомоби лей. Оперативные перевозки выполнялись Мосватом и Петроватом по указа ниям ЦУПВОСО и управлений военных сообщений округов. Кроме того, су ществовавшие автомобильные части (автоколонны) были объединены в ав тогрузовые отряды по 20 автомобилей в каждом. К концу 1920 г. в Крас ной Армии было сформировано 100 автогрузовых отрядов.

    - 47

Из-за больших разрушений на железных дорогах, недостатка подвижного состава, топлива, ограниченных возможностей автомобильного транспорта широко использовался гужевой транспорт, в том числе арендованный у местного населения за плату.

Однако недостаточное в целом развитие транспорта не позволяло на протяжении всей войны своевременно перемещать части и учреждения тыла фронтов и армий, что приводило к значительному их отрыву от войск. Например, в войне с белопанской Польшей основные склады Западного фронта в июле 1920 г. находились на удалении 400 - 5ОО км от переднего края, а армейские - на 130 - 400 км. С началом наступления войск фрон та они в основном остались в прежних районах, и решение на их переме щение командование фронта, исходя из транспортных возможностей, смогло принять лишь после того, как войска с боями прошли более 360 км. Поэ тому, если учесть, что обеспеченность войск при подготовке наступления была низкой (16-я армия была обеспечена боеприпасами на 30 - 35 про центов ниже потребности), а подвоз материальных средств осуществлялся с большими перебоями, то станет понятна одна из причин поражения войск фронта на Висле.

В этой сложной обстановке изыскивались новые способы тылового обес печения, принимались дополнительные меры по наведению порядка в тыло вых районах. Было ясно, что выход из создавшегося положения можно най ти только в дальнейшем повышении подвижности и мобильности органов ты ла. С этой целью в войсковом тылу упор делался прежде всего на созда ние соответствующих гужевых и частично автомобильных подразделений, а в оперативном - на развертывание на железных дорогах подвижных скла дов, их отделений, летучек и мастерских. На Южном фронте, где была от носительно хорошо развита сеть железных дорог, в результате принятых мер удалось создать не только армейские железнодорожные летучки, но и дивизионные подвижные склады, как правило, по 34 вагона каждый. В то же время следует отметить, что изложенная выше структура новых, более маневренных органов тыла была весьма разнообразной, создавалась с большим трудом и не везде одновременно вводилась в дело.

Ценный опыт по организации тылового обеспечения 1-й Конной армии был получен в период разгрома войск Деникина. Подвоз материальных средств для этой армии осуществлялся в основном железнодорожным транс портом. 3а войсками неотступно следовали дивизионные склады или их от деления и армейские летучки. Это стало возможным в связи с высокими темпами наступления 1-й Конной армии, достигавшими 35 - 50 км в сутки,

    - 48

что не давало возможности противнику производить большие разрушения на железной дороге.

Для наведения твердого революционного порядка в тылу, борьбы с контрреволюционными силами в тыловых районах на некоторых фронтах и в армиях вводились должности начальника тыла фронта (армии) . Так, во время обороны Петрограда была введена должность начальника тыла 7-й армии, а в мае 1920 г. эта должность была введена на Юго-Западном фронте и в его армиях.

В 1919 - 1920 гг. руководство всеми вопросами медицинского обеспе чения войск (сил) было сосредоточено в руках Главного военно-санитар ного управления Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. 4 декаб ря 1920 г. приказом РВС Республики были установлены порядок подчинен ности и организационная структура полевой медицинской службы. Началь ник санитарной части фронта в соответствии с приказом стал подчиняться непосредственно начальнику ГВСУ, а в оперативном отношении - командую щему фронтом. Такой же порядок подчинения был введен и в армейском звене.

Продолжала совершенствоваться организация лечения легкораненых. С этой целью создавались команды выздоравливающих и трудовые санатории. С мая 1920 г. ведет свое начало и санаторно-курортное дело в Красной Армии. В ведение ГВСУ передаются управление домами отдыха для лечения воинов, преобразованными затем в госпитали-здравницы. В соответствии с декретом СНК (декабрь 1920 г. ) "Об использовании Крыма для лечения трудящихся" выздоравливающие раненые и больные воины стали направлять ся также на санаторное лечение.

По-прежнему остро стояла проблема обеспечения медицинских формиро ваний санитарно-транспортными средствами. В связи с этим да основании постановления Совета Рабочей и Крестьянской Обороны от 30 июля 1919 г. ( был произведен учет имевшегося в стране парка этих транспортных средств и приняты меры к ремонту санитарных автомобилей. В октябре 1919 г. было объявлено Положение об армейском санитарно-автомобильном отряде, а с декабря этого года для обслужива ния эвакопунктов вводились автосанитарные отряды. Основным средством эвакуации раненых и больных в армейском и фронтовом звеньях продолжал оставаться железнодорожный транспорт.

Уделяя большое внимание противоэпидемическому обеспечению Красной Армии, СНК и Совет Обороны на своих заседаниях обсуждали и анализиро вали его состояние и принимали необходимые меры.

    - 49

Для профилактики заболеваний холерой и брюшным тифом в войсках про водилась массовая вакцинация. В этих целях создавались дивизионные и армейские прививочные центры, которые направляли в полки временные прививочные отряды. В 1920 г, прививками было охвачено от 50 до 80 процентов всего личного состава Красной Армии. Важное место отводилось банно-прачечному, дезинфекционному делу, организации изоляционно-про пускных и карантинных (обсервационных) пунктов, оборудованию , развертыванию санитарно-просветительной работы. Главным в борьбе с эпидемиями считалось своевременное выявление и изоляция ин фекционных больных, организация их лечения на месте. Для этого на всех фронтах была создана система дивизионных, корпусных, армейских и фрон товых распределителей-заградителей.

В улучшении обеспечения войск медико-санитарным имуществом большое значение имела концентрация в одних руках крайне ограниченных его ре сурсов. Для решения зтой задачи было создано Главное управление хими ко-фармацевтическими заводами, проведена национализация аптек, наведен порядок в работе Петроградского завода военно-врачебных заготовлений, центрального и периферийных военно-аптечных магазинов и их отделений, созданы армейские железнодорожные и дивизионные гужевые аптеки-летуч ки. Особое внимание уделялось соблюдению жесткого режима экономии и повторному использованию перевязочных средств.

    3. Тыловое обеспечение Рабоче-Крестьянского
    Красного Воздушного Флота
    и Рабоче-Крестьянского Красного Флота

В 1920 г. в состав Красной Армии входило уже 67 авиационных отря дов, в том числе 12 истребительных и 55 разведывательных. Для их тыло вого обеспечения имелся Центральный авиационный парк-склад, пять фрон товых парков и семнадцать поездовмастерских.

Приказом РВС Республики от 25 марта 1920 г. авиация и воздухоплава ние были объединены в единый Воздушный Флот, В центре было создано Уп равление снабжения, которое подчинялось Главному управлению Воздушного Флота. Полевые управления авиации были переформированы в управления воздушного флота фронтов и армий. В этих управлениях были созданы от деления технического снабжения, которые задумались организацией обес

    - 50

печения авиачастей материальными средствами, обеспечением ремонта са молетов и моторов. Укреплялся и войсковой авиационный убыл, который решал вопросы непосредственно тылового обеспечения авиаотрядов. Таким образом, большой комплекс проведенных оргмероприятий явился реформой, которая позволила создать довольно стройную систему тылового обеспече ния авиационных частей и подразделений.

Для РККФ 1919 - 1920 годы явились периодом восстановления воен но-морских сил на освобожденном побережье Черного и Азовского, Белого и Баренцева морей. Развертывались новые флотилии, военные порты и флотский тыл в целом.

Общее руководство технической и хозяйственной частью Народного ко миссариата по морским делам оставалось за помощником управляющего де лами, который утверждал все планы снабжения, разрабатываемые Главмор хозом и Главным управлением кораблестроения (позже переименованным в Главное морское техническое управление) . В связи с учреждением долж ности Чусоснабарма 29 октября 1920 г. было создано Управление по снаб жению Красного Флота Республики. Оно занималось материальным обеспече нием РККФ, а также обеспечением материалами для постройки, ремонта и вооружения судов, морских укреплений и сооружений. На каждом флоте вводилась должность уполномоченного Чусоснабарма по флоту. В связи с этим изменялся порядок планирования и отпуска материальных средств об щевойсковой и флотской номенклатуры. Так, по материальным средствам общевойсковой номенклатуры Главморхоз и Главмортех должны были предс тавлять сводные заявки на очередной год в управления Наркомата по во енным делам. Отпуск материальных средств в соответствии с утвержденны ми Чусоснабармом лимитами осуществлялся со складов ЦУС РККА. По мате риальным срсдствам флотской номенклатуры планы снабжения утверждались Чусоснабармом и реализовывались через предприятия промышленности. Одновременно руководство РВС Республики принимало меры к дальнейшему развитию действующих военных портов и созданию новых. На всех флотили ях вместо временных баз снабжения создавались военные порты. При нали чии нескольких военных портов на одном театре или в бассейне для коор динации их деятельности один из них назначался главным. Например, штат Николаевского главного военного порта, утвержденный 25 мая 1920 г. , предусматривал более развитую организацию управления порта, полный комплект складов и магазинов. Для обслуживания порта предусматривалось 15 автомашин, 2 мотоцикла, 123 лошади, 55 повозок, 50 барж, 15 кате ров, 3 пожарных катера и 2 спасательных бота. Общая численность лично

    - 51

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать