Тыл СССР в годы войны - (курсовая)
p>Важнейшим мероприятием в централизации обеспечения Красной Армии продовольствием явилось постановление СНК, принятое к началу уборки урожая 1918 г. и регламентировавшее порядок проведения заготовок про довольствия и фуража во фронтовой полосе. Этим постановлением предус матривалось проведение заготовок силами войск под руководством фронто вых комиссий, которые утверждались СНК по представлению Цекопродарма. Фронтовые комиссии руководили работой армейских и районных военно-про довольственных комиссий. В соответствии с постановлением дивизиям и полкам в ходе ведения боевых действий разрешалось проводить заготовки своими силами вплоть до установления прямых контактов с сетью воен но-продовольственных организаций.

Проведение заготовок продовольствия и фуража в прифронтовой полосе значительно улучшило накопление продовольственных ресурсов и дало воз можность удовлетворить потребности не только армии, но и частично гражданского населения. 3агоговки позволили более централизованно и эффективно осуществлять накопление, учет и распределение продовольст вия, способствовали внедрению принципа соответствия системы материаль ного обеспечения экономическому строю и возможностям экономики страны.

    - 26

Обеспечение Красной Армии вещевым, обозным и некоторыми дредметами инженерного имущества было возложено на Отдел военных Заготовок при ВСНХ, который включал кожевенно-брезентовую, обмундировочную, инженер ную и обозную секции.

Свою деятельность отдел распространял на всю территорию Советской Республики, создав при местных совнархозах свои подразделения. В связи с большим объемом работ в январе 1919 г. он был реорганизован в Цент ральный отдел военных заготовок. Его основной задачей являлось распре деление сырья между производственными главками, контроль качества и сроков выполнения заказов, организация приема и передачи имущества во енному и морскому ведомствам по нарядам главных военных управлений. Деятельность Центрального отдела военных заготовок позволила упорядо чить изготовление и распределение военного имущества, усовершенство вать организацию обеспечения войск.

В целях наиболее эффективного использования в интересах военного ве домства всех видов путей сообщения, организации и устройства службы железнодорожных и автомобильных частей, организации транспортной, поч товой, телеграфной и телефонной служб и военных дорог было создано Уп равление военных сообщений, преобразованное в сентябре 1913 г. в Цент ральное управление военных сообщений (ЦУПВОСО).

Таким образом, был сформирован орган управления, который обеспечивал единое планирование и организацию мероприятий по транспортному обеспе чению с учетом использования всей сети путей сообщения, а также согла сование и подготовку различных видов транспорта в целях создания наи более благоприятных условий для перевозок личного состава и материаль ных средств. Это давало определенные предпосылки для осуществления принципа комплексного использования всех видов транспорта.

Начало формированию железнодорожых войск было положено постановле нием Реввоенсовета Республики, которое было объявлено в приказе Глав нокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики от 5 октября 1918 г. Этим приказом учреждалась должность начальника железнодорожных войск, создавался его штаб, началось формирование первых 16 отдельных железнодорожных рот. Во фронтах вводились командир железнодорожных войск и штаб.

В ходе наступательных операций железнодорожные войска производили восстановительные работы только первой очереди. Работы второй очереди выполняли ремонтно-восстановительные формирования (поезда) Наркомата путей сообщения (НКПС)'. Следует отметить, что в годы гражданской вой

    - 27

ны воинскими перевозками занимались как органы НКПС, так и органы во енных сообщений. Эксплуатацию и обслуживание железных дорог осущест вляли не только ремонтно-восстановительные поезда НКПС, но и отдельные роты железнодорожных войск. Этот метод работы подтвердил свою жизнес пособность и в годы Великой Отечественной войны. Он не потерял своей актуальности и в современных условиях.

В 1918 г. были созданы и первые 10 автомобильных колонн Красной Ар мии (по 10 автомобилей в каждой). Автомобильными колоннами ведали ЦУП ВОСО и Главное военно-инженерное управление. В октябре 1918 г. в ЦУП ВОСО был организован отдел по службе полевых железных дорог и автомо бильных колонн, который решал и организационно-технические вопросы ав томобильной службы. Ремонт автомобильной техники и обеспечение автомо бильным имуществом осуществлял авто отдел Главного военно-инженерного управления. Непрерывно возраставшие задачи автомобильной службы потре бовали создания в ЦУПВОСО отдела военных дорог и тыла с двумя отделе ниями: автоорганизационным и автоэксплуатационным.

Таким образом, в 1918 г. были созданы специальные войска тыла - же лезнодорожные и автомобильные. И хотя их вклад в победу в годы граж данской войны был относительно невелик, они определили свое место в общей системе тылового обеспечения войск.

Большой пространственный размах и маневренный характер боевых дейс твий в гражданскую войну предъявили повышенные требования и к дорожно му обеспечению. В связи с этим уже в ноябре 1918 г. было начато форми рование военно-дорожных отрядов и этапных частей, предназначенных для оборудования и содержания военных дорог. Дорожно-мостовые работы на военных дорогах (фронт - армия) выполняли военно-дорожные отряды, а на войсковых путях подвоза (корпус - дивизия) - саперные части. Руководс тво работами во фронте (армии) осуществляли начальники Военно-инженер ного управления (Военноинженерного отдела), в корпусе (дивизии) - кор пусные (дивизионные) инженеры.

С учетом конкретных условий гражданской войны и опыта русской армии вновь создавались органы управления тылом в оперативном и войсковом звеньях. Так, согласно приказу Реввоенсовета Республики от 26 декабря 1918 г. в состав полевого управления фронта (армии) были введены представители тыла (начальники снабжения, санитарной части и управле ния инспекторов родов войск). Начальники снабжения фронта (армии) под чинялись непосредственно Реввоенсовету фронта (армии), командующему войсками фронта (армии), а по специальным вопросам они выполняли ука

    - 28

зания начальника Центрального управления снабжения Красной Армии (на чальников снабжения фронтов) .

Каждый начальник снабжения фронта (армии) имел в своем подчинении канцелярию и управления (отделы) по видам обеспечения: интендантского, артиллерийского и инженерного, а также части (службы) - автомобильную, санитарную и ветеринарную, полевых казначея и контролера фронта (ар мии).

Канцелярия начальника снабжения фронта (армии) помимо ведения слу жебной переписки осуществляла распределение денежного фонда между пот ребителями, вела у-чет поступления и расхода денежных сумм. Непосредс твенное финансирование войск осуществлял полевой казначей, который следил за финансово-хозяйственной деятельностью частей, учреждений и служб. При этом контрольные функции возлагались ни полевого контролера фронта (армии), работавшего под руководством казначея.

Управления (отделы) являлись распорядительными органами тыла фронта (армии) и вели учет, истребование и распределение материальных средств.

Начальники снабжения фронта (армии) участвовали в планировании обеспечения предстоящих операций и доказывали свои предложения по ор ганизации тылового обеспечения войск. В подготовительный период и в ходе операции они регулярно информировали командующего войсками фронта (армии) об обеспеченности войск и необходимости перемещения частей и учреждений тыла.

Общая методика планирования тылового обеспечения войск в предстоя щей операции была следующей. Исходя из решения командующего войсками фронта (армии) на операцию, начальник снабжения, не раскрывая общего замысла операции, ставил задачи начальникам управлений (отделов), ко торые разрабатызадачи начальникам управлений (отделов), которые разра батывали свои предложения по организации обеспечения войск. На основа нии этих предложений разрабатывались планы обеспечения до службам, ко торые после утверждения командующим служили руководством для работы управлений снабжения тыла фронта (армии) . Начальники управлений снаб жения фронта (армии) давали предварительные указания по своим службам начальникам снабжения армий (дивизий), в которых сообщали им необходи мую информацию.

Следует отметить, что эта методика планирования тылового обеспече ния войск в операции, заимствованная из опыта работы органов управле ния тылом русской армии, полностью оправдала себя в годы гражданской

    - 29

войны. Она давала возможность командующему войсками фронта (армии) принимать решение на предстоящую операцию с учетом возможностей сил и средств тыла. Подобный метод позволял начальнику снабжения видеть опе рацию в перспективе, знать направление главного удара и своевременно сосредоточить на нем основные усилия служб тыла, а штаб фронта (ар мии), зная тыловую обстановку, более действенно влиять на ход опера ции. При этом должностные лица тыла имели достаточно времени для орга низации тылового обеспечения войск.

Важную роль в организации обеспечения ВОЙСК играли начальники уп равлений (отделов) служб фронта (армии). Их обязанности были весьма многогранны, Так, начальник интендантского управления (отдела) ведал обеспечением войск продовольствием, фуражом, вещевым и обозным иму ществом. Он распределял эти материальные средства между армиями (диви зиями) не только с учетом обязательного выделения резерва, но р с уче том их места и роли в предстоящей операции.

Начальник артиллерийского управления (отдела) руководил обеспечени ем войск фронта (армии) как артиллерийскими орудиями, стрелковым воо ружением, боеприпасами, так и средствами химической защиты, освети тельными материалами и припасами. Заявки на необходимое имущество он подавал в Главное артиллерийское управление (артиллерийское управление фронта) и поддерживал постоянную связь с инспектором артиллерии фронта (армии).

Начальник инженерного управления (отдела) руководил обеспечением войск всеми видами инженерного имущества. Начальник автомобильной час ти (службы) фронта (армии) отвечал за обеспечение войск автомобилями и автомобильным имуществом. 3аявки на инженерное, автомобильное имущест во, включая и горючее, начальники этих служб подавали в Главное воен но-инженерное управление (военно-инженерное управление фронта). Начальник военных сообщений фронта (армии) руководил не только во инскими перевозками, но также эксплуатацией, ремонтом и восстановлени ем железнодорожных, водных и шоссейных коммуникаций фронта (армии), кроме того, почтовотелеграфной службой.

Начальник санитарной части фронта (армии) решал вопросы медицинско го обеспечения войск и руководил санитарной и эвакуационной службами как во фронтовом, так и в армейском (войсковом) тылу.

Рассмотренная структура и предназначение основных органов управле ния тылом фронта и армии показывают, что уже с первых шагов создания Красной Армии управление тылом являлось составной частью управления

    - 30

войсками. Принятая структура позволяла эффективно использовать в опе ративном тылу такие важнейшие принципы, как единоначалие и централиза ция управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач, оперативно и гибко реагировать на изменения обстановки.

В войсковом тылу (дивизии, бригаде) вопросами организации тылового обеспечения занимался начальник снабжения, а в полку - заведующий хо зяйством, которые подчинялись начальнику (командиру) дивизии (бригады, полка) .

Для тылового обеспечения войск в действующей армии предусматрива лось иметь фронтовые, армейские и дивизионные базы с запасами матери альных средств. Состав баз был различным и зависел от многих факторов: роли, места и состава фронта (армии, дивизии), решаемых задач; эконо мического состояния театра военных действий, наличия на нем местных ресурсов; наличия и состояния транспортных средств и коммуникаций в полосе фронта (армии) и др.

В состав фронтовой базы, как правило, входили склады по видам мате риальных средств, транспортные части, санитарные и ветеринарные учреж дения, хлебопекарни, мастерские, авиационные парки, части зтап но-транспортной службы, железнодорожные и другие части и учреждения. Для ремонта некоторых видов имущества, например инженерного, базы име ли поездамастерские. Медицинские учреждения во фронтовой базе кроме складов были представлены госпиталями и лазаретами.

Армейская база имела примерно такую же структуру, как и фронтовая. Размещение органов тыла оперативного и войскового звеньев при под готовке и в ходе проведения операций определялось наличием и состояни ем путей сообщения, необходимостью эшелонирования по глубине запасов материальных средств, а также возможностями использования местных ре сурсов в интересах войск фронта.

Исходя из этого кождому фронту (армии, дивизии) назначался тыловой район, глубина которого в зависимости от местных условии могла дости гать: фронтового - 500 км и более, армейского - от 100 до 200 км и войскового - до 70 км. Общая глубина тылового района во фронте состав ляла 700 км и более.

В целях приближения запасов материальных средств к войскам для на иболее полного и своевременного их обеспечения фронтовые (армейские, дивизионные) базы располагались, как правило, вдоль коммуникаций, что соответствовало принципу создания и эшелонирования группировок тыла по

    - 31
    всей глубине тыловых районов.

У тыловой границы фронта (армии), как правило, на крупном железнодо рожном узле размещалась основная фронтовая (армейская) база. Она сос тавляла тыловой эшелон с запасами материальных средств и поэтому назы валась тыловой базой. Ближе к армейскому тыловому району располагалась фронтовая передовая база, которая при благоприятных условиях могла размещаться и в армейском тыловом районе.

В ходе операции фронтовая передовая база могла выдвинуть в войсковой тыловой район как головные, так и передовые склады с запасами основных видов материальных средств (боеприпасов, стрелкового вооружения и про довольствия), а при необходимости и склад вещевого имущества. В свою очередь головные склады армий имели возможность в подгвтови тельный период или в ходе операции выдвигать на головные железнодорож ные станции свои отделения с запасами материальных средств и даже рас полагать их на грунте (в отрыве от железных дорог) .

На важнейших направлениях предусматривалось содержание повышенных запасов материальных средств. Это позволяло обеспечивать войска во время перерывов в подвозе и придавало им определенную автономность. Так, в соответствии с существующими положениями повышенные запасы во фронтовых базах должны были обеспечивать 2-месячную потребность войск фронта, а в армии - 7-суточную потребность. В дивизии должно было со держаться до 3 боекомплектов боеприпасов, до 9 сутодач продовольствия и до 6 сутодач фуража. Однако в связи с тяжелым экономическим положе нием запасы материальных средств к началу операции создавались значи тельно ниже этих норм.

Для экстренной подачи материальных средств в войска на базах содер жались резервы боеприпасов и продовольствия в железнодорожных вагонах. Резерв продовольствия назывался продовольственным маршрутом. Размеры резервов были весьма различными и полностью зависели от наличия мате риальных средств, интенсивности, напряженности боевых действий и дру гих условий.

Тыловое обеспечение частей и учреждений войскового звена осущест влялось по тем же принципам, что и оперативного. Однако войсковой тыл в то время был весьма громоздким и малоподвижным, что не соответство вало маневренному характеру боевых действий в гражданской войне. Так, в стрелковой дивизии имелось: четыре склада (артиллерийский, ружей но-пулеметный, продовольственный и вещевой), три полевых подвижных госпиталя, три санитарных отряда (перевязочный, санитарно-гигиеничес

    - 32

кий и эпидемиологический), ветеринарный лазарет, три парка (артилле рийский, ружейно-пулеметный и инженерный), четыре транспорта (артилле рийский, ружейно-пулеметный, продовольственный и военно-санитарный), полевая подвижная хлебопекарня и гурт скота.

В войсковом тыловом районе в ходе наступления подразделения тыла полка размещались, как правило, на удалении 12 - 15 км, части тыла бригад - 35 - 40 км и дивизионные части и учреждения - 60 - 70 км от линии фронта.

Подвоз материальных средств во фронте и армии, как и в первую миро вую войну, осуществлялся в основном по принципу . Однако при подаче материальных средств от конечных выгрузочных станций до дивизи онных складов применялся комбинированный способ: по железной дороге (, а но грунтовым путям подвоза - . В звене же диви зия - полк подвоз осуществлялся преимущественно "на себя", и лишь в случае подачи материальных средств на дивизионные склады железнодорож ным транспортом бригады и полки усиливались дивизионными транспортными средствами.

При организации подвоза материальных средств, особенно в войсковом тылу, широко использовался опыт русской армии, но не всегда достаточно полно учитывался динамичный характер гражданской войны, что отрица тельно сказывалось на обеспечении войск. Это определялось прежде всего слабой подготовкой специалистов тыла к работе в новых условиях. Таким образом, в годы гражданской войны в самом начале становления тыла Красной Армии складываются принципы максимального приближения за пасов материальных средств к войскам и автономности обеспечения в ты ловом отношении соединений и частей.

Определенный интерес представляет опыт организации медицинского обеспечения в первые месяцы гражданской войны. 3наменательным было то, что впервые в истории отечественной военной медицины медицинской служ бе Красной Армии передается все эвакуационное дело. В связи с этим 4 июня 1918 г. Главное военно-санитарное управление (ГВСУ) пополнилось эвакуационным отделом, ранее входившим в состав Военно-санитарного уп равления Высшего военного совета. В сентябре 1918 г. при ГВСУ создает ся также Главное эвакуационное совещание, включавшее представителей различных организаций, участвующих в эвакуации раненых и больных. В июле 1918 г. постановлением Советского правительства был учрежден Народный комиссариат здравоохранения (НК3) РСФСР, в состав которого 29 августа этого года включается переформированное ГВСУ на правах самос

    - 33

тоятельного военносанитарного отдела. Начальник ГВСУ являлся замести телем народного комиссара здравоохранения.

Медицинская служба армейского и фронтового звеньев впервые стала организационно оформляться на Восточном фронте. Так, уже в июле 1918 г. Революционный военный совет этого фронта утвердил временный штат Главного полевого санитарного отдела. При штабе каждой армии в соот ветствии с этим же решением создается санитарный отдел. В октябре 1918 г. приказом РВС Республики впервые устанавливается единый для всех фронтов штат санитарной части. В отличие от ранее установившейся прак тики начальник санитарной части был подчинен не командующему, а на чальнику снабжения фронта. Приказом ГВСУ от 5 февраля 1919 г. все ар мейские, а также головные, вспомогательные и местные звакопункты с приданными и приписанными к ним лечебными учреждениями и санитарными поездами передаются в полное распоряжение управления санитарной части фронта.

С созданием регулярной Красной Армии вводятся единые штаты меди цинских формирований. Первый такой штат был объявлен РВС Республики приказом от 13 ноября 1918 г. В соответствии с ним полагалось иметь: в полку - перевязочный отряд, в стрелковой бригаде - перевязочный отряд с дезинфекционным отрядом и военно-санитарный транспорт, в дивизии три полевых подвижных госпиталя (ППГ) каждый на 210 коек, санитар но-гигиеничсский, эпидемический отряды и военно-санитарный транспорт. Несколько ранее приказом РВС Республики в феврале 1918 г. вводится штат армейского санитарно-автомобильного отряда. Однако все эти под разделения и учреждения были громоздкими и для их укомплектования не имелось достаточного количества медицинского персонала и транспорта. В то же время высокоманевренный характер боевых действий потребовал повышения мобильности медицинских формирований. В связи с этим на Вос точном фронте стали создаваться, а впоследствии нашли широкое примене ние летучие санитарные отряды, рассчитанные на оказание медицинской помощи до 1ОО0 раненым и больным. После оказания медицинской помощи в этих отрядах дальнейшая эвакуация осуществлялась на головную железно дорожную станцию. 3десь раненые и больные передавались медицинскому персоналу санитарного поезда, выполнявшему одновременно функции диви зионного перевязочного отряда и лазарета. По мере загрузки санитарного поезда его направляли на соответствующий эвакопункт, заменяя другим. Корпуса и армии имели по два и более санитарных отрядов и столько же санитарных поездов. Что же касалось медицинской службы войскового зве

    - 34

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать