Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

- 3 -

Министерство образования Российской Федерации

Магнитогорский государственный университет

Кафедра дошкольной педагогики

Цыбанова Татьяна Николаевна

студентка 501 гр. очного отделения

факультета дошкольного воспитания

Психолого-педагогические

условия индивидуального подхода

к художественно одаренным детям

старшего дошкольного возраста

в изобразительной деятельности.

Выпускная квалификационная работа.

Научный руководитель Турченко В.И.

Канд. пед. наук, доцент кафедры

дошкольной педагогики.

Магнитогорск

Содержание.

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям. 6

1.1. Сущностная характеристика феномена одаренности. 7 - 27

1.1.1. Понятие одаренности. 7

1.1.2. Модели одаренности. 9

1.1.3. Факторы одаренности. 14

1.1.4. Виды одаренности. 20

1.1.5. Возрастная динамика развития одаренности. 24

1.1.6. Сущность художественной одаренности. 26

1.2. Диагностика и обучение одаренных детей. 28 - 47

1.2.1. Критерии и диагностика одаренных детей. 28

1.2.2. Обучение одаренных детей. 32

1.2.3. Проблемы воспитания одаренных детей. 38

1.2.4. Обучение и воспитание художественно одаренных детей. 41

1.3. Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике. 48 - 61

1.3.1 Сущность индивидуального подхода. 48

1.3.2. Технология индивидуального подхода. 53

1.3.3. Индивидуальный подход к одаренным детям

в изобразительной деятельности. 56

1.3.4. Индивидуальный подход к художественно одаренным

детям в изобразительной деятельности 59

1.4 Выводы. 62

Глава 2. Анализ состояния проблемы в практике.

2.1 Задачи, содержание, анализ результатов констатирующего этапа

эксперимента. 65

2.2 Частично-поисковый этап эксперимента. Программа индивидуального

подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного

возраста в изобразительной деятельности. 78

2.3 Содержание контрольного этапа эксперимента. 85

Заключение. 91

Список литературы. 92

Приложения. 97

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Но, несмотря на это, данный феномен является менее изученным и наиболее противоречивым с точки зрения определения.

Долгое время одаренность рассматривали как божественный дар и лишь в середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Первым исследователем, рассматривавшим одаренность не как божественное предопределение, а как результат врожденных, наследственно обусловленных свойств, был англичанин Ф.Гальтон.

За это время проблемой одаренности занимались многие ученые, в большинстве своем зарубежные: Дж. Гилфорд, П. Торренс, Э. Ландау и др. Исследования Лейтеса Н.С., Савенкова А.И., Матюшкина А.М. многое прояснили в феномене одаренности.

Особенно остро эта проблема встала в последние годы с появлением в 1975 году Всемирного совета по одаренным и талантливым детям. Стали разрабатываться концепции одаренности, включающие подходы к определению, вопросы о природе, главенствующих факторах формирования данного феномена, и главное, методики диагностики одаренности и программы последующего развития незаурядных способностей: фигурные тесты Равена, шкала определения IQ Станфорд-Бине. Отечественная психология немного отстала в этом вопросе, поэтому многие методики диагностики, программы развития заимствованы из зарубежной практики, большинство из которых адаптированы к нашим условиям: методика Богоявленской Д.Б., экспресс-методика Азарян А.Г. др.

В последнее время появилось очень большое количество публикаций в широкой прессе на данную тему, где особое внимание уделяется диагностике и развитию способностей ребенка, но, как правило, выпускается из виду воспитательный аспект: ведь известно, что такие дети не только необычайно способны, но и имеют ряд особенных психологических свойств: тонкое чувство юмора, большая независимость в суждениях, нестандартные ответы и решения, отсутствие внимания к условностям и правилам, необычайная психо-социальная чувствительность и др. К тому же, мало тогоб что одаренные дети отличаются от других детей, но также непохожи и между собой, для каждого одаренного ребенка существует все таки свой, сугубо индивидуальный темп развития.

Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка - у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе. Интересные открытия и выводы мы находим в работах Я.А. Коменского, Ж-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Р. Оуэна. Коменский первый заговорил о том, что процесс обучения необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, которые нужно выявлять путем систематических наблюдений. Данная проблема получила развитие и в учениях прогрессивных педагогов России: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.Н. Водовозовой, А.С. Макаренко, Я.И. Ковальчук. Ушинский К.Д. разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям.

Современная тенденция к индивидуализации обучения, к воспитанию свободной творческой личности, к максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей ребенка получает все большее распространение. Но, не смотря на большое количество публикаций, вопрос весьма скудно раскрыт: больше декларативных лозунгов о необходимости персонифицированного подхода к детям и совсем мало сущности этого принципа, и уж тем более технологии осуществления индивидуального подхода: условий, методов, приемов.

Обе поднятые проблемы - одаренности и индивидуального подхода, являясь столь необходимыми, не разрабатывались и попросту игнорировались в советской педагогике. Это может объясняться политической ситуацией в России в XX в. - сама теория существования «сверхлюдей», принцип индивидуального подхода шли в разрез с господствовавшей тогда идеологией всеобщего равенства. Именно поэтому данное направление слабо освещено в литературе и, на наш взгляд, требует дополнительного изучения.

Наибольший интерес в исследовании представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Изобразительное направление выбрано не случайно - ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые по сути есть отражение развития ребенка - его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности, в конце концов, уровень сформированности технических умений и навыков, что является показателем, прежде всего, обучаемости.

На наш взгляд, изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, т.к. одна из проблем одаренного ребенка - своевременное нераскрытие его способностей, как говорится «заглушили на корню». Педагог не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность. Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

Объект: Художественная одаренность детей.

Предмет: Индивидуальный подход к художественно одаренным детям старшего

дошкольного возраста.

Цель : Обобщить психолого-педагогические условия индивидуального подхода

к художественно одаренным детям в изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.

2. Разработать программу индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста и апробировать ее на практике.

Гипотеза: Эффективность педагогической работы с художественно одаренными детьми повысится, если осуществлять индивидуально-персонифицированный подход с соблюдением следующих психолого-педагогических условий:

· Обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами в изобразительной деятельности.

· Широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники .

· Создать в группе благоприятную атмосферу.

· Не сдерживать инициативу ребенка.

· Доброжелательно относиться к детям.

Методологические основы: Личностно-деятельностный подход Леонтьева А.Н.; Положение Лейтеса Н.С. и Савенкова А.И. об особенностях одаренности дошкольников; Основные положения личностно-ориентированного подхода В.А. Беликова и И.С. Якиманской; Положение Н.А. Ветлугиной о специфике детского художественного творчества.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Педагогический эксперимент:

· Констатирующий этап

· Частично-поисковый этап

· Контрольный этап

· Глава 1.

Теоретические основы индивидуального подхода

к одаренным детям.

Выражение « Одаренный ребенок» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одаренным. Если у ребенка необыкновенно быстрый темп умственного развития, вполне правомерно назвать его незаурядным, но можно ли считать, что у ребенка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей?

Из истории видно, что признаки одаренности, проявленной в детстве, могут оказаться чем-то временным и преходящим. В педагогике и психологии накапливается все больше данных о том, что некоторые индивидуально-психологические особенности, например, необычайная познавательная активность, впечатлительность, нужда в умственной нагрузке, связаны с быстрым созреванием, то есть со спецификой именно детских лет жизни.

Основным признаком одаренности ребенка принято считать несоответствие проявляемого им уровня интеллекта его возрасту. Однако такое несоответствие уменьшается по мере ухода из детства. В этом отношении темп умственного развития напоминает быстроту физического развития в детские годы: как бы сильно ребенок не вытянулся в детстве, это не означает, что он будет и дальше так расти. Конечно, это только аналогия, но в обоих случаях не следует ожидать, что дальнейшее продвижение сохранит, продолжит его темп на последующих этапах.

Для детей с опережением умственного развития характерны:

повышенная умственная восприимчивость.

Постоянная готовность прилагать усилия.

Проявление инициативы, творческих попыток.

Активность тесно связана с саморегуляцией.

Они больше видят, слышат, узнают и понимают. Неудивительно, что именно их называют одаренными. Но что же на самом деле является одаренностью?

1.1 Сущностная характеристика феномена одаренности

1.1.1 Понятие одаренности.

Одаренность может рассматриваться с нескольких точек зрения. Одни рассматривают ее как совокупность способностей, внутренних задатков и предпосылок. Таким образом, одаренность от слова « дар». Приведем несколько таких определений:

Одаренность - особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Лейтес Н.С. (59. 3)

Одаренность - свойство специфических корреляций способностей субъекта, которые обеспечивают успешность выполнения тех или иных действий, а сама суммация способностей, представляющих оригинальную модель, позволяет индивиду компенсировать негативность тех или иных качеств, за счет приоритетной эволюции других.

Юрчук В.В. ( 86. 415 )

Одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, которые в значительной мере определяют как конечный результат, так и темп развития.

Савенков А. И. ( 66. 36 )

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.

Хуторской А.В. ( 80. 27 )

Одаренность - совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей.

Петровский А.В. (57. 129 )

Похожих определений можно называть очень много, такой подход наиболее распространен. Но есть и такие, кто считает одаренность явлением, развивающимся в течение жизни, т. е. наряду с совокупностью способностей, важную роль играют

обучение, окружающая среда, и где один фактор может либо компенсировать, либо нивелировать действие другого. К таким определениям относят:

Одаренность - системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких необычных результатов в деятельности по сравнению с другими людьми.

Савенков А.И. (67. 33 )

Одаренность - эффективное развитие человеком существующих качеств при сочетании нормального генотипа с благоприятными условиями его развития.

Дубинин Н. П. ( 25. 46 )

Одаренность - синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов.

Теплов Б.М. ( 73. 16 )

Одаренность - синтез взаимоусиливающих друг друга свойств личности, ее активного и положительного отношения к деятельности, так называемой склонности к определенному виду деятельности и … настойчивого трудового усилия…

Мясищев В.Н. ( 46. 154 )

Таким образом, взгляды на одаренность можно представить в виде следующей схемы:

Одаренность

Совокупность Совокупность генетических

способностей. задатков и условий среды.

Обобщая оба подхода, можно предположить, что одаренность - есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения. Мы придерживаемся именно данного определения.

По такому же признаку можно подразделить и модели одаренности.

1.1.2 Модели одаренности.

!. Одаренность как особые способности.

1. Трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли (См. рисунок 1а).

Основные составляющие умственной одаренности:

Познавательная потребность.

Характеризуется активностью, ненасыщаемостью, безграничностью, удовлетворением от познания.

Этапы развития познавательной потребности:

Потребность во впечатлениях ( ориентировочный рефлекс).

Становление любознательности («Почему?», 2-3 г.).

Становление склонностей (Склонность - потребность в определенных занятиях и направленность самой личности. Дошкольный возраст и далее.).

Потребностно-мотивационные моменты не просто влияют на интеллектуальную деятельность, но и являются непосредственно побуждающими, исходными стимулами познавательных процессов.

Интеллект.

Это познавательная деятельность, понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека.

Способность индивида к продуктивно-гностическим актам, решению проблем, задач, которые определяют успешную реализацию любой деятельности.

Характеристика познавательной сферы, центр, ядро умственных возможностей человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать