Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
p align="left">Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

Шестакова А.В. Росток: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. - Челябинск, 1996.

Юрчук В В. Современный словарь по психологии.- Мн.: «Современное слово», 1998.

Ягловская Е. Группа одаренных дошкольников. Проблема взаимоотношений. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 47.

Опросник для родителей.

1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

8. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10. Боится ли темноты?

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Был ли удачен этот замысел?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?

23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты:

От 20 до 23 очков - ребенок очень сообразителен, способен творчески относиться к окружающему и следует помогать ему в этом. От 15 до 19 - ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован. От 9 до 14 - большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает. От 4 до 8 - ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении для него важной цели. Менее 4 очков - ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

Методика диагностики интеллектуально творческого потенциала.

Рассмотрим систему психических характеристик, сложная сумма которых составляет основу личностного потенциала ребенка, для его выявления необходимо оценить уровень развития каждой характеристики, приведенной ниже и сопоставить эти уровни развития между собой и с эталоном. Для оценки используется метод полярных баллов, каждую характеристику нужно оценить по пятибалльной шкале.

5- оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4- свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3- оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2-более четко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;

1-четко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0- сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Интегративные личностные характеристики:

· Любопытство. Проявляется в поиске новой информации, постоянном стремлении задавать много вопросов, неугасающей исследовательской и творческой активности.

· Сверхчувствительность к проблемам. Проявляется в способности выявлять и ставить проблемы.

· Способность к прогнозированию. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разные явления реальной жизни: от прогнозирования элементарных событий, до возможностей прогноза социальных явлений.

· Словарный запас. Проявляется не только в большом количестве слов, но и стремлении строить сложные синтаксические конструкции, придумывании новых слов для обозначения придуманных понятий и явлений.

· Способность к оценке. Проявляется в способности объективно характеризовать поступки людей, события и явления, собственную деятельность.

Характеристики сферы умственного развития.

· Оригинальность мышления. Проявляется во всех видах деятельности (конструировании, рисовании, сочинении историй), в поведении, в общении со взрослыми и сверстниками.

· Гибкость мышления. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

· Продуктивность. Оценивается по количеству идей и продуктов деятельности: чем больше идей, тем больше возможности выбрать наиболее оригинальные.

· Способность к анализу и синтезу. Ярко проявляется в решении логических задач, видно в любом виде деятельности.

· Классификация и категоризация. Проявляется во всех видах деятельности, при решении задач, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

· Высокая концентрация внимания. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям.

· Память. Способность ребенка запоминать факты, события; но преимущество имеет тот , кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию, а не тот , у кого больше объем памяти.

Характеристики сферы личностного развития.

· Увлеченность содержанием задачи.

· Перфекционизм. Выражается в стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

· Нонконформизм. Готовность отстаивать свою точку зрения, даже наперекор большинству, стремление действовать и поступать не традиционно, оригинально.

· Лидерство. Проявляется в совместных играх детей, проявляет инициативу, берет на себя ответственность.

· Соревновательность. Нежелание участвовать в конкурентных видах взаимодействия.

· Широта интересов. Разнообразные и устойчивые интересы ребенка, желание попробовать свои силы во всех видах деятельности.

· Юмор. Способность обнаруживать смешное, несуразное в разных ситуациях.

Для того чтобы результаты диагностической работы были более наглядны, можно воспользоваться несложным графическим вариантом их представления. Для каждой группы характеристика используется заготовка, представленная на рис.1. Одаренный ребенок по всем характеристикам получит высшие баллы и будет иметь на каждом рисунке правильный многоугольник. Отличие от эталона и покажет уровень интеллектуально-творческого развития ребенка.

Тест «Незаконченный рисунок».

Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.

Материалы: лист А4 со следующим шаблоном:

Карандаши цветные и простой, ластик.

Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок.

Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите,

придумаете cвоему рисунку название, я его подпишу.»

Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:

Беглость - количество задействованных элементов.

Разработанность - количество значимых деталей.

Название - см. приложение № 4.

Оригинальность :

0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.

1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение

отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.

2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.

3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.

4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.

5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из

второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.

Первое задание «Нарисуй картинку» методики П. Торренса.

Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем,

лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.

Инструкция: « Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»

Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:

Оригинальность: 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.

1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.

2 б. - нос, остров.

3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин,

ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.

4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 б. - остальные рисунки.

Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.

Название: 0 - обычное название.

1 - простое описание.

2 - описательное название.

3 - релевантное название.

Третье задание «Повторяющиеся фигуры» методики П. Торренса.

Материалы: лист А4 с нарисованными 25 парами параллельных линий.

Карандаши цветные и простой. Ластик.

Инструкция: За 10 минут придумайте и нарисуете как можно больше предметов из каждой пары параллельных линий, которые должны составлять основную часть вашей картинки, остальное дорисуйте карандашом и придумайте название к рисункам.

Оценивание: Выполненное задание оценивается по следующим показателям:

Беглость - количество заполненных пар параллельных линий.

Разработанность - количество деталей.

Название - см. приложение № 4.

Оригинальность - по 3-бальной системе, используя список 3 (74. 14).

1. Занятия подготовительного блока.

Занятие «Зимняя сказка»

Цель: определить уровень сформированности изобразительных умений, интересов и предпочтений ребенка, воображения.

Ход занятия: педагог просит детей вспомнить, какое сейчас время года и чем оно характерно. Предлагает нарисовать зимнюю картинку - сказку.

Занятие «Зимушка-Зима» (28,45)

Цель: учить детей создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.

Предварительная работа: тонирование бумаги в голубые, фиолетовые тона; рассматривание иллюстраций с аллегорическим изображением Зимы; чтение стихов и рассказов о зиме.

Ход занятия: педагог предлагает детям угадать, что за девица прискакала на тройке белых лошадей (Художественное слово смотри в приложении) и нарисовать снежную красавицу. Помогает вспомнить как рисуется женщина в длинной шубке. По окончании рисунки обсуждаются.

Занятие «Наш добрый друг - художник круг» (18, 56)

Цель: привить детям навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона-заготовки, развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии.

Ход занятия: детям раздаются листы с заготовленным шаблоном. Педагог загадывает загадку про снеговика и предлагает его нарисовать из шаблона. Затем тоже самое с медведем, зайцем, кошкой. При этом показывает, как из одного схематического изображения можно получить много рисунков.

Далее педагог раздает детям лист с произвольно расположенными кругами разного диаметра и предлагает поиграть в игру кто быстрее отгадает загадку и нарисует ответ.

1. Ожил наш знакомый круг,

Посмотрел лукаво вдруг.

«Я из сказки колобок,

У меня румяный бок».

4. Носят их все на носу,

Дома, в городе, в лесу.

2. Если круг постился вскачь,

Значит он веселый мяч.

3. Яблоко прекрасное -

Сладкое и красное.

5. Круга этого лучи,

Все мы знаем, горячи

Молодежь и старички. По утрам глядит в оконце,

Эти два кружка …(очки) Дети, кто к нам? Это …(Солнце)

6. Сверху шар зеленый, 7. Несут на длинных нитках

Красный он внутри, С веселою улыбкой

Сладкий, сахарный на вкус, Ребята во дворы

Называется …(Арбуз). Воздушные …(Шары).

Занятие № 4 «Зимовье зверей» (54, 25)

Цель: развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе.

Ход: отгадывание загадок:

молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, с водой не знается (кошка)

с хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком ( собака)

спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спинке - щетинка (свинья)

с бородой, а не мужик, с рогами, а не бык (козел)

зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк)

комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц)

не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)

вопросы:

как можно назвать всех, о ком мы загадки отгадывали?

Как можно назвать первых животных, а вторых?

Где живут?

А как и где живет корова(кролики, куры, поросята и др.)?

С кем она живет, как спит, что ест

Задание: давайте придумаем такое жилье всем этим животным, что бы им там было тепло и уютно, и чтобы они друг другу не мешали. Предположительно педагог подводит детей к тому, что каждый должен нарисовать уголок для одного из животных, дети вместе договариваются, что, кто и как рисует. После этого все рисунки объединяются в один коллаж «домик для зверей».

Занятие № 5 «Зоопарк» (64, 102)

Цель: закрепление умения конструирования из бумаги, развитие воображения, художественных способностей (конструирование), мелкой моторики.

Педагог загадывает загадки, читает стихи о животных. Беседует с детьми о них, вместе выделяют существенные признаки, места обитания, образ жизни. Вспоминают, что домик для домашних животных они уже нарисовали. Педагог предлагает диких животных не нарисовать, а сконструировать из бумаги и поселить их в бумажном зоопарке.

Материалы: бумага, клей, ножницы, карандаши.

Ход: создание бумажного зоопарка, конструирование из бумаги стилизованных изображений животных.

После конструирования дети могут обыграть ситуацию, расселить животных в зоопарк, играть с ними.

Экскурсия в лес.

Цель: наблюдение за зимним лесом; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления.

Содержание:

Наблюдение за заснеженной землей, деревьями, следами на снегу.

Сенсорное обследование снега.

Подвижная игра «Зарница».

2. Занятия тренингового блока.

Занятие № 1 «Говорящие рисунки» (33, 21)

Цель: развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.

Предварительное чтение рассказа «Говорящие рисунки». Предложить выполнить задание: детям поочередно показывают картинку с неким схематическим изображением и просят назвать, на какие предметы это похоже. После, можно раздать каждому ребенку по одной схеме и попросить дорисовать картинку.

Ход занятия: педагог рассказывает историю: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией и им пользовались в древних странах - в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Хотите и мы с вами поиграем в нарисованные истории». Объясните, что рисунки должны быть совсем простые и в тоже время понятные, только тогда они станут «говорящими». Для начала педагог показывает нарисованное начало истории (например, сказку о Красной Шапочке), а дети устно предлагают, что можно нарисовать дальше. Затем воспитатель просит нарисовать любую историю так, чтобы другие дети рассказали о чем она.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать