Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
p align="left"> - восприятие - технические - музыка

- сенсорные и др. и др. - литературные и др.

Одаренность бывает:

Общая - общие способности, которые универсальны и не связаны со специальной деятельностью.

Специальная - конкретные способности, проявляющиеся в определенном виде деятельности.

Детям более присуща общая, которая с возрастом приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

5. Особенности возрастного развития.

Ранняя / Поздняя: одаренность может проявляться как в детстве, так и в зрелом возрасте. Так Моцарт А.В. уже в дошкольном возрасте писал оперы, а Эйнштейн А. Был исключен из гимназии за неуспеваемость. И не секрет, что не все одаренные дети становятся одаренными взрослыми.

5. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

Общая интеллектуальная. Дети с одаренностью этого вида овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях.

Академическая, проявляется в успешном овладении отдельным учебным предметом и считается более частной избирательной. Академическая, в свою очередь, подразделяется на подвиды: математическая, лингвистическая, одаренность в области физики, химии, биологии и др.

Творческая. Прежде необходимо отметить, что имеет место спор о том, стоит ли вообще выделять ее как самостоятельный вид. Одни полагают, что креативность является неотъемлемой частью любой одаренности. Так А.М Матюшкин считает, что всякая одаренность - творческая: нет творчества - нет одаренности. Другие отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Творческая одаренность - это способность продуцировать, изобретать, выдвигать новые идеи и гипотезы.

Лидерская - это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений.

Практическая. Ключевой ее особенностью Р. Стенберг называет знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать эти знания.

Художественная одаренность развивается и поддерживается в специальных кружках, студиях, гимназиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности. Художественная подразделяется на несколько подвидов - изобразительную, литературную, музыкальную, театральную и др.

Все подходы можно обобщить в следующей схеме:

Одаренность

Явная Скрытая

Актуальная Потенциальная

Ранняя Поздняя

Общая Специальная

Одаренность

Общая Практическая Академическая Лидерская Художественная Творческая

- математическая - литературная

- лингвистическая - изобразит.

- химическая - музыкальная

Выделение большого количества видов одаренности служат важной цели - привлечь внимание к более широкому спектру способностей. Одаренность бывает разная и проявляется в течение жизни по-разному. Дьяченко О.М. (26. 15) приводит в пример несколько вариантов:

Быстрый взлет. Яркое проявление способностей, большие успехи в определенном виде деятельности. Большие ожидания. Преклонение перед нарождающимся талантом. Но проходит некоторое время, и талант бледнеет, успехи менее значительны, происходит потеря темпа.

Медленное продвижение вперед, иногда отставание от нормальных темпов развития. Затем постепенное выравнивание, компенсация упущенного, ускоряющееся развитие, скачок вперед, большие успехи в каком-либо виде деятельности. Одаренность целого ряда ученых развивалась именно по этой схеме (А. Эйнштейн).

Растрата времени на протяжении всей жизни при наличии природной одаренности. Полное отсутствие способности к волевому усилию, к воплощению намеченного в реальных действиях. Подчиненность устоявшемуся образу жизни, неспособность выйти за его рамки и противопоставить обстоятельствам свою активную волю.

Оптимальное использование своих способностей на протяжении всей жизни. Расцвет дарования, напряженная и продуктивная работа. Поразительные результаты, нередко в разных сферах (Пушкин А. С., Ломоносов М., Моцарт А. В.).

Различия между видами одаренности не могут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей. Все выделенные виды одаренности не могут восприниматься обособленно, независимо друг от друга. Как отмечал Б.М. Теплов «…талант как таковой многосторонен…». Человек талантлив вообще, и одаренность в одной области не должна идти за счет ущемления других сфер, других познавательных и психических процессов.

Одаренность, как многогранное явление, имеет широкий спектр характеристик и основ для выделения отдельных подвидов. Богоявленская Д.Б. выделяет пять критериев классификации: форма проявления, степень сформированности, широта проявлений, особенности возрастного развития, вид деятельности; каждый из которых выделяет тот или иной вид одаренности в соответствующем ракурсе. Все они тесно взаимосвязаны и переплетаются между собой.

1.1.5 Возрастная динамика развития одаренности.

Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей - склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Формирование познавательных способностей, включение их в становление образных форм познания деятельности: восприятия, воображения, т.е. создание образного фундамента интеллекта. Познавательные способности - это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно формируются сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку, создать замысел игры. Дошкольники включаются в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд - все они имеют комплексный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего, организаторских. Чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств, соотношение результата и др.

В детстве стремительное умственное развитие происходит у всех детей. Детство - неповторимая пора быстрого роста и становления умственных сил. К 6-ти годам интеллектуальное развитие осуществляется более, чем на 1/3, к 8-ми годам на Ѕ, а к 12-ти на ѕ. Всем нормальным детям присуща умственная активность, потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях: в этом органически нуждается их быстро развивающийся, созревающий мозг. Всем здоровым детям свойственны интерес к новизне, стремление попробовать, испытать.

Развитие умственной активности происходит следующим образом:

На 1-м месяце жизни у ребенка начинает обнаруживаться потребность во внешних проявлениях, начинается развитие познавательной активности.

Со второго полугодия младенец овладевает хватательными движениями целенаправленного характера.

В раннем детском возрасте ( 1-3 г ) малыш начинает говорить, что расширяет его контакты и возможности проявления своей активности. Приобретает собственный опыт деятельности. К концу раннего возраста обнаруживает стремление действовать самостоятельно.

В дошкольном возрасте ( 3-7 лет ) очень ярко проявляются рост активности и неугомонное желание попробовать себя в различных начинаниях. Во второй половине дошкольного возраста возможно систематическое обучение, приобщение к различным видам искусства.

В дошкольном возрасте активно развиваются художественные способности. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования: дошкольников включают во все многообразие художественной деятельности: он поет, лепит, танцует, рисует. У ребенка проявляются: изобразительные, декоративно-прикладные способности, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные способности, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Основные составляющие специальных способностей - определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.

Раньше всех обнаруживаются художественные способности - сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем самая ранняя - математическая одаренность.

Годы детства характеризуются легкостью привыкания к непривычному, подвижностью воображения. Детство замечательно непрестанными творческими попытками, которые непроизвольны и жизненно необходимы. Дошкольника важно включать в разнообразные виды деятельности, избегая ранней специализации, позволить проявиться и развиться всем его задаткам и склонностям.

Как уже было сказано, все дети любознательны, всем интересно попробовать себя во всем, происходит стремительное умственное, сенсорное, физическое развитие. Дети могут часами заниматься интересующим их занятием, но очень трудно в этом возрасте определить, что для ребенка труд, а что игра? Где кончается нормальное стремление к новому и начинается одаренность?

Годы детства характеризуются необычайной динамичностью развития, как физического, так и умственного. Именно поэтому в детском возрасте так сложно отделить одаренность от нормального, присущего всем здоровым детям, высокого темпа роста умственных сил и способностей.

Наибольший интерес в исследовании для нас представляет художественно-изобразительная одаренность. Именно поэтому необходимо рассмотреть данный вид более подробно.

1.1.6. Сущность художественной одаренности.

Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности - рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще. Ребенок еще не выстроил непроницаемую стену между «Я» и «не Я». Он готов отнестись ко всему, как к живому, увидеть в любом предмете и явлении душу, характер, стремление - все, что присуще ему самому. У ребенка формируется свое отношение, собственное понимание предмета, не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии - «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков. Цвет у детей бывает и «ехидным», и «боевым», и даже «чуть-чуть жалетельным».

Воображение для юного художника не изобретательность, не оригинальность, а способность создать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание. Одаренные дети часто делают «банальные изображения», но первые отличаются не тем, «что» изображают, а тем «как» и «ради чего» они это делают.

Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей - вертикальное расположение листа для рисования.

Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет. Это может быть объяснено рядом причин:

1. В детской изодеятельности реализуются важные стороны возрастного развития, потом эти возможности оказываются исчерпанными и развитие находит другой путь.

2. Малыш рисует как попало, «неправильно» - и в этом вся прелесть. Старшие дети хотят изображать все реалистически, но неумение этого, отталкивает детей от занятий изобразительным искусством.

Рассмотрим более подробно возрастную динамику развития изодеятельности дошкольника, которая возникает у детей на втором году жизни:

1 - 1.2 года - ИЗО деятельность носит характер манипуляций.

1.5 года - детям доставляет интерес движение карандаша, часто даже, минуя лист бумаги.

1.6 - 2 года - дети замечают следы на бумаге, пытаются дать название первым изображениям. Но это еще доизобразительный период.

2 - 2.6 - малыши с интересом рисуют, не все еще могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего. Это период каракуль.

2.6 - 3 - увереннее держат карандаш, пытаются сами что-то изобразить. Дают названия рисункам, но наблюдается неустойчивость ассоциаций.

3- 4 г. - рисуют изогнутые, прямые линии, кругляшки, головоногов, геометрические фигуры, каракули. Цветные карандаши применяют без учета назначения.

4- 5 г. - изобразительная деятельность, техника рисования улучшается, богаче становиться тематика, рисунок более понятен.

5- 6 г. - ребенок располагает предметы в соответствии с задуманной композицией.

6- 7 г. - переход от схематического к реалистическому изображению человека, животных. К технике можно предъявлять уже довольно высокие требования.

Изобразительная деятельность дошкольников имеет свои специфические особенности:

Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этих вещах.

Изменение размеров. До 4-х лет ребенок может просто увеличивать предметы, после 5-ти увеличенный предмет - самый значимый для ребенка.

Прозрачность рисунка. Ребенок рисует прозрачные предметы, т.е. сквозь предметы ближнего плана видны изображения, находящиеся за первыми.

Смешанные проекции. Дошкольник может рисовать, переворачивая лист так, как ему удобно, из-за чего изображения вида «сверху», «снизу», «сбоку», «спереди» оказывают на одном рисунке.

Итак, обобщим все вышесказанное об изобразительной одаренности. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».

1.2 Диагностика и обучение одаренных детей.

1.2.1 Критерии и диагностика одаренности.

Итак, по каким же признакам отличить обычного ребенка от гения? Выделяют три особенности одаренного ребенка:

Опережающее познавательное развитие.

Психо-социальная чувствительность. Одаренные дети, впрочем как и взрослые, обладают повышенным чувством справедливости, чувствительностью, зависимостью от радостей или переживаний окружающей действительности. Их психическое состояние и здоровье очень зыбко. Кто-то сказал, что грань между гением и сумашедшим настолько тонка, что отличить одно от другого практически невозможно. Специалисты подсчитали, что более трети гениев имели острые душевные заболевания, 83% были психопатами, 10% - психопаты легкой степени, и лишь 7% оказались нормальными людьми. Для людей с психическими расстройствами характерно особое, более острое восприятие мира . Их нельзя назвать больными, ведь грани между нормой и патологией реально до сих пор не существует. Они оригинальны, и, как правило, самые нестандартные решения исходят именно от них. « Сверхценные идеи формируются в рамках психопатий, при шизофрении и аффективных психозах.» (Большая Медицинская Энциклопедия). Но это отнюдь не значит, что все, страдающие психическими расстройствами, уже гении.

Физические особенности. Существует несколько мнений на физические особенности одаренных людей .

· Одаренные дети по физическому развитию ничем не отличаются от своих сверстников.

· Одаренные дети сильнее, энергичнее, крепче, выносливее своих сверстников.

· Одаренные дети имеют патологии в развитии, что объясняется энергетическим метаболизмом: анализаторы, специфичный, для данного вида одаренности, рецептивный слой коры головного мозга должны получать очень большую энергию, именно поэтому происходит перераспределение энергетических ресурсов: на развитые участки много, на остальные гораздо меньше, может чему-то не достаться вовсе.

А. да Хааном и Г.Каффом была разработана методика диагностики степени выраженности у ребенка различных видов одаренности (67. 223). Утверждения, по которым оценивается ребенок, можно рассматривать и как программу его дальнейшего развития. Остановимся подробнее лишь на художественных способностях. «Ваш ребенок имеет высокий уровень художественно-изобразительных способностей или одарен, если он:

· Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения.

· В своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося.

· Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.

· Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.

· Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.

· Не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

В настоящее время используются две основные формы диагностики одаренности. Первая группа методик - это разовые исследования. Вторая группа методик основана на долговременных наблюдениях за детьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать