Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их «Я». Уже в раннем возрасте они проявляют повышенную чувствительность к попыткам задеть их самолюбие, склонны ставить перед собой задачи, которых не могут достичь, и тяжело переживают неудачи. Самооценка личности существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом самовосприятие имеет два аспекта - знания о себе и отношение к себе. Самооценка - важнейший фактор детерминации поведения ребенка, она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с другими детьми. Отношение к себе у дошкольников легко поддается коррекции и эффективному воздействию, поскольку оно еще только формируется.
Психологи рекомендуют соблюдать баланс между положительными и отрицательными оценочными суждениями, поощрять общение одаренного ребенка со сверстниками, также наделенными высокими способностями. Это позволит развить необходимую гибкость в общении, терпимость и интерес к чужому мнению, навыки совместной работы, а также избежать искаженного представления о собственной исключительности. Родители должны позитивно и внимательно воспринимать эксцентричные поступки и идеи своих талантливых детей, поддерживать их стремление к самостоятельности и независимости, приучать с раннего детства «нормально» реагировать на неудачи.
Это все, что касается одаренных детей, находящихся в обычной группе, а как же обстоит дело в группе, состоящей из одних талантов, отличны ли их взаимоотношения и проблемы?
Ягловской Е. и Научно-исследовательским Центром семьи и детства были проведены исследования взаимоотношений в группе одаренных детей с помощью методик «выбор в действии», «два дома» и др. (87. 47). Обычно выделяют четыре подгруппы детей - «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные». В экспериментальной группе не отмечена последняя, а количество детей первых двух превышало средние показатели обычных ДОУ. Этот факт свидетельствует о доброжелательности одаренных детей к сверстникам. Отмечены также относительно благополучные игровые отношения: дети поддерживают наиболее интересную с их точки зрения игру или ее вариант, а руководство осуществляют не только предложивший игру ребенок, но и другие дети.
Некоторые личностные особенности детей (любопытство в сочетании с живостью, стремление выполнить несколько заданий одновременно) негативно влияют на отношение к ним взрослых. Уровень умственного развития одаренного ребенка может быть выше, чем у педагога, не всегда взрослый для таких детей безусловный носитель социальных норм и правил, его требования они могут не выполнять, а действия и личностные особенности подвергаются критическому анализу. Не каждого педагога устроит такая ситуация, а только мудрого, понимающего, творческого, способного гибко адаптироваться в данной группе.
Все это позволяет сделать следующий вывод: взаимоотношения в группе одаренных детей имеют свою специфику, особенности, которые во многом определяются высоким уровнем развития их умственных способностей.
Очень распространено мнение о том, что одаренные дети - это те, кто лучше всех учится. А как быть с теми, кто неважно учиться, но отличается необычайностью, непохожестью своего мышления? Это тоже одаренные, только в другой сфере, дети творческого склада ума. Другая одаренность - другая личность. Творческих детей отличает неспособность приспосабливаться к общепринятому. И это создает особые трудности в их обучении и воспитании. Очень важно своевременно заметить, не упустить непривычных, непокладистых, неожиданных творческих детей.
1.2.4. Обучение и воспитание художественно одаренных детей.
Обучение художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения одаренных, рассмотренных в предыдущих параграфах. Художественная деятельность отличается некоторой специфичностью.
В искусстве не может быть оценки «правильно - неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним Босх. А как же быть с величайшим полотном Каземира Малевича «Черный квадрат», если оценивать его лишь с позиции натуралистического иллюзионизма - адекватного изображения чисто объективных отношений?
Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.
В таких парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников как «Природа и художник» Т.А. Копцевой и «Живой мир образов»Р.Г. Казаковой, Л.М. Даниловой и др. выделены следующие направления работы:
1. Развитие любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных процессов.
«Как показывают современные исследования (С.М. Вайнерман), детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами… Создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие.»(69 . 78)
2. Обучение способам изобразительной деятельности.
«Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции… раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не получится - ведь никто не знает, что должно получится - «Это все я сам сделал!»… » (30. 48)
3. Развитие творческого воображения.
«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение» .Л.С. Выготский.(52. 84. )
4. Развитие коммуникативности.
«Все увиденное и услышанное нужно непременно проговаривать вслух, т.е. словесно выражать свой замысел. Но необходимо не только словестно замысливать,но и кратко, образно резюмировать сюжет, попросту назвать рисунок. Речь - первый союзник рисования. » Мухина В.С. (3 .79)
На основе глубокого анализа содержания обучения и воспитания, отличительных возрастных особенностей дошкольников, специфики личностного развития одаренных детей, нами были выделены следующие направления работы по развитию художественной одаренности:
· Развитие креативности. Необходимо целенаправленное развитие творческой активности и нестандартного подхода к решению проблемы.
· Формирование изобразительных умений и навыков, обучение различным способам и техникам изображения предметов и явлений.
· Обогащение представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления, внимания, памяти, воспитание «удивленности», чувства восхищения обыденными вещами.
· Развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.
Рассмотрим более подробно каждое из указанных направлений с раскрытием основных понятий.
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Воображение - отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое. Воображение малыша остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало его, увлекло и поразило. В 5 - 7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Савенков А.И. выделяет следующие особенности развития воображения у детей 5-7 лет:· Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.· Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.· Ребенок осваивает приемы и средства создания образов. К основным могут быть отнесены следующие: агглютинация (соединение разнородных частей), аналогия (ассоциирование), преувеличение (преуменьшение), акцентирование (выделение главного), типизация. · Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке, аппликации. Комарова Т.С и Казакова Т.Г. выделяют следующие особенности изобразительной деятельности художественно одаренных дошкольников:· Расположение предметов в соответствии с задуманной композицией· Предварительное замысливание сюжета, предварительные наброски· Переход от схематического к реалистическому изображению· Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете.· Смешанные проекции в рисунке· Богатая тематика рисунков· Использование в работе большого количества материалов, техник· Практическая направленность продуктивной деятельности.· Стремление к экспериментированию с различными материалами· Специфичность цветовых решенийМышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны. Мышление неразрывно связано с речью, т.к. в речи оформляется процесс рассуждения. Выготский Л.С. выделил особенности развития познавательных процессов:· Ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.· Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений.· Детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка.· Появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления.· Ребенок переходит от использования готовых связей и открытию более сложных· Возникают попытки объяснить явления и процессы.· Экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые взаимосвязи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы.· Оригинальность, гибкость, продуктивность мышления· Высокая концентрация внимания· Хорошая зрительная память.Общение пронизывает все сферы деятельности, как взрослого человека, так и ребенка дошкольного возраста. Термин «общение» рассматривается многими науками, в том числе педагогикой и психологией. Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Особенностью общения детей 5-6 лет является то, что личностные контакты начинают преобладать. Но в то же время ребенок все еще «занят своими делами», т.е. разговор разрушается, если партнер не слушает, перебивает, вскакивает с места, тянется к предметам. Это особенно актуально для одаренных детей, т.к. каждый из них любознателен, имеет массу идей и собственный подход по любому вопросу. Следовательно, взрослому в этот возрастной период необходимо формировать умение слушать и слышать своего сверстника, сопереживать ему, не менее важным моментом является формирование умения договариваться в группе, подчиняться общим правилам ради достижения лучших результатов в поставленной цели. Для наиболее эффективного воздействия на ребенка, взрослый должен опираться на ведущую деятельность этого возраста - игру, частью и условием которой является общение. Лисина М.И. (68. 24) выделяет следующие особенности общения одаренных дошкольников со сверстниками:· Яркая эмоциональная насыщенность· Нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких правил и норм· Преобладание инициативных высказываний над ответными· Богато по своему назначению и функциям: управление действиями партнера и контроль его действий, навязывание собственных образцов, совместная игра, постоянное сравнение с собой.· Нонконформизм, эгоцентризм, не способность понять и принять мнения и чувства других.· Стремление к лидерству.Важнейшей особенностью одаренных детей является то, что им не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, гораздо продуктивнее и интересней будет самостоятельное получение знаний. Главным будет являться не формирование личности с заранее заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных качеств ребенка. Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия. Петровский В.А. предложил следующие принципы построения предметно-развивающей среды:1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.· Установление контакта между детьми и взрослыми· Использование разновысокой мебели· Поиск комфортной дистанции взаимодействия индивидуально для каждого ребенка, а также в зависимости от ситуации2. Принцип активности.· Провоцирование возникновения и развития познавательных интересов, способностей ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств· Предоставление в полное распоряжение детей «стены творчества», на которой они могут создавать как индивидуальные картины, так и коллажи· Создание реальных условий для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности· Создание условий для того, чтобы ребенок мог сам менять цвето-световой дизайн, звуковой дизайн3. Принцип стабильности - динамичности.· Возможность изменения среды, наличие легко трансформируемых элементов. Возможность изменения фона, трансформации пространства за счет применения раздвижных, переносных перегородок, использование мягкого «строительного материала»· Стабильность проявляется в постоянном составе детей и взрослых, наличие семейных традиций в коллективе4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования· Возможность построения непересекающихся сфер активности детей, одновременное занятие разными видами деятельности, не мешая друг другу· Использование трансформирующихся перегородок, встроенных шкафов, откидных полок, разнофактурных настилов· Среда должна представлять единый комплекс - цветовой, звуковой, кинестетической модальностей.5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.· Недостаток стимулов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией импульсов дезориентирует его· Создание игрового пространства, «гостиной для взрослых и детей», где каждый может почувствовать себя гостем, личное пространство ребенка, уголок уединения6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды· Размещение экспозиций, выставок в рекреациях, лестничных пролетах. Наличие в интерьере не только произведений искусства различных жанров, но и собственных рисунков детей7. Принцип открытости - закрытости.· Открытость Природе; открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях; открытость обществу; открытость своему «Я», собственному внутреннему миру8. Принцип учета половых и возрастных различий детей· Необходимость обеспечения реальной общности ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек· Возрастной подход заключается в специфической реализации сформированных выше принципов для каждого возраста индивидуально. Применительно к окружающей среде художественно одаренных детей можно добавить создание «уголка творчества», где имелись бы в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей. Таким образом, обучение художественно одаренных дошкольников должно строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлениями о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии. Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому. Одаренные дети, это дети, отличающиеся от сверстников. Значит, обучать и воспитывать их нужно с учетом их индивидуальных особенностей. Изучением данной проблемы занималась Ковальчук Я.И. , ею определена сущность, разработана технология индивидуального подхода. Встает вопрос об использовании индивидуального подхода в развитии высокого уровня способностей у одаренных детей, в особенности художественно одаренных. 1.2 Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике.1.2.1 Сущность индивидуального подхода к детям. Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. В высказываниях по этому поводу подчеркивается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка, ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир. В процессе обучения и воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества малыша - это главная точка опоры в общей системе воспитания. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу. Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12