Управление процессом довузовского образования
p align="left">Реализация модели позволяет решить противоречия и проблемы управления профессиональным образованием с участием заказчиков кадров и разработки программно-методического обеспечения с учетом требований отраслевых партнеров.

Данные систематического анализа подтверждают эффективность разработанной региональной модели Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности в условиях государственно-частного партнерства.

Применение информационных технологий в довузовской подготовке дает возможность эффективной реализации дистанционных программ довузовской подготовки в удаленных от университетского центра населенных пунктах. Этому способствует активный процесс информатизации общего образования, оснащение школ современным компьютерным оборудованием, а также наличие у старшеклассников, вступающих на путь профессионального выбора, высокой мотивации к учебной деятельности, живого интереса к современной «компьютерной культуре» и новым образовательным технологиям.

До 2004 г. довузовская подготовка осуществлялась на основе комбинированной модели организации учебного процесса, включающей в себя как очные занятия, проводимые во время выездов преподавателей в учебные центры, так и дистанционные занятия. В настоящее время благодаря расширению методической и технологической базы появилась возможность увеличить объем дистанционных занятий, заменить выезды преподавателей технологиями ДО. Это позволило отработать вторую модель организации учебного процесса - обучение, осуществляемое полностью на основе дистанционных технологий.

С октября 2004 г. началась реализация дистанционных программ довузовской подготовки с применением спутниковых технологий на базе районных ресурсных центров и представительств. Подготовка ведется по девяти предметам школьной программы: математика, физика, биология, химия, география, русский язык, английский язык, история, обществознание. Программы предметов рассчитаны на 56-60 часов аудиторных занятий. По каждому из предметов составлен подробный учебный план с указанием распределения часов по формам учебной деятельности. При этом 50-70% учебного времени (в зависимости от специфики предмета) приходится на лекционные занятия, 30-50% - на сопровождение учебного процесса (контрольные работы, консультации).

Основу обучения по всем предметам составляют лекционные занятия, проводимые с применением технологий спутникового IP-вещания. Организовано ежедневное двухчасовое спутниковое вещание видеоуроков, которые в режиме реального времени ведут преподаватели. Помимо лекционных занятий, обучение включает в себя контрольные работы и консультации на основе сетевых технологий (chat, e-mail), и самостоятельную работу учащихся с учебными материалами. В организации учебного процесса участвуют школьные педагоги, выступающие в роли методиста или координатора по довузовской подготовке. В каждом учебном центре координатор организует занятия, консультирует учащихся по вопросам компьютерной грамотности, контролирует своевременное выполнение заданий и их пересылку преподавателям для проверки.

Следует отметить, что важным моментом в организации учебного процесса при дистанционном обучении является составление согласованных расписаний видеоуроков, консультаций и контрольных работ. Расписание видеоуроков на каждую неделю составляется предварительно и рассылается в учебные центры по электронной почте. В нем указываются предметы, дата и время, а также тема урока в соответствии с учебным планом. Зная тему лекции, учащиеся могут заранее подготовить вопросы к преподавателю и задать их посредством электронной почты до или во время лекции.

Преподаватель, таким образом, может скорректировать характер изложения материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся. Большинство центров довузовской подготовки имеют возможность записи и хранения видеоуроков. Повторный просмотр видеоуроков полезен для повторения и закрепления пройденного материала, позволяет учащимся более четко сформулировать вопросы к преподавателю, оставшиеся не ясными после изучения материала, которые они смогут задать во время консультаций. Расписание консультаций, проводимых в режиме on-line, составляется ежемесячно, с учетом графика лекций и графика выполнения контрольных работ.

Организация системы поддержки учебного процесса предусматривает оперативную обратную связь с преподавателем, что помогает школьникам организовать систематические занятия. В ходе консультаций, проводимых в режиме chat, ученики обсуждают с преподавателем результаты контрольных работ, учатся грамотно формулировать вопросы, оценивать правильность постановки вопросов другими учащимися. На таких консультациях у ребят появляется стремление быть лучшими среди своих сверстников из других центров. Выполнение контрольных работ помогает ученикам выявить имеющиеся в знаниях пробелы. Все выполненные контрольные задания обязательно комментируются преподавателем, что позволяет скорректировать индивидуальную учебную деятельность школьников. По таким предметам, как математика и русский язык, на сопровождение учебного процесса приходится около 50% учебного времени, что обусловлено необходимостью выполнения большего количества контрольных заданий, составленных с учетом особенностей университетских программ подготовки к вступительным экзаменам. При выполнении таких работ у учащихся формируются твердые навыки в решении задач, в написании сочинений-рассуждений, работе с текстом, которые, безусловно, будут очень ценны при сдаче конкурсных экзаменов в вуз.

Таким образом, применение дистанционных технологий в довузовской подготовке дает возможность осуществлять образовательные программы в самых удаленных населенных пунктах, а также позволяет привлечь к проведению занятий лучшие преподавательские кадры вуза, что далеко не всегда осуществимо посредством выездов. Систематичность занятий, возможность со стороны преподавателя контролировать процесс усвоения знаний и руководить этим процессом на протяжении всего курса повышает эффективность обучения. Сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации и оперативного, систематического взаимодействия с преподавателем позволит осуществлять профильное обучение на более качественном уровне.

Эффективность обучения в системе довузовской подготовки целесообразно рассматривать в педагогическом, социальном и экономическом аспектах как показатель, включающий в себя два основных параметра: качество и стоимость. Экономическая оценка эффективности довузовской подготовки выявляет степень соответствия полученных результатов намеченным целям и задачам учебно-воспитательного процесса в лице подготовленного абитуриента с наименьшими затратами времени, труда преподавателей, обслуживающего персонала и обучающихся, денежных средств (как со стороны обучающегося, так и со стороны образовательного учреждения, занимающегося довузовской подготовкой).

Формирование контингента студентов, наиболее отвечающего требованиям вузов, возможно только при активном и плодотворном взаимодействии заведений высшего и среднего образования на основе взаимовыгодного сотрудничества в вопросах профориентации и подготовки абитуриентов к ЕГЭ. Основой профориентационной деятельности школы и вуза являются такие требования как: системность и последовательность, полнота педагогической ориентации, связь с жизнью, педагогическая тактичность, перспективность профориентационной деятельности, обеспечение своевременности выбора профессии и др.

Выбор профессии будет осознанным лишь в том случае, когда окончательное решение о нем является результатом длительного процесса, в ходе которого индивид:

осознаёт необходимость подготовки к выбору и получению профессии;

учится оценивать свои возможности;

накапливает профессиональные и личностные знания, на основе которых формируется самооценка;

изучает мир профессионального образования и только тогда принимает решение о выборе своей образовательной траектории.

В этой главе исследованы также роль и место профильных классов в структуре довузовского образования и особенности их функционирования в вузе, в котором разработана и действует оригинальная система профессиональной ориентации и подготовки абитуриентов к поступлению. Накопленный опыт работы со своими базовыми школами показывает, что преподаватели университета должны проводить в специализированных (профильных) классах не только дополнительные, но и основные (оплачиваемые за счет муниципального бюджета) занятия. При этом формируется не только необходимая база знаний у абитуриентов, но и создается определенная психологическая атмосфера, чему способствует организация учебного процесса, свойственная вузу: лекции, семинары, лабораторные работы высокого уровня, учебно-научная работа.

Самой серьезной проблемой в реализации такого подхода является нежелание руководителей местной системы образования производить законодательно утвержденную повышенную по сравнению с оплатой школьных учителей почасовую оплату преподавателям. Система оплаты их труда на основании Единой тарифной сетки (ЕТС), действовавшая до 2009 года, не способствовала повышению его качества. ЕТС весь период своего действия не обеспечивала объективности в сфере исчисления заработной платы, хотя Правительство РФ неоднократно её видоизменяло.

1.3 Значимость довузовской подготовки

Значимость эффективной организации довузовской подготовки все больше осознается специалистами в различных областях образовательной деятельности.

Довузовская подготовка - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности института в интересах слушателя (заказчика) для его подготовки к поступлению в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования;

Довузовская подготовка является звеном системы непрерывного образования в институте и вносит свой вклад в достижение наиболее полного удовлетворения потребностей слушателей в области образования.

Довузовская подготовка обеспечивает условия для высокоэффективного обучения слушателей на основе постоянного совершенствования качества учебного процесса, внедрения прогрессивных методик обучения.

Образовательные программы в области довузовской подготовки реализуются при наличии соответствующей лицензии в целях:

- обеспечения качественного обучения слушателей на всех ступенях довузовской подготовки, предусмотренной в институте;

- многоступенчатой подготовки слушателей к вступительным испытаниям на факультеты для обучения по направлениям (специальностям), предусмотренным лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования;

- развития у слушателей навыков познавательной деятельности и самостоятельной работы;

- профориентационной работы и профильного обучения слушателей;

- обеспечения системного характера развития довузовской подготовки в институте;

- расширения спектра образовательных услуг, предоставляемых институтом в сфере довузовской подготовки;

- обеспечения организационных условий для реализации инициативы кафедр и других подразделений института, направленной на разработку и реализацию образовательных программ (услуг) довузовской подготовки;

- обеспечения соответствия структуры довузовской подготовки в институте реальным образовательным потребностям слушателей.

Образовательные программы довузовской подготовки разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями нормативных документов.

- подготовка слушателей к Единому Государственному экзамену (далее - ЕГЭ) и / или к вступительным испытаниям для поступления на направления подготовки (специальности) института (Программа «11 класс»).

- профильное обучение (Программа «10-11 класс»).

- предпрофильная и профориентационная подготовка (Программа «9 класс»).

- образовательно-информационная деятельность осуществляется посредством обучения слушателей программам довузовской подготовки, в том числе посредством отдельных лекций и консультаций (репетиторство), а также с использованием средств массовой информации.

Программы довузовской подготовки в институте осуществляется специалистами учебно-методического отдела, кафедрами института.

Общими задачами довузовской подготовки является:

1. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса по всем программам довузовской подготовки и профориентационной деятельности института.

2. Организация довузовской подготовки в базовых школах, работающих по договорам с институтом.

3. Организация довузовской подготовки в филиалах института.

4. Организация и проведение олимпиад, творческих региональных конкурсов.

5. Подготовка слушателей из числа студентов других вузов и ссузов, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан и других категорий слушателей к поступлению в институт.

В рамках реализации программ довузовской подготовки ведется консультационная деятельность - информирование о специальностях (профессиях) института; информирование о правилах приема, перспективах развития рынка труда и образовательных услуг и по другим вопросам.

Занятия со слушателями, обучающимися по программам довузовской подготовки, ведут высококвалифицированные преподаватели, рекомендованные кафедрами института и имеющие опыт работы в школе, а также ведущие преподаватели из образовательных учреждений, имеющих большой практический опыт.

Институт обеспечивает слушателей аудиторным и лабораторным фондами, соответствующую материально-техническую базу, современное оборудование (слушатели пользуются библиотекой, читальными залами, электронной библиотекой, компьютерными классами и другими объектами института, необходимыми для освоения программ довузовской подготовки).

Образовательные программы довузовской подготовки разрабатываются с учетом соответствующих требований к содержанию программ довузовской подготовки в т.ч. по согласованию со слушателем (заказчиком), на основании заключенного с ним договора.

Слушателями подготовительных курсов являются лица, зачисленные на основании личного заявления на обучение соответствующим приказом ректора института. На обучение по программам довузовской подготовки принимаются лица, изъявившие желание пройти обучение на них, независимо от возраста, образования, рода деятельности.

Слушатели, обучающиеся по программам довузовской подготовки, могут заниматься как по полной программе обучения, так и по циклам или одной дисциплине, по их желанию, с соответствующей дифференциацией платы за обучение.

На современном этапе развития общества образование является важной движущей силой его экономического роста, основой для решения социальных проблем, сохранения и развития науки и культуры, укрепления государства. В этой связи объективно возрастает роль непрерывного образования, основная идея которого заключается в постоянном творческом саморазвитии личности на протяжении всей жизни.

Довузовская подготовка является самостоятельным видом профессиональной деятельности с четко выраженными целями, задачами, специфическими формами и методами обучения. Система довузовской подготовки включает в себя три основные цели в подготовке учащихся:

- профориентацию;

- формирование и укрепление мотивации к продолжению обучения;

- реализацию начальной специализации.

Довузовская подготовка реализует тенденции непрерывного образования и является частью общероссийской системы образования. Главной задачей системы довузовского образования является развитие внутреннего потенциала школьников, совершенствование его природы, задействование его собственных резервов и возможностей, а на раннем этапе профессионального ориентирования - предпрофильном и профильном этапах довузовского обучения - закладывается уровень профессиональных качеств.

Непрерывность образования в довузовской подготовке способствует социальной стабильности и развитию общества, определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования государства.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы указано, что «необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий.

Непрерывное профессиональное образование лиц старшего школьного возраста и взрослых создает условия постоянного профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни» [6].

В Концепции художественного образования в Российской Федерации, которая опирается на основополагающий государственный документ «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», отмечено, что в области культуры назрело немало проблем, среди которых:

- недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;

- культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;

- усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;

- второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;

- распространение платных форм обучения на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;

- чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

Преодоление существующих противоречий и устранение острых проблем, стоящих перед обществом, являются составной частью тех целей и задач, которые стоят перед национальной системой художественного образования [2].

Особенностью довузовской подготовки является формирование у учащихся на этапе школьного образования сознательного профессионального выбора, обеспечение условий учебно-воспитательного процесса, которые направлены на приток в вуз целеустремленных абитуриентов со сформировавшимися профессиональными интересами. Сознательный выбор учащимися школы профессии повышает качество учебного процесса и обеспечивает подготовку специалистов высокой квалификации в вузе.

Практика показывает, что наиболее успешно учатся те студенты, которые заранее познакомились с будущей профессией, и у которых еще в школе определился интерес к ней.

Развитие системы довузовской подготовки на основе интеграции средней и высшей школы стало воплощением профилизации системы обучения и повышения качества подготовки выпускников школ. В старших классах средней школы подросток стоит на пороге самостоятельного выбора своего дальнейшего как образовательного, так и жизненного пути. А сделать этот выбор ему чрезвычайно трудно, ибо чаще всего разрыв в содержании образования, формах и методах обучения между школой и вузом достигает критической величины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать