Наука в истории культуры - (лекции)
p>год = 365. 2422 суток и один синодический месяц = 29. 5305 суток. Легко проверяется,

что один тропический год = 12, 3682 синодических месяца. Итак, в солнечном году содер

жится 12 полных лунных месяцев и еще примерно одна треть. Следовательно, год в лунно

солнечном календаре может состоять из 12 и 13 лунных месяцев. При этом необходимо,

чтобы начало каждого календарного месяца располагалось как можно ближе к новолунию,

а средняя на протяжении цикла продолжительность календарного года была близка к про

должительности тропического года. Вставку 13-го месяца лучше производить так, чтобы

начало календарного года располагалось как можно ближе к какому-то моменту астроно

мического солнечного года, например, к равноденствию. Разложим дробную часть отно

шения продолжительности тропического года к продолжительности синодического месяца в

    цепную дробь:
    3682 1
    K = ------ = ---------------------------------------------
    10000 1
    2 + ----------------------------------------
    1
    1 + -----------------------------------
    1
    2 + ------------------------------
    1
    1 + -------------------------
    ....

Последовательные приближения имеют вид: К=1/2; 1/3; 3/8; 4/11; 7/19 .... Знаменатель дроби указывает на продолжительность цикла в годах, а числитель на

    количество вставных месяцев в цикле.

Созданные в древности календари соответствуют третьему (К=3/8) и пятому (К=7/19)

приближениям. Опишем первый из этих циклов, использовавшийся в Древнем Вавилоне и

независимо от вавилонян открытый древними греками. В этом цикле сопоставляются две

величины: 8 тропических лет = 2921. 9376 суток и 99 синодичестких месяцев = 2923. 5284

суток. Таким образом, восьмилетний календарный цикл состоит из 99 месяцев: 53 пол

ных и 46 пустых, т. к. 53*30+46*29=2924 (суток). Ошибка периода в отношении Луны рав

на приблизительно половине суток, т. е. после двух таких циклов конкретная фаза Луны

появляется на один день раньше, чем в начале цикла, следовательно, календарные циклы

должны содержать попеременно 2924 и 2923 суток. Но по отношению к Солнцу погрешность

составляет 1. 53 суток за восемь лет или примерно трое суток за 16 лет. И если в на

чале цикла новолуние произошло в момент равноденствия, то через 16 лет оно произой

дет лишь трое суток спустя. Внутренняя структура цикла, т. е. распределение дней по

месяцам, такова: 2924 = ((8*354)+2)+(3*30) или 2924=8(6*30+6*29)+(3*30) В основе солнечного календаря лежит продолжительность тропического года 365. 2422

суток. Отсюда сразу видно, что календарный год может состоять либо из 365 либо из 366

суток. Теория должна указать порядок чередования простых и високосных годов в каком

то определенном цикле с тем, чтобы средняя продолжительность календарного года за

цикл была по возможности ближе к продолжительности тропического года. Разложение

    дробной части тропического года в цепную дробь имеет вид:
    2422 1

K = ------- = ------------------------------------------------------ 10000 1

    4 + -------------------------------------------------
    1
    7 + --------------------------------------------
    1
    1 + ---------------------------------------
    1
    3 + ----------------------------------
    ....

Соответствующие приближения равны: К =1/4; 7/29; 8/33; 31/128 ...7 Итак, наиболее простым является хорошо знакомый всем четырех летний цикл, когда

на протяжении четырех лет производится одна вставка. Такой цикл используется в юли

анском (введенном Юлием Цезарем в 45 г. до н. э. ) календаре. В среднем, продолжитель

ность такого календарного года на 0. 0078 суток больше продолжительности тропического

года, и эта разность за 128 лет составляет примерно сутки. Несколько более точным

является григорианский календарь, принятый странами Западной Европы в 1582 г. Про

должительность календарного года здесь принята равной 365. 2425 суток. Т. к. 0, 2425 =

97/400, в промежуток времени в 400 лет дополнительный 366-й день вставляется 97 раз,

т. е. по сравнению с юлианским календарем здесь трое суток в 400 лет выбрасывается.

Для удобства это делается в те вековые годы календаря, число сотен которых не делит

ся без остатка на 4. Так, 1500, 1700, 1800, 1900 годы считаются не високосными.

    ВОПРОСЫ:

1. Предложите проект солнечного календаря, основанного на третьем приближении (к =

    3/8). Постарайтесь рассчитать ошибку цикла.

2. Попытайтесь создать лунно-солнечный календарь, исходя из трехлетнего цикла. Рас

    считайте ошибки.
    _ ЛЕКЦИЯ 3: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Попытка диалога с культурой более чем трехтысячелетней давности - именно диалога,

т. е. разговора "на равных", а не "сверху вниз" - всегда тяжелый труд, связанный с

напряженным внутренним усилием. Простого желания понять здесь бывает недостаточно,

здесь необходимо умение слышать и видеть, определенный слуховой и зрительный опыт.

Один из современных исследователей пишет, что он совсем по-новому ощутил человека

древности во время археологической экспедиции. "Несколько недель, проведенных в без

людных песках на руинах древнего города, создали то психологическое настроение, ко

торое заставляет особенно ярко представлять и воспринимать прошлое. Именно тогда ав

тор впервые почувствовал, насколько сознание обитателя безвестного поселения зем

ледельца, ремесленника, воина - должно отличаться от сознания людей нашей эпохи. Го

рожанин, попавший в столь необжитую местность, не может не поражаться тому, сколь

многое из оказавшегося вдруг самым необходимым он не знает, и сколь многое из того,

что он знает, оказыватся совершенно бесполезным" (И. С. Клочков "Духовная культура Ва

вилонии"). Без сопереживания опыту одиноко стоящего посреди бескрайней степи челове

ка, над головой которого бесконечное, не заслоняемое от него ни небоскребами, ни

вершинами деревьев небо, невозможно понять многие существенные стороны его отношения

к миру. Когды житель Месопотамии говорит: "Бог, ужасный, как далекое небо, как широ

кое море", - это очень далеко от ощущений нашего современника, развалившегося в теп

лый солнечный день на лужайке и лениво наблюдающего за плывущими по небу облаками.

Небо было для человека древности неумолимой, часто безжалостной к людям силой, и та

кое восприятие не оставляло места ленивой, мечтательной созерцательности. Коварные,

непредсказуемо разливающиеся Тигр и Ефрат, хлесткие ливни, превращающие в мессиво

землю под ногами, сухие колючие ветры, уничтожающие посевы и несущие смерть, все

это лишало человека уверенности в своем "завтра" и не внушало ему никаких иллюзий

относительно значительности своего существования во вселенной. В отличие от древнего

египтянина, значительно более устойчиво стоящего на земле и запечатлевшего эту ус

тойчивость в грандиозных пирамидах и величественных заупокойных храмах, житель древ

ней Месопотамии заботился, главным образом, о дне сегодняшнем и от созданной им куль

туры почти не осталось монументальных сооружений, - на месте цветущих городов сейчас

лишь огромные песчаные холмы. Источником наших знаний об этой культуре является гро

мадное количество заполненных клинописью глиняных табличек: к настоящему времени их

найдено более полуторамиллионов. Эти таблички содержат экономические и юридические

документы, молитвы и заклинания, гимны богам, эпос, астрологические и математические

тексты. Однако, несмотря на обилие материала, составить из него связный рассказ о

судьбе цивилизации достаточно сложно: группы текстов крайне неоднородно расположены

по темам и эпохам, некоторые периоды вообще остаются в тени. Можно сказать, что гро

мадное культурно-историческое полотно, которое называют древнемесопотамской цивили

зацией, распалось на множество клочков, и если кое-где соединенные вместе обрывки

воссоздают участок картины, в большинстве случаев недостающие связи ученому прихо

дится домысливать самому. С этими оговорками мы перейдем к описанию контуров цивили

    зации древней Месопотамии.

Название "Месопотамия" ("Междуречье") было дано древнегреческими географами рав

нинной области между реками Тигр и Ефрат - сейчас на этой территории располагается

Ирак. За более чем трехтысячелетнюю историю (3500-500 г. до н. э. ) здесь существовало

и сменяло друг друга несколько крупных и множество мелких государств: наиболее зна

чительными из них являются Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилония. Каждое из этих госу

дарств имело характерные, присущие только ему черты, эти государства разделяла гро

мадная пространственно-временная пропасть. Тем не менее за всеми различиями отчет

ливо различим единый каркас, единый тип восприятия, единый менталитет, позволяющий

    говорить о культуре древнего Междуречья как о целом.

Основным мотивом в многоголосии месопотамской цивилизации является, пожалуй, тема

власти. Измученные окружающих их природным хаосом и бессистемностью, жители этих

мест тяготели к идее противостоящего хаосу порядка, ассоциирующегося в их сознании с

властью. Власть воспринималась ими как сила, придающая устойчивые и осмысленные фор

мы неорганизованному хаосу, превращающая случайный набор элементов в единый организм,

сила, подчиняющая себе фукционирование космоса и определяющая нормы жизни как для

богов, так и для людей. Среди богов олицетворением этой силы был бог неба Ану, на

земле его функции выполнял царь. Почитание богов и подчинению царю считалось одной

из основных людских добродетелей, по этим признакам цивилизованный человек отличался

от варвара. В отличие от современного человека, стремящегося к максимальному осво

бождению от каких бы ни было норм и часто возводящего анархию чуть ли не в принцип,

житель Двуречья стремился к предельной ритуализации быта и мир его обладал ничтожным

количеством "степеней свободы". Характерным проявлением такого подхода является пре

дставление о "шимту" - судьбе, определяемой человеку при рождении всемогущими богами

и практически лишающее его всякой свободы выбора. Это приводит к вполне определенно

му типу ориентации в мире: основной акцент делается не на активном творении своей

судьбы, как это происходит в современной цивилизации, где человек предоставлен само

му себе, а на выведывание, узнавание того, что тебе предназначено. Так современный

человек, собравшийся в другой город, может быть остановлен лишь объективными обсто

ятельствами: отсутствием билетов в кассах, волнениями, забастовкой и т. д. житель

же Междуречья прежде всего старался в такой ситуации с помощью гаданий или каким-ни

будь другим способом выяснить вписывается ли эта поездка в определенный ему жизнен

ный путь. Здесь есть некоторая аналогия с мышлением ребенка, который тоже не прини

мает решения сам, а спрашивает разрешения или узнает о планах на будущее у родителей.

Понятно, какую роль при таком типе мышления должна была играть практика гаданий.

И действительно, достижения Месопотамии в этой области были очень значительными: ее

астрология и методика предсказания будущего оказали существенное влияние на другие

цивилизации. Интересно, что в библиотеке последнего ассирийского царя Ашшурбанапала

(668-627 гг. до н. э. ), не имеющий себе равных ни в Ассирии, ни в Вавилонии, большин

ство клинописных табличек представляло из себя не научные или экономические трактаты,

не фольклорные или эпические произвеления, не молитвы или гимны богам, а книги пред

сказаний, охватывающие практически все бытовое пространство человека. Наиболее попу

лярными методами определения будущего считались наблюдения за маслом на воде (лекан

томания), дымом из курильницы (либаномания), гадание по печени жертвенного животного

(гепатоскопия) и гадание по внутренностям жертвенного животного (экстиспиция). В ка

честве знамений рассматривались вещие сны, особенности тела человека (цвет волос,

форма ногтей, характер и размещение родинок и пятен на коже и т. п. ). Вера в знамения

считалась в Месопотамии таким же признаком цивилизованного человека, как почитание

богов и послушание царю. Как видно из анализа некоторых текстов, право поступать по

собственной воле оставляется изгоям и животным, цивилизованный человек должен делать

то, что предписано ему судьбой. Очень характерно, что ни в шумерском, ни в аккадском

языке не существовало понятия "свободный", "свобода"; характерное для античной клас

сики противопоставление "свободный"-"раб" заменялось здесь антиномией "господин"

"раб". Так любой человек был рабом богов. Знаменательна для этого история возникно

вения человека, изложенная в древнемесопотамском мифе "Эума элиш" ("Когда вверху").

Первое время после возникновения мира богам приходилось выполнять обременительные

домашние обязанности: добывать себе пищу, строить жилища, рыть каналы, орошать поля.

Для того, чтобы избавиться от этих нудных забот и заниматься делами, более достойны

ми их назначению, боги создали человека. Верховный бог Вавилона Мардук, являющийся в

поэме царем богов, перед созданием человека произнес следущие слова:

    Я вяжу жилы, я плоть укреплю костями,
    Я люллю создам, я назову его "человеком".
    Воистину я сотворю человека, люллю.
    Бремя богов на него возложу я,
    Дабы они вздохнули свободно.

Итак, на человека в космическом государстве волей богов были возложены те функции,

которые обычно возлагаются на раба в государстве человеческом. Земля в представлении

жителей Междуречья была родовым поместьем богов, где они жили в специально построен

ных святилищах, тщательно скрываемые от постороннего взгляда (считалось, что божест

во не любит встечаться с людьми), где их кормили, развлекали и даже устраивали им

охоты. В соответвии с основными принципами мифопоэтического мышления божество счита

лось присутствующим в специально изготовленной и подвергнутой сакральной процедуре

статуэтке, причем если статуэтка вывозилась из города в результате его захвата, жи

тели полагали, что божество покинуло город. Жизнь божества представлялась до предела

натуралистично и была слепком с жизни царя. Приведем в качестве примера описание про

цедуры кормления бога в храме Урука: "Еда подавалась два раза в день. Первая и основ

ная трапеза приходилась на утро, когда храм открывался, вторая - на вечер, очевидно

непосредственно перед закрытием дверей святилища. Каждая трапеза состояла из двух

блюд, называемых "основное" и "второе". Блюда различались между собой, по-видимому,

скорее по количеству, чем по составу продуктов. Сначала вносили стол и ставили перед

изображением, потом в чаше подавали воду для омовения рук. Затем на столе в предпи

санном порядке размещалось несколько сосудов с жидкой и полужидкой пищей, а также

сосуды с напитками. В качестве основного блюда подавалось определенным образом при

готовленное мясо. Наконец, на столе появлялись фрукты - по свидетельству одного из

текстов, красиво уложенные. Играла музыка, курились благовония. Через некоторое вре

мя блюда убирали, стол выносили и идолу снова предлагали воду для омовения рук "

(Л. Оппенхейм "Древняя Месопотамия"). Религиозные обязанности города по отношению к

божеству сводились к описанному выше уходу за ним. Религиозный климат обычного горо

жанина был крайне умеренным. От него не требовалось ни изнурительных постов, ни

долгих молитв. Все, что он был должен - это присутствовать на проводимых один-два

раза в году общегородских праздниках. Посты и другие религиозные процедуры касались

лишь царя и жрецов. Однако картина взаимоотношений человека с богом будет не полной,

если не сказать ничего о концепции личного бога. Наряду с общегородскими и общегосу

дарственными божествами у каждого человека существовал свой личный бог (своего рода

ангел-хранитель), обычно второстепенный бог пантеона, личным рабом которого считал

ся этот человек. Такой бог олицетворял удачливость, жизненную сила индивида, защищая

его от недугов, врагов, несчастий. У человека с ним образовывались почти родственные,

иногда даже фамильярные отношения. В качестве примера таких отношений приведем пись

мо одного из смертных своему личному богу: "Богу моему отцу скажи, так говорит Апиль

Адад, раб твой: "Почто пренебрегаешь ты мною ? Мне подобного кто тебе даст, кто за

менит меня ? Мардуку, что любит тебя о том напиши ! Узы мои да разорвет он ! Лик

твой да узрю я, ноги твои да поцелую я ! Помилуй и семью мою - старых и малых моих !

Ради них милость мне окажи, помощь свою мне даруй ! " Это письмо интересно соедине

нием какой-то шарманочной интонации с осторожными упреками и намеками на свою значи

мость для божества. Есть в нем одна, не совсем понятная современному читателю деталь:

обращение к Мадруку и просьба разорвать какие-то узы. Оказывается, речь в письме

идет о тяжелой болезни. Как мы уже отмечали в первой лекции, любая болезнь рассмат

ривалась древними как злой демон, который схватил жертву и держит ее в плену. В этой

ситуации личный бог бессилен, здесь необходимо вмешательство более могущественного

члена пантеона. Однако личный бог "имеет связи" в мире богов и может похадатайство

    вать за больного.

Внимательный читатель, видимо, задаст здесь вопрос: как боги могут влиять на судьбу человека, если все предопределено с рождения ? Для понимания этого можно об

ратиться к связи между законом и его конкретной реализацией: "шимту" не является та

кой же неумолимый, как закон природы, она, скорее напоминает человеческий закон, ко

торый всегда можно обойти, если договориться с судьей. Для того, чтобы изменить

"шимту", существовал и еще один способ: необходимо было поменять свое имя и социаль

ный статус, как бы превратившись тем самым в другую личность. Так однажды, чтобы по

мешать предсказанию о грозящей смерти царя, на трон посадили другого человека (на

званного "подменный царь"), потом убили его и тем самым как бы "обманули судьбу".

Здесь уже говорилось о черезвычайно умеренной религиозной жизни простого месопо

тамца. Он не питал особых иллюзий по отношению к загробному миру, смерть была для

него "страной без возврата"; на загробное воздаяние никто не уповал, все главное со

вершалось на земле. Основными ценностями для жителя этих мест были богатство, здо

ровье, наличие потомства. "Плохо быть бедным и больным, хорошо быть здоровым и бога

тым", - вот, пожалуй, один из центральных тезисов шумеро-вавилонской этики. В отли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать