Наука в истории культуры - (лекции)
p>дни, в которые мужчине запрещалось приближаться к женщине. Вселенская драма превра

щала хронотроп в величественное цветовое полотно, в котором присутствовал весь спектр

    цветов и оттенков.

Если говорить о временном архитипе древних египтян, таким архитипом для них, в отличие от жителей Междуречья, является циклическое время. Два основных цикла пов

торяемый из года в год разлив Нила и повторяемый из дня в день восход солнца опре

деляли временное мышление жителей древнего Египта. Как Осирис, погибая из года в год

от руки своего брата Сета, снова возрождается к жизни своим сыном Гором, так же бог

солнца Ра, сражаясь каждую ночь в подземном мире с силами зла, выходит из этой битвы

победителем и утро снова появляется над горизонтом. Этот процесс вечен и неизменен.

Обратимся теперь к хронологии древнего Египта. В отличие от Месопотамии, где су

ществовало несколько эквивалентных хронологических моделей, египтяне использовали

лишь один подход: счет лет велся по годам царствования фараона и возобновлялся с

каждым новым правлением. Египтяне использовали солнечный календарь, год в котором

состоял из 365 дней; три периода по четыре тридцатидневных месяца, связанные с раз

ливом Нила, и пять доплнительных дней в конце, посвященных Осирису, Сету, Исиде, Го

ру и Нефтиде, составляли его. Новый год начинался в Египте 19 июля по юлианскому ка

лендарю: в этот день обычно начинался разлив Нила в окрестностях Мемфиса и звезда

    Сириус появлялась на утреннем небе.

Прежде чем говорить о египетской науке, мы остановимся на египетской иероглифи

ческой системе письма, оказавшей, как считают, непосредственное влияние на создание

алфавита. Иероглифическая система письма, сохранившаяся сейчас, например, в китайс

ком и японском языках, требует совсем иного типа мышления, обладает совсем иной об

разностью, чем традиционная для нас алфавитная. Идеограмма (иероглиф или совокуп

ность иероглифов) появилась из пиктограммы, первобытной картинки, пытающейся выразить

мысль с помощью рисунка. После превращения рисунка в схему мы из пиктограммы получа

ем идеограмму. Несмотря на схематичность, иероглиф обладает гораздо большей степенью

выразительности, чем обычное слово, что открывает простор новым художественным воз

можностям. Так иероглиф, обозначающий звезду , напоминает нам о звезде, слово же

"звезда" лишь этикетка, никак не связанная с обозначаемым ею предметом. Интересно

отражается в иероглифах противопоставление долины Нила другим землям. Египет изоб

ражался как плоская лепешка плодородной черной почвы, - для "чужой страны", "горной

страны", и "пустыни" использовался один и тот же иероглиф, напоминающий о безжиз

ненной череде сморщенных песчанных гряд. Очень похожим знаком обозначалась гора ,

    т. к. горы окружающие Нил, тоже были чужими и пустынными.

Знаки египетского иероглифического письма делятся на три части: идеограммы, фоно

граммы и детерминативы. Идеограмма - знак, обозначающий определенный предмет. Напри

мер, - солнце, - дом. Примеры идеограмм мы приводили и выше. Фонограмма знак, обозначающий звук или сочетание звуков. Детерменатив указывает на смысловую

категорию, к которой относится слово и ставится обычно прямо за словом для того,

чтобы избавиться от омонимов. Так рука с зажатой в кулак палкой говорит о том, что

обозначаемое слово связано с понятием силы, детерминатив ставится после глаголов

движения. Причем необходимо отметить, что различные иероглифические знаки могли вы

полнять как функцию идеограммы, так и функции детерминатива и фонограммы. Так знак

, обозначающий дом (фонетически pr), мог служить также фонограммой в словах, в которых встречается сочетание pr, словах, никакого отношения к слову "дом" не имею

щих. Здесь полная аналогия с нашим ребусом, только если в современной культуре ребус

является искусственно придуманным развлечением, то у египтян он составлял саму ткань

языка. Одновременно этот же знак использовался как детерминатив в словах, обозначаю

щих какое-либо здание или помещение: "комната", "интерьер", "канцелярия" и др. Иероглиф, обозначающий сидящего мужчину, мог быть как идеограммой, обозначающей мес

тоимение первого лица единственного числа "я", "мой", так и детерминативом после

слов, обозначающих какого-либо человека: "сын", "делающий", "придворный"и т. д. Важной особенностью египетского письма является его безгласность. Эта особенность

отличает также древние семитские системы письма (финикийское, древнееврейское, ара

мейское), что связано с особой ролью согласных в них. Выразителем понятия в этих

системах является только согласный корень, гласные звуки характеризуют лишь грамма

тическую форму. Рассмотрим следующий пример. Арабский корень fsm является носителем

понятия "отделять": fasema - "он отделил", yefasm - "отдели", "пусть он отделит";

fasemo - "отделение". Как видно, носителем понятия являются только три согласные,

гласные же несут грамматическую нагрузку. В египетском языке наблюдается аналогичная

ситуация, а т. к. каждая идеограмма выражает вполне определенное понятие, в гласных

    звуках не возникает необходимости.

Обратимся теперь непосредственно к египетской науке. Пожалуй, наибольших достиже

ний в ней добилась медицина, которая пользовалась широким признанием в ойкумене. При

дворе владыки той или иной соседней с Египтом страны часто можно встретить египетс

кого медика. По словам Геродота, персидский царь Кир просил у фараона Амасиса "луч

шего в целом Египте" глазного врача. К V в. до н. э. в египетской медицине уже при

сутствует строгая специализация: каждый врач лечит только одну болезнь. Египетская

медицина соединила практический опыт многих поколений врачей с детально разработан

ной магической практикой. Считалось, что причиной болезни являются злые демоны, про

никающие в сердце человека. Для того, чтобы избавиться от них, использовались лекар

ства и заклинания. Основными медицинскими текстами Древнего Египта были большой ме

дицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита (папирусы названы име

нами ученых, которые первыми начали их изучать). Папирус Эберса, датируемый XVI в.

до н. э. , имеет 20. 5 м. в длину и составлен из 108 листов, склеенных вместе. Трактат

включает в себя выдержки более чем из 40 медицинских текстов. Наряду со средствами

лечения самых разнообразных болезней папирус содержит советы, как спастись от укусов

насекомых и крупных животных, в нем имеется косметический раздел, в котором излага

ются способы избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить во

лосы, усилить их рост и т. д. Там приводятся также рецепты различных лекарств, делаю

щихся обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. В некоторые лекарства входят до

37 различных частей. Иногда их состав вызывает сильное недоумение и даже омерзение:

1/32 часть хвоста мыши с медом, человеческий мозг с медом, протухшее мясо, испорчен

ный жир, выделения из свиных ушей и т. д. Смысл использования таких лекарств объяс

нялся магией. Считалось, что зловонные вещества должны были удалить поселившегося в

теле человека демона болезни. Не случайно в одном из медицинских папирусов есть та

кая строка: "Ступай прочь из моего тела, или я заставлю тебя есть экскременты".

Сладкие же и пахучие вещества должны были привлекать добрых духов в тело больного.

Одним из наивысших достижений египетской медицины было приведенное в конце папируса

Эберса учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце. В тексте указывалось, с чем

связан каждый из 22 сосудов, отходящих от сердца, и какова его роль в различных бо

    лезнях.

Египетская система счисления более примитивна, чем у вавилонян, и напоминает рим

скую. Это чисто десятичная система. Приведем несколько примеров:

Сложение таких чисел не представляет трудности, так же как и удвоение, являющееся

частным случаем сложения. Но умножение натуральных чисел производится по достаточно

любопытной схеме: множитель представляется в виде совокупности последовательных уд

воений, проделанных нужное число раз. В одном из папирусов приводится следующая про

цедура умножения 12 на 12: сначала 12*2=24, потом 24*2=48 (т. е. 12*4=48), потом

48*2=96 (12*8=96), а потом 12*12=94+48=144, т. е. 12*12=12*2*2+12*2*2*2. Такой способ

умножения стал основой всего египетского счета и даже в греческих школах эллинисти

ческого времени назывался "египетским счетом". Деление египтяне рассматривали как

умножение в обратном направлении. Так, например, требование разделить 1120 на 80

звучало так: умножай 80, пока не получишь 1120. Вообще, египетская математика оказа

лась, видимо, менее развитой, чем вавилонская и ее, так же как и вавилонскую, нельзя

назвать наукой в строгом смысле слова: это, скорее, была система практических навы

ков, приводящая к правильным результатам. Египетский писец действовал по освященной

веками схеме и именно этот освященный древностью опыт, а не рациональные критерии,

    придавали ей статус истинности.

Египетская астрономия, в отличие от вавилонской, была тесно связанной с культом.

Путешествие бога Ра в подземном царстве длилось двенадцать часов и каждый час харак

теризовался положением звездного неба, которые были высшими достижениями египетской

    астрономии.
    ОРИЕНТИРЫ:
    1. Умножьте 10 на 6 в египетской системе счета.

2. С течением времени путем отпадения неустойчивых форм в египетском языке выдели

лись так называемые "алфавитные иероглифы", в которых одному иероглифу соответст

вовал только один звук. Почему же египтяне не оставили только их, отбросив все остальное, почему египтяне, стоя на порогое открытия алфавита, не переступили этот порог ?

    _ ЛЕКЦИЯ 7: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Обращаясь в этой лекции к изучению китайской культуры, мы волей-неволей сталки

ваемся с важнейшим для двадцатого века противопоставлением "Восток-Запад", противо

поставлением западной и восточной моделей мира, западного и восточного понимания че

ловека. В уже рассмотренных нами культурах Месопотамии и Египта практически нет мест,

вызывающих сущностное непонимание, для погружения в культуру древнего Китая необхо

дим кардинальный отказ от некоторых характерных для европейской мысли установок. Не

случайно, что потеряв веру в основные постулаты своей культуры, испуганная неумоли

мой логикой развития событий в тревожном двадцатом веке, европейская интеллигенция

начала "паломничество в страну Востоке ! (Г. Гессе)", надеясь отыскать у Будды и

    Лао-Цзы решение мучающих ее "экзистенциальных" проблем.

Н. Бердяев как-то сказал, что созерцание не менее важно, чем действие. Так вот ес

ли попытаться выделить доминанту этого противопоставления "Восток-Запад", то можно

сказать, что восточная культура - культура созерцания, западная культура культура

действия. Для восточной культуры идея сходства гораздо важнее идеи различия, космос

для нее представляет из себя единое, черезвычайно чувствительное и хрупкое тело, ма

лейшая деформация в одном месте которого приводит к нарушению гармонии целого, для

восточной культуры крайне важна идея взаимосвязи всех вещей, символического единства

микро- и макрокосма, приводящая к наделению вселенной этическими категориями и про

никновению космического круговорота в жизнь социума. Если западная культура уже на

чиная с античности, начиная с Платона и Аристотеля, стремится к предельно четкому,

объективному определению контуров каждой вещи, каждого понятия (вспомним, что именно

этому посвящены все ранние диалоги Платона), китайская мысль чуждается строгих дефе

ниций и слово в китайской культуре - это река, которая то разливается, захватывая

новые территории, то возвращается обратно, а то и просто меняет русло. Так объем по

нятия "человек", имеющий отчетливые границы во всех европейских языках, изменяется в

китайской культуре достаточно широко. Хань Юй, например, распространяет это понятие

на птий и зверей, а Мэн-цзы и Сюнь-цзы причисляют к птицам и зверям людей, не обла

дающих таким качеством, как гуманность. Формальной логики, науки, сыгравшей громад

ную роль в развитии европейской мысли, в древнем и средневековом Китае не существо

    вало.

Другой важной особенностью китайской культуры, отличающей ее, например, от куль

туры античной, является ее отношение к природе. Человек античной культуры был, как

известно, прежде всего гражданином, жителем социума и космос тоже мыслился им как

социум, в античной литературе почти нет пейзажей, это литература страсти и натиска;

китайская культура обладает гораздо большей степенью отрешенности и тема "человек

природа", противопоставляющая единение человека с космосом диктату межчеловеческого

общения, уравновешивает в ней тему "человек-человек". Более подробно мы будем гово

    рить об этом позднее.

При первом знакомстве с китайской культурой сразу бросается в глаза почти полное

отсутствие в ней мифологии и представлений о потустороннем мире. Свойственные архаи

ческому сознанию политеистические представления были достаточно быстро вытеснены в

официальной идеологии предельно абстрактным культом Неба, который можно сопоставить

с культом бога Атона, введенным Эхнатоном. Космогонические представления древних ки

тайцев достаточно сложны и напоминают математико-философские построения пифагорейцев.

Приведем в качестве примера космогонической модели японский комментарий к тексту од

ного из основных даосских трактатов "Дао де цзин": "Дао порождает единое ци, единое

ци, разделившись, порождает инь-ци и ян-ци; инь-ци и ян-ци взаимодействуют и порож

дают гармоничное ци. Это гармоничное ци становится ядром жизни, производит все вещи".

Изложение всей космогонии занимает три строчки. Но эта краткость - не от примитив

ности, а от предельной насыщенности слов, каждое из которых несет глубокий сущност

ный смысл. Остановимся на основных терминах этого текста более подробно. Первый из

них, один из важнейших для всей китайской культуры, - дао. Для того, чтобы облегчить

его понимание, обратимся к личному опыту. Все мы достаточно свободно говорим о вещах,

которые нас почти не задевают, но чем важнее, значительнее то, что мы хотим сказать,

тем мучительнее мы подбираем слова, тем сильнее страдаем от собственного косноязычая;

в наиболее же напряженные моменты, в моменты прозрения и просветления нам часто не

нужно слов - достаточно бывает одного взгляда, чтобы постичь то, о чем раньше можно

было бесполезно говорить часами. Так это молчание, порождающее слово и неуловимое

для слов, выскальзывающее, как Протей, из любой словесной оболочки, пустота, из ко

торой как цветок из семени произрастает бытие, бездействие, лежащее в основе всякого

деяния и определяющее собой это деяние, покой, из которого начинается любое движение

- это и есть дао. Животворящая пустота, снимающая все противоположности, нечто не

постигаемое, невыразимое, тихая радость, пронизывающая собой бытие, радость солнеч

ного весеннего утра, радость прозрачного октябрьского леса. И по-другому говорить о

дао нельзя - это противоречило бы духу китайской культуры, объединяющей математичес

кие термины с поэтическими образами, а этические понятия с онтологическими категори

ями и за счет этого добивающейся их удивительной глубины и емкости. Следующей фундаментальной категорией древнекитайской культуры является "ци". "Первоначально иероглиф "ци" означал воздух, дыхание, темп; позже "ци" стали пони

мать как дух, структуру, жизненную силу, пневму. По описанию Чжу Си .... "Вначале

между небом и землей было лишь ци, состоящее из мягкого инь и твердого ян. Трение

частиц ци при его движении привело к ускорению этого движения и образованию уплотне

ний, сжатий и сгущений, в которых земля оказалась в середине. Чистые и тонкие час

тицы ци превратились в небо, образовали солнце, луну, а также звезды. " На первый

взгляд, модель близка к моделям античных досократиков, Анаксагора и Демокрита, одна

ко, согласно Демокриту, для атомов необходима пустота, подчеркивающая их индивидуаль

ность и бытийственную полноту, а ци - это не одно из двух (атом и пустота), ци - это,

скорее, первоматерия Платона, лик дао, энергетийное выражение сущности. Однако наря

ду с отмеченными онтологическим значением ци несет и огромный этический заряд, опре

деляя ту предельно напряженную взаимосвязь всех элементов бытия, о которой мы уже

говорили. "Бывает ци любви, ци ненависти, благодаря циркуляции ци один сезон сменя

ется другим. Характер ци определяет время года, лицо человека и лицо общества, т. е.

ци бывает индивидуальным и социальным и они взаимообусловлены. Ци характеризует гос

подствующий в данное время тип настроения. Считалось, например, что в междуцарствие

династий Цинь и Хань свирепствовали холода из-за "царившего тогда духа (ци) взаимно

го убийства" .... Каждое движение океана мирового ци отзывается на человеке и на

всем сущем на земле. " Когда небесное ци меняется наверху, - говорил Ван Чун, люди

    и вещи внизу откликаются. "

В анализируемом нами тексте есть еще один очень важный момент. Сначала дао порож

дает единое ци, потом это ци разделяется на инь-ци и ян-ци, и лишь они, взаимодейст

вуя между собой, творят гармоничное ци, которой потом производит все вещи. В этом

раздвоении вещи на противоположности, которые взаимодействуют между собой, "узнают"

друг друга, говоря гегелевским языком, "светятся" друг в друге - из основополагающих

идей всей западноевропейской философии, начиная с платоновского "Парменида" и кончая

"Наукой логики" Гегеля. Действительно, любая вещь имеет границы, отделяющие ее от

того, что есть не она, граница как бы "вырывает" вещь из отрицающего ее фона, если

фона нет, контуры вещи размываются и она перестает быть вещью, перестает существо

вать. То же можно сказать и про любое понятие. Предел бессмысленен без беспредельно

го, конец без начала, знание без незнания. Противоположности - как братья-близнецы,

существующие в зеркальных мирах; смотрят друг на друга, они осознают себя и в этом

напряженном единстве противостояния дают возможность увидеть сокровенную глубину це

лого. Поэтому мир, чтобы состояться, чтобы выйти из поры детства и "созреть", обяза

тельно должен осознать себя через противоположность. Таким предельно насыщенным вы

ражением идеи противоположности являются категории инь и ян. "Что такое ян ? Перво

начально ян - это светлая, а инь - темная сторона горы. В мировозренческом плане ян

- все, что относится к твердому, горячему, вместе с тем - к движению, к светлому,

мужскому началу. Инь - все противоположное, все что относится к мягкому, холодному,

покою к темному, женскому началу. Здесь объединены сущностные и функциональные приз

наки, поэтому в один ряд выстраиваются понятия с нашей точки зрения несовместимые.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать