Россия в мировой истории - (реферат)
p>По мысли Лосева, самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI в. Шекспир, титанические герои которого столь полны возрожденческого самоутверждения. Герои Шекспира (Гамлет, Макбет) показывают , как возрожденческий индивидуализм обнаруживает свою собственную недостаточность и свою трагическую обреченность. Ренессанс, который так глубоко пронизывает все существо творчества Шекспира, в каждой его трагедии превращается лишь в целую гору трупов, потому что такова страшная, ничем неодолимая и убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, - утверждает Лосев, -колоссальное детище возрожденческого индивидуализма, на заре буржуазного индивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютного индивидуализма, хотя только в XIX и XX вв. стали понимать всю его ограниченность и невозможность. Лосев приводит и иные примеры, из другой области человеческих знаний эпохи Ренессанса. Гелиоцентрическая система Коперника, ее развитие у Бруно- пишет он, -основаны вовсе не на выдвижении вперед цельной человеческой личности, напротив, на толковании человека, да и всей той планеты, на которой он обитает в качестве незаметной “песчинки” в бесконечном мироздании. Коперник, Кеплер, Галилей отнимают у человека его жизненную почву в виде неподвижной Земли, а готика заставляет человеческую личность рваться вверх вплоть до потери своей земной тяжести и веса. Разве это стихийное самоутверждение человеческой личности? А. Ф. Лосев делает в высшей степени важный вывод, касающейся самой тенденции исторического развития: сам Ренессанс еще не был этапом буржуазно-капиталистической формации. Он только ее подготавливал, и притом бессознательно, независимо от себя. Культура частной собственности и культура производства на основе эксплуатации рабочей силы в эпоху Ренессанса начиналась, но она здесь была еще слишком юной и наивной, и она все еще ставила выше всего красоту человеческой личности, красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. В дальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно и честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своей изолированности, в своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого, в своей жесткости и жестокости, в своей бесчеловечности ко всему окружающему.

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация (от понятия “реформа”, “преобразование”). Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г. , когда доктор богословияМартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождаласьКрестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысльЖан Кальвин (1509-1564), которого прозвали “женевским папой”. Прочтите документы Христоматии №29, 30, 31, 32, 33, 34 , ксерокопию раздела “Политические и правовые идеи Реформации” из “Исторических, политических и правовых учений” (М. 1997). Выделите следующие основные направления Реформации и дайте им характеристику: буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное , соединяющее требование упразднения католической церкви с борьбой против феодализма, за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских феодалов, стремившихся укрепить свою власть и захватить земельные богатства церкви. В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации - протестантизм. От католичества отошла часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т. д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения.

Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим образом общество.

Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех– критерий, позволяющий понять, проклятие или благодарность лежит на человеке. Трудовая этика реформации освещала практицизм, предпринимательство, что было наиболее адекватным западному образу жизни. “Результатом реформации… было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли”. (М. Вебер. Протестантская этика).

Продумайте вопрос о соотношении Ренессанса и Реформации. Разными историками он решается по-разному. Изучение литературы, которая вам предложена для самостоятельной работы, позволяет сделать вывод, что и Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях. Есть и другие различия. Так С. Б. Сказкин полагает, что гуманизм и Возрождение выражают жизнь во всем ее многообразии, ибо классовая основа гуманистической интеллигенции различна. Более того, гуманизм далеко не всегда враждебен церкви (знаменитое Эразмовское: Сократ, молись за нас! ). Реформация же в своей основе–буржуазное явление. Она вызвана появлением и развитием буржуазии, выступающей против феодализма и его освещения церковью. Буржуазия на этом этапе своего развития еще слишком слаба, чтобы самостоятельно выступать или организовывать движение всего “третьего сословия”. Она борется только против специфической формы феодальной эксплуатации, но не против феодальной эксплуатации вообще. Феодально-абсолютическое государство для нее еще не пройденная ступень, а, наоборот, прогрессивная форма политической организации. Пройденной ступенью для нее является лишь феодальная форма религии в виде католической церкви, и лишь против католической религиозности и католической религиозной организации она выступает революционно.

Сопоставьте эту оценку с точкой зрения С. М. Стама, который утверждает противоположность двух идейных систем с несколько иных позиций. Он не отрицает того очевидного факта, что и те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной диктатуры католической церкви. Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и практической деятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможно отрицать индивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения, а значит–разума и воли человека (кальвинистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в своем “призвании”). На этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилось ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился ее развить. Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума, напротив, реформаторы вдохновлялись идеей всемогущества веры. “Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что он может постичь веру разумом… . То, что говорит Христос, - истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человек понять это”.

Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали. Человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и волей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественных способностей. Напротив, Лютер исходил из “коренной и общей испорченности человеческой природы”. Снискать божью благодать человек может только покаянием, самоуничижением и самопопранием перед богом, подавлением собственных желаний и стремлений.

Наконец, доминантой ренессансного гуманизма была идея человека, чье высокое достоинство определялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, но только личной доблестью, благородством в делах и помышлениях. Новое понимание человека объективно противостояло феодально-сословной дискриминации как программа человеческого равенства. Отсюда, гуманизм Возрождения–идеология раннебуржуазная, т. е. антифеодальная, народная. Напротив близость церковно-реформационной идеологии к массам и тем более ее революционность представляются С. М. Стаму весьма относительными. Говоря о свободе христианина , Лютер имеет в виду только духовную, а отнюдь не мирскую свободу. Сопоставьте точки зрения С. Б. Сказкина и С. М. Стама . Какая из них вам ближе? Аргументируйте свою позицию. Разберитесь, чем отличается индивидуализм реформации от индивидуализма Возрождения.

Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев, дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви. Однако утверждение новых религиозных идеалов влекло за собой инквизицию, кровопролитные гражданско-религиозные войны , религиозный фанатизм . Прочитайте документ №36 Хрестоматии “Устав ордена иезуитов”. Имейте представления о религиозных войнах во Франции , Англии , Испании , Нидерландах .

    Ответьте на вопросы для самопроверки:

1. Расскажите о значениях и последствиях Великих географических открытий. 2. Что привлекало гуманистов в культуре античности?

3. Что такое Реформация? Какие новые представления о роли церкви, вере и смысле жизни она выработала?

4. Оказало ли Европейское Возрождение влияние на культурно- историческое развитие России?

Как итог самостоятельной работы по изучению данной темы вы должны приобрести соответствующие знания и умения:

а) понимать последствия великих географических открытий для Европы и мира в целом ;

б) иметь представления о том, что в эпоху “Европейской гегемонии”, прологом которой стало открытие Нового света, шел процесс первоначального накопления капиталов;

в) уметь оценить основные достижения эпохи Возрождения и результаты Реформации.

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
    ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ (Технический университет)

    Кафедра Истории и политологии
    Методические указания студентам по теоретическому
    изучению курса “Россия в мировой истории”

Киевская Русь. Монголо-татарское нашествие и его последствия. Создание Российского централизованного государства.

    Европа в начале Нового времени. Московское царство.
    Москва 1998.
    Составители: профессор Попова Т. Г. , Оганесян М. Н.

Киевская Русь. Монголо-татарское нашествие и его последствия. Создание Российского централизованного государства. Европа в начале Нового времени. Московское царство. / Методические указания по теоретическому изучению курса “Россия в мировой истории”/ Моск. гос. институт электроники и математики; Сост. :Попова Т. Г. , Оганесян М. Н. М. ,1998

Методические указания рекомендуются студентам I курса всех специальностей для написания контрольных работ, рефератов и подготовки к семинарским занятиям и экзаменам.

    ТЕМА IV

“ Киевская Русь . Монголо - татарское нашествие и его последствия ”.

При изучении данной темы обратите внимание на необходимость понимания следующих вопросов:

    Происхождение и первоначальное расселение славян.
    Образование Киевской Руси.

Социально - политический строй Древней Руси “Русская правда”. Значение принятия христианства на Руси.

    Причины феодальной раздробленности.
    Последствия монголо-татарского нашествия на Русь.

Самостоятельная работа по теме должна помочь вам приобрести соответствующие знания и умения.

а) уметь определять факторы, оказывающие влияние на процесс складывания древнерусского государства.

    б) понимать значение принятия христианства на Руси.

в) знать особенности социально-политического строя Киевской Руси. г) понимать последствия монголо-татарского нашествия в консервации феодальной раздробленности, а борьбы за независимость - в политической централизации Руси.

Начать работу по теме целесообразно с изучения параграфа1 “ Киевская Русь” второй главы учебного пособия “ Россия в мировой истории ”. Познакомьтесь с материалами хрестоматии по этому разделу , документами №1, 2, 3, 4, 5 в первую очередь , с отрывками из“Повести временных лет”, первого письменного источника древнерусской истории, где имеются свидетельства государственного объединения славянских племен. Там же обратите внимание на выдержки из“Сокращенного курса русской истории”С. Ф. Платонова о крещении князя Владимира и подлинный свод древнерусского феодального права“Русскую правду”.

При изучении этой темы обратите внимание на то, что Киевская Русь одно из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от других стран , как Восточных так и Западных, процесс формирования государственности имел свои специфические черты - пространственные и геополитические. В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных так и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства (двуглавый орел, утвержденный в качестве государственного герба Иваном III и символизирующий евразийское единство Руси, был введен за четыре с лишним столетия до того Ярославом Мудрым). Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть. Проследите процесс становления древней Руси с VI по IX век . Прочитайте в хрестоматии летописные источники о расселении славян , различных племенах , их обычаях , нравах .

Важно понять, что государство возникает в неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т. д. Государственность у славян начинает формироваться с VI в. , когда происходит переход от родовой и племенной общины к соседской, формируется имущественное неравенство (соседская община - поселения людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю: каждая семья имеет право на свою долю общинной собственности. )

Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был период военной демократии.

Военная демократия предполагает выделение военной знати (князь и дружина), которая сосредотачивает в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть, однако вече еще продолжает играть определенную роль в жизни племени . Князь-военный вождь, первоначально племени, а затем - общий для союза племен . Дружина - профессиональное войско, постоянное занятие которого война . Вече - племенное собрание, в котором первоначально участвовали практически все мужчины, а затем только боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда . Общее племенное ополчение - боеспособная часть мужского населения племени, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости.

Начальная нестабильность объединительного процесса, проявилась в приглашении на правление Рюрика, князя варяжского происхождения. Обратите внимание на 882 год, когда конунгу Олегу удалось объединить Новгородскую и Киевские земли в древнерусское государство - Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя - "Матерью городов русских”.

Прочитайте документ №1 в хрестоматии . Проанализируйте внутреннюю и внешнюю политику первых киевских князей - (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Уясните для себя, какую роль сыграл сын Святослава“Владимир Красное солнышко” в объединении всех земель восточных славян в составе Киевской Руси. Охарактеризуйте общественный строй и хозяйственную жизнь древнерусского государства, где сложилась структура управления во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии . Так, бояре - высший слой общества - являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалами менее знатных. Великий князь управлял территориями при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники, Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом“вето”. Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община. Другой особенностью было всеобщее вооружение народа, сложившееся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников.

Обратите внимание, что X-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земледельной собственности становится вотчина (вотчина т. е. отцовское владение), не только отчуждаемая с правом купли-продажи, но и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне выплачивали дань государству и становились поземельно зависимыми от феодала, выплачивая ему натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Полюдье-сбор дани со всего свободного населения наиболее характерная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства .

Утверждение феодальных отношений нашло отражение в “Русской Правде" - своде древнерусского феодального права. Прочитайте в Хрестоматии выдержки из“Русской правды”.

В “Русской Правде” содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения : нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли ) для представителей этого слоя.

Основная масса населения разделилась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории.

Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли , а как“обида”, т. е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц . Объектами преступления были личность и имущество .

Система наказаний по Русской Правде достаточно проста . Высшей мерой наказания остается“поток и разграбление”, назначаемое только в трех случаях: за убийство в разбое, поджог или конокрадство. Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей)“головой”, т. е. в рабство.

В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона(“око за око, зуб за зуб”) , в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания становится возмещение ущерба (материального и морального ) .

Судебный процесс носит ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца , стороны в нем (истец и ответчик) обладали равными правами , судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли“ордалии”( “суд божий” ) , присяга и жребий. Один из сложных вопросов темы-причины феодальной раздробленности на Руси . В этой связи обратите внимание на междоусобную войну русских князей , связанную с особым порядком наследования Великого княжения . Прочтите в хрестоматии документ о порядке княжеского владения после Ярослава Мудрого . Ответьте на вопрос , на чем держалась единство русской земли и что определяло ее раздробленность .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать