Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин привела к возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых единой государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин, которые могли противостоять капризам великих рек. Возвышению государственной власти способствовали также прочность общины, неразвитость классовой структуры общества и главное - отсутствие частной собственности на землю. В структуре древневосточных обществ не было собственников, то есть такой категории населения, которая была бы в состоянии противопоставить себя государству в силу своей независимости от него и влиятельности. Все это привело к тому, что государственная власть утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме "восточной деспотии". Восточная деспотия - это неограниченная монархия, не связанная в своих действиях никакими законами, которая осуществляет управление государством при помощи огромного, иерархически построенного аппарата чиновников. Причиной появления этого аппарата было активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, прежде всего, организация системы искусственного орошения. Поскольку древневосточный правитель и его бюрократический аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном счете - всего земледелия и другого производства (ремесленники обслуживали прежде всего, дворцы и храмы), государство стало рассматривать орошаемую землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Фактически земля в древневосточных государствах делилась на два сектора . Государственный сектор, где располагались хозяйства, принадлежавшие непосредственно деспоту и зависимому от него, как правило, жречеству. На этих землях работали арендаторы, персонал, получавший паек за работу, и рабы. Первые две категории относились к наиболее эксплуатируемым группам населения, не считая рабов. Второй сектор общинно-частный. Земля находилась в наследственном владении многочисленных общин, которые платили поземельный налог в пользу государства. Но после выплаты налога и выполнения натуральных повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи .
Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства - правителя-деспота. В условиях развитого деспотизма правитель считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной и судебной, - но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личности царя-деспота важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя хеттов. Форма деспотии была наиболее распространенной в странах Древнего Востока, однако там существовали и немонархические формы правления, своего рода олигархические республики, например, в ряде государственных образований Северной Индии, в некоторых городах Финикии.
Сознание древневосточного человека было ориентировано на духовные поиски, постижение смысла жизни, который виделся в потустороннем мире, где располагались истинные причины и цели всего существующего. Прошлое, настоящее и будущее существовали одновременно: души умерших предков находятся рядом с живыми людьми и здесь же обитают души еще не родившихся потомков. Поэтому господствовавшее в странах Древнего Востока религиозно-мифологическое мировоззрение освящало неизменность бытия и тем самым парализовывало всякое стремление к переменам. В силу отмеченных выше особенностей древневосточных обществ- прочность общины , сословной структуры , неразвитость классовой структуры и товарно-денежных отношений, отсутствие частной собственности, необычайная мощь государства, обожествление правителя-деспота и санкционирование религиозно-мифологическим сознанием неизменности бытия развитие в государствах Древнего Востока протекало крайне медленно и носило циклический характер. На примере истории Китая можно выделить следующие стадии, составляющие один цикл развития: 1. Укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, усиление государства. 2. Кризис власти, отступление перед центробежными силами. 3. Упадок власти, ослабление государства. 4. Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостью государства и легкостью победы. Тип исторического развития определил особенности массовых движений на Древнем Востоке. Они не были направлены против системы. Их главная причина - произвол власти, нарушение принципов социальной справедливости, признанных в обществе нормой. Мечта восставших - ликвидировать возникшее нарушение (присвоение общинной земли богачами, гнет и непомерные поборы чиновников и т. п. ) и вернуть утраченную норму. Эти движения не вели общество вперед. Они лишь показатель сбоев в системе, которая после кризиса восстанавливалась с небольшими изменениями. На стадии социальной катастрофы происходила смена правления , осуществлялись некоторые изменения, ситуация стабилизировалась , и общество выходило на новый виток. Наиболее существенные перемены происходили на стадии социальной катастрофы, когда государственная организация слабела. В условиях стабильности общество тяготело к застою, к неизменности. На обширных территориях Древнего Востока проживало пестрое население, принадлежащее к разным расам и более мелким общностям, на которые распадаются большие расовые группы : различные племена и народности европеоидной, негро-австралоидной расы (часть населения древних царств Напата и Мероэ - современный Судан), монголоидной расы (на Дальнем Востоке). В свою очередь, европеоидная раса делилась на многочисленные народности, племена и этнические группы, принадлежащие к различным языковым общностям. В ряде географических регионов сложились крупные языковые семьи, которые делились на ветви и группы. На территории Передней Азии жили народности и племена многочисленной семито-хамитской языковой семьи, которая включала семитскую ветвь, египетскую или хамитскую и ряд других. К племенам и народностям, говорившим на семитских языках , относились аккадцы, амореи, ассирийцы, евреи, арабы и некоторые другие племена. Семитоязычные племена занимали в основном территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова.
Египетская или хамитская ветвь была представлена населением Древнего Египта. Племена и народности индоевропейской языковой семьи делились на анатолийскую и индоиранскую ветви. На языках первой говорили хеттские племена, лидийцы и другие более мелкие племена Малой Азии. Языки индоиранской ветви бытовали у мидийцев и персов, парфян, скифов, ариев Древней Индии.
Особняком стояла хуррито-урартская языковая семья, на языках которой говорили племена урартов, а также предшественники хеттов. Население древнейшей Индии (до прихода ариев) относят к дравидической языковой семье, древнекитайские племена говорили на языках тибетско-китайской языковой семьи. Вместе с тем известны некоторые языки, например, шумеров (древних жителей южной части Месопотамии), касситов, живших в горах Загроса и др. , которые не могут быть отнесены к какой-либо языковой общности и стоят особняком.
Обращает на себя внимание несинхронность возникновения государств у разных народов Древнего Востока. В Месопотамии и Египте они возникли раньше, в Китае - позже. В IV–III тысячелетиях до н. э. многие регионы Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия) развивались изолированно, но к середине II тысячелетия до н. э. между различными областями Ближнего Востока установились экономические, политические и культурные контакты, а в I тысячелетии сложилось известное единство всего древневосточного мира, что тем более дает основание рассматривать Древний Восток как качественно своеобразный феномен в истории человечества.
Завершив изучение Древнего Востока вы должны уметь ответить на вопрос: Древневосточные цивилизации: особая стадия или особый тип исторического развития? Готовя ответ, следует иметь в виду следующее:
1. Как вы могли убедиться, в исторической науке существуют обе обозначенные точки зрения, поэтому вы можете выбрать любую из них, самостоятельно обосновав соответствующими аргументами.
2. Цивилизационный и стадиальный подходы к истории человечества не находятся в абсолютной оппозиции друг к другу. Цивилизационный подход предполагает возможность выделения определенных стадий для каждого типа цивилизационного развития. Стадиальный подход не исключает учета регионального своеобразия. В том случае, если вы захотите попытаться совместить оба подхода, необходимо уточнить, в каком аспекте вы рассматриваете Древневосточные цивилизации как особую стадию исторического развития, а в каком - как особый тип.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет)
Кафедра истории и политологии
АНТИЧНЫЙ МИР
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
“РОССИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ”
МОСКВа 1998
Составитель канд. ист. наук Ларионова И. Л.
Античный мир: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт электроники и математики; Сост. Ларионова И. Л. М. ,1998.
В учебно-методическом пособие даются рекомендации по изучению источников и исторической литературы по теме, рассматриваются характерные черты античной цивилизации, обозначены основные моменты исторического пути Древней Греции и Древнего Рима. Пособие может быть использовано студентами технических ВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки к семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам.
АНТИЧНЫЙ МИР
1. Древняя Греция
- Крито-микенская цивилизация, существовавшая на территории Греции в III-II тысячелетиях до н. э. , быласоздана не греческими (не эллинскими) племенами, и непосредственной преемственности между ней и собственно древнегреческой цивилизацией нет. - Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис - город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов. - Греческие полисы, имея между собой много общего, что и выражается понятием античный город-государство (полис), существенно отличались между собой характером преобладающей хозяйственной деятельности (земледелие или ремесло и торговля), общественным строем (основными производителями могла быть или особая категория зависимого населения - илоты, или же свободные граждане и выходцы из других государств - метеки , политическим строем (демократия, аристократическая республика, монархия (тирания). - Наиболее сильными государствами, боровшимися между собой за влияние во всем греческом мире, были в VI-IV вв. до н. э. Афины и Спарта, представлявшие собой различные модели полиса. Оба города-государства сумели создать союзы греческих полисов - Афинский морской союз (Афины) и Пелопоннесский союз (Спарта), чем и определялось могущество Спарты и Афин. - Подчинение Греции Македонией к середине IV в. до н. э. было обусловлено общим кризисом греческого античного мира в IV веке, сущность которого заключалась в кризисе полиса как типа государства. Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, в которой участвовали так или иначе все греческие полисы, ослабила Грецию и облегчила задачу Македонии. - Победа Древнего Рима над Македонией привела к тому, что в начале II в. до н. э. Греция оказалась под властью Рима.
Древние Афины
Приведенные в хрестоматии документы отражают процесс становления государства а Афинах, приведший к образованию афинского демократического полиса. Основные этапы этого процесса связаны с деятельностью выдающихся греческих законодателей-реформаторов: Солона (начало VI в. до н. э. ), Клисфена (конец VI в. до н. э. ) и Перикла (середина V в. до н. э. ), с правлением которого связан расцвет афинской демократии. Прочитайте документ №5 . Ответьте на следующие вопросы: 1) Какие причины вызвали необходимость реформ Солона?
2) Почему афиняне поручили проведение реформ именно Солону? Отвечая на эти вопросы, необходимо иметь в виду следующее:
Государства в полном смысле слова во времена Солона еще не было. Его становление в Аттике (область материковой части Греции, центром которой являлись Афины) проходило в борьбе между общинниками-землевладельцами и землевладельческой родовой знатью. Знать названа в документе богатыми, а общинники - бедными.
Прочитайте документ № 6. Ответьте на следующие вопросы:
Какие реформы осуществил Солон
а) в социально экономической области
б) в политической области
2. Как вы считаете, что в реформах Солона отвечало интересам общинников-землевладельцев, а что - интересам родовой знати? 3. Осуществил ли Солон все мероприятия, которые ожидал от него простой народ, или нет? Как вы думаете, почему? 4. Каково значение реформ Солона с точки зрения становления афинского демократического полиса?
При ответе на эти вопросы следует иметь в виду, что:
1. Фила - основная единица родового общества в Греции. Она представляла собой объединение родов (племя). Солон сохранил прежние четыре филы, но придал им территориальный, а не родовой характер. 2. Государство - организация, власть которой распространяется на определенную территорию. Власть органов управления в родовом обществе обязательна только для членов родовой организации. 3. Ареопаг (совет ареопагитов) - высший орган власти в Афинах в период разложения родового строя. Состоял из представителей знати. Поручить ареопагу охранять законы означало существенно сузить его полномочия.
Прочитайте документ № 7. Ответьте на следующие вопросы:
1. В чем заключались реформы Клисфена?
2. Каково значение этих реформ?
Необходимо иметь в виду следующее:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18