Россия в мировой истории - (реферат)
p>Наличие благоприятных возможностей для жизни человека в бассейнах великих рек, контакты с жителями горных районов и плоскогорий привели к развитию производительных сил. Возникают довольно крупные поселения. В отдельных поселениях сосредоточивается большое число людей, здесь (уже в III тысячелетии до н. э. ) создаются внушительные по размерам общественные сооружения, появляются оборонительные стены для защиты от нападений врагов, то есть возникают города. Город - принципиально новое явление в истории того времени. Он становится средоточием управления и религиозного культа, в нем концентрируется развитое ремесленное производство, обслуживающее нужды правителя и его администрации, служителей культа, а также работающее на соседнюю сельскохозяйственную округу. Создание производящей экономики, земледелия и скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых городов привело к разложению родового строя. Усложнилась социальная структура общества, появились различия по богатству, знатности, роду занятий, степени влияния на соплеменников. Сформировались основные сословия древневосточного общества. Одно из сословий составляли свободные общинники, участвовавшие в общинной собственности на землю и обладавшие правом общинного самоуправления, а первоначально и правом участия в выборах вождя-правителя. Другое сословие было представлено членами персонала храмовых и правительственных хозяйств, лишенными собственности на средства производства. Они владели землей с условием службы или работы, а в ряде случаев получали продовольственный паек. Среди них могли быть как крупные администраторы, так и зависимые работники, положение которых представляло собой нечто среднее между положением свободных и рабов. Отдельным сословием было жречество. Кроме того, были рабы, которые по существу также представляли собой особое бесправное сословие. Институт рабства был слабо известен в родовом обществе. Рабство стало возможным на той стадии развития человеческого общества и его производительных сил, когда отдельный индивидуум мог в процессе труда дать не только необходимый, но и прибавочный продукт, таким образом использование его в процессе труда становилось выгодным. Но примитивность оружия той эпохи (короткий медный кинжал, копье с медным наконечником, несовершенный лук) делали невозможным использование больших масс мужчин-рабов не только в хозяйстве свободных общинников, но даже в храмовых и правительственных хозяйствах: мужчина, находящийся в положении раба и вооруженный медной лопатой мог быть опасен. Поэтому как рабы эксплуатировались в основном женщины и подростки. Положение взрослого взятого в плен мужчины мало чем отличалось от образа жизни зависимых работников храмовых и правительственных хозяйств. С переходом к стальному оружию и образованием империй количество рабов возросло, их эксплуатация стала носить более организованный характер, но никогда на Древнем Востоке рабы не были основой производства. Главными производителями на всем протяжении древневосточной истории являлись формально свободные общинники, которые с оформлением сильной государственной (царской) власти стали эксплуатироваться посредством взимания налогов со стороны государства, которое постепенно стало считаться верховным собственником земли. Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общины, которая была основной социальной и территориальной единицей. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, храмовых и царских хозяйств (государственный сектор), состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Горизонтальные связи, то есть связи между отдельными общинами отсутствовали. Общины в странах Древнего Востока по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община постепенно утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу и, что очень важно, к государству. Руководство общины являлось низшим звеном в огромной бюрократической системе управления древневосточных государств. Сама территориальная община состояла из ряда отдельных домохозяйств, которые представляли собой большие семьи или семейные общины. Внутри общины существовала имущественная и социальная дифференциация, выделилась богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Состоятельные общинники имели в своем распоряжении рабов, хотя рабство в общине носило патриархальный характер, то есть рабы (женщины и подростки) участвовали в производственном процессе наряду с хозяевами, выполняя наиболее трудоемкие работы (например, мололи зерно между двумя камнями). Исключение составляли немногочисленные хозяйства знатных и богатых общинников, эксплуатация рабов в которых была аналогичной их использованию в храмовых и царских хозяйствах. Несмотря на существенную внутреннюю дифференциацию, община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что препятствовало развитию частнособственнических отношений: древневосточное общество не знало полной частной собственности. Исторически первой причиной устойчивости общинной организации было наличие земледельческого хозяйства, функционирование которого требовало проведения совместных работ по регулированию режима великих рек: отдельная семья, небольшая община не могли справиться с могучей речной стихией. Но затем появились и другие причины: ярко выраженная сословность древневосточного общества, неразвитость классовой структуры, отсутствие частной собственности, слабое развитие товарно-денежных отношений, роль государства в жизни общества, особенности общественного сознания - все эти факторы, обусловленные прочностью общины, в свою очередь содействовали ее устойчивости. Следствие превращалось в причину и не было выхода из замкнутого круга.

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин привела к возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых единой государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин, которые могли противостоять капризам великих рек. Возвышению государственной власти способствовали также прочность общины, неразвитость классовой структуры общества и главное - отсутствие частной собственности на землю. В структуре древневосточных обществ не было собственников, то есть такой категории населения, которая была бы в состоянии противопоставить себя государству в силу своей независимости от него и влиятельности. Все это привело к тому, что государственная власть утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме "восточной деспотии". Восточная деспотия - это неограниченная монархия, не связанная в своих действиях никакими законами, которая осуществляет управление государством при помощи огромного, иерархически построенного аппарата чиновников. Причиной появления этого аппарата было активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, прежде всего, организация системы искусственного орошения. Поскольку древневосточный правитель и его бюрократический аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном счете - всего земледелия и другого производства (ремесленники обслуживали прежде всего, дворцы и храмы), государство стало рассматривать орошаемую землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Фактически земля в древневосточных государствах делилась на два сектора . Государственный сектор, где располагались хозяйства, принадлежавшие непосредственно деспоту и зависимому от него, как правило, жречеству. На этих землях работали арендаторы, персонал, получавший паек за работу, и рабы. Первые две категории относились к наиболее эксплуатируемым группам населения, не считая рабов. Второй сектор общинно-частный. Земля находилась в наследственном владении многочисленных общин, которые платили поземельный налог в пользу государства. Но после выплаты налога и выполнения натуральных повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи .

Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства - правителя-деспота. В условиях развитого деспотизма правитель считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной и судебной, - но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личности царя-деспота важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя хеттов. Форма деспотии была наиболее распространенной в странах Древнего Востока, однако там существовали и немонархические формы правления, своего рода олигархические республики, например, в ряде государственных образований Северной Индии, в некоторых городах Финикии.

Сознание древневосточного человека было ориентировано на духовные поиски, постижение смысла жизни, который виделся в потустороннем мире, где располагались истинные причины и цели всего существующего. Прошлое, настоящее и будущее существовали одновременно: души умерших предков находятся рядом с живыми людьми и здесь же обитают души еще не родившихся потомков. Поэтому господствовавшее в странах Древнего Востока религиозно-мифологическое мировоззрение освящало неизменность бытия и тем самым парализовывало всякое стремление к переменам. В силу отмеченных выше особенностей древневосточных обществ- прочность общины , сословной структуры , неразвитость классовой структуры и товарно-денежных отношений, отсутствие частной собственности, необычайная мощь государства, обожествление правителя-деспота и санкционирование религиозно-мифологическим сознанием неизменности бытия развитие в государствах Древнего Востока протекало крайне медленно и носило циклический характер. На примере истории Китая можно выделить следующие стадии, составляющие один цикл развития: 1. Укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, усиление государства. 2. Кризис власти, отступление перед центробежными силами. 3. Упадок власти, ослабление государства. 4. Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостью государства и легкостью победы. Тип исторического развития определил особенности массовых движений на Древнем Востоке. Они не были направлены против системы. Их главная причина - произвол власти, нарушение принципов социальной справедливости, признанных в обществе нормой. Мечта восставших - ликвидировать возникшее нарушение (присвоение общинной земли богачами, гнет и непомерные поборы чиновников и т. п. ) и вернуть утраченную норму. Эти движения не вели общество вперед. Они лишь показатель сбоев в системе, которая после кризиса восстанавливалась с небольшими изменениями. На стадии социальной катастрофы происходила смена правления , осуществлялись некоторые изменения, ситуация стабилизировалась , и общество выходило на новый виток. Наиболее существенные перемены происходили на стадии социальной катастрофы, когда государственная организация слабела. В условиях стабильности общество тяготело к застою, к неизменности. На обширных территориях Древнего Востока проживало пестрое население, принадлежащее к разным расам и более мелким общностям, на которые распадаются большие расовые группы : различные племена и народности европеоидной, негро-австралоидной расы (часть населения древних царств Напата и Мероэ - современный Судан), монголоидной расы (на Дальнем Востоке). В свою очередь, европеоидная раса делилась на многочисленные народности, племена и этнические группы, принадлежащие к различным языковым общностям. В ряде географических регионов сложились крупные языковые семьи, которые делились на ветви и группы. На территории Передней Азии жили народности и племена многочисленной семито-хамитской языковой семьи, которая включала семитскую ветвь, египетскую или хамитскую и ряд других. К племенам и народностям, говорившим на семитских языках , относились аккадцы, амореи, ассирийцы, евреи, арабы и некоторые другие племена. Семитоязычные племена занимали в основном территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова.

Египетская или хамитская ветвь была представлена населением Древнего Египта. Племена и народности индоевропейской языковой семьи делились на анатолийскую и индоиранскую ветви. На языках первой говорили хеттские племена, лидийцы и другие более мелкие племена Малой Азии. Языки индоиранской ветви бытовали у мидийцев и персов, парфян, скифов, ариев Древней Индии.

Особняком стояла хуррито-урартская языковая семья, на языках которой говорили племена урартов, а также предшественники хеттов. Население древнейшей Индии (до прихода ариев) относят к дравидической языковой семье, древнекитайские племена говорили на языках тибетско-китайской языковой семьи. Вместе с тем известны некоторые языки, например, шумеров (древних жителей южной части Месопотамии), касситов, живших в горах Загроса и др. , которые не могут быть отнесены к какой-либо языковой общности и стоят особняком.

Обращает на себя внимание несинхронность возникновения государств у разных народов Древнего Востока. В Месопотамии и Египте они возникли раньше, в Китае - позже. В IV–III тысячелетиях до н. э. многие регионы Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия) развивались изолированно, но к середине II тысячелетия до н. э. между различными областями Ближнего Востока установились экономические, политические и культурные контакты, а в I тысячелетии сложилось известное единство всего древневосточного мира, что тем более дает основание рассматривать Древний Восток как качественно своеобразный феномен в истории человечества.

Завершив изучение Древнего Востока вы должны уметь ответить на вопрос: Древневосточные цивилизации: особая стадия или особый тип исторического развития? Готовя ответ, следует иметь в виду следующее:

1. Как вы могли убедиться, в исторической науке существуют обе обозначенные точки зрения, поэтому вы можете выбрать любую из них, самостоятельно обосновав соответствующими аргументами.

2. Цивилизационный и стадиальный подходы к истории человечества не находятся в абсолютной оппозиции друг к другу. Цивилизационный подход предполагает возможность выделения определенных стадий для каждого типа цивилизационного развития. Стадиальный подход не исключает учета регионального своеобразия. В том случае, если вы захотите попытаться совместить оба подхода, необходимо уточнить, в каком аспекте вы рассматриваете Древневосточные цивилизации как особую стадию исторического развития, а в каком - как особый тип.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет)

    Кафедра истории и политологии
    АНТИЧНЫЙ МИР
    УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
    “РОССИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ”
    МОСКВа 1998
    Составитель канд. ист. наук Ларионова И. Л.

Античный мир: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт электроники и математики; Сост. Ларионова И. Л. М. ,1998.

В учебно-методическом пособие даются рекомендации по изучению источников и исторической литературы по теме, рассматриваются характерные черты античной цивилизации, обозначены основные моменты исторического пути Древней Греции и Древнего Рима. Пособие может быть использовано студентами технических ВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки к семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам.

    АНТИЧНЫЙ МИР
    1. Древняя Греция

- Крито-микенская цивилизация, существовавшая на территории Греции в III-II тысячелетиях до н. э. , быласоздана не греческими (не эллинскими) племенами, и непосредственной преемственности между ней и собственно древнегреческой цивилизацией нет. - Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис - город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов. - Греческие полисы, имея между собой много общего, что и выражается понятием античный город-государство (полис), существенно отличались между собой характером преобладающей хозяйственной деятельности (земледелие или ремесло и торговля), общественным строем (основными производителями могла быть или особая категория зависимого населения - илоты, или же свободные граждане и выходцы из других государств - метеки , политическим строем (демократия, аристократическая республика, монархия (тирания). - Наиболее сильными государствами, боровшимися между собой за влияние во всем греческом мире, были в VI-IV вв. до н. э. Афины и Спарта, представлявшие собой различные модели полиса. Оба города-государства сумели создать союзы греческих полисов - Афинский морской союз (Афины) и Пелопоннесский союз (Спарта), чем и определялось могущество Спарты и Афин. - Подчинение Греции Македонией к середине IV в. до н. э. было обусловлено общим кризисом греческого античного мира в IV веке, сущность которого заключалась в кризисе полиса как типа государства. Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, в которой участвовали так или иначе все греческие полисы, ослабила Грецию и облегчила задачу Македонии. - Победа Древнего Рима над Македонией привела к тому, что в начале II в. до н. э. Греция оказалась под властью Рима.

    Древние Афины

Приведенные в хрестоматии документы отражают процесс становления государства а Афинах, приведший к образованию афинского демократического полиса. Основные этапы этого процесса связаны с деятельностью выдающихся греческих законодателей-реформаторов: Солона (начало VI в. до н. э. ), Клисфена (конец VI в. до н. э. ) и Перикла (середина V в. до н. э. ), с правлением которого связан расцвет афинской демократии. Прочитайте документ №5 . Ответьте на следующие вопросы: 1) Какие причины вызвали необходимость реформ Солона?

2) Почему афиняне поручили проведение реформ именно Солону? Отвечая на эти вопросы, необходимо иметь в виду следующее:

Государства в полном смысле слова во времена Солона еще не было. Его становление в Аттике (область материковой части Греции, центром которой являлись Афины) проходило в борьбе между общинниками-землевладельцами и землевладельческой родовой знатью. Знать названа в документе богатыми, а общинники - бедными.

    Прочитайте документ № 6. Ответьте на следующие вопросы:
    Какие реформы осуществил Солон
    а) в социально экономической области
    б) в политической области

2. Как вы считаете, что в реформах Солона отвечало интересам общинников-землевладельцев, а что - интересам родовой знати? 3. Осуществил ли Солон все мероприятия, которые ожидал от него простой народ, или нет? Как вы думаете, почему? 4. Каково значение реформ Солона с точки зрения становления афинского демократического полиса?

    При ответе на эти вопросы следует иметь в виду, что:

1. Фила - основная единица родового общества в Греции. Она представляла собой объединение родов (племя). Солон сохранил прежние четыре филы, но придал им территориальный, а не родовой характер. 2. Государство - организация, власть которой распространяется на определенную территорию. Власть органов управления в родовом обществе обязательна только для членов родовой организации. 3. Ареопаг (совет ареопагитов) - высший орган власти в Афинах в период разложения родового строя. Состоял из представителей знати. Поручить ареопагу охранять законы означало существенно сузить его полномочия.

    Прочитайте документ № 7. Ответьте на следующие вопросы:
    1. В чем заключались реформы Клисфена?
    2. Каково значение этих реформ?
    Необходимо иметь в виду следующее:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать