Россия в мировой истории - (реферат)
p>Однако, в том же труде развивается мысль о том, что в русском народе одновременно уживается и восточная приверженность государственному началу, и западный идеал свободы. В истории России эта двойственность выразилась, считал он, - в постоянном чередовании разрушительных бунтов вольницы с периодами усиления власти, сдерживающей эту вольницу железной рукой. Попробуйте сами дать наиболее объективный ответ на вопрос о роли государства в отечественной истории. Можете ли вы согласиться с приведенными ниже выводами ? Под воздействием факторов: природно-климатического, геополитического, религиозного, - в России сложилась специфическая социальная организация. Ее основные элементы суть следующие:

1. первичная хозяйственно-социальная ячейка-корпорация (община), а не частнособственническое образование как на Западе ;

2. государство - не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет, а порой и демиург (творец) гражданского общества; 3. государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна (“смута”);

4. государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны;

5. стержень государственности составляет корпорация служилой знати (дворянство, номенклатура.... ).

Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и, меняя свои формы, а не суть воссоздавалась после каждого потрясения российской истории, обеспечивая жизнеспособность русского общества.

    Второй вопрос.
    Основные этапы закрепощения крестьянства в России.

При ответе на этот вопрос обратите внимание на следующие положения: 1. На формирование российского государства XIV - XVI веков существенное влияние оказали природно- климатические условия, архаичная система земледелия с низкими урожаями, когда проблема аграрного перенаселения разрешалась за счет стихийной колонизации, прокладывающей дорогу государственной политике захвата и расширения территорий.

2. В обществе с минимумом прибавочного продукта госаппарат на всем протяжении активно вмешивался в хозяйственно-экономическую жизнь населения в интересах господствующего класса феодалов и самого государства. С конца XV века стала оформлятьсягосударственно-крепостническая система: власть феодала над крестьянином и прикрепление крестьян к земле. Процесс этот завершился в середине XVII века. Аналога такой системы феодальных отношений в Европе не было.

3. Все формы крестьянского протеста, в том числе три крестьянские войны -Болотникова, Разина, Пугачева -не расшатывалифеодально-крепостническую систему, а заставляли принимать более жесткие меры подавления этих протестов.

4. Апогей крепостничества - петровская эпоха, когда в рамках феодально-крепостничесой системы была проведена модернизация политической и экономической жизни.

5. С конца XVIII века начался кризис крепостной системы , были исчерпаны возможности дальнейшего развития , но поскольку масштабы Российской империи были огромны, то стагнация растянулась на целое столетие. Осознание необходимости отмены крепостного права подвигло дворянскую оппозицию декабристов - на открытое выступление против самодержавия. На правительственном уровне рассматривались проекты реформ Сперанского, Киселева, Новосильцева. Но только унизительное поражение России в Крымской войне поставило правительство перед альтернативой превращения

России во второстепенную державу или незамедлительной модернизации. 6. Аграрная реформа освободила все категории крестьян, создала предпосылки для преобразования многих сторон жизни общества. Но в угоду 1% населения помещикам - были сохранены пережитки феодализма. Крестьянское малоземелье, изначально заложенное в реформу, обусловило рост аграрного перенаселения, что вместе с непомерными платежами в пользу государства вело к обнищанию деревни. 7. Незавершенность реформы 1861 года, привязавшей крестьян к наделу, общине, наложила отпечаток на индустриализацию, проводимую “сверху”, за счет огромных средств, собираемых государством с крестьян. Нехватка квалифицированных рабочих рук тормозила технический прогресс, а узость внутреннего рынка преодолевалась за счет казенных заказов, привлечения иностранного капитала. Система “государственного феодализма” превращалась к началу ХХ века в государственно-монополистическуюпри крайней нищете и правовой незащищенности основной массы населения, неразвитости средних сословий. Крестьянство после реформ Столыпина (1906 - 1911 г. г. ) не стало стабилизирующим общество классом, а явилось социальной базой революции 1917 года.

Дайте характеристику приведенных ниже основных этапов закрепощения крестьянства. Обратите внимание на таблицу крестьянских выступлений в России в XVII-XVIII вв.

При подготовке контрольной работы используйте статью историка И. З. Ососковой “ Крестьянский вопрос в России” (История России, Сб. Научных трудов, МИРЭА, М. , 1996 г. ).

    Приложение 1.
    ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН
    Период, дата
    Содержание закона
    IX-XI вв.
    1050г.

“Русская Правда”, появление категорий зависимых землепашцев: закупов, рядовичей, холопов. XII-XIV вв.

    Усиление феодальной зависимости крестьян.
    XV вв.
    1497г.

Ограничение права перехода крестьян: “Судебник”разрешает крестьянам уходить от феодала за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него при уплате “пожилого” в размере от “полтины” до рубля. Это - начало юридического оформления закрепощения крестьян. XVI вв.

    1550г.

“Судебник” Ивана IV подтвердил право перехода в Юрьев день, ограничив его только одним днем - 26 ноября. Увеличена плата за “пожилое”. 1581г.

Первый известный “заповедный год” - запрещение перехода крестьян к другому помещику даже в Юрьев день. 1592-1593 г.

    Бессрочное запрещение крестьянского выхода.
    1597 г.

Указ о розыске и немедленном возвращении крестьян в течение 5 лет (Урочные годы).

    XVII вв.
    1649 г.

“Соборное уложение” царя Алексея Михайловича окончательно закрепостило крестьян, объявив их “крепостными”земле и феодалу. Крепостная зависимость стала наследственной. Бессрочный розыск беглых крестьян. Завершение формирования системы крепостного права.

    Приложение 2.
    крестьянскиЕ выступлениЯ в России
    в XVII-XVIII вв.
    ДАТЫ
    Война 1605-1615 гг. Восстание 1606-1607 гг.
    Война 1667-1671 гг.
    Волнения 1704-1715 гг. Восстание 1707-1708 гг.
    Война 1773-1775 гг.
    ИСТОРИЧЕС-КАЯ ОБСТАНОВКА
    Тяжелые последствия Ливонской
    воины и опричнины
    Новый пери

од в истории России. Окончательн-ое закрепоще-ние крестьян . Образование Российской империи. Северная война.

Разложение феодального строя. Наивысший расцвет крепостничества.

    ПРАВИТЕЛИ
    Василий Шуйский
    Алексей Михайлович
    Петр I
    Екатерина II
    ТЕРРИТОРИЯ

Центр и Юго-Запад страны. От Чернигова, Путивля и Курска до Москвы. Дон, Поволжье. Приуралье. От Черкасска и Астрахани до Казани и Арзамаса. Дон, Поволжье (нижнее), Слободская Украина. От ЗапорожскоСечи до Царицына и Саратова, от Воронежа и Тамбова до Черкасска и Азова

    Среднее и Нижнее Поволжье, Урал и Приуралье.
    От Нижнего Новгорода и Царицына до Ирбита и Оренбурга.
    РУКОВОДИ-ТЕЛИ
    ВЫСТУП-ЛЕНИЙ

Беглый холоп Иван Исаевич Болотников, Казак Илейка Муромец Донской казак Степан Тимофеевич Разин, Василий Ус, атаман Нечай, Алена Арзамасская

    Кондратий Булавин, Павлов, Некрасов

Емельян Пугачев, Салават Юлаев, Иван Белобородо, И. Чика-Зарубин, Соколов-Хлопуша, Дубровский, Арапов, Грязнов

    СОЦИАЛЬ-НЫЙ СОСТАВ

Казаки, крестьяне, холопы. Участие и измена дворянских рязанских отрядов Крестьяне, казацкая голытьба, ремесленни

    -ки. стрельцы, народы По-волжья.
    Казаки, беглые крестьяне, работные люди, стрельцы.

Яицкие казаки, работные люди Урала, крепостные крестьяне, народы Поволжья и Приуралья

    ВАЖНЕЙШИЕ СРА ЖЕНИЯ ЗАХВАЧЕННЫЕ
    ГОРОДА
    Кромы,
    Орел, Калуга, Коломна. Тула
    Царицын, Астрахань, Самара, Саратов,
    Симбирск
    Астрахань, Шульгинов-скнй
    городок, Черкасск
    Оренбург, Самара, Красноу-фимск, Казань, Царицын
    МЕСТО
    ПОРАЖЕНИЯ
    Тула
    Симбирск
    Оренбург
    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
    ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

мОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ

    Кафедра Истории и политологии
    Методические рекомендации студентам по теоретическому
    изучению курса “Россия в мировой истории”

“Восток и Запад: общее и особенное” /На материале истории Древнего мира и Европейского средневековья/.

    Москва 1998.

Составители: профессор Попова Т. Г. , канд. ист. наук Ларионова И. Л.

Восток и Запад: общее и особенное \ на материале истории Древнего мира и Европейского средневековья \. Методические указания по теоретическому изучению курса “Россия в мировой истории”\ Моск. гос. институт электроники и математики; Сост. :Попова Т. Г. , Ларионова И. Л. М. ,1998.

Методические указания рекомендуются студентам I курса всех специальностей для подготовки к семинарским занятия.

1. “Восток и Запад: общее и особенное” /на материале истории Древнего мира и европейского средневековья/.

После изучения Древнего Востока, Античного мира, Европейского средневековья, эпохи Возрождения и Реформации студентам предлагается (по желанию) написать реферат на одну из указанных ниже тем.

Вам предстоит сравнить Древний Восток с двумя европейскими цивилизациями: античной и средневековой. Возможность такого сопоставления определяется тем , что восточное общество в периоды Древнего мира и Средних веков характеризовалось в основном одними и теми же чертами. Сравнение рекомендуется провести по следующим направлениям:

1. Преобладающий тип государства. Следует дать развернутую характеристику древневосточного , античного и средневекового европейского государства , и объяснить , почему в обозначенный период в рассматриваемом регионе преобладал именно этот тип . Говоря о государствах Древнего мира нужно обратить внимание на их функции . Характеризуя средневековые государства , учтите тот факт , что государственные образования в средневековой Европе возникли по преимуществу путем завоевания территорий Римской империи племенами , находившимися на стадии разложения родового строя и до конца XII века существовали в условиях господства натурального хозяйства .

2. Формы собственности на землю. Подробно охарактеризуйте древневосточные , античные и свойственные европейскому средневековью формы собственности. Обратите внимание на связь форм собственности с типом государства и с развитием товарно-денежных отношений. Объясните , почему в условиях абсолютного преобладания натурального хозяйства и на Древнем Востоке и в период Европейского средневековья формы собственности резко отличались. Чтобы объяснить причины этих различий , обратите внимание на роль государства в жизни древневосточного человека и человека европейского средневековья. 3. Город : пути образования , характер деятельности населения , роль в жизни общества , взаимоотношения города и государства. Обратите внимание на то , что существование города всегда предполагает наличие общественного разделение труда , но во-первых , выделяться могут разные функции / сравните образование городов на Востоке и в период европейского средневековья / , а во-вторых , если город является основой города-государства / античность / то общественное разделение труда не предшествует возникновению города , а осуществляется в его пределах / выделение различных функций внутри гражданской общины /. Учтите также, на удовлетворение чьих потребностей было рассчитано ремесло , которое развивалось в древневосточных городах с одной стороны , в античных и средневековых—с другой. Объясните почему взаимоотношения городов и государства в древневосточных цивилизациях и в средневековой Европе существенно различались. Чтобы объяснить это , обратите внимание на тип государства и формы собственности.

4. Социальная структура общества: основные сословия, их отличия друг от друга, основные производители материальных благ. Покажите, что сословная структура была сложной. Охарактеризуйте положение каждой категории населения в древневосточном обществе, античном, средневековом. Укажите, какой социальный слой являлся основным производителем материальных благ в каждой из рассматриваемых цивилизаций. Обратите внимание на сходство в этом отношении цивилизаций Древнего мира в отличие от европейской средневековой цивилизации. Однако необходимо показать, что сходство между Древним Востоком и античностью было далеко не полным. Объясните, в чем заключалось разница в положении основных производителей в древневосточном и античном обществах. 5. Община и ее роль в жизни человека и государства. Охарактеризуйте древневосточную и средневековую европейскую общину. Отметьте специфику античной общины /подробно характеризовать ее не надо, так как это уже было сделано, когда речь шла об античном государстве/. Объясните, почему корпорации, существовавшие в европейском средневековом обществе, не препятствовали развитию полной частной собственности. Чтобы объяснить это, обратите внимание на быстрое разложение соседской общины у германских племен и на тот факт, что, хотя средневековые цехи и гильдии имели некоторую общую собственность, но основные средства производства в нее не входили.

6. Картина мира. Покажите то общее, что было свойственно сознанию древневосточного и античного человека. Чтобы объяснить, в чем причина особенностей мировосприятия, обратите внимание на то, что в рассматриваемых цивилизациях человек всегда был членом какой-либо общности, вне которой его существование было немыслимо. Отметьте принципиальную разницу картины мира древневосточного и античного человека. Чтобы объяснить причины этой разницы вспомните о степени развития товарно-денежных отношений, степени насыщенности жизни политическими событиями, о роли отдельного человека в достижении благополучия общности, к которой он принадлежал. Покажите, в чем заключалось сходство мировосприятия древневосточного человека и человека средневековой Европы. Для обоснования причин этого подобия привлеките знания об указанных выше процессах применительно к Древнему Востоку и европейскому средневековью. Отметьте, в чем, тем не менее, заключалась принципиальная разница картины мира древневосточного и средневекового человека, обеспечившая способность к самопроизвольной перестройке европейской средневековой цивилизации. Чтобы объяснить причину этой разницы, обратите внимание на тот факт, что восточное государство в отличие от европейского полностью подавляло человека, а это требовало значительно более мощного компенсаторного механизма. 7. Способность цивилизации к саморазвитию. Охарактеризуйте способ развития древневосточной, античной и средневековой цивилизации. Чтобы определить, насколько была способна античная цивилизация к внутренней перестройке, обратите внимание на то, что Византия продолжала свое существование в Средние века, превратившись в общем и целом в средневековое государство, но в конечном итоге все же была завоевана турками. Учтите также, что античная цивилизация и средневековая европейская представляют собой две стадии развития цивилизации Европы. Дайте оценку способа развития восточной цивилизации с одной стороны, европейской цивилизации - с другой.

В конце работы должен быть сделан вывод. Вы можете выбрать один из предлагаемых выводов, или сформулировать собственный. В любом случае он должен быть аргументирован.

Отличие Древнего Востока и античного мира от европейского средневековья больше, чем различия между древневосточной и античной цивилизациями. Поэтому Древний Восток и античность представляют собой одну стадию /Древний мир/ развития мировой цивилизации, а их специфика объясняется региональными особенностями. Отличие Древнего Востока от античности и средневековья больше, чем различия двух последних цивилизаций между собой. Поэтому Восток представляет собой один тип развития, а Запад - другой. Сходство между древневосточным и античным обществами носит случайный и непринципиальный характер.

Древний Восток имеет явное сходство с европейским средневековьем, а античность - с Новым временем. Это говорит о том, что историческое развитие происходит путем "отрицания отрицания", а Древний Восток, греко-латинская цивилизация и европейское средневековье - стадии этого процесса.

Обозначенные цивилизации имеют мало сходства. Каждая из них уникальна. Исторический процесс реализуется через возникновение и гибель неповторимых цивилизаций.

В ходе работы рекомендуется использовать следующие источники из хрестоматии и комментарии к ним из методических указаний:

    Преобладающий тип государства.

а/ Предписания о служебных обязанностях верховного сановника. б/ Аристотель. Афинская полития.

    в/ Плутарх. Ликург.
    г/ Полибий. Всеобщая история.
    д/ Из “Великой Хартии Вольностей”.
    е/ Карл IV. "Золотая булла".
    Формы собственности на землю.
    а/ Законы Хаммурапи.
    б/ Саллическая правда. Титул "Об аллодах".
    в/ Эдикт короля Хильперика.
    г/ Прекарная грамота.
    д/ Феод.
    е/ Капитулярий о поместьях.

ж/ Древнейшее городское право Страсбурга /ст. 5 и со ст. 102 до конца/. Город.

а/ Древнейшее городское право Страсбурга /место города в средневековом обществе/.

б/ Из хартии города Сент-Омера /место города в средневековой Европе, отношение средневековой власти к городам/.

    Социальная структура общества.
    а/ Законы Хаммурапи.
    б/ Плутарх. Солон.
    в/ Страбон. География.
    г/ Марк Порций Катон. О земледелии.
    е/ Дигесты.
    ж/ Прекарная грамота.
    з/ Коммендация.
    и/ Капитулярий о поместьях.
    к/ Феод.
    л/ Цеховой устав кельнских ткачей.
    м/ Купеческая гильдия.
    н/ Древнейшее городское право Страсбурга.
    о/ Диктат папы.
    Община.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать