Россия в мировой истории - (реферат)
p>Основой производства в Античном мире был труд свободных. В сельском хозяйстве это был труд землевладельцев-общинников, которые использовали рабов на вспомогательных работах. В городе - труд граждан - ремесленников и торговцев, а также свободных чужеземцев, которые, не имея земли, тоже занимались в основном ремеслом и торговлей. И тем и другим могли помогать рабы. Второе по значению место в античной системе производства занимало зависимое население типа илотов (в Спарте, в Фессалии, на Крите). Эти люди, скорее всего, потомки покорённого населения завоёванных областей, обрабатывали землю, принадлежавшую гражданам полиса, собственными орудиями труда, брали себе часть дохода и не могли быть ни согнаны с обрабатываемой земли, где имели дом, ни проданы за пределы полиса. На последнем месте находился труд рабов. Самостоятельное значение он имел на рудниках - и в Греции и в Риме на рудниках работали только рабы , - в сельском хозяйстве Древнего Рима со II в. до н. э. по III в. н. э. , а также в тех немногочисленных ремесленных мастерских, где основные работы выполнялись рабами. Кризис античной цивилизации III в. н. э. , вызванный в значительной степени широким использованием труда рабов, подтверждает тот факт, что рабовладельческий способ производства не был основой античности. Военная организация полиса представляла собой народное ополчение граждан. Служба в войске считалась не только обязанностью, но и честью. Свободные чужеземцы, как правило не допускались в вооружённые силы города-государства. Иное решение этого вопроса (реформа Мария в Древнем Риме: создание профессиональной наемной армии) свидетельствует о кризисе полиса как гражданской общины, сплочённой против внешних врагов и неграждан. Исключение представляла Спарта, где илоты входили в состав войска на правах легковооружённых слуг. Рабов как таковых в армии не было.

Античный полис выработал определённую идеологию и социальную психологию, которые освящали существующий порядок на разных уровнях сознания, начиная с чувства комфортности, которое давало членство в гражданской общине, через систему гражданских добродетелей и уважение к полисным законам, и кончая мировоззренческой системой античного человека, высшее санкционирование которой давала олимпийская религия.

Принадлежность к гражданской общине порождала ощущение защищённости и стремление воспроизводить существующий порядок. Но в жизни античного человека изменения происходили очень быстро. На протяжении одной жизни могла измениться форма правления, могущество родного полиса смениться упадком, происходили многочисленные войны, часто существенно менявшие материальное положение граждан. Производство, рассчитанное на рынок и особенно занятие торговлей показывали античному человеку, что всё очень изменчиво в мире. Эта обстановка способствовала развитию активности, направленной на обеспечение процветания полиса и личный жизненный успех, а и то и другое предполагало постоянные изменения окружающего мира. То есть ради общей стабильности жизни нужны были частные изменения.

Жизнь человека была неразрывно связана с полисом. Поэтому каждый ощущал себя прежде всего гражданином, а уже потом просто человеком. Отсюда проистекал культ гражданской доблести, уважение к законам своего города-государства. Личностное начало было неразвито. Это не мешало активности, но своей неповторимой уникальности античный человек не ощущал.

Картина мира отражала сочетание высшей стабильности с непрерывными переменами. Мир представлялся вечным (его никто не создал). Он мыслился состоящим из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Эти элементы могли соединяться в гармоническое целое, тогда возникало мироздание таким, каким его видят люди. Но затем элементы разъединялись и наступал хаос. Идея сменяющих друг друга циклов преобладала в античном восприятии мира. То же самое и в общественной жизни. Государства могли возникать и гибнуть, сменять друг друга на исторической арене, но это тоже были повторяющиеся циклы, только с разными участниками. Идея прогресса была чужда античности. Сочетание стабильности и движения порождает гармонию. А она невозможна без такого понятия как мера. Идея меры играла важную роль к античной картине мира, так как с ней было связано представление о высшей справедливости: за нарушение меры в чём бы то ни было, как в хорошем, так и в плохом неизбежно покарают боги. А боги - это воплощение высших космических законов, которые неотвратимы. Поэтому античному человеку был свойственен фатализм, который однако также не препятствовал активности. Высшее освящение полисным порядкам с их системой ценностей и картине мира античного человека давала языческая религия. Олимпийские боги, как две капли воды похожие на людей, имевшие все человеческие достоинства и недостатки, непрерывно пировали на небесном Олимпе, решали собственные проблемы , а если вмешивались в дела людей, то самым произвольным образом, считаясь, по преимуществу , лишь со своими желаниями. Здесь то же самое сочетание вечной неизменности и непрерывных беспорядочных изменений, которое в целом образует гармонию.

Античный полис обеспечивал существование и развитие греко-латинской цивилизации лишь на определённом этапе истории. Наступил момент, когда интересы дальнейшего развития требовали преодоления полиса как типа государства, подводили к необходимости образования значительно более крупных и иначе устроенных государств . В Древней Греции кризис полиса начинается в конце V в. до н. э. и в какой-то мере разрешается в середине IV в. , когда греческие города-государства оказались под властью Македонии и тем самым насильственно объединились. В древнем Риме кризис полиса сложнее локализовать во времени. Здесь это значительно более длительный процесс, протекавший со времени превращения Рима в Средиземноморскую державу и до падения Западной Римской империи. Экономический аспект кризиса полиса заключался в развитии товарно-денежных отношений, которые нарушали экономическую замкнутость и самодостаточность города-государства. В социальной сфере происходило размывание основы полиса-слоя мелких и средних землевладельцев-общинников, ремесленников и торговцев, живущих результатами собственного труда. Резкая имущественная дифференциация внутри этого слоя была следствием развития товарно-денежных отношений , а также широкого использования труда рабов в крупных хозяйствах. Под воздействием развития товарно-денежных отношений мелкие и средние собственники разорялись, а те, кто богател, захватывал или скупал землю у бедных, создавал ремесленные мастерские, в которых трудились рабы. Как следствие этих процессов пришло в упадок народное ополчение. Для Греции это привело к подчинению Македонии, а для Рима - к замене народного ополчения профессиональной армией, а в результате к падению республики и утверждению империи. Греческие полисы сохраняли автономию под властью Македонии, а затем Рима. На территории Римской империи продолжали существовать италийские города - государства , а в тех провинциях, где раньше не было полисов, в период римского владычества они возникли. Постепенная утрата римлянами своей исключительности в результате всё более широкого представления римского гражданства населению провинций и введение нивелирующей системы управления империей не меняло внутреннюю структуру государства, состоящего как бы из множества автономных образований государственного типа. В условиях общего кризиса III в. н. э. в результате натурализации хозяйства и свёртывания товарно-денежных отношений (следствие резкого сокращения притока рабов в связи с прекращением войн) города стали приходить в упадок и центрами хозяйственной, а затем и политической жизни постепенно стали крупные поместья. Империя распалась на Восточную и Западную, усилились центробежные тенденции в провинциях. Попытки римских императоров остановить этот процесс путём усиления бюрократического аппарата и тотальной слежки за администрацией провинций не могли принести успех. По мере переноса центра тяжести общественной жизни из города в поместье, складывания новой социальной структуры (духовенство, крупные землевладельцы, зависимые земледельцы, владевшие участком земли), распространения христианства в Западной Римской империи складывались предпосылки перехода к средневековью .

Завершив изучение темы ''Античный мир'' , вы должны уметь ответить на вопрос: Каково соотношение понятий кризис полиса и кризис античной цивилизации ? Варианты ответов :

Кризис полиса и в Древней Греции и в Древнем Риме означал начало конца цивилизации.

Кризис полиса вскоре привел к его поглощению империей , а цивилизация продолжала развиваться и даже переживала периоды подъемов /Греция в период эллинизма - III-II вв. до н. э. , когда на завоеванных Александром Македонским землях происходил синтез восточных и греческих начал в рамках эллинистических государств; Рим в период принципата и отчасти в IV в. н. э. , когда удалось частично смягчить кризис III века/.

    Продумывая свой ответ, имейте в виду следующее:

а/ Кризис полиса не означал его гибели. Полисы продолжали существовать в рамках империй /эллинистических и Римской/, но это уже были не независимые государства, а автономные политические образования, существовавшие к тому же под надзором общегосударственной администрации.

б/ Понятие кризиса цивилизации также не предполагает немедленную гибель. Это скорее подтачивание ее основ. Но поскольку сама по себе цивилизация гибнет редко, возможны периоды временного подъема под воздействием каких-то конкретных причин.

Полис был основой античной цивилиции. Именно в его рамках протекали основные социально-экономические, политические и идеологические процессы. Но в античном мире существовали и межполисные связи: экономические, политические, культурные. Развитие товарно-денежных отношений, морская торговля, периодическое образование союзов греческих городов-государств, военные успехи Древнего Рима все это не было чем-то внешним по отношению к греко-латинской цивилизации. Между тем именно развитие обозначенных тенденций привело к кризису полиса и поставило вопрос о необходимости преодоления его как типа государства.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет)

    Кафедра истории и политологии
    Европейское средневековье.
    УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
    “РОССИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ”
    МОСКВа 1998
    Составитель канд. ист. наук Ларионова И. Л.

Европейское средневековье: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт электроники и математики; Сост. Ларионова И. Л. , М. ,1998.

В учебно-методическом пособие даются рекомендации по изучению источников и исторической литературы по теме, дается общая характеристика цивилизации Европейского Средневековья, обращено внимание на ключевые моменты истории Средневекового Запада. Пособие может быть использовано студентами технических ВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки к семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам.

    Европейское средневековье.

Прочитайте §2 “Европейское средневековье” учебного пособия “Россия в мировой истории”. Обратите внимание на следующие моменты: 1. Какая дата считается условной границей между Античностью с Средними веками? 2. В пределах каких государственных образований происходило формирование основных классов средневекового общества ?

3. Из каких слоев населения сложилось зависимое крестьянство ? 4. Из каких слоев населения образовалось рыцарство и что оно из себя представляло? 5. Что заставляло крестьян работать на феодала (рыцаря) или отдавать ему часть дохода: по преимуществу внеэкономическое принуждение - личная зависимость или в основном экономическое - земля, на которой работал крестьянин, принадлежала рыцарю ?

    6. Какую роль играла в Средние века католическая церковь?

7. По каким направлениям осуществлялась в Средние века феодально-католическая экспансия?

8. Каковы были результаты крестовых походов, Реконкисты, экспансии германских рыцарей на Восток?

9. С каким историческим событием ряд историков связывает окончание Средневековья и начало Нового времени?

Прочитайте документ №1 Хрестоматии. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какие категории населения существовали в государстве франков в конце пятого-начале шестого вв. ?2. Как вы думаете, о чем говорит статья 1 титула “О вине за убийство”? 3. О наличии какого института говорит титул “О переселенцах”? 4. Что представляло собой хозяйство франка-общинника? 5. Как вы думаете, почему по закону франков женщина могла получить по наследству движимое имущество, но не могла наследовать землю.

Отвечая на вопросы, необходимо иметь в виду следующие : 1. Из “Салической правды”можно заключить, что главным занятием франков было земледелие. Ряд статей говорит о полях, о различных сельскохозяйственных орудиях, рабочем скоте, полевых злаках. Большую роль в хозяйстве франков играло скотоводство. Упоминается также садоводство, пчеловодство, крестьянские ремесла. “Салическая правда”дает изображение полного крестьянского двора с различными постройками и инвентарем.

2. “Салическая правда”показывает, что у франков была община. Крестьяне-общинники владели на правах личной собственности приусадебной землей, обрабатывали определенные участки земли в общинном поле, совместно пользовались общинными лесными и пастбищными угодьями. “Салическая правда”ничего не говорит о купле и продаже земли, о дарении или передачи по наследству постороннему человеку. То есть частной собственности на землю у франков в ту пору еще не было. Собственником земли являлась община, отдельный франк лишь пользовался своим земельным участком.

3. Сельская община, первоначально состоявшая из малых семей, объединенных в большие семьи, находилась в рассматриваемый период в стадии разложения. Титул“О переселенцах”говорит, что она постепенно и достаточно быстро превращалась в соседскую общину, так как на ее территории селились семьи, не принадлежащие к составляющим общину большим семьям. О существовании таких семей-родов говорит распределение вины за убийство между семьей убитого и его родом. Но тот факт, что часть суммы получали родственники со стороны матери, говорит о разложении рода. Тем не менее отчуждать землю за пределы рода пока еще было запрещено, что следует из титула“Об аллодах” : женщина не могла наследовать земельный участок. Прочитайте документ №2 - эдикт короля Хильперика - о состоянии сельской общины у франков в конце шестого-начале седьмого вв.

Следует иметь ввиду, что в этот период термин “аллод” используемый в “Салической правде”, стал употребляться для обозначения свободного земельного владения, находящегося в полной частной собственности владельца аллода. Сельская община утратила собственность на землю.

Прочитайте документы №№3, 4, 5 : Прекарная грамота, Прекарий возвращенный , Коммендация .

    Ответьте на следующие вопросы :

1. Кому принадлежала земля, которой пользовался крестьянин согласно пекарной грамоте? 2. Как вы думаете, какие категории населения оформляли прекарную грамоту в “чистом виде”, а какие вступали в зависимость от крупного землевладельца на основании получения возвращенного прекария? 3. Чем отличались виды зависимости, в которую вступал оформивший прекарную грамоту и оформивший коммендацию? (вступивший в зависимость на основании коммендации имел в собственности участок земли)4. Что заставляло зависимого крестьянина работать на землевладельца или отдавать ему часть дохода(в натуральной или денежной форме)?

    Отвечая на вопросы, следует иметь в виду, что :

1. Германцы, захватившие территорию бывшей римской империи, во всех варварских королевствах составляли меньшинство населения. Их доля колебалась от 2-3% населения (остготская Италия, готская Испания) до 20-30%(государство франков). После того, как франки захватили почти всю территорию современной Франции, Германии, Италии и часть Испании, доля германских народов на этих территориях несколько увеличилась, а в Северной Галлии сократилась. 2. На завоеванных территориях германцы, и прежде всего, франки, находились в привилегированном положении и получали, особенно дружинники, большие земельные пожалования от королей.

3. Местное население состояло далеко не только из римлян-рабовладельцев, а также рабов и колонов, по преимуществу из коренного населения, обращенного в рабство за долги (рабство за долги было ликвидировано в Риме, но не в провинциях). В сельской местности сохранились и свободные мелкие землевладельцы-общинники из коренного населения, часть из которых смешалась с римлянами. На территории Галлии они назывались галло-римлянами.

4. Упомянутые в документе герцоги, маркграфы (маркизы) и графы были первоначально должностными лицами, которых назначали франкские короли для управления областями королевства. Постепенно по мере ослабления центральной власти в руках этих должностных лиц сосредоточились не только административные, фискальные (сбор налогов) и судебные функции. Они стали также верховными собственниками земли, расположенной в их области, которая могла принадлежать при этом свободным аллодистам, менее крупным землевладельцам франкам или галло-римлянам. Франки могли получить свои земли в результате пожалований королей, а галло-римляне - иметь ее в собственности со времен Римской империи. В условиях постоянных междоусобиц мелкие землевладельцы стремились получить защиту и покровительство, поэтому часто добровольно подчиняли свою землю более крупным сеньорам, заключали с ними соответствующие договоры и становились их вассалами. С другой стороны, в поисках средств для новой организации войска государственная власть обратилась к возникшему помимо нее институту личной зависимости и покровительства и юридически закрепила его : в 847 г. франкский король Карл Лысый предписал, чтобы“каждый свободный человек выбрал себе сеньора”. Материальным обеспечением вассальных отношений являлось земельное держание за военную службу - феод, “передача”которого оформлялась договором, подразумевающим определенные права и обязанности обеих сторон. Как бы ни возник феод, он считался пожалованным, и это пожалование предполагало символическую процедуру инвеституры (ввода во владение), которая следовала за ритуалом феодальной присяги и верности. 5. Система договорных отношений постепенно связала отдельные свободные земельные владения в сложную иерархическую структуру -“феодальную лестницу”. На высшей ее ступени находились территориальные князья - герцоги и графы, называемые иногда государями, ниже следовали епископы и аббаты , бароны. Низшие ступени занимали мелкие землевладельцы - рыцари (рыцарями назывались также все вообще феодалы), которые могли и не иметь вассалов. Возглавлял иерархию верховный сеньор - сюзерен. Все остальные сеньоры были одновременно и вассалами.

Таким образом, полная частная собственность на землю - аллод - постепенно почти полностью исчезла. Крупная земельная собственность оказалась юридически разделенной между ее реальным собственником и всеми, стоящими непосредственно над ним : его сеньором, сеньором его сеньора и т. д. Мелкая земельная собственность, на которой работали крестьяне, превратилась в зависимое земельное держание. Крестьяне должны были работать на феодала (рыцаря) потому, что юридически земля, которой они пользовались, принадлежала феодалу . Внеэкономическое принуждение играло дополнительную роль. Юридическое отсутствие полной частной собственности на землю - характерная черта как Древнего мира , так и Средних веков.

    Прочитайте документ №7 “Капитулярий о поместьях”.
    Ответьте на следующие вопросы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать