Россия в мировой истории - (реферат)
p>а/ Саллическая правда. Титулы "О переселенцах", "Об аллоидах". б/ Эдикт короля Хильперика.

    Источников нет.
    Способность цивилизации к саморазвитию.
    а/ Восстание “Желтых повязок” в Китае .
    б/ Документы посвященные распространению христианства .
    в/ Дигесты.
    г/ Документы посвященные средневековому городу.

В процессе написания работы рекомендуется также использовать параграфы 1 и 2 учебника, обобщающий материал методических рекомендаций после тем "Древний Восток", "Античный мир" и "Европейское средневековье", а также следующую литературу и комментарии к ней в методических рекомендациях: Л. И. Семенникова. Феномен Востока. Античный мир. Становление современной европейской цивилизации. // Л. И. Семенникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995

И. М. Дьяконов. Введение // И. М. Дьяконов. Пути истории. М. , 1982 С. М. Стам. К проблеме города и государства в раннеклассовом и феодальном обществе //Город и государство в древних обществах. М. , 1984 С. Л. Утченко. Цицерон и его время. М. , 1973. Отрывки их книги. Ксеркс с. 4-6, 7-8, 13-17, 18-19, 21

А. Ф. Лосев. Двенадцать тезисов об античной культуре // А. Ф. Лосев. История Античной эстетики. Кн. 1. М. , 1992

Е. А. Косминский. Церковь, христианство и ереси в Средние века // Феодализм в Западной Европе. М. , 1932

А. Я. Гуревич. "Картина мира" средневекового человека // А. Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. М. , 1984

8. Западная Европа в X - XI вв. Общие процессы и региональные особенности социально-политического развития // Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. II. М. , 1995

9. Город в средневековом мире // Средневековая Европа глазами современников и историков . ЧII. М. , 1995

2. “Античность - Средние века-Новое время. Причины и механизмы смены эпох. ”

1. Следует иметь в виду, что античность, европейское средневековье и Новое время - этапы развития европейской цивилизации. Поэтому несмотря на качественное своеобразие каждой эпохи, между ними существует преемственность. При написании контрольной работы нужно показать специфику каждого периода и то общее, что их объединяет.

Необходимо учесть, что период Возрождения и Реформации- своеобразная эпоха, представляющая собой переходный период между средневековьем и Новым временем. Поскольку эта эпоха имеет почти все основные черты последующего периода, ее иногда называют ранним Новым временем. Поэтому, говоря о механизме перехода к Новому времени, следует дать характеристику Возрождения и Реформации. Этот механизм не исчерпывается обозначенным содержанием, но становление всего комплекса характеристик Нового времени произошло значительно позже в силу несовпадения во времени действия ведущих к этому факторов.

    Примерный план работы.
    1. Характеристика античного мира
    а) Полис

б) Социальная структура античного общества. Основные производители. Место рабского труда в системе производства материальных благ.

в) Внешние связи полиса: торговые, политические, культурные; войны. г) Картина мира античного человека.

    2. Причины гибели античной цивилизации.
    а) Кризис полиса.
    б) Кризис римской цивилизации.
    в) Нашествие варваров.
    3. Становление европейской средневековой цивилизации.
    а) Распространение христианства

б)Перенесение центра тяжести общественной и политической жизни из города в поместье. Процессы феодализации.

    в) Падение роли государства в жизни общества
    г)Синтез античных и варварских элементов
    4. Характеристика европейского средневековья.

а) Феодализм: формы собственности, способ производства, организация господствующего класса, социальная структура общества.

б) Католическая церковь и ее роль в жизни средневековой Европы. в) Преобладающий тип государства.

    д) Картина мира средневекового человека.

5. Начало внутренней перестройки средневековой цивилизации ( в рамках средних веков ).

а) Образование и рост городов, их борьба с феодалами; городское самоуправление.

    б) Усложнение социальной структуры.

в) Изменения в идеологии и психологии под воздействием развития образования, философии (в форме теологии), светской рыцарской и городской литературы, ересей.

    6. Эпоха Возрождения и Реформации.
    а) Великие географические открытия
    б) Зарождение раннебуржуазных отношений

в) Объективная потребность в образовании единых национальных государств г) Гуманизм как светское мировоззрение, противостоящее идеологии католической церкви

д) Реформация как религиозное движение, направленное против идеологии, вероучения и организации католической церкви.

    7. Выводы.

Выводы должны подвести итог вашего анализа причин и механизмов смены эпох. Сравните механизмы перехода от античности к средневековью и от средневековья к Новому времени: все ли сферы общественной жизни они охватывали (экономическая, социальная, политическая, духовная), изменения в какой сфере играли, на ваш взгляд, ведущую роль в процессе перехода, было ли какое-то сходство в обозначенных механизмах, прямое или зеркальное. Определите свою точку зрения по вопросу о том, была ли какая-то общая причина, обусловившая прохождение европейской цивилизацией рассматриваемых этапов развития, или такой причины не было. По большинству обозначенных проблем в науке существуют различные точки зрения, так что вы смело можете сформулировать собственную. При написании контрольной работы рекомендуется использовать следующие источники и комментарии к ним в методических рекомендациях:

    1. Характеристика античного мира.
    а) Аристотель. Афинская политика.
    б) Плутарх. Ликург.
    в) Полибий. Всеобщая история.
    2. Причины гибели античной цивилизации
    а) Аммиан Марцеллин. История.
    3. Становление европейской средневековой цивилизации
    а) Плиний Младший. Письма
    б) Цельс. Правдивое слово
    в) Дигесты
    г) Прекарная грамота
    д) Прекарий с возвращением
    е) Феод
    4. Характеристика европейского средневековья
    а) Прекарная грамота
    б) Коммендация
    в) Феод
    г) Капитулярий о поместьях
    д) Диктат папы
    е) Осада и взятие Иерусалима
    ж) Крестовый поход против альбигойцев
    з) Карл IV. ”Золотая булла”.
    5. Начало внутренней перестройки средневековой цивилизации
    а) Древнейшее городской право Страсбурга
    б) Из хартии города Сент-Омера
    в) Цеховой устав кельнских ткачей
    г) Купеческая гильдия
    д) Свадебный регламент
    6. Эпоха Возрождения и Реформация
    а) Акт против разрушения деревень
    б) Организация шерстяной промышленности
    в) Город Антверпен
    г) Возвышение личности человека
    д) Джордано Бруно. О бесконечности Вселенной и мирах
    е) М. Лютер. Тезисы
    ж) М. Лютер. К христианскому дворянству немецкой нации
    и) Т. Кромвель. Инструкция английскому духовенству

В процессе написания контрольной работы рекомендуется использовать параграфы 1, 2 и 3 учебника, обобщающий текст методических рекомендаций после тем: Античный мир, Европейское средневековье, Эпоха Возрождения. Реформация, а также следующую литературу и комментарии к ней в методических рекомендациях: 1. И. М. Дьяконов. Введение //И. М. Дьяконов. Пути истории. М. ,1994 2. Л. И. Семенникова. Феномен Востока. Античный мир. Становление современной европейской цивилизации. Идея Запада //Л. И. Семенникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995

3. С. Л. Утченко. Цицерон и его время. М. ,1973. Отрывки из книги. Ксерокс с. 7-8, 20. 21.

4. Последние века Римской империи //Средневековая Европа глазами современников и историков . Ч. I М. ,1995.

5. А. Ф. Лосев. Двенадцать тезисов об античной культуре //А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Кн. I. М. ,1992.

6. Е. А. Косминский. Церковь, христианство и ереси в средние века //Феодализм в Западной Европе. М. ,1932.

7. Переход от античности к средневековью //Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. I. М. ,1995.

8. Западная Европа в Х-ХI вв. Общие процессы и региональные особенности социально-политического развития //Там же. Ч. II.

    9. Город в средневековом мире //Там же. Ч. II.

10. А. Я. Гуревич. “Картина мира” средневекового человека //А. Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. М. ,1984.

11. А. Ф. Лосев. Западное Возрождение. Основные принципы. //А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения. М. ,1978

12. С. Д. Сказкин. Возрождение, гуманизм и реформация //С. Д. Сказкин. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в Средние века. М. ,1981.

13. С. М. Стам. Гуманизм и церковно-реформационная идеология //Культура эпохи Возрождения и Реформация. М. ,1981

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет)

    Кафедра истории и политологии
    ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
    УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
    “РОССИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ”
    МОСКВа 1998
    Составитель канд. ист. наук Ларионова И. Л.

Древневосточные цивилизации: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт электроники и математики; Сост. Ларионова И. Л. М. ,1998.

В учебно-методическом пособие даются рекомендации по изучению источников и исторической литературы по теме, раскрываются основные особенности цивилизаций Древнего Востока, предлагаются вопросы для самоконтроля . Пособие может быть использовано студентами технических ВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки к семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам.

    Древние цивилизации Востока

В ходе изучения темы рекомендуется внимательно прочитать документы, помещенные в соответствующем разделе хрестоматии, подготовленной коллективом кафедры истории и политологии МГИЭМ.

Материалы хрестоматии позволяют составить более конкретное представление об общественном строе стран Древнего Востока (док. №1), об их государственно-политическом устройстве (док. № 2), об одной из причин периодического распада и восстановления государств (док. №3), о культуре и культурно-исторических контактах стран Древнего Востока (док. №14).

Понимание специфики древневосточных цивилизаций невозможно без ознакомления с работами ведущих историков, в которых дается общая характеристика стран Древнего Востока, рассматриваются отдельные аспекты общества и государства, ведутся споры о месте древнейших цивилизаций в мировой истории. Л. И. Семенникова1 [1Семенникова Л. И. Феномен Востока // Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995. ]рассматривает всемирную историю с точки зрения цивилизационного подхода. Она выделяет три типа цивилизации, для каждого из которых характерен свой собственный тип исторического развития. Первый тип цивилизации - аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. Для них характерна непрогрессивная форма существования, то есть развитие отсутствует. Второй тип цивилизации - это страны Востока. Они развиваются циклически, как бы по спирали. Один цикл минимально отличается от другого, поэтому изменения во всех сферах общественной жизни происходят крайне медленно: несколько поколений людей живут практически в одних и тех же условиях. Третий тип цивилизации - тип прогрессивного развития - представлен античной цивилизацией (Древняя Греция и Древний Рим) и современной европейской цивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страны относятся к этому же типу развития. Он был привнесен на новые территории из Европы большими массами эмигрантов. В параграфе "Феномен Востока" охарактеризованы основные черты восточных государств, позволившие отнести их к циклическому типу развития. Прежде всего автор раскрывает своеобразие общественного сознания, сформировавшегося на Древнем Востоке. Характеристика восточного типа цивилизации не случайно начинается с выявления особенностей менталитета. Согласно современным представлениям общество , не может перейти на качественно новую ступень развития без соответствующего изменения социальной психологии большей части населения. Между тем отмеченные в статье черты общественного сознания воспроизводились из поколения в поколение и препятствовали появлению стремления к новизне, поскольку освящались религиозно-мифологическим мировоззрением, санкционировавшем неизменность бытия. Далее охарактеризован общественный строй: прочность общины, обусловленная духом коллективности, явившемся результатом хозяйственной необходимости, привела к тому, что на принципах коллективизма было построено все общество: личностное начало было развито слабо. Это способствовало жесткому сословному делению древневосточных обществ, что крайне затрудняло формирование классовой структуры. Богатые и бедные члены общины чувствовали себя принадлежащими к одной общности, одному сословию. Лишенные собственности работники царских и храмовых хозяйств также причисляли себя к одной категории людей, хотя их имущественное положение могло различаться еще сильнее. Еще одним следствием существования общины было отсутствие частной собственности в полном смысле этого слова. Свободные общинники могли в ряде стран Древнего Востока покупать и продавать землю, но верховным собственником земли выступало государство, эксплуатировавшее общинников через систему налогов. Лишенные собственности работники государственного сектора могли распоряжаться огромными хозяйствами, если занимали высокую должность, и получать с них доход, но эта земля принадлежала государству. Еще одна особенность общественного строя на Востоке - наличие только вертикальных связей, отсутствие связей между общинами. Существование вертикальных связей было обусловлено структурой государственного управления: оно осуществлялось при помощи огромного бюрократического аппарата, имевшего иерархическую структуру. Самодостаточность общины приводила к тому, что внешние связи были сведены до миниума. Колоссальную роль в таком обществе играет государство, приобретая форму восточной деспотии. Условием существования такой власти является господство государственной и общественнойна землю, а также зависимое положение человека по отношению к системе власти.

Л. И. Семенникова обращает внимание на удивительный на первый взгляд расцвет культуры на Востоке в условиях полного подавления индивида. Главную причину этого феномена автор видит в том, что сосредоточенность общества на высших духовных ценностях выполняла роль компенсаторного механизма, позволявшего жить в условиях полного отсутствия свободы. И. М. Дьяконов1 [1 Дьяконов И. М. Пути истории. М. ,1994. ]- сторонник единства всемирно исторического процесса. По его мнению, все человечество проходит в своем развитии ряд сменяющих друг друга стадий, причем автор выявляет одни и те же стадии и для восточных и для западных обществ. Относительно народов, не обнаруживающих тенденции к развитию, И. М. Дьяконов полагает, что они просто задерживаются на родовой стадии из-за особенностей окружающей среды, но поскольку эпоха классовых обществ составляет всего 1-2% от продолжительности существования человека, это отставание незначительно. Для Древнего мира автор выделяет две стадии (по терминологии Дьяконова– фазы) общественного развития. Это ранняя древность (по преимуществу эпоха меди и бронзы), для которой характерно существование непрочных относительно крупных государств, представляющих собой объединение ряда мелких государственных образований (город и прилежащая округа) под началом наиболее сильного из них. Примеры: государство Шемера и Аккада , Хеттское царство (хеттам было известно железо, но не сталь). Крайне примитивное оружие не давало возможности широко применять труд рабов: мужчина о лопатой мог быть опасен. Поэтому в рабском состоянии находились в основном женщины и дети, а положение взрослых мужчин мало чем отличалось от образа жизни свободных общинников или работников государственного сектора. То есть рабство носило патриархальный характер: рабы работали в доме наравне с членами семьи, а в государственном секторе - наравне с местными работниками, лишенными собственности на средства производства (исключение составляли женщины и подростки в царских и храмовых хозяйствах, которые действительно эксплуатировались как рабы). Прочные государства возникали лишь там, где это вызывалось хозяйственной необходимостью, как в Древнем Египте. Вторая стадия - имперская древность. Переход к этой стадии происходил в результате изобретения стали, что сделало возможным ведение широкомасштабных войн и образование империй, а также создало возможность для "классической" эксплуатации рабов, В государствам этого типа Дьяконов относит Ново-Ассирийскую державу, Ново-Вавилонскую, Персидскую и ряд других стран. Но, несмотря на существенное увеличение численности рабов, классической их эксплуатация была только в Римской империи.

В статье С. М. Стама1 [1С. М. Стам К проблеме города и государства в раннеклассовом и феодальном обществе// Город и государство в древних обществах. М. ,1982. ]рассматривается вопрос о соотношении города и государства в древних и средневековых обществах. Автор отмечает два варианта понимания феномена города. В первом случае под городом подразумевается населенный пункт, возникший вследствие отделения от сельского хозяйства таких общественных функций как сакральные (жреческие), оборонительные, административные. Образование городов в этом понимании на Древнем Востоке шло параллельно процессу создания государства и являлось одной из основных форм этого процесса. Другой важной формой было формирование постоянной дружины будущих царей. Город как центр ремесла и торговли возник позже вследствие отделения ремесла от земледелия, но на Древнем Востоке этот процесс имел свою специфику. Здесь город как центр сакральных, военных и административных функций часто становился центром ремесла и торговли по инициативе формирующейся царской власти, поскольку умелые ремесленники были нужны для обслуживания царских и храмовых хозяйств, а международная торговля часто велась специальными государственными агентами. Стам С. М. обращает внимание также на отличие между древневосточным и античным городом. Античный город выступает как центр поселения землевладельцев, имеющих земельную собственность за пределами города (однако в границах полиса), но занимающихся по преимуществу ремеслом и торговлей. Город на Древнем Востоке - это место поселения лиц, лишенных земельной собственности где бы то ни было, так как города относились к государственному сектору и жили в нем люди (царская военная и управленческая администрация, жречество, ремесленники и торговцы), оторвавшиеся от общины, а также рабы (частных лиц, государственные и храмовые). На Востоке город был опорой государственной (царской) власти. В античном мире понятия город и государство объединялись термином полис. Государство возникает в результате общественного разделения труда и образования на этой основе общественного неравенства, Древневосточное общество было не классовым, а сословным и решающую роль в процессе образования государства сыграло отделение от сельского хозяйства управленческих и жреческих функций (военные функции отделились лишь частично - в лице военной администрации. Свободные общинники в древних обществах одновременно являлись воинами). Подведем некоторые итоги. История Древнего Востока имеет большую протяженность во времени. Мы начинаем ее изучение с появления первых государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчиваем для Ближнего Востока 30-20-ми гг. IV в. до н. э. , когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V вв н. э. Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в конце V в. н. э. пала Западная Римская империя и народы европейского континента вступили в период средневековья. Географически территория , называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств - Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское, Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии. По природным условиям разные территории Древнего Востока имеют свои особенности, хотя им присущи и общие черты: это районы в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом, мягкой зимой; бассейны рек с их плодородными аллювиальными (образованными отложениями рек) долинами перемежаются с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами. Особенно большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 2700 км), Евфрат (длина ок. 2700 км) и Тигр (длина ок. 1900 км), Инд (длина ок. 3180 км), Ганг (длина ок. 2700 км), Хуанхэ (длина ок. 4850 км), Янцзы (длина ок. 5800 км), Меконг (длина ок. 4500 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой аллювиальной почвой, и им присуще одно свойство, имевшее очень большое значение для исторического развития этих регионов: здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему искусственных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга. Обильное естественное питание великих рек приводит к сильному подъему уровня воды во время паводка (уровень Нила поднимается в другое время года), грозит страшными наводнениями, которые вызывают необходимость укрепления берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений. В реках водилась рыба, которая служила подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконге в диком виде росли многие злаковые растения. Они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира в предгорьях позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству. Вместе с тем в аллювиальных долинах, как правило, было мало камня, строительного дерева, металлов (меди, олова, золота, серебра), совершенно необходимых для организации нормальной хозяйственной деятельности. Эти виды сырья, напротив, имелись в горных районах, пустынях и нагорьях, соседствующих с долинами крупных рек. В связи с этим довольно рано, уже с IV тысячелетия до н. э. , были установлены необходимые контакты жителей аллювиальных долин (Нила, Тигра и Евфрата) с населением горных районов и пустынь (с Нубией и Синаем, Армянским нагорьем, Тавром и др. ), налажен обмен продуктами и сырьевыми запасами. При невысоком уровне производства и торговли эти контакты обычно выливались в форму грабительских войн, результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ресурсов и продуктов завоевателями у завоеванных народов или включение их территорий с источниками сырья в состав государства завоевателей и создание крупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов великих рек также территория пустынь и нагорий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать