Россия в мировой истории - (реферат)
p>Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат. Члены Сената назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имеющую силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции’’ока государева’’. Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших’’ казенный интереc ’’.

Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату ( см. док . №6 ). Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг- коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер - коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами , а Ревизион- коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных сумм. Юстиц- коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

В 1708-1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Калининской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская ( см. док. №4 ).

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу. Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян.

Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра явился Табель о рангах (1722) - закон о порядке государственной службы. Принятие его означало разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам , табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения . В этой связи подумайте и определите свое отношение к следующему вопросу. Важнейшим элементом политической культуры петровского времени с её традициями патриотизма было служение Отечеству, России. Но основной, определяющей оказалась традиция отождествления власти и личности самодержца с государством. Для политической истории России в дальнейшем это, как известно, имело самые серьезные последствия, ибо любое выступление против носителя власти трактовалось как выступление против персонифицируемых в его личности государственности, России, народа . Разделяете ли вы эту точку зрения ? При изучении последнего вопроса темы обратите внимание на содержание военной реформы, западное и южное направление внешней политики России. Западное - основное направление внешней политики России в 1699-1721 гг. Главные задачи: 1) борьба за выход к Балтийскому морю; прорыв экономической изоляции, от которого зависел успех реформ в России, преодоление ее экономической отсталости; 2) приобретение хозяйственно- освоенных земель в Прибалтике; 3) обеспечение безопасности западных и северо-западных границ России. Южное - основное направление внешней политики России в начале и в конце царствования Петра I (90-е гг. XVII в. - до 1699 г. , 1722-1724 гг. ). Главные задачи:

    1) борьба за выход к Черному морю;

2) обеспечение безопасности южных границ России ; 3)приобретение новых территорий и новых подданных.

Подумайте , какими обстоятельствами определялась активная внешняя политика Петра I ?

К концу XVII в. обширное Русское государство, территория которого простиралась от Каспийского моря на Юге до Полярного океана на Севере и от Польши на Западе до Тихого океана, Камчатки и Китая на Востоке, занимало в международных отношениях место, не соответствовавшее его действительным силам и возможностям.

Вплоть до начала XVIII в. , сфера участия России в европейских международных отношениях ограничивалась соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы Польшей, Швецией и вассалом Османской империи - Крымским ханством. Участие в западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические контакты со странами Западной Европы были эпизодическими. Правительства западноевропейских стран в свою очередь принимали в расчет силы и возможности России только в тех случаях, когда дело касалось пограничных с Россией государств. Полностью отрезанная от Балтийского моря, Россия задыхалась в тисках блокады, фактически осуществлявшейся ее западными соседями. Она была лишена естественных непосредственных связей с передовыми в те времена государствами Западной Европы, что тормозило ее развитие и сохраняло отставание от стран Запада в технике и культуре. Даже ее внешняя торговля в то время шла либо через соседние страны, оказываясь под контролем Швеции и Польши, либо велась по Белому морю и Ледовитому океану, вокруг Северной Европы, путем трудным, далеким , опасным для тогдашних небольших парусных кораблей. Едва ли нужно упоминать, что и те немногочисленные суда, которые приходили в северные порты России, были судами иностранными, так как собственного торгового флота у России не было. Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра I, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имела очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий . Обоснуйте этот вывод .

Познакомьтесь по Хрестоматии с , ,Уставом воинским’’Петра I, который регламентировал состав и организацию армии, отношения командиров и починенных , обязанности армейских чинов ( док №2 ); письмом Петра I царевичу Алексею о победе над Полтавой, выдержками из Ништадского мирного договора 1721 г. (док. №1 , 3 )

На первом этапе, ставшем ввиду поражения под Нарвой оборонительным, военной инициативой владела Швеция, чьи полки заняли Польшу, Саксонию, вторглись в Россию. Поэтому Петр решал проблему сохранения и преобразования армии, накопления военного потенциала страны. Воспользовавшись отсутствием крупных шведских сил в Восточной Прибалтике, сумел занять Ингрию и основать Петербург и Кронштадт.

Полтавская победа позволила Петру перехватить инициативу, которую он развил, укрепив свое положение в Ингрии, Карелии, заняв Лифляндию и Эстляндию, а затем вступив в Германию, где при содействии Дании, Саксонии, отчасти Пруссии и Ганновера было начато наступление на шведские владения в Померании. В течение неполных шести лет союзники вытеснили шведов из всех их заморских владений. Но в ходе раздела шведских владений отчетливо проявились изменившиеся под влиянием блистательных побед на суше и на море претензии России.

Во-первых , Петр отказался от прежних обязательств, данных союзникам , ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами после Смуты начала XVII в. , - Ингрией и Карелией. Занятые силой русского оружия Эстляндия и Лифляндия уже в 1710 г. были включены в состав России. Резко усилившиеся армия и флот стали гарантией этих завоеваний. Во-вторых, начиная с 1712 г. Петр стал вмешиваться в германские дела.

Ништадтский мир 1721 г. юридически оформил не только победу России в Северной войне, приобретения России в Прибалтике, но и рождение новой империи: очевидна связь между празднованием Ништадтского мира и принятием Петром императорского титула. Возросшую военную мощь царское правительство использовало для усиления влияния на Балтике.

Петром двигали не только политические мотивы, стремление добиться влияния в Балтийском регионе, но и экономическое интересы. Меркантилистические концепции, которые он разделял, требовали активизации торгового баланса; можно говорить о доминанте торговых задач в общей системе внешней политики России после Ништадтского мира . Своеобразное сочетание военно-политических и торговых интересов Российской империи вызвало русско-персидскую войну 1722-1723 гг. , дополненную попытками проникнуть в Среднюю Азию. Знание конъюнктуры международной торговли побуждало Петра захватить транзитные пути торговли редкостями Индии и Китая. Завоевание южного побережья Каспия мыслилось отнють не как временная мера. Присоединив к России значительные территории Персии (1723 г. ), построив там крепости, Петр вынашивал проекты депортации мусульман и заселения прикаспийских провинций православными. Создание плацдарма на Каспии свидетельствовало о подготовке похода на Индию; своеобразный“индийский синдром”, владевший многими завоевателями (ибо нет подлинной империи без богатств Индии), не миновал Петра. С той же целью была предпринята авантюристическая попытка присоединить к империи Мадагаскар, для чего в 1723 г. секретно готовилась экспедиция адмирала Д. Вильстера .

В целом за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем. Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опирающейся на крепостническую экономику, сильную армию (численность которой продолжала возрастать после войны). То, что державный корабль Петра плыл в Индию, естественно вытекало из внутреннего развития империи. При Петре были заложены основания имперской политики России XVIII-XIX вв. , начали формироваться имперские стереотипы. Каждая эпоха по-новому оценивает петровские преобразования, исходя из своих собственных проблем и представлений.

Еще в 19 веке выдающийся русский историк В. О. Ключевский писал о трагическом расколе российского общества после реформ Петра I . Петровская европеизация не привела к западному типу развития России , считал В. О. Ключевский , а раскола общества на два уклада - “почву” и “цивилизацию” . “Почва” - это огромная масса патриархального крестьянства , это традиционный общинный уклад жизни с нормами общинного демократизма . ”Почва” - это русское православие с его укором к богатым и его утешением к бедным . Наконец , “почва” - это российское самодержавие . “Цивилизация” - противостоящий традиционному западный уклад жизни . Это меньшинство населения , образованные слои , развивающееся предпринимательство , интеллигенция , элита , оторванная от почвы . “Почва” развивается крайне медленно , “цивилизация” вбирает в себя все новейшие достижения . Именно здесь возникает российская наука , литература , достигшие больших мировых высот . ”Почва” говорит на русском языке , “цивилизация” изъясняется на иностранном . Пропасть между двумя укладами жизни гигантская . Развивая идеи В. О. Ключевского , Н. Бердяев так излагает свое понимание истоков русского раскола : “ Русский народ по своей душевной структуре народ восточный . Россия - христианский Восток , который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи . Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой , и развивался он катастрафическим темпом , через прерывность и изменение типа цивилизации ....

Реформа Петра была неизбежной , но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями ....

Сравните высказывания трех крупнейших русских мыслителей о значении Петра I для России. Объясните их смысл. Какое представляется более справедливым и почему? - , ,Мы стали гражданами мира, перестав быть гражданами России. Виною - Петр. ’’ (Н. М. Карамзин) - , , Воссоединение с Западом значило для России найти свое место в Европе и тем самым найти себя.... Утверждаясь в Европе, Россия утверждалась и в себе’’. (Н. Вейдле) По мысли Г. Вернадского, , ,главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящим и высшим классами общества прежде, чем они достигли народных масс’’.

В исторической перспективе петровская ’’ индустриализация ’’, отнявшая и искалечившая жизни сотен тысяч безымянных тружеников, во многом напоминает сталинскую: те же варварские методы, тот же временный успех, позволивший резко усилить военный потенциал страны, - и та же бесперспективность принудительного низкооплачиваемого труда, ведущая к нравственной и физической деградации рабочих и в конечном счете к неизбежному отставанию экономики страны от уровня развитых европейских стран. Однако едва ли Петр мог предложить стране иные пути решения вопроса .

Определите свое отношение к этому вопросу. Как результат вашей самостоятельной работы вы должны:

    а) знать предпосылки и значение Петровской революции;
    основные реформы;
    б) понимать значение образования Российской империи.
    ТЕМА 8
    ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ

В процессе самостоятельной работы рассмотрите три вопроса : 8. 1 Основные идеи эпохи Просвещения .

8. 2 Война за независимость в английских колониях Северной Америки. Великая Французская Революция .

8. 3 Внутренняя и внешняя политика Екатерины II . Эпоха просвещенного абсолютизма.

Восемнадцатое столетие вошло в мировую историю как век Просвещения . Прочитайте в хрестоматии документы № 1-6.

“Имей мужество пользоваться своим умом! ”--так немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) определил суть своей эпохи . После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот , практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей .

Важно понять , что Просвещение –необходимая ступень в культурном развитии любой страны , расстающейся с феодальным образом жизни . Оно явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях , государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Следовательно, это интернациональное движение , хотя и не привязанное к определённой хронологии. Распад феодальных отношений происходил в разных странах в разное время .

Просвещение зародилось в Англии в конце 17в. Одним из его основоположников был философ Джон Локк (1632-1704), а в 18в. достигло наивысшего расцвета во Франции , дав целую плеяду блестящих мыслителей , среди которых были Ф. Вольтер (1694 1778) , Д. Дидро(1713-1784), Ш. Монтескье(1689-1755), Ж. -Ж. Руссо(1712-1778). Теории просветителей распространялись не только в кругах интеллектуальной элиты. Нередко они становились достоянием масс и особенно ярко это проявилось в годы английской, американской и французской революций . В частности, английская революция середины 17 века дала мощный толчок развитию буржуазной идеологии , в первую очередь , идеи“естественного права”. Уясните для себя сущность этих идей. 1. Возникновению государства предшествовало естественное состояние полной свободы в отношении действий людей , распоряжении своим имуществом. 2. Переход от естественного состояния к гражданскому обществу - следствие общественного договора , когда общество наделяло определённую группу людей властными функциями .

3. Государство не имеет права покушаться на естественные права граждан и для того, чтобы оно не превышало своих полномочий, необходим специальный конституционный механизм разделения властей .

4. Сползанию государства к деспотизму должен препятствовать принцип законности, согласно которому ни для одного человека, находящегося в обществе, не может быть сделано исключение.

Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека , а не человечества в целом , английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание . Локк подчёркивал : “Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами , в которых заложена возможность освоить почти любую вещь .... Но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чём-либо вести нас к совершенству. ” Эпоха Просвещения пронизана рационализмом . В западноевропейской мысли он проявился ещё в средние века . Однако тогда рациональное отношение к миру сосуществовало с религиозным . В восемнадцатом веке возник атеизм , отрицающий веру в Бога . Благодаря достижениям естественных наук формировалось представление , что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, общество, человек подчиняются логичным, доступным разуму законам .

В годы английской революции оформилась мысль о том , что государственная власть - результат общественного договора , заключённого между народом и избранным им правителем. Французские просветители дали теоретическое обоснование необходимости заключения общественного договора . В частности , Ж. -Ж. Руссо в своём знаменитом трактате“Об общественном договоре ”противопоставил современное общество естественному первобытному состоянию , при котором люди были равны . Гармония была нарушена , когда появилась частная собственность. Избранная народом государственная власть на основе мудрых законов для всех без исключения должна была поддерживать порядок и баланс сил в обществе .

Однако условия общественного договора , по мнению Руссо, оказались быстро забытыми , и подданные уравнялись в одном–в своём бесправии перед деспотизмом . Руссо констатировал трагически двойственный характер исторического развития человечества : с одной стороны , богатые плоды цивилизации, с другой - деспотизм правителей. Отсюда , теория естественных законов и естественного человека стала знамением времени , а насилие в ответ на деспотизм царей допустимым и позволительным явлением . Теории просветителей подрывали традиционную веру в незыблемость политического порядка : он установлен не Богом , а людьми и лишь на определённом этапе их исторической жизни . Следовательно , государственный строй можно и должно изменять , совершенствовать. Как и в“золотом веке”, будущее общество должно основываться на принципе равенства . Каждый член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде .

Развитие этих идей мы видим в главном труде Ш. Монтескье “О духе законов”. Отдавая предпочтение республиканской форме правления , он не видел возможности в современных государствах для её становления. Поэтому отдает предпочтение конституционной монархии , в которой законодательная власть принадлежит выборным народным представителям , а суд независим от администрации . Обратите внимание ещё на одну особенность идеологии французских просветителей . Мечтая о новом обществе, допуская возможность насилия для его становления , они вовсе не считали, что революция—лучший способ решения вопроса .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать