Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области
так, уже обучение грамоте не является таким «непрофессиональным», «нетрудовым», а «трудовое обучение» является не настолько профессиональным, чтобы только его связывать с проблемой подготовки детей к труду.

Обучение математике, начиная с усвоения элементарного счета, справедливо связывают с так называемым общим образованием. Но что делают изо дня в день на своих трудовых постах работники машиносчетных станций - операторы вычислительных машин, бухгалтеры, учетчики, статистики, нормировщики, специалисты в области экономико-математических методов, программисты? Другое дело, что и ученик и учитель могут не думать и могут даже недостаточно знать конкретно о профессионализирующей функции школьных математических предметов.

Возможность «заземления» на мир профессий таких учебных предметов или циклов, как физика, химия, биология, география наиболее очевидна. Соответствующие вопросы нами разрабатывались в связи с идеей политехнизации общего образования.

Следовательно, было бы принципиально неверным отводить роль фактора, формирующего готовность к труду, только циклу дисциплин и мероприятий, традиционно обозначаемому как «трудовое обучение», «трудовое воспитание».

Подготовленность учащихся к труду, к жизни - результат работы школы в целом. Очевидно, что труд любого профессионала - будь то пианист, слесарь - инструментальщик, пожарный, овощевод - требует общей психологической готовности к труду, включающей потребность в деятельности, трудолюбие и развитое самоуправление поведение в соответствии с общественно заданными нормами.

Известно, какой огромный нравственный потенциал содержит процесс труда. Коллективизм, товарищеская взаимопомощь, чувство ответственности, сознательное добросовестное отношение к выполненной работе - все это способствует формированию нравственной зрелости школьников, а в дальнейшем их нравственной закалке. В труде раскрываются потенциальные возможности человека. Желание учащихся разобраться в тех или иных явлениях окружающего мира, познать политехнические основы производства, применять знания в практической деятельности содействовать повышению уровня их политехнического образования, интенсивному развитию их умственных способностей.

В процессе труда, как нигде, раскрываются творческие способности человека, его созидательная потребность создавать все по новым законам красоты. Подлинная красота человека, как известно, проявляется в труде, и только в труде, человек удовлетворяет свои эстетические потребности. В зависимости от условий труда, эстетики, воздействующей на мотивацию сферы человека, осуществляется процесс эстетизации продуктов труда. Это оказывает положительное влияние на художественное образование и эстетическое воспитание учащихся, его эстетическую ориентацию на предметную деятельность, на развитие эстетических потребностей.

Огромное значение во всестороннем развитии школьника имеет политехническая направленность трудовой подготовки. Известно, что в процессе усвоения основ наук осуществляется ознакомление учащихся с современным производством, формируется интерес к производству и его профессиям. Хорошим примером тесного соединения обучения с производительным трудом может стать организация в условиях школьных мастерских «малых» производств. Такая постановка организации и воспитания школьников в производительном труде способствует сближению общего и профессионального образования. Особенно важна здесь идея усвоения экономических и экологических знаний. Новые условия хозяйствования требуют от учащейся молодежи прочных экономических знаний, формирования экономического мышления, бережного отношения к народному достоянию и природным ресурсам, развития их организаторских способностей.

Производительный труд является одним из звеньев системы политехнической подготовки. Его можно рассматривать базу для применения теоретических знаний. Большое внимание здесь должно уделяться самостоятельной работе учащихся. Это важнейший способ закрепления полученных знаний. В процессе самостоятельной работы происходит более глубокое осмысление изученного материала, понимание его логической связи с ранее изученными сведениями не только данного, но и других предметов, вырабатываются конкретные практические умения.

На этапе соединения общих и профессиональных знаний школьников с огромной остротой встает вопрос о политехнической направленности кружков технического творчества, рационализаторства и изобретательности. Это позволяет школьникам, минуя стадию адаптации, включиться в трудовую деятельность на производстве.

Сегодня уровень общих интересов учащихся в корне отмечается от уровня их сверстников предыдущих поколений. Это связано с научно-техническим прогрессом, огромным объемом информации, с уникальными изобретениями в области радио-теле-аппарата, с компьютерными и микропроцессорными устройствами, а следовательно, круг изобретений школьников и их технического творчества расширяется. Претерпело глобальные изменения и экономическое мышление и сознание общества.

Заключение

В результате выполнения квалификационной работы были сделаны следующие выводы:

1. Промышленность Курской области размещена по территории неравномерно.

2. Предприятия Курской области обеспечивают продукцией не только население района, но и дальнее, ближнее зарубежье и в настоящий период имеет стабильный рынок сбыта продукции.

3. Предприятия имеют многопрофильные производства, что позволяет им занимать определенное место в межотраслевых промышленных комплексах области и даже на федеральном уровне. Подтверждением этому служат устойчивые ближние и дальние связи с предприятиями металлургической, химической, легкой, пищевой, сельскохозяйственной отраслей промышленности.

4. Продукция предприятий поступает как на внутренний, так и на внешний рынок.

В целом промышленность Курской области имеет большие перспективы направлений развития, имеется и производственная база, квалифицированные кадры. Область обеспечена относительно дешевой электроэнергией и водой, трубопроводы, а также находится на пересечении крупных транспортных магистралей. Все это создает условия для укрепления промышленности Курской области.

Социально-экономическое развитие общества тесно связано с человеческим фактором. В связи с этим существенным является улучшение трудового воспитания, политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ.

Необходимо приблизить трудовую подготовку учащихся к профессиональной, чтобы включившись в производство материальных ценностей школьник имел ясное представление о той или иной профессии, чтобы труд был не ради труда, а с конкретной профессиональной направленностью. В процессе труда, как нигде, раскрываются творческие способности человека, его созидательная потребность создавать все по новым законам красоты. Подлинная красота человека, как известно, проявляется в труде.

Список использованной литературы

Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 1996.

Баранский Н.И. Научные принципы географии: Избранные труды // Предисл. и коммент.В.А. Анучина, - М., Мысль, 1980, с.239.

Барышева Ю.Г. Изучение отраслей промышленности в курсе экономической географии СССР. - М.: Просвещение, 1978.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1995, с.346.

Бочков Н.П., Чеботарев А.Н. Наследственность человека и мутагены внешней среды. - М.: Медицина, 1989, с.260.

Воскресенский Б.В. Организация и управление деятельностью промышленных предприятий. - М.: Высшая школа, 1976, с.529.

Голов В.П. Картины и таблицы в преподавании географии. - М.: Просвещение, 1977, с.135.

Голомшток А.В. Школа и выбор профессии. - М.: Просвещение, 1970, с.234.

География: экономическая и социальная география СССР. Пробный учебник для 9 класса средней школы. Под ред. Даринского А.В. - М.: Просвещение, 1989.

Гнездилов Г.В., Торбург Р.Н. Молодость Курского края. - Курск: Курская правда, 1981.

Денисова С.А. Путешествие по профессиям. Что читать о производстве и рабочих профессиях. М.: Книга, 1974, с.250.

Доклад о состоянии окружающей природной среды курской области в 1997 году. - Курск, 1999.

13. Добржицкий Б.С. Знакомство с профессиями в обучении географии. - М.: Просвещение, 1981, с.62.

14. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педуниверситета и институтов. - М.: Московский лицей, 1996, с. 191.

15. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. - М.: Просвещение, 1989, с.464.

16. Зверева И.Д. Вопросы теории и практики профессиональной ориентации в средней школе. - М.: Просвещение, 1970, с. 197.

17. Зимин Б.И. Современные тенденции и особенности размещения морового капиталистического машиностроения. // Вопросы географии - 1996 - №5.

18. Использование средств обучения в преподавании географии \Под ред. Барышевой Ю.Г. - М.: Просвещение, 1986, с.156.

19. Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский П.Б. География Курской области. - Курск, 1997.

20. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1991, с.158.

21. Климов Е. А "Школа... . а дальше? ". - Л.: Лениздат, 1971, с.133.

22. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной. ориентации. - М.: Знание. 1984, с.168.

23. Климов Е.А. Путь к профессии. - Л.: Лениздат, 1974, с.187.

24. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. (Сборник работ) - М.: мысль, 1969, с.336.

25. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989, с.254.

26. Крамов В.С. Рабочие профессии и специальности. - Минск: Высшая школа, 1975, с. 203.

27. Крамов В.С. Профессии, которые мы выбираем. - М.: Книга, 1975, с. 204.

28. Курск. Очерки из истории города. - Воронеж: Центрально-черноземное издательство, 1975.

29. Курская область и ее регионы. Экономико-статестическое обозрение 1996 год. - Курск: Облкомстат, 1996.

30. Левченко В.В., Грива Т.Н. Встреча с Курском. Путеводитель - справочник. - Курск, 1993.

31. Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. - М.: Химия. 1994, с.446.

32. Лурье Ю.Ю., Рыбникова А.И. Химический анализ производственных сточных вод. - М.: Химия. 1966, с.328.

33. Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. (Научно-методические проблемы учета географических различий в эффективности использования). - М.: Мысль, 1972, с.303.

34. Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. (Научно-методические проблемы учета географических различий в эффективности использования) - М.: Мысль, 1972.

35. Митина Л, М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии, 1997, №4, с.43.

36. Новиков Ю.В., Ласточка К.О., Болдина З.Н. Методы исследования качества воды водоемов. - М,: Медицина, 1990, с.399.

37. Педагогика /Под ред. Бабанского Ю.К. - М.: Просвещение, 1988, с.473.

38. Протасов В.Ф. . Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: Финансы и статистика, 1995, с.525.

39. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973, с.312.

40. Практическая психология образования. /Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997, с.528.

41. Попков В.А., Попкова Л.И. Экономическая и социальная география Курской области. Учебное пособие для учителей географии и учащихся общеобразовательных школ. - Курск, КГПУ, 1999.

42. Прокофьев М.А. Профессиональная ориентация молодежи. - М.: Высшая школа 1978, с.352.

43. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж, 1996, с.436.

44. Психологические основы профессионально-технического обучения. Под ред. Кудрявцевой Т.В. и Сухаревой А.И. Москва «Педагогика», 1988, с.138.

45. Попков В.А., Попкова Л.И. География Курской области. Курск, 1999.

46. Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Пособие для учащихся. - М.: Мнемозина, 1995, с.143.

47. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. Перевод с англ. - М.: Мир, 1994, Кн.2: Загрязнение воды и воздуха. Перевод с англ. Самсоненко Л.В., 1995, с.296.

48. Родионова А.И., Стадницкий Г.В. Экология. - М., 1988, с.269.

49. Сборник санитарно-гигиенических нормативов и методов контроля вредных веществ в объектах окружающей среды. Международный фонд конверсии центр экологических проблем. Москва, 1991, с.369.

50. Социальная психология под редакцией Акдемика АПИ СССР Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1987, с.218.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица №1. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ ГОРОДА КУРСКА

Отрасли машиностроения

Факторы размещения

Выгодное транспортно-

Сырьевая база

Трудовые ресурсы

Потребитель

Научно-техническая база

географическое положение

Электротехническая промышленность

Малое

Среднее

Ведущее

Среднее

Среднее

Точное машиностроение (производство вычислительной техники

Малое

Ведущее

Среднее

Ведущее

Среднее

Подшипниковая промышленность

Малое

Среднее

Ведущее

Среднее

Среднее

Сельскохозяйственное машиностроение

Среднее

Ведущее

Ведущее

Среднее

Среднее

Производство металлорежущих станков

Малое

Среднее

Ведущее

Среднее

Малое

Таблица №2. ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ ОТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ ПО ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Промышленность

Годы

1995

1996

1997

Машиностроение

72,7

318,1

602,3

Легкая промышленность

770,8

452,8

1713,0

Пищевая промышленность

4761,5

12373,0

19034,1

Черная металлургия

1346,8

1292,2

893,0

Таблица №3. ЭКСПОРТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ ИЗ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Виды

1996 год

1997 год

товаров

Всего

В СНГ

В дальнее зарубежье

Всего

В СНГ

В дальнее зарубежье

Холодильники, шт.

12

12

-

29

29

-

С\хозяйственные машины, тыс. дол.

247,9

47,9

-

222,4

222,4

-

Подшипники качения, тыс. дол.

9790,4

7142,9

2647,5

6168,7

3691,8

2426,9

Электродвигатели и генераторы, шт.

1018

949

69

59

55

4

Таблица №4. ПОКАЗАТЕЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ ГОРОДА КУРСКА В 1996 ГОДУ К 1995 ГОДУ

Отрасли машиностроения

Число предприятий

Объем произведенной продукции в (фактических отпускных ценах)

Индекс физического объема промышленного

1996

1995

производства в (%)

Аккумуляторная и элементная промышленность

5

269275

230712

78,1

Производство электротехнических машин, оборудования и аппаратов

2

52084

50558

74,8

Производство металлорежущих станков

2

106

26

60,1

Производство средств вычислительной техники

1

150970

192986

60,4

Подшипниковая промышленность

3

238808

186391

79,0

Сельскохозяйственное машиностроение

2

4056

6673

29,8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать