Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области
эти годы на всех предприятиях вводились новые мощности, внедрялись прогрессивные технологические процессы. Например, на кожевенном заводе им. Серегина инженеры вместе с сотрудниками лаборатории впервые разработали и успешно внедрили оригинальную технологию производства хрома из свиной кожи. Для страны это имело исключительно большое значение, поэтому новую технологию быстро стали применять на родственных заводах. В дальнейшем Курский завод стал как бы опорной базой Всесоюзного научно-исследовательского института кожевенной промышленности, здесь проверялись и применялись наиболее эффективные новшества. Почти ежегодно новаторы предприятия получали награды на выставке в Москве.

В 1957 году были введены в эксплуатацию главные корпуса заводов тракторных запасных частей, передвижных агрегатов и «Счетмаш», завод сборного железобетона, кирпичный завод, стройтрест №77, хлебозавод, первая очередь теплофикации и другие важнейшие объекты.

Только за один год завод передвижных агрегатов выпускал столько электростанций для различных отраслей народного хозяйства, что их суммарная мощность превышала мощность Волховской ГЭС им. Ленина.

Осуществление планов семилетки (1959-1965 гг.) должно было внести коренные изменения в экономику Курска. Прежде всего, намечалось резкое увеличение объема производства на предприятиях большой химии, машиностроения и энергетики. Планировалось создание новых предприятий, значительное расширение жилищного и социально-культурного строительства.

Важнейшей задачей Курской области было строительство комбината химического волокна. Здесь предстояло впервые в стране освоить производство высококачественных синтетических волокон - лавсана, полипропилена, мелана и других, которые должны были найти самое широкое применение едва ли не во всех отраслях народного хозяйства.30 июня 1960 г. на комбинате химических волокон собрались тысячи трудящихся области: они стали свидетелями получения первых килограммов белоснежного лавсана на опытном производстве. А 5 ноября строители сдали корпуса основного производства, так называемого большого лавсана.

В годы семилетки вступили в строй также заводы силикатного кирпича, крупнопанельного домостроения и керамзитовых изделий, тракторных запасных частей, передвижных агрегатов, «Счетмаш» было сдано в эксплуатацию также крупные производства капрона на комбинате химических волокон.

Полным ходом шло строительство двух крупнейших в стране предприятий - трикотажного комбината и подшипникового завода. Один только прирост народного производства за семилетку превысил весь выпуск продукции за предыдущие пять лет. За 19959-1965 гг. объем валовой продукции увеличился в 2,4 раза. Темпы роста были значительно выше средних показателей по стране. Государство выделяло значительные средства для быстрейшего развития нового индустриального центра. Производственные фонды увеличились более чем втрое, а по предприятиям большой химии - в семь раз.

И что особенно важно, в строй вводилась более совершенная техника, обеспечивающая широкую автоматизацию и механизацию процессов. Так, на заводе тракторных запасных частей начали выпуск головок блока моторов СМД-14 на поточной линии, состоящей более чем из шестидесяти высокопроизводительных агрегатов. Эта линия, по существу, равнозначна машиностроительному предприятию. На комбинате химического волокна уровень ручного труда довели до минимума. Высокий ритм был придан и конвейерам в цехах «Счетмаша», где выпускают сложные электронные счетно-вычислительные машины.

В целом энерговооруженность труда в промышленности города увеличилась в 2,7 раза, производительность - более чем на половину. Электричество стало находить все большее применение в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, а также в быту. В 19959 году была закончена электрификация железной дороги Москва - Курск (затем - до Харькова и далее на юг). В городе было электрифицировано 386 колхозов и совхозов.

27 июня 19959 года в нашем городе впервые был заложен газовый факел: до Курска был доведен газопровод Шебелинка - Белгород - Курск - Брянск. В городе были построены заводы по производству железобетона, созданы предприятия крупнопанельного домостроения, увеличен выпуск кирпича и других строительных материалов.

Значительно выросла за годы семилетки промышленность города Курска. Продукция города получила широкую известность в нашей стране и за рубежом. Аккумуляторы, резиновые технические изделия, передвижные электростанции, счетно-аналитические машины, строительные материалы, канаты, лавсан, обувь, одежда, трикотаж, пищевые и кондитерские изделия стали вывозиться в отдельные районы страны, а также в государства Европы, Азии, Африки, Южной Америки. Они представлялись на крупнейших промышленных выставках мира.

В 1966 году промышленность города освоила производство 280 новых изделий, 55 из них соответствовали уровню мировых и отечественных стандартов.

Эти годы ознаменовались пуском новой очереди трикотажного комбината, рассчитанного на выпуск 12,3 миллиона изделий в год. Предприятие уникальное, таких в стране еще не было. Оно состоит из двух производств - трикотажного и прядильного. Трикотажные цехи, например, по своей мощности втрое превосходят известный московский комбинат.

Продукция промышленности города направляется во все союзные республики, экспортируется в 60 государств. Вспомним, что даже до войны ни один завод не отправлял за рубеж свою продукцию. Наши предприятия выпускают электронные счетные машины и приборы, передвижные электростанции, прессы, электроаппаратуру, аккумуляторы, оросительные установки, запасные части к автомобилям и тракторам, подшипники, лавсан, капрон и мэлан, трикотаж, обувь, одежду, кожу, медицинские препараты, строительные материалы и др.

Многие предприятия были участниками различных международных выставок. Так, электроаппаратный завод, только в юбилейном, 1967 году демонстрировал свои автоматы в восьми странах, он удостоен высоких наград на Выставке достижения народного хозяйства. В Москве экспонировали изделия заводы РТИ, кожевенный, ремонтно-механический, «Аккумулятор», «Спецэлеватормельмаш», комбинат химического волокна, трикотажная фабрика. На выставке в ГДР и Венгрии большой медали удостоена курская передвижная насосная станция.

4 сентября 1970 года первым выполнил пятилетку комбинат химического волокна, затем электроаппаратный завод. За пятилетку вступили в строй один из крупнейших тканей и химико-фармацевтический завод, новые мощности на комбинате химического волокна, заводах «Аккумулятор», резиновых технических изделий, «Счетмаше», электроаппаратном заводе и др. Наиболее высокими темпами развивались отрасли тяжелой индустрии, прежде всего машиностроение и химия.

История сложилась так, что предприятия главным образом, разместились в центре города. После войны новостройки в основном возводились в промышленном районе. А в последние годы, согласно генеральному плану, мощные индустриальные узлы в Курске создаются в разных местах.

Например, кировский район всегда считался железнодорожным. Сейчас он становится и машиностроительным. В девятой пятилетке здесь сдан в эксплуатацию один из крупнейших в стране подшипниковый завод. Новые мощные корпуса получили заводы «Счетмаш», и передвижных агрегатов. Реконструируется завод кузнечно-прессового оборудования, чья продукция известна во многих странах. Отведены площадки для заводов «Сельмашзапчасть», ремонтно-механического и других, которые, подобно химико-фармацевтическому, переедут сюда из центра.

Третий промышленный узел рождается в новом северо-западном районе. Помимо действующих предприятий тут будут построены вторая очередь электроаппаратного завода, хлебозавод и многие предприятия местной промышленности.

Разумеется, главным индустриальным узлом все же остается промышленный район. Здесь усиленными темпами развивается комплекс химии и легкой индустрии, связанной с переработкой синтетического волокна: комбинат химического волокна, завод резиновых технических изделий, фабрика технических тканей и трикотажный комбинат. В своих отраслях они являются флагманами.

Комбинат химического волокна полностью реконструируется. За счет оснащения современной техникой и внедрения прогрессивной технологии в девятой пятилетке он на половину увеличит выпуск продукции при сокращении числа рабочих мест более, чем на 3,5%. Здесь сосредотачивается и строительная индустрия. Сооружен самый большой в России солодовенный завод, а рядом с ним возводится пивоваренный. На берегу Сейма строится новый крупнейший завод по производству хромовой кожи.

Первое место в городе занимает машиностроение, в котором преобладают электротехническая промышленность, приборостроение и производство изделий для сельского хозяйства. В основном это предприятия, созданные в послевоенные годы. Многие из них являются ведущими в своих отраслях.

Завод «Аккумулятор», например, - крупнейшее предприятие в Европе. Здесь ежегодно выпускается миллион аккумуляторов и различное оборудование для электротехнических производств. Электроаппаратный завод - единственный изготовляющий низковолновые автоматические выключатели и предохранители.

На «Счетмаше» можно проследить историю советской вычислительной техники для механизации инженерных и статистических работ. Здесь делают арифмометры, механические вычислительные автоматы и электронные настольные машины, созданные заводскими конструкторами и молодыми ленинградскими учеными.

Развернуто производство серии настольных электронных вычислительных машин «Искра». Они весьма совершенны и используются для решения сложных и статистических задач, дают точность до шестнадцатого значения... Освоено производство первых в стране кассо-регистрирующих аппаратов «Электрон», отмеченных наградами ВДНХ.

Второе место в городе принадлежит химической промышленности. На крупнейшем в Европе заводе резиновых технических изделий много поточных линий, оснащенных уникальным оборудованием. Например, на линии по выпуску транспортной ленты, армированной стальными тросиками, действует самый большой каландр. Завод РТИ обеспечивает десятки машиностроительных предприятий деталями формовой и неформовой техники, изготовляет транспортные ленты, в том числе сверхпрочные, армированные сотней стальных тросиков, клиновидные ремни, губчатые изделия.

Росту экономики города в целом, несомненно, способствовало значительное укрепление энергетической базы. Например, мощность ТЭЦ в 330 раз превышает мощность всех курских дореволюционных электроэнергетических установок. В 1965 году закончилась прокладка линии электропередач от Змиевской ГРЭС (Украина) напряжением 330 киловольт. Сейчас в городе производится почт столько же электроэнергии, сколько ее производила вся царская Россия.

Удельный вес машиностроения во всей промышленности города составляет 33,3%, химической - 26,6%, в пищевой - 13,5%, легкой - 21,1%. Таким образом, на долю тяжелой индустрии приходится с учетом строительных предприятий и энергетики почти две трети всей валовой продукции.

В сентябре 1868 года в Курск пришел первый поезд. Целый век в нашем крае развивается железнодорожный транспорт, но только в годы послевоенных пятилеток он как бы вновь родился. Паровозы ФД вытеснены электровозами, маневровые работы проводятся с помощью тепловозов. Более чем вдвое возросли скорости движения, увеличился вес поездов. Станция Курск полностью технически перевооружена. Автоматизированы полностью все работы по подготовке маршрутов. Навсегда исчезла должность ручного стрелочника. Локомотивное и вагонное депо, один из самых старых в городе, стали предприятиями высокой культуры. Здесь выросли замечательные кадры специалистов.

Сухие, казалось бы, скучные цифры переписи населения ярко раскрывают облик города, его характер и особенности. Вот, к примеру, данные переписи дореволюционного Курска: дворян - 1485, духовного сословия - 252, купцов - 3230 (больше чем в Харькове), дальше, где-то в само конце, следовали ремесленники и рабочие.

Глава II. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. География машиностроения

Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит «малая металлургия» - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования единого хозяйственного комплекса страны. Выпуская орудия труда для разных отраслей хозяйства, он реализует достижения научно-технического прогресса.

Курск является крупным промышленным центорм России. В производстве товарной продукции города Курска на долю машиностроения приходится около 25%. В структуре машиностроительного комплекса наибольшее развитие получили отрасли электротехнического, сельскохозяйственного и точного машиностроения.

Количественный рост машиностроительного комплекса сопровождался значительными качественными сдвигами, особенно в структуре и территориальной организации производства.

Индустриализация вызвала создание многих новых отраслей машиностроения. Под влиянием научно-технического прогресса выделились в самостоятельные отрасли: электротехника и электроника, приборостроение, производство средств автоматизации, вычислительной техники и т.п. В настоящее время в связи с повышением потребностей в современной технике у населения, а также у различных отраслей хозяйства, необходим подъём машиностроительного производства на качественно новый уровень, увеличение его объёмов. Машиностроительный комплекс во многом отражает уровень развития экономики в целом, т. к. в эпоху НТП он вошёл в «авангардную тройку» отраслей и реализовал многие достижения науки.

Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технического оборудования для отраслей промышленности и другие группы. Каждая из них, в свою очередь, состоит из нескольких подотраслей. Особое место принадлежит станкостроению, а также производству кузнечно-прессовых машин, литейного оборудования и инструментов, обеспечивающих развитие самого машиностроения.

Машиностроительный комплекс может быть расчленён по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку. Заготовка во многом предопределяет металлоёмкость выпускаемых изделий и одновременно - степень автоматизации механической обработки и сборки.

Наряду с пропорциональностью развития отдельных технологических стадий единого производственного процесса важную роль играет укрепление позиций тех производств, которые дают комплектующие изделия общемашиностроительного применения, например, металлорежущий инструмент, редукторы, подшипники качения, гидравлическую аппаратуру, насосы, электродвигатели, различную электроаппаратуру, служащую для управления машинами. Недостаточный уровень концентрации выпуска такого рода продукции вынуждает машиностроительные заводы производить её с повышенными затратами труда и материальных средств. Отсюда - необходимость эффективного территориального сочетания металлосборочных предприятий со специализированными заводами по выпуску унифицированных узлов и деталей общемашиностроительного применения. К числу особенностей машиностроительного комплекса в целом надо отнести широкое распространение интеграционных структур. Среди них выделяются производственные и научно-производственные объединения.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространённых в территориальном отношении отраслей промышленности. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей. Вместе с тем, практика показывает, что почти во всех экономических районах на месте используется меньшая часть производимых машин и оборудования. Это можно объяснить сравнительно высоким уровнем специализации производства и тем, что машиностроительные предприятия обладают, как правило, очень широкими связями по сбыту готовой продукции.

Машиностроение - необходимое звено любого промышленного комплекса. В районах раннего индустриального освоения (европейская часть России) оно играет большую формирующую роль и в своё время послужило базой для возникновения многих промышленных комплексов, определив их структуру и направление специализации. В восточных районах машиностроение в основном лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых связано с использованием эффективных природных ресурсов.

При территориальной раздробленности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3 - 1,5 т, между тем как затраты на транспортировку машины намного выше затрат на транспортировку металла, который был бы использован для её производства. Поэтому даже металлоёмкие производства, выпускающие малотранспортабельную продукцию (особенно если она массовая), часто тяготеют к районам потребления.

Среди факторов, влияющих на территориальную организацию машиностроения, большая роль принадлежит специализации и кооперированию. Развитие специализации выражается здесь не только в обособлении отдельных отраслей, но и в чётком разделении труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли.

Каждая стадия технологического процесса - заготовка, механическая обработка и сборка - определённым образом локализуется в пространстве. Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам, сборочные - связаны с районами потребления, а предприятия по механической обработке размещаются под влиянием различных факторов, с ориентацией или на сырьё, или на потребителя, или на пункты, занимающие выгодное транспортно-географическое положение.

Разделение труда приводит к выделению новых производств и всё более глубокой специализации. Вследствие этого внутри машиностроения можно различать:

- отрасли предметной специализации - например, энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования для разных отраслей промышленности и строительства;

- отрасли подетальней специализации - производство запасных частей, подшипников, металлических конструкций и др.;

- отрасли технологической специализации - производство литья, кузнечно-прессовых изделий и т.д.;

- производство ремонтных работ.

В территориальном отношении эти группы отраслей машиностроения имеют разные сферы влияния. Отрасли предметной специализации отличаются наиболее широкими связями по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерно обслуживание одного или нескольких экономических районов. Предприятия данного типа специализации преобладают в Курске, например, АПЗ-20, АО «Курскагромаш». Производство ремонтных работ имеет, как правило, региональное значение (расположение предприятий в г. Курске см. схематический план города Курска).

С точки зрения особенностей территориальной организации машиностроительного производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом:

тяжёлое машиностроение, для него характерны предприятия производственного цикла (заготовка - механическая обработка - сборка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже индивидуального назначения. В зависимости от тех или иных причин они ориентированы не только на металлургические базы, но и на районы потребления;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать