Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области
сновными загрязнителями рек области солями тяжёлых металлов являются: АОЗТ «Аккумулятор», АО «Электроагрегат», АО «Электроаппарат», АО «Курскагромаш», ПО «Счётмаш», АООТ «Прибор».

Увеличение концентраций солей тяжелых металлов в сточных водах данных и других предприятий вызвано ухудшением работы их локальных очистных сооружений в связи с нехваткой или полным отсутствием реагентов по осаждению и нейтрализации загрязняющих компонентов сточных вод, вследствие тяжелого финансового положения предприятий.

Однако, несмотря на это, в 1996 году сброс 572 тыс. м3 в год стоков в реку Сейм переключён с АОЗТ «Аккумулятор» на Курские городские очистные сооружения, в результате чего будет проводиться дополнительная биологическая очистка промстоков.

Основные проблемы городских земель связаны с возрастанием антропогенных нагрузок, в свою очередь являющихся результатом техногенных процессов в промышленности и при эксплуатации транспортных средств.

Особенно остро в Курске проявляется проблема накопления в почве токсических веществ антропогенного происхождения.

Наибольшая интенсивность накопления в почве токсичных веществ антропогенного и техногенного происхождения отмечается в центре города Курска и в промышленной зоне южного района, наименьшая - в промышленной зоне восточного района, сформировавшейся позже других. Эпицентры геохимических аномалий приурочены, как правило, к центральным частям промышленных зон и фиксируется проявлением никеля и ртути, что связано со спецификой промышленных выбросов города. К центральному району тяготеют основные аномалии мышьяка и висмута (обычно точечные, не имеющие широкоплощадного распространения), к восточному - аномалии вольфрама. В юго-западном районе (АО «Агромаш») аномалии бериллия соседствуют с зонами повышенного содержания мышьяка, в южном - с аномалиями кадмия и сурьмы. Точечные аномалии серебра разбросаны по всему городу и не имеют пространственной связи с определённым источником загрязнения. Аномалии вольфрама в восточном районе могут быть связаны с металлообрабатывающими предприятиями, кадмия - с приборостроительной индустрией.

Зоны максимальной концентрации свинца располагаются в центральной части города, где промышленные предприятия сочетаются с оживлёнными автомагистралями, и южном промышленном районе (особенно вблизи завода «Аккумулятор»).

Отмечается обширная высококонтрастная аномалия в районе Завода «Аккумулятор» и «ТЭЦ-1» в южной части Курска. Загрязнение земель свинцом с превышением ПДК составляет 5-8% площади города. В юго-западном районе литохимическая аномалия цинка тянется от АО «Агромаш» к центру города, а в восточном промышленном районе она располагается в районе АО «Счётмаш» и АО «Электроагрегат».

Литохимические аномалии хрома захватывают обширные площади в центральной части города, в южном и юго-западном районах. Зоны аномального содержания хрома в почве локализуются в районе АО «Агромаш», в долине реки Моква, в южном промышленном районе у реки Сейм, где располагаются городские очистные сооружения.

Зона повышенного содержания меди протянулась от АО «Агромаш» через центр города в Железнодорожный округ. Высококонтрастная аномалия меди зафиксирована вблизи АО «АПЗ-20» и на территории городских очистных сооружений.

Аномалии кобальта сосредоточены в центре города, и, по-видимому, связаны с выбросами АО «Электроаппарат».

Аномалии марганца большей частью сосредоточены в южной и юго-западной части Курска, но самая обширная и контрастная зона загрязнения этим металлом связана с АО «АПЗ-20».

Анализируя влияние машиностроения, как одного из основных «поставщиков» загрязняющих веществ на природную среду за 1995-1997 гг., отмечается, что в 1996 году предприятиями машиностроения выброшено в атмосферу 2614 тонн загрязняющих веществ (на 457 тонн меньше, чем в 1995 году), на технологию использовано 1591 тыс. м3 в год свежей воды, что на 413 тыс. м3 в год меньше, чем в 1995 году.

Общий выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 2344 т, степень улавливания - 59,7%. По сравнению с предыдущим годом, выбросы уменьшились на 270 т. В 1997 году предприятиями отрасли забрано на технологию 4,18 млн. м свежей воды. Наиболее крупными предприятиями, оказывающими отрицательные влияния на водные ресурсы, являются АО «Аккумулятор» и АО «Курскагромаш», сбросившие в 1997 году в реку Сейм 470,0 тыс. м3 и 268,0 тыс. м3 соответственно недостаточно очищенных сточных вод.

Отмеченное снижение максимальных уровней загрязнения окружающей среды объясняется не только улучшением природоохранных мероприятий, сколько сокращением объёмов выбросов и сбросов производства в связи с его спадом. Однако имеет место и проведение природоохранных мероприятий. Несмотря на общий спад производства за последние несколько лет, загрязнённость почв остаётся прежней и даже имеет тенденцию к дальнейшему загрязнению. Это, прежде всего, связано со способностью почвы накапливать токсичные вещества, которые, накапливаясь, не способны разрушаться.

Таким образом, несмотря на продолжающийся по сей день спад производства, снижение объёмов загрязнений, образующихся на машиностроительных предприятиях и, соответственно, поступающих в воздух, водные объекты и почвы, не вызвало адекватного уменьшения техногенной нагрузки на окружающую среду.

АООТ «Курскагромаш» (КЗТЗ) располагается в юго-западной части города, в районе «Соловьиной рощи», и имеет непосредственный выход к реке Сейм.

Предприятие, в прошлом занимавшее первое место в структуре машиностроительного комплекса города и причислявшееся к одному из основных загрязнителей окружающей среды, в настоящее время переживает кризис. В связи с этим значительно снизились производственные мощности завода, а, следовательно, в значительной мере уменьшилось поступление вредных веществ (отходов производства) в окружающую среду. Это значительно разрядило экологическую обстановку в пределах жилого микрорайона КЗТЗ.

Оценивая количество выброшенных вредных веществ в атмосферу за 1997 год, следует отметить, что почти все вредные отходы попадают в атмосферу без очистки. Количество этих отходов меньше значений разрешённого выброса. Поэтому предприятию выгодно производить выбросы без очистки, т. к. для введения в действие пылегазоулавливающего оборудования потребуется гораздо больше затрат, чем на плату за пользование природной средой.

2.5. Особенности изучения машиностроительного комплекса в курсах экономической и социальной географии России и Курской области

Курс экономической и социальной географии России показывает общую картину современного хозяйства страны, его структуру, особенности развития, размещения и перспективы. При изучении темы «География отраслей и межотраслевых комплексов» учащиеся знакомятся с важнейшими межотраслевыми комплексами России, одним из которых является машиностроительный комплекс. Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое предприятие, охватывающее машиностроение и металлообработку. Для него характерны обширные межотраслевые и внутриотраслевые связи. Являясь основой тяжелой индустрии, машиностроительный комплекс играет решающую роль в совершенствовании материально-технической базы страны, реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. Таким образом, само содержание, связанное с изучением машиностроительного комплекса, является объективно сложным для усвоения его учащимися. К тому же это первый комплекс, с которого школьники начинают изучать географию межотраслевых комплексов страны. Мы считаем, что изучению машиностроительного комплекса целесообразно отвести два урока, с соответствующей разбивкой по темам:

Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения;

Факторы размещения и география Российского машиностроения.

Однако, учитывая сложность и важность этого комплекса, можно в отдельных случаях на изучение данной темы отвести три урока. При изучении факторов размещения и географии российского машиностроения формируются такие важные понятия, как «факторы размещения производства», «специализация», «кооперирование», ведется сравнительный анализ тематических экономических карт, рассматривается территориальная организация машиностроительного комплекса России. Большая информационная насыщенность сочетается со сложностью излагаемого материала, поэтому мы рекомендуем провести объяснение в виде урока-лекции.

Формирование понятия «фактор размещения производства» - один из ключевых моментов выработки у ученика навыков географического мышления. Наиболее верна и доступна для учащихся трактовка факторов размещения как требований, предъявляемых размещаемым объектом к окружению. Без удовлетворения этих требований (наличие определенного количества сырья, воды, трудовых ресурсов и т.д.) он не сможет нормально функционировать. С течением времени, по мере изменения технологии выпускаемой продукции, система факторов может видоизменяться даже для одних и тех же отраслей и производств. Машиностроение - наглядный тому пример. Его приоритеты и связи за последние десятилетия резко изменились.

На первое место, ослабив традиционную ориентацию на черную металлургию, районы сосредоточения квалифицированных кадров, транспортные магистрали, выдвинулись связи с наукой, цветной металлургией, новейшими отраслями химии. В число факторов размещения внедрились принципиально новые: природоохранный, социальный. Безусловно, лидирующий на сегодня день фактор - наукоемкости, поскольку для 2\5 предприятий Российского машиностроения он оказывается самым существенным.

На втором месте - ориентация на трудовые ресурсы. При этом стремление к местам концентрации кадров характерно лишь для производства уникальной техники и осуществления опытно-конструктроских работ.д.ля массового производства, в связи с его автоматизацией и конвейеризацией необходимость в таких кадрах невелика. В условиях рынка вырастает также роль потребительного фактора. Роль отдельных факторов видоизменяется не только во времени, но и в пространстве. Это отчетливо фиксируется различиями в структуре затрат на производство машиностроительной продукции (таблица №11).

При анализе таблицы №11 мы ставим перед учащимися следующие вопросы и задачи:

Какие из видов затрат наиболее значимы в машиностроении, почему?

Объясните изменения затрат по отдельным позициям передвижения на территории России с запада на восток и причины, их возвышающие (удорожание строительства, более высокая заработная плата, лучшая водообеспеченность и др.)

Какие факторы не учтены в данной таблице? Действие каких факторов трудно поддается денежному выражению (научные, стратегические и другие факторы) ?

Мы считаем, что изучение географии машиностроения целесообразно начать со сравнения отраслевых тематических карт (машиностроение, металлургии, химической промышленности). Обычно учащимся не сложно сделать вывод о том, что предприятия машиностроения более равномерно размещены на территории России по сравнению с предприятиями других отраслей. Сложнее для них объяснить причины подобной ситуации. Это вполне объяснимо, поскольку для получения правильных выводов необходимо синтезировать ранее полученные знания о сложности отраслевого состава и разнообразии выпускаемой продукции машиностроения, важной роли потребительского фактора в размещении его предприятий, широкой географии потребителей. Таким образом, основная задача учителя в данном случае - помочь учащимся построить следующую логическую цепочку (схема приложения).

Однако учителю следует особо подчеркнуть относительность равномерного размещения машиностроения по территории России. Только же в его географии наблюдаются очень сильные территориальные различия. Уровень развития в различных районах страны неодинаков (таблица №12).

Данные таблицы позволяют осуществить вместе с учащимися анализ причин неравномерного развития машиностроения в разных районах страны. Очевидная прямая зависимость от историко-географических факторов: высокие показатели в районах - Центр, Северо-Запад, наименьшие - в восточных районах. Невысокие показатели также на территориях с традиционной сельскохозяйственной специализацией (Черноземный Центр, Северный Кавказ).

В России наблюдаются существенные порайонные различия в отраслевом наборе специализирующихся отраслей, условиях и предпосылках из развития (таблица №13).

Анализ представленных в таблице материалов можно осуществлять по разному. Непосредственный анализ данных экономии по времени, но при этом снижается элемент наглядности. Поэтому нами была разработана на основе таблиц специальная контурная карта «Специализация машиностроения районов России» с последующим ее анализом.

На карте отчетливо проявляется несколько географических закономерностей, которые могут быть подмечены учениками.

Наиболее специализированно в общероссийском масштабе машиностроение экономически наиболее развитых районов, образующие подковообразную полосу в Европейской части России. Этому способствовала сложная совокупность факторов, исторические и строительные факторы, выгоды экономико-географического положения, концентрация в данных районах значительной массы потребителей.

По мере удаления от этой группы районов уровень машиностроительной специализации снижается.

Набор специализирующихся отраслей, равно как и числа факторов благоприятствующих развитию машиностроения, уменьшается при развитии с запада на восток.

Мы убеждены, что при изучении машиностроительного комплекса России необходимо использовать краеведческий материал. Он обеспечивает более тесную связь с жизнью и современностью, дает учащимся наглядные конкретные примеры для сравнения. Общие особенности изучения темы «География Курской области» предопределяются содержанием, значением, целями ее изучения, наличием необходимых пособий и оборудования. В целях более полного использования образовательных и воспитательных возможностей темы можно провести различные типы уроков. Опираясь на полученные в общем обзоре России знания, программа по географии области требует основное внимание уделять изучению не компонентов природы и отраслей хозяйства, а крупных природно-территориальных и территориально-производственных комплексов, с упором на вопросы экономической географии. Глубокое изучение географии своей области создает условия для более полного раскрытия промышленно-следственных связей между природными условиями и ресурсами и их использования человеком, для закрепления и углубления умений работать с географическими источниками знаний.

Краеведческий материал по машиностроительному комплексу целесообразно использовать при изучении темы «Машиностроительный комплекс России». При изучении факторов размещения предприятий машиностроения нужно опираться на краеведческий материал и сравнивать, какие факторы оказывают влияние на размещение машиностроения в Курской области, и, например, в Уральском экономическом районе. При формировании понятий специализация также идет упор на краеведческие данные, так как это позволило учащимся более глубоко и осмысленно усвоить материал. Изучая понятие кооперирования - мы показали связь «Курскрезинотехники» с предприятиями сельскохозяйственного машиностроения, которые являются потребителями продукции этого предприятия. В результате у учеников сформировались понятия о месте машиностроительного комплекса своей области в едином машиностроительном комплексе России, о размерах его вклада в российскую экономику.

Использование краеведческого материала велико. Еще в конце XYIII века известный общественный деятель Николай Иванович Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изученному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». Замечательный писатель Н.В. Гоголь в статье «Мысли о географии для детского возраста» с исключительной силой и яркостью отстаивал мысль о том, что для такого предмета, как география, сухое, исключительно книжное преподавание совсем не подходит. «Учитель русских учителей» К.Д. Ушинский подчеркивал неоднократно ту мысль, что преподавание географии должно развивать у учащихся «инстинкт местности».

Д.Д. Семенов, который справедливо считается родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий высказался так: «Если справедлива та географическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отделенному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик.

Краеведческий принцип в преподавании географии осуществляется путем использования разнообразных методов и приемов учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Можно выделить два подхода. Первый заключается в том, географические понятия, процессы, явления усваиваются при непосредственном изучении края, в других случаях краеведческий материал составляет содержание целого урока или же является его элементом.

Мы убеждены, что на большинстве уроков краеведческий материал может использоваться как один из этапов. Важнейшими методами и методическими приемами могут быть (по А. З Сафиулину):

1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов - гербариев, коллекций);

Частично-поисковый, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познаваемого опыта учащихся (беседа проверочная, повторительно-обучающая);

Работа с краеведческой литературой и источниками (книги, пособия, справочники, периодическая печать);

Исследовательский, предусматривающий непосредственное изучение объектов, явлений природно-экономического содержания (наблюдения в природе и обработка материалов, составление экономическо-географических характеристик местных предприятий, работа с краеведческой литературой, картографическими, фондовыми и статистическими материалами; изучение природы и экономики края, в процессе проведения учебных и внеучебных экскурсий).

Чаще всего мы использовали краеведческий материал при сравнительной характеристике по признакам сходства или различия изучаемых территорий с родным краем. Мы рекомендуем использовать краеведческий материал в качестве исходного для постановки вопросов «проблемного» характера, направленных на более глубокое осмысление изучаемого материала, а также в качестве источника для выполнения практической работы. Например, при изучении темы «Территориальная организация отраслей промышленности» учащиеся наносят на контурную карту предприятия горнодобывающей, электротехнической, машиностроительной, химической, легкой и пищевой промышленности своей области.

Приемами активизации мыслительной деятельности учащихся является выполнение письменных самостоятельных работ краеведческого содержания по характеристике объектов, явлений и подготовка докладов, сообщений, раскрывающих общие закономерности развития географических явлений в сравнении с особенностями их местного проявления. Необходимо, чтобы учитель сам занимался краеведением и чтобы передавал свои знания и опыт учащимся. Школьное краеведение признано важнейшим средством в воспитании подрастающего поколения. Установка о связи школы с жизнью делает вопрос о развитии школьного краеведения как нельзя более актуальным.

УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.

При изучении межотраслевых комплексов в курсе «География Курской области», важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса является урок-экскурсия.

Цель экскурсии: познакомить учащихся с производственным процессом на предприятии с организациями и путями повышения эффективности производства на предприятии.

Задачи экскурсии:

Познакомить учащихся с последовательностью технологического процесса и особенностями производства; охарактеризовать факторы размещения данного предприятия;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать