Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области
общее машиностроение, характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций. Сюда относятся транспортное машиностроение (кроме автомобилестроения), производство технологического оборудования для промышленности, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения). По особенностям производства общее машиностроение связано главным образом с районами потребления готовой продукции;

- среднее машиностроение, охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование средних габаритов. В эту группу входят многочисленные предприятия, специализированные по стадиям технологического процесса, с разнообразными вариантами размещения производства;

- группу отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов, где технологический процесс сводится в основном к точной механической сборке, требующей квалифицированного труда, приуроченной к районам высокой технологической культуры;

- производство металлических изделий и заготовок, при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально расчленяется таким образом, что производство металлических изделий связано обычно с местами потребления, а производство заготовок - с источниками сырья;

- ремонт машин и оборудования.

Таким образом, машиностроение имеет сложную структуру и территориальную организацию. Различные отрасли комплекса требуют необходимого сочетания в каком-либо регионе ряда факторов, что во многом определило историческое становление производств.

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической специализации производства, прежде всего от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой технической культурой, обладающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно ёмкими потребителями готовой продукции. Это относится и к Курской области, и ко всему Центрально-Чернозёмному экономическому району.

Далее рассмотрим факторы и степень их влияния на размещение машиностроительных предприятий в Курске.

Материалоёмкость производства определяется удельным расходом сырья и основных материалов на производство продукции. Дополнительным признаком может служить доля сырьевых затрат в себестоимости продукции. Однако, этот показатель носит довольно условный характер: его величина зависит от того, насколько дорогим или дешёвым оказывается используемое сырьё. Высокоматериалоёмкие отрасли имеют ярко выраженную сырьевую ориентацию. Среди них находится тяжёлое машиностроение.

Типичным признаком энергоёмкости служат, во-первых, доля топливно-энергетических затрат в себестоимости готовой продукции; во-вторых, удельные затраты топлива и энергии на её производство. При этом энергоёмкость может пониматься как топливоёмкость, теплоёмкость (по преобладанию энергоносителя в технологических процессах).

О трудоёмкости отдельных отраслей машиностроения можно судить по затратам труда на единицу выпускаемой продукции, по числу рабочих, приходящихся на определённое количество продукции, и, наоборот, по количеству продукции в расчёте на одного работника. Индикатором трудоёмкости служит и такой показатель, как доля заработной платы в себестоимости промышленной продукции, но его необходимо корректировать, учитывая различия уровней квалификации рабочей силы. Характерными трудоёмкими отраслями, ориентирующимися на места сосредоточения рабочей силы, является машиностроительные отрасли (за исключением металлоёмких производств).

Наличие рабочей силы является важной предпосылкой для предприятий машиностроительного комплекса. Обеспеченность трудовыми ресурсами, а также квалификация рабочих, во многом предопределяет развитие на территории какого-либо региона различных отраслей машиностроения и эффективную последующую работу производств.

В целом предприятия машиностроительного комплекса Курска обеспечены ресурсами различной квалификации. Это объясняется тем, что с конца 50-х годов до середины 80-х годов наблюдался массовый приток сельского населения (в основном молодёжи) в областной центр. Многие из них получали образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях и затем работали на заводах города.

Численность промышленно-производственного персонала с 1991 года неуклонно снижалась до 1997 года. Число занятых на предприятиях машиностроения города Курска снизилось с 73200 человек в 1991 году до 41200 человек в 1997 году. Можно также отметить, что сокращение численности наблюдается как среди рабочих, так и среди управленческого состава предприятия.

Динамика изменения численности занятых в машиностроении города Курска с 1991 года по 1998 год показана графически (рис.1).

Численность ППГ

Рис.1. Изменение численности промышленно-производственного персонала машиностроительных предприятий города Курска.

Наибольшее сокращение численности рабочих наблюдалось с 1992 года по 1996 год. Тогда за год персонал машиностроительных предприятий уменьшался на 7-8 тысяч человек (если в 1992 году снижение составило приблизительно 10%, то в 1995-1996 годах - около 15%). Это очень ощутимые показатели, которые отражают состояние дел в отрасли в то время. В период перехода к новой системе хозяйствования машиностроение города переживало жесточайший кризис, некоторые производства были полностью свёрнуты.

В период с 1996 года можно наблюдать относительную стабилизацию в численности занятых на предприятиях машиностроения в городе, а на некоторых - даже увеличение этого показателя. Это также отражается на графике, который постепенно выравнивается, а к 1998 году лишь незначительно опускается вниз, свидетельствуя о том, что по отношению к 1997 году число работников снизилось на 600 человек. Этот факт прослеживается и в данных таблицы (Таблица №6) о численности занятых на производстве в различных отраслях машиностроения за 1997-1998 годы. Так, за год численность промышленно-производственного персонала увеличилась в производстве электротехнических машин; оборудования и аппаратуры с 3256 человек в 1997 году до 3600 человек в 1998 году, а в подшипниковой промышленности - с 5060 до 5176 человек. Но за этот же период наибольшее сокращение штатов произошло на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения. Численность занятых уменьшилась на 1124 человека, что составляет около 25% от общего числа работников этой отрасли, и точного машиностроения - на 708 человек.

Таким образом, машиностроительные предприятия Курска полностью обеспечены трудовыми ресурсами. Даже такие вредные производства, как литейные цеха, не испытывают недостатка в рабочей силе, а отрасли точного машиностроения - в квалифицированных кадрах. Снижение численности занятых, характерное для начала 90-х годов, приостановило свои темпы. Наблюдается стабилизация численности занятых, а на некоторых Предприятиях даже увеличение этого числа, что говорит об увеличении объёмов выпускаемой продукции.

Потребительский фактор при территориальной раздробленности природных ресурсов и населения действует в направлении, противоположном сырьевому и топливно-энергетическому. Значимость потребительского фактора усиливается обеспеченностью рабочей силой, поскольку места сосредоточения населения одновременно служат не только источниками трудовых ресурсов, но и потребителями значительного количества промышленной продукции.

Роль своеобразного фокуса играет транспортный фактор, как бы вобравший в себя влияние остальных факторов размещения предприятий машиностроительного комплекса. Следует подчеркнуть, что в машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства больше влияния, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования.

Факторы размещения производства оказали различное влияние на развитие в Курске подотраслей машиностроения. Нельзя сказать, что определяющим был какой-то один фактор, т. к. лишь комплексный анализ этого вопроса может показать большую или меньшую роль того или иного фактора.

Аккумуляторная и элементная промышленность получила широкое развитие в городе. Большое влияние на размещение производства оказал потребительский фактор, т. к. область, да и весь Центрально-Чернозёмный район, в связи с интенсивным использованием автомобилей и другой крупной техники испытывает потребность в аккумуляторах и электротехнических элементах. Нельзя недооценивать и тот факт, что город Курск имеет выездное транспортно-географическое положение. Продукция электротехнической промышленности легко транспортируется, поэтому не возникает трудностей с перевозкой изделий в другие области России и также за границу в сопредельную Украину.

Сельскохозяйственное машиностроение, которое представлено в Курске, прежде всего АО «Курскагромаш», ориентируется на потребителя продукции этой отрасли. Не менее важными факторами являются выгодное транспортно-географическое положение, т. к. город находится приблизительно в центре районов с развитым сельским хозяйством в Европейской части России и стран СНГ. Важно и то, что город достаточно обеспечен трудовыми ресурсами, т. к. это довольно трудоёмкое производство.

Подшипниковая промышленность представлена функционированием в Курске предприятия АПЗ-20, одним из крупнейших в России заводов этого профиля. Факторы размещения схожи с таковыми для электротехнической промышленности. На первый план выдвигается потребительский фактор, за ним идут транспортный и фактор трудовых ресурсов.

На постройку в Курске нескольких предприятий точного машиностроения наибольшее влияние оказал тот факт, что в городе имеется большое количество квалифицированных рабочих кадров.

Влияние того или иного фактора на размещение машиностроения Курска, наглядно отражено в таблице (Таблица №1). Таким образом, ведущее место в машиностроении города Курска занимает потребительский фактор, именно он определил расположение в городе почти всех производств машиностроительной продукции. Обеспеченность трудовыми ресурсами, позволила разместить трудоёмкие производства, а научно-техническая база - предприятия точного машиностроения. Выгодное транспортно-географическое положение содействовало возникновению производств, продукция которых требуется в других районах России и странах СНГ.

Машиностроение г. Курска.

Общая характеристика.

В производстве товарной продукции Курской области основная роль принадлежит машиностроению и металлообработке. Удельный вес продукции отдельных отраслей машиностроения в общем объёме продукции промышленности города Курска в процентном. отношении неуклонно снижается с 1991 по 1994 годы (рис.2).

За год доля машиностроения поднялась с 25,8% в 1994 году до 27,9% в 1995 году. Но это не означает, что произошёл рост производства, т. к. в других отраслях промышленности спад физических объёмов выпускаемой продукции был ещё большим. На графике видно, что за следующий 1996 год произошло снижение доли продукции машиностроения на 3,6%. Это связано, прежде всего, с ростом объёма выпускаемой продукции в других отраслях промышленности, главным образом в пищевой. За период 1996-1997 годов доля машиностроения стабилизировалась на уровне 24%.

Удельный вес,%

Рис.2. Удельный вес машиностроения в общем, объеме продукции промышленности г. Курска.

В 1998 году отмечалось наибольшее, за последнее время, увеличение удельного веса данной отрасли хозяйства, что, прежде всего, связывается с повышением спроса на продукцию отечественных предприятий, в связи с августовским кризисом того года и, как следствие, резким увеличением стоимости зарубежных аналогов.

Если рассмотреть индексы физического объёма промышленного производства в машиностроении города Курска и проследить изменение этого показателя, выраженного в процентах данного года к предыдущему, то можно сделать следующие выводы.

В 1995 году рост объёма производства составлял 11,4%. Индекс физического объёма производства в 1996 году к предыдущему 1995 году составил 70,7%, т.е. отмечается спад производства на 30,0%. Этот факт также можно проследить на графике удельного веса продукции машиностроения в общем объёме продукции промышленности. Спад с 27,9% до 24,3%, а это говорит о том, что в машиностроительном комплексе города эта тенденция была более выражена, чем в других отраслях. За период 1996-1997 годов количество выпускаемой продукции осталось практически прежним, рост составлял всего 2,0%. Рост производства в 1999 году к 1998 году составил 23,7%, что говорит о преодолении кризисных явлений на ведущих предприятиях отрасли. Оптимистичным выглядит прогноз и на 2000 год. Специалисты ожидают увеличение объёмов производства не менее чем на 10,0%.

В структуре машиностроительного комплекса наибольшее развитие получили отрасли электротехнического, сельскохозяйственного и точного машиностроения. В Курске расположены крупные машиностроительные и металлообрабатывающие заводы. За последние годы в городе не открываются новые предприятия, не вступают в строй новые мощности. Закладываются лишь небольшие производства, являющиеся филиалами головных предприятий. Да и мощности последних используются в лучшем случае на 60-70%.

Нельзя не отметить и тот факт, что на развитие машиностроительного комплекса Курска вкладывается явно недостаточное количество средств. Так, инвестиции в основной капитал машиностроительных предприятий составили: в 1995 году - 38428,8 млн. руб., в 1997 году - 33496,9 млн. руб. (суммы в фактических ценах). В процентах к итогу инвестиционных вложений во все отрасли промышленности это составляет соответственно: в 1995 году - 5,3%, в 1996 году - 5,1%, в 1997 году - 3,9%, в 1998 году - 5,6%. Это очень незначительные цифры и можно сделать вывод о том, что по объёму инвестиционных вложений машиностроение занимает одно из последних мест среди других отраслей промышленности.

Машиностроительные предприятия Курска, несмотря на различные трудности, выпускают довольно конкурентноспосбную продукцию, которая приобретается и используется не только в России и странах СНГ, но и в государствах дальнего зарубежья.

Экспорт товаров из области - процесс непостоянный, его объёмы непрерывно изменяются. Наибольшим спросом, как на рынках СНГ, так и дальнего зарубежья пользуются подшипники качения, выпускаемые АПЗ-20. Существует спрос и на электродвигатели и генераторы, произведённые в Курске, хотя он резко снизился за период с 1996 по 1997 год. Остальные же товары вывозятся, прежде всего, в другие регионы России и страны СНГ.

Другой не менее важный сегодня показатель - экологический. Так в 1997 году выброшено в атмосферу 11 тыс. т. загрязняющих веществ. От общего числа отходящих загрязняющих веществ уловлено и обезврежено 76,0%. Машиностроение сегодня занимает по показателям загрязнения окружающей среды города Курска, среди других отраслей промышленности, второе место, уступая только электроэнергетике. Это при том, что предприятия машиностроительного комплекса работают не на полную мощность.

Электротехническая промышленность.

Электротехническая промышленность, как подотрасль машиностроения, в Курске получила довольно большое развитие. Можно выделить в этой подотрасли два крупных направления: производство аккумуляторов и производство электротехнических машин, оборудования и аппаратуры. Производство аккумуляторов налажено на АО «Аккумулятор». Предприятие выпускает автомобильные аккумуляторы различных модификаций, которые пользуются спросом как у нас в стране, так и за рубежом. Также освоено производство других элементов питания, используемых на производстве и в быту. В последние годы отмечаются изменения объёмов выпуска продукции предприятием. Так в 1996 году отмечено снижение уровня производства на 22%. В 1997 году на АО «Аккумулятор» произошёл рост выпуска аккумуляторов и аккумуляторных батарей свинцовых автомобильных на 9,5%, что графически показано на рис.3.

Тогда удельный вес отрасли в машиностроении Курска составлял 19,2%. По данным 1998 года, рост производства бы уровне 10,0%, но всё же количество произведённых аккумуляторов было ниже, чем тот же показатель за 1995 год. За год прирост производства продолжился и достиг своего минимального уровня в 24,0%. Начиная с 1991-1992 годов и до 1996 года в Курске снизилось производство аккумуляторов. За это время данный показатель снизился более, чем в 2 раза. Последние несколько лет с 1996 года, наблюдается реанимация данной отрасли, в увеличении числа выпущенных аккумуляторных батарей.

Объем выпуска, тыс. шт.

Рис.3. Изменение объемов выпуска аккумуляторов в г. Курске.

Численность занятых в аккумуляторной и элементной промышленности последние годы практически не изменялась 1998 году она составила 3550 человек, из них 2789 рабе Средняя заработная плата в данной отрасли самая высокая в машиностроительном комплексе города Курска на протяжение последних трёх лет. В 1998 году она составляла 994 рубля, у рабочих - 910 рублей в месяц (Таблица №6).

Производство электротехнических машин, оборудован аппаратов налажено на двух предприятиях города - АО «Электроаппарат» и АО «Электроагрегат». Объёмы выпуска продукции с 1992 года неуклонно снижались, например, в 1995 и в годах спад составил 25,2%. И лишь в 1997 году отмечается и незначительный, всего 6%, но всё-таки рост объёмов производства. Так на АО «Электроагрегат» (удельный вес на тот период - 9%) увеличен выпуск генераторов переменного тока мощностью от 0,5 до 100 кВт - . в 1,4 раза. Это позитивная тенденция сохранилась и в 1998 году. Об этом говорит и факт, что численность занятых на этом производстве возрос в этом году на 404 человека, из них 313 рабочих, таким образом, увеличение составило 12,0%.

Сельскохозяйственное машиностроение.

Одной из важнейших отраслей машиностроения Курска является сельскохозяйственное машиностроение. К наиболее крупным предприятиям относится АО «Курскагромаш», выпускающее разнообразные запасные части и агрегаты для тракторной промышленности и ремонтных предприятий.

Последние годы завод работает крайне нестабильно, часто случаются простои мощностей предприятия. Бывшее ранее самым крупным предприятием города, АО «Курскагромаш» сейчас переживает не лучшие свои времена. Во много раз сократились объёмы выпускаемой продукции. Это связано, прежде всего, с тем, что основной потребитель продукции предприятия - сельское хозяйство в настоящее время находится в глубочайшем кризисе. Сокращение производства и нестабильность объёмов выпуска можно проследить на примере собираемых на АО «Курскагромаш» мотоблоков и мотокультиваторов (Таблица №7). На графике это будет выглядеть следующим образом (рис.4).

Объем, шт.

Рис.4. Изменение объемов выпуска мотоблоков и мотокультиваторов на АО «Курскагромаш».

Таким образом, в целом производство снизилось, но в отдельные годы (1996 и 1999 годы) отмечаются подъёмы объёма производства (соответственно на 12,7% и 48,9%). Всего же с 1992 года объём выпуска продукции на АО «Курскагромаш» сократился более чем в 9 раз.

Соответственно объёмам производства резко снизилось и число занятых на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения. В 1990 году АО «Курскагромаш» (КЗТЗ) было самым большим по числу работников предприятием в Курске. Сейчас оно занимает одно из последних мест среди других производственных объединений машиностроительного комплекса города. На фоне остальных заводов, на которых отмечается стабилизация числа рабочих, штат АО «Курскагромаш» продолжает уменьшаться. Например, за один год с 1997 по 1998, число занятых сократилось с 4301 до 3177 человек (рабочих с 3260 до 2382). Таким образом, число работников уменьшилось на 26%, это очень высокий показатель, свидетельствующий о неблагоприятном ходе дел на данном производстве.

Из всего выше сказанного видно, что сельскохозяйственное машиностроение города переживает острый кризис и выхода из него в ближайшее время не ожидается, так как ни по одному показателю, характеризующему данное производство, не прослеживается позитивных тенденций. Выход отрасли из кризиса возможен только с подъёмом всего сельского хозяйства области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать